Методическая работа в условиях инновационного развития школы
статья по теме
Представленый материал является выступлением на городском семинаре для директоров школ. Тема семинара: "Развитие образовательной среды школы в современных условиях". В тексте раскрываются особенности методической работы учителя в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, в рамках деятельностного подхода к обучению учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota_v_usloviyah_innovacionnogo_razvitiya_shkoly.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильина А.Б.
Выступление на городском семинаре для директоров школ
«Развитие образовательной среды школы в современных условиях»
МОУ СОШ № 2г. Серпухов
30.11.2012г.
Методическая работа в условиях инновационного развития школы
Педагог – учитель, воспитатель – всегда играл, играет и будет играть главную роль в процессе обучения и воспитатния детей. Но в современном обществе, меняющем всё и вся, педагогическая работа тоже изменяется, наполняясь новым смыслом, претворяясь в новых формах, выводя на первый план понятие деятельности, деятельностного подхода к обучению.
Деятельностная педагогика на сегодняшний день — одна из наиболее перспективных инноваций в образовании, так как она имеет широкий спектр возможностей развития, как дидактики, так и системы управления школьным образовательным процессом, предоставляя, таким образом, возможности для развития всех его участников.
Это утверждение основано на принципиально важном положении о том, что каждый участник образовательного процесса становится субъектом, т.е. инициатором деятельности только во взаимодействии с другими участниками. Поэтому механизмом процесса становления субъектности (проявления инициативы и ответственности за нее) участника УВП является тот способ, который позволяет ему занять исследовательскую позицию по отношению к изучаемому объекту, предмету. Условием, при котором эта позиция порождается, является совместная, коллективно-распределённая деятельность. Именно в совместной деятельности ученик (учитель) сначала учится строить учебные (деловые, профессиональные) отношения с другими (сверстники, воспитатели, учителя, сотрудники школы и иных учреждений), а затем становится способным строить отношения с самим собой в образовании, то есть самообразовываться. В деятельностной образовательной парадигме организация учебного и внеучебного взаимодействия основывается на условиях сотрудничества.
Именно этот принцип сотрудничества ученика и учителя положен в основу развиваюшего обучения Эльконина-Давыдова. Осмысление и принятие новой роли педагога в образовательном процессе нашей школы произошло давно, и принципы развивающего обучения и воспитания легли в основу деятельности всех педагогов школы. При этом ведущая позиция учителя не утратилась, но вместе с учеником он включился в исследовательскую деятельность.
Основные ситуации развития, «преобразования» педагога-предметника, в традиционно принятом на сегодня варианте его вузовской подготовки, в педагога-исследователя, педагога-проектировщика, разрабатывающего совместно с учеником траекторию его образования в ближайшей и дальней перспективе, являются следующие:
- обнаружение противоречия между имеющимся способом действия и границами его эффективного применения (возникновение конфликта),
- последующий анализ противоречия (конфликта)
- и поиск продуктивного решения по выходу из этого конфликта как социального («отношенческого»), так и понятийно-содержательного.
Слайд № 1. Формы методической работы учителя в рамках реализации Программы развития школы.
Продвижение педагогов в совместном групповом поиске решений проблемных, развивающих ситуаций (в данном случае профессионально необходимых приемов работы) и составляет специфику задаваемого нами образовательного пространства методической деятельности учителя. По сути, на проектных семинарах создаются условия для совершения методологической рефлексии по отношению к уже известным и исполнявшимся ранее действиям. Это главное условие для конструирования новых учебных средств, приемов и форм организации новой, развивающей образовательной среды школы. Таким образом, мы выходим на методологическое проектирование как основной метод работы в образовательном пространстве школы, целью построения которого является развитие всех его участников.
Для организации инновационной методической работы - разработки принципиально новых учебных средств, приемов, дидактического материала — требуется «выход» педагога за пределы учебно-предметной сферы профессиональной деятельности, освоение им специфического вида работы «методологической деятельности», которая, по сути, есть методологическое проектирование, В чем оно заключается…
Начиная работать в системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова, где основной учебно-методический комплект был только еще создан для начальной школы, наши учителя не только обучались работе по данной технологии, но и практически являлись соавторами создаваемых учебников нового поколения и дидактических материалов к ним. И это, несмотря на огромные организационные трудности, было для самих учителей этапом их профессионального «прорыва», ситуацией развития, точкой роста. Освоение этой технологии в рамках начальной школы позволило учителям стать методистами-консультантами, лидерами школы в поиске организационных форм и путей преемственности в средней школе, где сегодня задачи развивающего обучения и принципиальные основы их решения еще только доопределяются и дорабатываются. И сейчас наши учителя-предметники тоже вносят свой вклад в интенсивный поиск условий, механизмов и педагогических техник развивающего образования основной и старшей школы, сочетая их с принципами профильного обучения и предпрофильной подготовки. В этой ситуации выход педагогов за рамки урочной системы и узкопредметной направленности является необходимым условием их развития. Механизм, способ такого развития кроется в специально организованном проектировании недостающих методических средств: разработка рабочих программ учебных и элективных курсов, кружковых занятий и занятий внеурочной деятельности, использование информационных технологий для разработки и создания дидактических материалов и презентаций к урокам, разработка КИМов, освоение технологии проектной деятельности и педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.
Методологическое проектирование в образовательном пространстве школы позволяет через теоретические семинары и научно-практические конференции, проводимые в школе, в городе, регионе, производить не только взаимный обмен эффективными педагогическими техниками, но и способствовать порождению нового видения способов организации предметного содержания и организационных форм по освоению этого содержания, специфичных для разных возрастов и индивидуальных особенностей учащихся. А постоянная работа в поисковом режиме, где сотрудничество и сотворчество всех участников образования являются фактором эффективной деятельности, формирует у педагога культуру исследования, в которую затем «погружается» ученик. Тогда образовательная ситуация становится социальной ситуацией развития. Таким образом, система развивающего обучения, первоначально реализованная нами в начальной школе, подготовила прочную базу для профильного обучения, позволив реализовать на практике принцип непрерывности и преемственности образования. Такая преемственность имеет все возможности преобразования в технологию, которая удерживает образовательное пространство школы как развивающее и развивающееся.
Слайд № 2 Структура управления методической работой школы в условиях инновационного развития. Задача администрации в этом направлении развития образовательной среды школы – создать условия всем педагогам для овладения новыми видами деятельности.
Особенности этой стуктуры – в единстве и взаимосвязанности всех звеньев и уровней, с одной стороны, а с другой стороны, в ее разомкнутости, открытости к сотрудничеству с педагогическим сообществом города и шире.
Для того чтобы педагог реализовал себя и был настроен на развитие, также, как показывает опыт, необходима оценка его деятельности: внешняя и внутренняя.
Внутренняя – это потребность учителя в систематическом самоанализе и адекватной самооценке им своих профессионально значимых личностных качеств. И самооценка, и самоанализ становятся фактором роста педагогов при условии их профессионального общения, сотрудничества, совместного обсуждения педагогических проблем и конкретных ситуаций с коллегами. Именно через профессиональное взаимодействие педагогов происходит осознание необходимости создавать условия для большей самостоятельности, инициативы учащихся, что в свою очередь обеспечивает ученикам личностное самоопределение.
Слайд № 3. Система внешней оценки деятельности учителя.
Внешняя оценка – это система различных объективных критериев успешности деятельности педагога и «инструментов» для их измерения.
- Прежде всего это аттестация педагогических работников, призванная стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации, методологической культуры, личностного профессионального роста самого учителя, использование им современных педагогических технологий, повышения эффективности и качества педагогического труда, с одной стороны, а с другой - результаты аттестации многое дают для принятия управленческих решений: выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогов, учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава школы, определение необходимости повышения квалификации педагогических работников, обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогов.
- Награждения и поощрения.
Слайд № 4. Модель учителя МОУ СОШ № 2.
- Это смоделированный условиями конкретной образовательной среды модель учителя МОУ СОШ № 2 – идеал, к достижению которого продвигает процесс развития.
Учитывая, что образовательная среда школы в процессе взаимовлияния и совместной деятельности формирует и развивает личность не только ученика, но и учителя, мы впервые разработали и включили в Программу развития в раздел «Прогнозируемые результаты» Модель личности учителя МОУ СОШ № 2,
которая включает в себя следующие элементы:
- Ценности, принципы и цели
- Профессиональные качества и позиции
- Ключевые компетенции
- Педагогические методы, способы и технологии
Ценности, принципы (суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):
- свобода учащегося быть самим собой
- каждый человек обладает своим «совершенством»
- помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
- индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
- человек учиться только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
- чтобы быть успешным в современном обществе выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
- приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Цели:
в процессе обучения помочь учащимся овладеть ключевыми компетенциями, владение которыми позволяет быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни, такими как:
- умение учиться
- коммуникативные
- личностные (знание своих сильных и слабых сторон, принятие своего «Я»)
- компьютерные технологии
Профессиональные качества:
- доброжелательно и заинтересовано относиться к учащимся;
- быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществляя коррективы в своей деятельности;
- иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися;
- иметь развитую способность к критике и рефлексии;
- воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
- понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности;
- быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;
- спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;
- иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
- уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
- демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.;
- демонстрировать увлеченность своим предметом;
- использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.
Позиции:
Руководитель, наставник, советчик, сотрудник, исследователь, проектировщик,
Профессиональные компетенции учителя:
Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, чтобы оно мотивировало учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.
Слайд № 5. Рейтинг методической активности учителей МОУ СОШ № 2. + Положение о рейтинге методической работы учителя.
- Это разработанный школой документ - Отчет учителя о проделанной работе. Принцип его построения во многом перекликается с разделами экспертного заключения и приложений к нему. Отчет позволяет не только анализировать качество учебно-воспитательной и методической деятельности педагогических работников школы, но и определять место и роль каждого в образовательном пространстве школы.
- Рецензии, отзывы на продукты методической деятельности учителя (программа, методическая разработка урока, дидактического материала и т.д.)
- Конкурсы профессионального мастерства различных уровней – На текущий момент мы провели 2 школьных конкурса методических проектов:
2010-2011 уч. год – Презентация работы Школьного методического объединения; (Положение)
2011-2012 уч. год – Предметная образовательная среда в образовательном пространстве школы; (Положение)
2012-2013 уч. год – ознакомили учителей с Положением о конкурсе методических проектов «Лучший сайт (Web-страница) учителя» (Положение).
А сейчас я передаю слов одному из победителей прошлогоднего конкурса презентаций - Квасова Елена Владимировна – руководитель творческой группы по методической поддержке учителей-участников конкурсов профессионального мастерства представит конкурсную работу ШМО учителей английского языка «Образовательная среда предмета «Английский язык» в образовательном пространстве МОУ СОШ № 2».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа социального педагога с детьми «группа риска» в условиях инновационного развития системы образования.
Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся к саморазвитию, мотивации к обучению и...
Учет личностных особенностей участников педагогического процесса в условиях инновационного развития как основное условие качества образования.
В материале рассатривается личный опыт учителя о применении ИКТ технологий на уроках иностранного языка как одного из факторов учета личностных особенностей участников педагогического процесса в...
Деятельность учащихся на уроке музыки в условиях инновационного развития общего образования.
доклад "Деятельность учащихся на уроке музыки в условиях инновационного развития общего образования"...
САМООБРАЗОВАНИЕ как одно из условий повышения профессионализма учителяДиагностика и мониторинг в условиях инновационной деятельности школы
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным нап...
Опытно-экспериментальная работа как инструмент инновационного развития школы
Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) является обязательным элементом управления развитием образовательного учреждения, обеспечивающим исследовательский характер работы педагогического коллектива по п...
Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов
В данной статье показано значение методической работы как условия профессионального роста педагогов. Раскрываются инновационные подходы в организации методической работы в гимн...
Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов
В данной статье показано значение методической работы как условия профессионального роста педагогов. Раскрываются инновационные подходы в организации методической работы в гимн...