История разработки теоретических вопросов системно-деятельностного подхода
презентация к уроку по теме

История разработки теоретических вопросов системно-деятельностного подхода. Выступление на районном семинаре учителей истории. Презентация подготовлена с помощью материалов Интернета, были рассмотрены и изучены работы психологов, педагогов, социологов. В результате получилось вот такое обобщение.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История разработки теоретических основ системно-деятельностного подхода Автор: учитель истории МОУ Медведской СОШ, Бисерова Е.А.

Слайд 2

В XIX в. ещё в дидактико-методических работах по начальному и дошкольному образованию Ф.Фребеля нашло отражение гегелевское понимание деятельности. Как известно, Г.В.Ф.Гегель описал всеобщую схему деятельности, обстоятельно проанализировал диалектику её структуры (в частности, взаимоопределяемость цели и средства), отметив социально-историческую обусловленность деятельности и её форм. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Учение Г.В.Ф. Гегеля

Слайд 3

Концепцию предложил ещё в начале 20 века американский ученый Джон Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. «учение через деятельность»

Слайд 4

разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), Новые социально-психологические идеи о личности представлены системным подходом, сформулированным и развитым Б.Ф. Ломовым . Согласно его концепции, основанием качеств человека является социальная система. В этой системе существуют все связи и отношения человека с другими людьми и их общностями, обеспечивающие необходимые условия его существования и развития. В то же время сам человек является компонентом социальной системы. Его принадлежность к этой системе определяет социальные качества человека , которые выражают его родовую сущность и существуют как целостная система. Поэтому для их объективного раскрытия необходим анализ отношений «индивид-общество». Системный подход Б.Ф. Ломов

Слайд 5

строго говоря, всегда был системным, его разрабатывали в психологии ( А.Г.Асмолов , М.Я.Басов, Г.С.Костюк , А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.). Проблемы деятельности разрабатывались и в философии ( Э.В.Ильенков , М.С.Каган, П.В.Копнин , В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) Деятельностный подход

Слайд 6

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки. Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Слайд 7

разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка ( Л.С.Выготский , В.В.Давыдов, Л.В.Занков , Д.И.Фельдштейн , Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман , Д.Б.Эльконин , К.Ван Парререн , Ж.Карпей , Э.Эриксон ), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий , В.В.Репкин и др.). Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг.,

Слайд 8

Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского . Культурно-исторический системно-деятельностный подход Л. С. Выготский

Слайд 9

Гальперин П.Я. ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий. Асмоловым А.Г. обоснована парадигма развивающего вариативного образования, способствовавшая изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования. В.В. Давыдов разработал теорию учебной деятельности, опирающуюся на понятие содержательного обобщения. На основе этой теории созданы конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. Их практическое использование способствует эффективному освоению школьниками учебной деятельности, развитию у них разумно-теоретического мышления, формированию личности. Д.Б. Эльконин создал оригинальную концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основанием которой служит понятие ведущая деятельность. Разработал также психологическую теории игры, исследовал формирование личности ребенка. В.В.ДАВЫДОВ Д. Б. Эльконин Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин , Василий Васильевич Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать основу, на которой может строиться современная российская школа. А. Н. Леонтьев П. Я. Гальперин А. Г. Асмолов

Слайд 10

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный , личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностный подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Слайд 11

Структура образовательной деятельности ученика ученик изучает и осваивает образовательный объект (в том числе эвристически), создаёт в результате свой личный образовательный продукт; с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом; переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения; процесс сопровождается рефлексией. На её основе происходит самооценка и оценка образовательных результатов. модель системной образовательной деятельности, созданная Хуторским Андреем Викторовичем включает следующие этапы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическое проектирование урока немецкого языка на основе системно-деятельностного подхода.

Данная работа может стать основой для использования методики в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.На этой методологии основываются ста...

Cnfnmz "К вопросу о реализации системно - деятельностного подхода при обучении математике в условиях ФГОС"

Статья для учителей математики. В статье обсуждаются возможности использования системно-деятельностного подхода в обучении математики в рамках реализации ФГОС нового поколения. Приводятся примеры испо...

Методическая разработка. Системно-деятельностный подход в изучении темы «Контрреформация и религиозные войны в Европе» на уроках истории в 7 классе

Методическая разработка раскрывает возможности применения  системно - деятельностного подхода, лежащих в основе ФГОС, на уроках истории в 7 классе применительно к конкретной теме «Контррефо...

Использование интерактивных методов в преподавании истории как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Использование интерактивных методов в преподавании истории как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении...

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.

Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....

Теоретическая основа реализации системно-деятельностного подхода на уроках

Эта теоретическая основа позволит увидеть практическую реализацию СДП....