Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов
статья
В данной статье показано значение методической работы как условия профессионального роста педагогов. Раскрываются инновационные подходы в организации методической работы в гимназии и их влияние не только на рост профессионального мастерства учителя, но и на качество образования в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_garievoy_n.v._maou_gimnaziya_no1.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Гариева Н.В.
МАОУ «Гимназия №1»
МО «город Бугуруслан»
Инновационная методическая работа
как условие профессионального роста педагогов
Аннотация. В данной статье показано значение методической работы как условия профессионального роста педагогов. Раскрываются инновационные подходы в организации методической работы в гимназии и их влияние не только на рост профессионального мастерства учителя, но и на качество образования в целом.
В инновационном образовательном учреждении принципиально меняются смыслы, ценности образования, роль и место учащегося, учителя в педагогическом процессе. Педагог становится одним из важнейших факторов успеха нововведений. «Учитель как субъект педагогического процесса, – отмечает Л.П. Ильенко - является главным действующим лицом любых преобразований в системе просвещения» [1]. В связи с этим обозначена важная задача подготовки таких учителей, которые способны будут решать принципиальные образовательные задачи, иначе думающих и действующих. Безусловно, на подготовку таких специалистов для общеобразовательных школ должны ориентироваться педагогические вузы, однако «ситуация опережения» в подготовке кадров под новые задачи системы образования не всегда в действительности реализуется. Реальным становится другой подход: наращивание профессионального потенциала учителя внутри самого образовательного учреждения.
Гимназия была открыта в 1997 году. С тех пор коллектив работает в инновационном режиме. Инновационная деятельность имеет два вектора: во - первых, она направлена на постоянное самосовершенствование учителя; во-вторых - на развитие личности учащегося.
Оказываемые гимназией образовательные услуги давно и стабильно пользуются спросом учащихся и родителей всех районов г. Бугуруслана. Инновационная концепция образовательного учреждения ориентирована: на обновление содержания образования в условиях реализации новых образовательных стандартов; на интеграцию учебной, проектной, исследовательской и творческой деятельности; на профильное обучение; на информатизацию образовательного процесса и управления; на развитие государственно-общественного управления.
Тесное сотрудничество с такими структурными подразделениями в региональной системе образования, как Оренбургской государственный педагогический университет, Региональный центр развития образования, Оренбургский государственный университет несомненно, способствует повышению квалификации педагогических кадров. Однако анализ научной литературы (М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.) и образовательной практики показывает, что мастерство учителя формируется через постоянную систематическую работу непосредственно в самом образовательном учреждении [3].
Инновационная методическая работа рассматривается как часть профессионально-педагогической, профессионально-управленческой деятельности, ориентированной на овладение педагогами новыми, инновационными способами деятельности, которые включают в себя следующие умения: определять приоритетные направления инноваций; отбирать содержание инновационной деятельности; проектировать реализацию содержания инновации через применение современных педагогических технологий; описывать критерии оценивания образованности учащихся по результатам инноваций [2].
На основе традиционных и инновационных подходов в области методической работы в гимназии создана своя система методической работы, которая представляет систему взаимодействия взаимосвязанных подсистем обеспечения и сопровождения образовательного процесса, деятельности учителя, инновационной, экспериментальной деятельности.
Инновационная методическая работа в гимназии осуществляется поэтапно, на основе выработанного алгоритма. На первом этапе выявляется целевой заказ, т.е. цели и задачи повышения профессиональной компетентности учителей. Для этого проводится диагностическая работа, в процессе которой уточняются теоретическая профессиональная подготовленность учителя, его профессиональная и методическая компетентность, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию, а также готовность к инновационной деятельности.
На втором этапе осуществляется анализ уровней профессиональной компетентности педагогов, что позволяет выстроить систему методической помощи и управленческого содействия учителям, осуществляющим инновации, отобрать содержание и формы организации методической работы. Задачи, стоящие перед методической службой, реализуются через использование различных форм работы: репродуктивных (семинары-практикумы, педагогические мастерские, тренинги); эвристических (проблемные семинары, организационно-деятельностные игры); эвристико-продуктивных (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства); продуктивных (научные конференции, теоретико-методологические и проблемные семинары, участие в работе временных творческих или проблемных групп).
На третьем этапе осуществляется формулировка заданий учителям и реализация заданий по сбору идей и предложений по организации инновационной методической работы. Результатом данного этапа становится инновационная методическая продукция (технологические карты уроков, сценарии внеклассных мероприятий, авторские программы, методические разработки, методические пособия и т.д.).Методическое сопровождение данного этапа реализуется через формирование видеотеки инновационного опыта, создание банка методических материалов (сборники, выступления, информационные методические бюллетени и др.), наглядно-дидактических пособий, технологий по обеспечению реализации инновационного процесса развития гимназии; разработки персонального методического банка учителей.
На четвертом этапе научно-методический совет гимназии осуществляет рецензирование представленных работ и материалов, дает оценку инновационной методической продукции. Если в дальнейшем не планируется распространение методической продукции для широкого педагогического круга, то процесс заканчивается рекомендацией использования в рамках образовательного учреждения.
Научно-методический совет является главным консультативным и координирующим органом гимназии по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса, анализу состояния и результативности научно-методической работы, координации разработок авторских программ учителей, издательской деятельности. Активно направляет деятельность на решение таких задач, как изучение специфики повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС; внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, как важного условия по оптимизации образовательной среды, качества учебно-воспитательного процесса; обобщение результатов, выработка рекомендаций учителям.
Важным звеном в реализации инновационных процессов являются метапредметные методические объединения, которые наряду с традиционными организационными и учебно-методическими функциями, занимаются научно-методическим обеспечением деятельности учителей через курирование и координацию выбора проблем; контроль за ежегодным выполнением индивидуальных планов самообразования; систематическое обсуждение научно-методической и практической информации, собранной педагогами по темам самообразования.
Образовательное учреждение вступило в новый этап своего развития - этап активного использования новых экономических отношений и материальных методов стимулирования педагогической деятельности учителя, индивидуального подхода к организации работы с педагогическими кадрами и дифференцированного подхода к оплате их труда. В этих условиях научно-методическим советом создана модель системы поощрения учителей, работающих в инновационном режиме, разработаны «индивидуальные карты инновационного опыта», которые включают в себя информацию о достижениях и успехах педагогов по двум основным направлениям: развитие и результативность педагогической деятельности учителя. На основе разработанных критериев (среди которых: позитивная динамика учебных достижений; позитивные результаты в работе с одаренными детьми; использование современных образовательных технологий; обобщение и распространение педагогического опыта; участие в конкурсах; повышение квалификации) каждым учителем осуществляется самоанализ педагогической деятельности по критериям и показателям, обеспечивающим, в конечном счете, его личностную заинтересованность в результатах своего труда. На основе анализа результатов деятельности определяется уровень профессионального мастерства учителя и личный вклад каждого в развитие гимназии.
Результативность инновационных подходов в методической работе по развитию профессиональной компетентности педагогов просматривается в нескольких направлениях:
1. Управление процессом непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров.
Результат работы - 100% учителей гимназии аттестованы на первую и высшую квалификационные категории, из них имеют высшую квалификационную категорию 26 учителей (83%). Одним из механизмов профессионального роста учителя является развитие сетевого взаимодействия. 88 % педагогов гимназии зарегистрированы на сайтах, порталах, свыше 67% активно распространяют свой педагогический опыт, 22 (57%) педагога создали персональные сайты и блоги, что способствует диссеминации позитивного педагогического опыта.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства.
Только за три последних года победителями и призерами конкурсов профессионального мастерства различного уровня стали 23 педагога гимназии.
3. Важным результатом управления инновационной научно-методической деятельностью является обобщение и распространение передового педагогического опыта. Ежегодно 90% педагогов участвуют в конференции «Моя инновация», что способствует формированию банка исследовательских работ, методических и дидактических материалов. Опыт лучших педагогов представляется в периодическом издании «Методический калейдоскоп», сборниках «Современный урок», «Мой лучший урок». Материалы методического банка являются доступными педагогическому сообществу.
Высокий уровень инновационного потенциала педагогов способствует в целом успешному инновационному развитию гимназии. Подтверждением этого являются победы в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, для получения гранта губернатора Оренбургской области, в областном этапе конкурса «Школа Оренбуржья». Образовательному учреждению присвоены звания - «Учреждение года», «Лидер инновационного образования». Ежегодно гимназия входит в число 100 лучших образовательных учреждений РФ в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Инновационная методическая деятельность, в конечном счете, способствует повышению качества образовательного процесса, уровня образованности и воспитанности учащихся.
Литература
1. Ильенко Л.П. Инновационные технологии в процессе модернизации управления методической работой в школе. –М.:АРКТИ, 2012 .,- 100с.
2. Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград, издательство «Учитель», 2010г.,-127с.
3. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2011. – 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Инновационная деятельность в условиях современного образования"
Главная задача образования – качество образования – на современном этапе приобретает новый статус и требует новых форм взаимодействия образования, государства и общества.Сущность современного образова...
«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»
Компетентностный подход – создание условий для овладения учащимися комплексом компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...
МО воспитателей «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности воспитателя»
Выступление на МО воспитателей в форме путешествия....
Статья "Инновационные подходы к подготовке профессиональных кадров»
Инновационные подходы к подготовке профессиональных кадров» по направлению - Информатизация учебного процесса...
Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога
Педсовет «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога». На педсовете обобщен инновационный опыт школы в условиях перехода на нов...
Статья "Школьное методическое объединение учителей математики на пути совершенствования работы в условиях реализации инновационной деятельности"
Школьное методическое объединение учителей математики особенно много внимания уделяет развитию инновационного образования, на совершенствование образов...
Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов
В данной статье показано значение методической работы как условия профессионального роста педагогов. Раскрываются инновационные подходы в организации методической работы в гимн...