Формирование УУД на уроках ИЗО при разновозрастном обучении
методическая разработка по теме
Особенности обучения детей в малокомплектной школе накладывают отпечаток на работу по формированию универсальных учебных действий согласно новым ФГОС. Как это делаю я в рамках новых требований - отражено в статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_vystupleniya_vv_listova.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами предмета «Изобразительное искусство» в условиях разновозрастного обучения
Работа учителя в малокомплектной школе имеет свои особенности, в том числе - организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Это одна из основ разновозрастного обучения, т.к. учитель не может всё время урока работать с одним классом.
Поэтому особое внимание уделяется умению планировать ребёнком учебную деятельность: ставить цели, осознавать задачи, выбирать рациональные и оптимальные пути их достижения, определять последовательность и продолжительность этапов деятельности. Учителя малокомплектных школ обучают детей работе с различными источниками информации, осмысливанию учебного материала, выделению главного, классификации, обобщению, построению аргументированного рассказа, формулированию выводов, самоконтролю и самооценке. Всё перечисленное очень хорошо укладывается в рамки: универсальные учебные действия для ученика и системно-деятельностный подход в обучении для учителя, т.е. в Федеральный государственный образовательный стандарт.
До недавнего времени цели обучения изобразительному искусству определяли как усвоение общеучебных и специальных знаний, умений и навыков, или как формирование ключевых и специальных компетентностей. Сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека средствами изобразительного искусства, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер.
Из всего сказанного возникает вопрос: Каким образом согласно стандартам второго поколения будет реализован на практике деятельностный подход к обучению изобразительному искусству?
Во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам обучения изобразительному искусству на ступени начального образования. Цели обучения изобразительному искусству выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей.
Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира средствами изобразительного искусства.
Во-вторых, задачей обучения становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, в том числе и изобразительного искусства, но и совокупности универсальных учебных действий.
В-третьих, деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных рабочих программ разновозрастного обучения на основе комплексных содержательных блоков, работе с комплексным тематическим планированием, созданием дидактического материала для сопровождения самостоятельной работы учащихся на уроке, рабочих тетрадей.
Основной формой организации работы в разновозрастных группах на уроках изобразительного искусства является индивидуальная работа и работа в группах разной численности. Дети могут обсуждать план выполнения задания, анализировать результаты своей работы и работы товарищей, быть экскурсоводами по работам в воображаемой картинной галерее и т.д.
При объединении видов деятельности по темам на одном уроке в разновозрастной группе существуют свои особенности:
- учителю необходимо осуществлять подготовку по темам, близким по содержанию, просматривать литературу по одной тематике; легче подбирать наглядности; физкультминутки могут быть одинаковыми;
- при введении в тему занятий, знания детей более старшего класса можно использовать в качестве новых знаний для младших. В случае затруднения младший школьник может обратиться за помощью к старшим;
- возрастает роль не только содержания образования, но и способов организации взаимодействия детей на уроках в процессе совместной учебной деятельности, что имеет большое воспитательное значение.
Создание надлежащих условий для организации полноценной учебной деятельности на уроках изобразительного искусства должно находиться в русле решения задач, поставленных перед начальным образованием Федеральным государственным образовательным стандартом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разновозрастное обучение
Разновозрастное образование – это когда дети разного возраста учатся в одной образовательной (развивающей) среде. Правильнее будет начать с того, что разновозрастное обучение – это самое естеств...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 - 4 классы с вариантом разновозрастного обучения
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по ИЗО новых ФГОС, используется сквозное тематическое планирование и комплексные содержательные блоки. Можно использовать учителям любы...
Организация разновозрастного обучения иностранному языку в малокомплектной сельской школе.
Советы по проведению уроков английского языка в разновозрастных группах....
Статья "Некоторые вопросы организации разновозрастного обучения в начальном звене"
Данная статья освещает некоторые основные вопросы организации разновозрастного обучения в начальной школе....
Программа разновозрастного обучения русскому языку в 5-6 классе-комплекте
Предназначена для работы в малокомплектных школах. Хотя содержание и структура могут применяться учителем любой школы. Программа содержит требования к уровню подготовки обучающихся (двухуровневые), ка...
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики в рамках разновозрастного обучения в предпрофильных группах 7-9 класс
Данная работа является исследованием роста учебно-познавательной компитенции в рамках разновозрастного обучения...
План урока по апробации программы разновозрастного обучения 10-11 класс, УМК "Спотлайт"
План урока по английскому языку 10-11 класс...