Разновозрастное обучение
статья по теме
Разновозрастное образование – это когда дети разного возраста учатся в одной образовательной (развивающей) среде. Правильнее будет начать с того, что разновозрастное обучение – это самое естественное из всех возможных типов обучения. Идея посадить в одном помещении детей приблизительно одного возраста с одинаковым уровнем развития и учить всех вместе одному и тому же пришла Яну Коменскому только в 17-м веке. А до того именно разновозрастное и доминировало. Например, навыковое (делай как я) в связке мастер и подмастерье. Или гувернёрское в связках сверхкомпетентных в своей области преподавателей и ученика, набиравшегося знаний насколько хватает талантов. Ну и традиционная крестьянская семья, в которой мал, мала, меньше. И все учатся друг у друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznovozrastnoe.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа, являясь динамичной образовательной структурой, особым российским социокультурным институтом и важнейшим компонентом социума, должна адекватно реагировать на социальные и экономические изменения, которые требуют существенных перемен в деятельности самой школы.
Модернизация образовательных учреждений России, развитие школы предусматривают преодоление сложившихся стереотипов в формах и методах учебно-воспитательной работы. В условиях реструктуризации системы образования встает проблема целесообразной организации обучения и воспитания учащихся. Одним из комплексных средств решения этой проблемы является создание разновозрастных групп.
Разновозрастное образование – это когда дети разного возраста учатся в одной образовательной (развивающей) среде. Правильнее будет начать с того, что разновозрастное обучение – это самое естественное из всех возможных типов обучения. Идея посадить в одном помещении детей приблизительно одного возраста с одинаковым уровнем развития и учить всех вместе одному и тому же пришла Яну Коменскому только в 17-м веке. А до того именно разновозрастное и доминировало. Например, навыковое (делай как я) в связке мастер и подмастерье. Или гувернёрское в связках сверхкомпетентных в своей области преподавателей и ученика, набиравшегося знаний насколько хватает талантов. Ну и традиционная крестьянская семья, в которой мал, мала, меньше. И все учатся друг у друга.
В различные периоды своей истории педагогическая наука неоднократно обращалась к идее организации учебно-воспитательного процесса в группах, состоящих из детей разного возраста (педагогические системы Белл-Ланкастерская, Дальтон-план, Йена-план, Виннетка-план, Монтессори-педагогика, современные школы-парки, красноярский коллективный способ обучения и др.). Воспитательное влияние разновозрастных групп на развитие личности подтверждают труды А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, а также современных педагогов (Л.В.Байбородовой, В.К.Дьяченко, Т.Е.Конниковой, Л.И.Новиковой, МЛ.Мкртчана, А.А.Остапенко и др.). Все исследователи отмечают, что деятельность разновозрастных детских коллективов дает высокие результаты, потому что в ее основе лежит особое общение детей.
Санитарные нормы работы в классах разновозрастной комплектации утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «29» декабря 2010 г. №189.
В основе разновозрастного обучения лежат три принципа:
Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста.
Для реализации этого принципа необходимо определение общих для всех классов задач, которые становятся основой объединения детей разного возраста, и конкретизация задач для каждой возрастной группы;
* с учетом общих задач отбираются в содержании материала те знания и учебные действия, которые доступны всем детям, могут осваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп;
* подбираются соответствующие общему содержанию способы учебной работы учащихся разного возраста;
* с учетом задач выделяются, с одной стороны, те вопросы в изучаемом материале, которые непосильны для младших, но должны быть усвоены старшими, с другой – необходимые для изучения или закрепления младшими и уже непривлекательные для старших;
* отбираются групповые и индивидуальные формы занятий для каждого класса, учитывая специфику содержания учебного материала.
В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные занятия могут быть однотемные и разнотемные.
Однотемные занятия я проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, понятий и т. д.. Основой однотемных занятий, в первую очередь, является постоянное сопутствующее повторение, поэтому большая часть таких занятий приходится на первую и четвертую четверти учебного года.
Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда не получается проведение однотемных занятий. В этом случае за основу объединения разных классов берется единый вид учебно – познавательной деятельности учащихся. В частности, такие занятия:
- проведение опытов;
- работа на пришкольно – опытном участке;
- проверка домашнего задания;
- повторение материала;
- экскурсии в природу и на производство;
- внеклассные мероприятия, поездки, походы;
- занятия по дополнительному чтению литературы;
- итоговые занятия (контрольные работы, уроки – зачеты, уроки – диспуты и т. п.).
Принцип педагогизации учебной деятельности детей.
На уроках старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты учебной работы, выступают организаторами групповой деятельности, руководят подготовкой групп к занятию, объясняют то, что не усвоено младшими, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за работой и оценку достижений группы и каждого ученика. В связи с этим учитель намечает для себя
план работы со старшими ребятами:
- обеспечить подготовку старших школьников как организаторов учебного занятия;
- консультировать руководителей групп;
- показывать значимость участия старших в организации разновозрастного занятия;
- разъяснять организаторам занятия требования к выполнению тех или иных действий.
Принцип взаимообучения.
Он основан на овладении знаниями, умениями и навыками, способами деятельности и отношениями в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по – новому, воспринимает с другой точки зрения. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя.
Разновозрастное обучение отличается прежде всего разным возрастом обучающихся, а значит иной формой социализации. Деятельным общением с людьми разной компетенции и различными навыками. И уже отсюда следует отсутствие единой внешней задачи.
Каждый решает ту задачу, которая посильна для него и решает её до полного исчерпания. Решает сам или вместе с другими.
Полное исчерпание задачи – это важная составляющая учебного процесса. Дети, воспитанные в духе «любое дело должно быть доделано до конца» - принципиально иначе относятся к своей деятельности. Обучение – это творческий процесс. Лимитирование убивает творческое начало в любой области.
Образовательный процесс в разновозрастных учебных группах можно выстроить на идеях педагогики сотрудничества: учение без принуждения, трудной цели, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа, создания благоприятного интеллектуального фона учебной группы, личностного подхода, взаимообучения, продвижения в индивидуальном темпе, самоконтроля и взаимоконтроля. Реализация положений педагогики сотрудничества эффективно воплощается в жизнь при применении диалогических форм обучения, которые подразумевают творческое отношение и обмен креативной деятельностью. Осуществление педагогического диалога в учебном процессе позволяет в ходе учебно-познавательной деятельности детей развивать их коллективистские связи.
Функции разновозрастного обучения
функция психологической защиты ребенка. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердиться, получить призвание, особенно, если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.
функция социальной поддержки. на разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.
компенсаторная функция приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступать в этом качестве, консультировать, помогать педагогу, руководителю группы.
стимулирующая.
При организации учебного диалога наиболее приемлемая форма – совместная работа учащихся в микрогруппах, в нашем случае, разновозрастного состава. Такой подход решает многие проблемы, существующие в школе. При традиционной организации образовательного процесса у ученика мало шансов получить помощь от учителя при непосредственном общении. А еще меньше возможности рассказать ему о том, что узнал на уроке, и получить за это оценку (речь здесь идет не об отметке). Если даже учитель очень захочет выслушать каждого, обычно на это физически не хватает времени. За долгие шесть уроков на одного ученика приходится всего две минуты для того, чтобы рассказать обо всем, что усвоено накануне. По этой причине многие непонятные для ребенка вопросы остаются неразрешенными. Это повторяется изо дня в день, и груз проблем растет. Во время работы в микрогруппах разновозрастного состава всегда найдется старший, который сможет помочь разобраться в деталях изучаемой темы, и у младшего есть возможность получить поддержку и одобрение. При взаимодействии старшего и младшего, на наш взгляд, большое значение имеет взаимообучение. Старшие учащиеся, работая с младшими, не только оказывают помощь в усвоении учебной программы, но и имеют шанс реализовать общественно-полезные мотивы, присущие подростковому возрасту, удовлетворить потребность в учебно-педагогической деятельности. Именно во время этой работы ребенок применяет приобретенные в процессе учебы умения и навыки, оказывается в новой позиции – позиции обучающего. У детей вырабатывается ответственное отношение не только к выполнению роли учителя, но и к самому процессу познания. Несомненно, что при этом расширяется его собственная положительная мотивационная сфера, так как сотрудничество и сотворчество приводят к формированию новых мотивов, приносящих пользу каждому ребенку, находящемуся в данном социуме. Всевозможные формы совместной работы детей в процессе межвозрастного взаимодействия практически исключают занятия объяснительно-иллюстративного характера, и переносят акцент на систему различных видов творческого взаимодействия подростков. Наши исследования показали, что с учетом всех типов организации труда, в среднем около 80% времени на занятиях учащиеся работают самостоятельно, остальные 20% учитель тратит на объяснение нового материала, вводную лекцию, постановку учебной задачи и другие виды работы.
В практике работы педагогического коллектива Усть-Илимского экспериментального лицея применяется множество форм организации занятий:
дискуссия;
семинары;
научно-практические конференции;
имитационные игры;
ролевые учебно-деятельностные игры;
моделирование;
изучение первоисточников;
работа над исследовательскими проектами;
метод проектов;
работа с учебной литературой;
работа с листами контроля и взаимоконтроля;
выполнение и защита результатов лабораторных работ;
решение задач повышенного уровня сложности;
написание рукописного журнала, в котором могут быть собраны научные статьи, интересные факты, фотографии или рисунки, стихи, загадки, кроссворды, ребусы по определенной систематической группе растений или животных и т.д.; журнал может включать и собственное творчество детей, что особенно ценно;
написание отдельных глав, разделов или завершенного мини-учебника по заданной проблеме;
учебные экскурсии;
видеоуроки;
использование комплексных рабочих тетрадей;
работа с незавершенными схемами, контурными картами, с шаблонами таблиц;
публичная лекция.
Многие из перечисленных форм известны широкому кругу учителей и успешно используются. Поэтому мы считаем возможным описать лишь некоторые из них.
Одним из интересных методов, ориентированных на индивидуальную, парную, групповую деятельность учащихся является метод проектов.
Мы разделяем взгляды В.В. Гузеева, который считает, что проектное обучение активизирует истинное учение школьников и является полезной альтернативой классно-урочной системы.
Этот метод требует творческого подхода и предполагает, с одной стороны, умение задействовать разнообразные способы деятельности и использование различных средств, с другой – наличие интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники. Очень важно, чтобы выполненные проекты имели завершенный вид и представляли практическую ценность.
Учителя, работающие в лицее, применяют в своей работе исследовательскую, творческую, ролевую-игровую, проектную деятельность и т.д. Количество участников (разработчиков) проекта зависит от многих факторов и колеблется от одного до десяти человек. На продолжительность работы влияет тип проекта: краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный. Некоторые из них могут затрагивать проблемы, изучаемые в одной или разных предметных областях.
Основными этапами работы над проектом являются (по В.В. Гузееву):
1. Подготовка: создание благоприятной атмосферы и мотивирование учащихся.
2. Выбор темы: осуществляется как самими школьниками, так и предлагается (но не навязывается) учителем с учетом учебной ситуации, способностей и интересов учащихся. На этом этапе также происходит формирование групп в зависимости от интересов или личных симпатий детей друг к другу. Определяется лидер, который станет координатором работы. Им может выступать либо сильный ученик, либо неформальный лидер группы.
3. Планирование проекта: учащиеся в группах планируют шаги работы над проектом, определяют виды и объем необходимой информации, вырабатывают стратегию сбора сведений и распределяют между собой обязанности. На данном этапе прогнозируется предполагаемый результат и форма презентации проекта.
4. Сбор информации и анализ полученных данных: характерной чертой этого этапа является развитие таких навыков, как работа с текстом, справочным материалом, выделение главной мысли, анализ, обобщение и т.д.
5. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах: учащиеся обсуждают и анализируют полученную информацию, учатся вести дискуссию, аргументированно высказывать свою точку зрения. Вся эта работа является подготовкой к презентации.
6. Презентация проекта и его оценка: презентация проектов может происходить в различных формах: плакат, газета, рекламный проспект, устное сообщение, схема, таблица, видеофильм, спектакль, веб-сайт, брошюра и т.д. Представление проекта должно быть ярким, эмоциональным. Участники других проектных групп могут принимать участие в обсуждении проектов и выступать в роли экспертов.
Практикуется работа, при которой разновозрастная микрогруппа делает своеобразный диахронический срез определенной проблемы или феномена. Результатом этой деятельности может быть написание отдельных глав, разделов или завершенного мини-учебника по изучаемому вопросу. В зависимости от времени, это может быть «полный» учебник объемом в две–три ученические тетради. Такой мини-учебник пишется на протяжении нескольких уроков, параллельно с изучением темы. Текст дополняется оглавлением, схемами или картами.
При создании такого мини-учебника можно и необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, распределяя задания в зависимости от уровня подготовки и способностей всех членов группы. Такими индивидуальными заданиями могут быть: составление плана, написание текста, разработка вопросов, рисование карт и т. д.
Одним из направлений в организации самостоятельной учебной деятельности учащихся является использование комплексных рабочих тетрадей. Как правило, они разрабатываются в соответствии с авторской программой и являются частью ее методического обеспечения. Комплексные рабочие тетради состоят из нескольких блоков, которые включают в себя: сведения для изучения нового материала, для повторения ранее изученного, вопросы для самоконтроля. Они расширяют и углубляют программный материал за счет включения интересных данных из художественной, научно-популярной литературы, схем, таблиц, тестов, отсутствующих в учебниках.
На третьей ступени обучения организация образовательного процесса совершенно иная, и она приближена к вузовской системе. Здесь есть зимняя сессия с набором зачетов и экзаменов, проводятся коллоквиумы по различным темам и проблемам, идет целенаправленная работа над проектом, рефератом и подготовка к их защите на итоговой лицейской научно-практической конференции перед неравнодушной аудиторией. Научно-практическая конференция ежегодно проводится в апреле, и в ней принимает участие абсолютное большинство лицеистов. На ней могут быть представлены итоговые результаты всей поисковой деятельности (для выпускников) или результаты определенного этапа исследовательской работы (для младших лицеистов). На наш взгляд, это позволяет закрепить навыки исследовательской деятельности учащихся, работы с первоисточниками и справочной литературой, составления планов.
Развитию творчества и самостоятельности старших подростков в поисковой деятельности способствует и тот факт, что каждый выпускник имеет свой индивидуальный творческий план, который состоит из трех блоков.
В первый входят предметы, которые необходимо изучать всем независимо от профиля обучения (это словесность, математика, иностранный язык).
Второй блок включает предметы специализации – это физика, математика, история, литература, химия, биология и т. д. После третьей ступени выпускники должны их знать на повышенном уровне.
Третий блок учебного плана – это предметы по выбору, или дополнительно изучаемые. Для выпускников гуманитарного отделения это может быть математика, химия, биология, физика, информатика и т. д. Соответственно, для выпускников естественно-математического отделения набор предметов по выбору совершенно другой. В индивидуальном плане лицеистов-выпускников отражены все виды работ, которые необходимо выполнить, их объем и сроки выполнения. Установлено количество и сроки зачетов и экзаменов, определены этапы работы над исследовательскими и курсовыми проектами, рефератами и докладами, указаны научные руководители и консультанты.
Одновозрастность (сиречь одноуровневость)- это главное свойство именно классно-урочной системы. Классно-урочная система лучше всего работает в одновозрастной среде. Легче подобрать уровень подачи материала, который подаётся всем одновременно. В этом и сложность малокомплектных школ - надо, чтобы всем одновременно, но так, чтобы все всё поняли, но никто не заскучал.
Мне всего один раз (с одним единственным педагогом) довелось поговорить о классно-урочной организации разновозрастных занятий в малокомплектной школе. Думаю, ясно, что из одного такого разговора нельзя делать никаких выводов.
Могу констатировать, что педагог удивлялся самому характеру вопросов, которые я задавал (это притом, что малокомплектные школы - это объект пристального изучения и множества новаций для образовательной науки). Иными словами этот человек до меня наобщался и с чиновниками, и с учёными.
Получается, что они даже не озадачиваются методическими и
организационными вопросами, которые мне (не специалисту) кажутся само-собой разумеющимися.
Это что касается классно-урочной системы в разновозрастной среде.
Теперь об одновозрастной среде без классно-урочной системы.
Тут на первый план выходит естественная иерархичность, а на втором плане мотивация (остальное - особенности конкретной методики).
В одновозрастной среде значительный ресурс уходит на выстраивание иерархии на каждом шагу. На определение кто ведущий, кто ведомый в каждом отдельном случае. Надо учесть, что тот, кто был ведущим в одном случае, должен признать себя ведомым в другом (иначе известно во что превратится коллектив, если выстроится жёсткая иерархия с намертво закреплёнными позициями).
А если представить, что одновозрастный коллектив состоит не из двух обучающихся, а из множества, то понятно каких усилий будет всему этому коллективу стоить непрерывное перераспределение иерархических ролей между множеством детей, только начинающих жить (ещё не умеющих быстро определять и признавать чужую компетенцию).
В разновозрастной среде всё происходит гораздо быстрее и проще
.
Поэтому классно-урочные методисты придумали вне класса разбивать детский коллектив на пары мальчик-девочка. Чтоб различия и роли были очевидны для детей и не требовали уточняющих действий (чтобы пара не пошла вразнос по нарастающей). Чего уж говорить об опасностях хождения толпой. Любой педагог скажет насколько сложно уследить за неразделённой одновозрастной толпой детей вне класса. Зато гораздо легче управлять той же толпой в классе, где дети не взаимодействуют друг с другом.
Что же до мотивации, то думаю, что соревновательная мотивация остаётся наиболее естественной для одновозрастной среды даже в случае обеспечения разной компетенции участников. Полагаю, что в этом случае соревновательность может быть поднята на менее конфликтный уровень (один умеет лучше всех делать одно, а другой - другое). Но и в этом случае, каждому придётся стремиться делать что-то лучше других и будет кто-то, кто во всём уступает остальным. И в этом случае надо значительный ресурс выделять на канализацию отдачи от этих соревновательных процессов в стремление научить чему-то друг друга (способы и методы могут быть разными, но усилий это потребует). Стремление учить других вряд ли можно назвать самозакрепляющимся в одновозрастной среде, т.к. неизбежен опыт утраты лидерства в ключевой (для конкретного ребёнка) дисциплине, вследствие обучения других. Всегда есть высокий риск перехвата лидерства.
В разновозрастной среде мотивационных издержек гораздо меньше уже в силу лёгкости выстраивания иерархии. Младшие легко принимают опеку старших, а старшие легко эту опеку обеспечивают. Потому, что все знают, что младшие вырастут, а старшие тоже вырастут и ни для кого ничего обидного в этом быть не может. Любые (в детских представлениях абсолютно любые) достижения возможны где-то в неопределённом будущем и нет нужды в этом убеждаться прямо сейчас. Причём это касается каждого. Задача лишь канализировать очевидное и признаваемое.
Некоторые особенности обучения в разновозрастном коллективе.
Для организации обучения в разновозрастном коллективе требуются специфические программно-методические и учебные материалы, изменение функциональных обязанностей педагогов и нормативного обеспечения школы.
Так, программы учебных предметов должны структурироваться особым образом. Во-первых, общая программа разновозрастного коллектива не является суммой относительно автономных программ отдельных классов, т.е годичных блоков, а является целостной программой в рамках содержания нескольких лет обучения. Во-вторых, содержание такой программы не разворачивается в одной (линейной) последовательности, а задает многообразие разных. Все это позволяет обеспечить содержательное единство разновозрастной группы как широкого поля конструирования индивидуальных программ, учитывающих возможности и особенности каждого школьника. Существенно иной становится деятельность учителей (организация самоуправления в образовательном процессе, становится не просто ценностью, а насущной необходимостью).
Составляя план урока, учитель исходит из тематического планирования, определяет место и роль данного урока как структурной единицы в общей системе уроков. При отборе содержания урока учитываются требования учебной программы по предмету, обращается особое внимание на его идейную, научно-теоретическую и направленность, логическую последовательность и дозировку, с тем чтобы не перегружать урок и вместе с тем обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, умений и навыков.
Не менее важно определить методы и приемы обучения на каждом этапе урока, характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивной и поисковой), сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учеников на уроке, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, наглядные и технические средства обучения. Вся эта работа проводится с учетом реализации принципов обучения, определяющих все компоненты урока. При подготовке к предстоящему уроку следует проанализировать предыдущие уроки, проведенные в данном классе - комплекте, чтобы предусмотреть меры по устранению обнаруженных недостатков и недоработок.
Очень важно, что организация совместной, самостоятельной и коллективной работы детей разного возраста позволяет решать задачи развивающего обучения. Организация самостоятельной работы учащихся одних классов при работе с другим классом требует от учителя дополнительных усилий как во время подготовки к уроку, так и во время его проведения. При этом очень важно научиться рационально использовать время урока. Трудность организации и проведения самостоятельной работы в условиях работы учителя одновременно с несколькими классами состоит еще и в том, что использование наглядных пособий и технических средств обучения в одном из классов отвлекает от работы учащихся другого класса.
Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке, способствует установлению особенно близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения. Эта форма обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении. Фронтальная учебная работа может быть организована и таким образом, что каждый учащийся выполняет задание или упражнение самостоятельно, одновременно с другими, по указанию и под руководством учителя. Индивидуальные задания могут составлять часть общего коллективного задания, и после их выполнения все ученики принимают участие в обсуждении полученных результатов.
Индивидуальная форма учебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Ее преимущества состоят в том, что обучение в максимальной степени соответствует уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого ученика. Индивидуальная форма работы наиболее целесообразна при выполнении различных упражнений и решении задач, она успешно применяется с целью углубления знаний и восполнения, имеющихся у учащихся пробелов в изучении материала, при формировании умений и навыков. Индивидуальная форма работы школьников на уроке позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. Успех ее определяется правильным подбором заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений. При умелой организации индивидуальная работа учащихся формирует у них потребность и навыки самообразования. Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся на уроке состоит в том, что они практически не общаются друг с другом, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с товарищами по классу и учителем. Поэтому индивидуальная работа школьников на уроке должна сочетаться с коллективными формами ее организации. Наряду с фронтальной организацией работы учеников на уроке применяется и такая коллективная форма, как групповая работа учащихся. Для успешной совместной работы необходимо комплектовать группы из учащихся, имеющих примерно одинаковую успеваемость и одинаковый темп работы. Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, которая приучает школьников к коллективным методам работы, а общение, как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности.
Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся по-разному способствуют реализации образовательных и воспитательных задач. Поэтому необходимо рациональное их сочетание, обоснованный и продуманный выбор той или иной формы учителем с учетом особенностей предмета математики, содержания изучаемого материала, методов обучения, особенностей класса - комплекта и отдельных учащихся.
При всех формах организации учебной работы учащихся на уроке большое значение имеет характер отношений между участниками процесса обучения: учителем и учащимися и между самими учениками. Положительный характер этих отношений стимулирует познавательную деятельность учащихся, повышает ее результативность.
В современной школьной практике наиболее предпочитаемыми идеями, используемыми при организации образовательного процесса, являются идеи педагогики сотрудничества, которые заключаются в установлении партнерских отношений учителя с учениками и учеников друг с другом. Следует помнить, что для учащихся социальное партнерство представляется в реальности общения, а также в самостоятельно существующей в ней реальности обязанностей и прав. В процессе сотрудничества появляется возможность для реализации таких идей, как: учение без принуждения; свободного выбора; опережения; личностного подхода; идея взаимообучения; самоанализа; идея продвижения в индивидуальном темпе; идея самоконтроля и взаимоконтроля. Эффективное использование положений педагогики сотрудничества возможно при использовании диалогических форм обучения, так как диалогическая форма - это отношение творчества, обмен творческой деятельностью. Кроме того, реализация педагогического диалога в учебном процессе позволяет в ходе учебно-познавательной деятельности детей развивать их коллективистские связи. Использование диалогических форм обучения становится естественным, если они происходят между людьми разного возраста, то есть при организации образовательного процесса в разновозрастном коллективе. В современной психологии и педагогике считается, что только в процессе деятельности (индивидуальной или совместной) человек может развиваться.
Особое место в деятельности педагогов при организации занятий в классах - комплектах занимает формирование у учащихся надпредметных умений, в частности, умений вникнуть в суть услышанного, самостоятельно изучать литературу, устно и письменно оформить свои мысли точно, компактно, без искажения. Они для ученика являются главным средством освоения содержания образования. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников урока, от умения ребенка работать с разными типами текстов, упражнений, задач, прежде всего именно с ними ученику приходиться сталкиваться в процессе обучения.
Начав работу с разновозрастным коллективом я определила следующие задачи:
- формирование индивидуальных образовательных программ учащихся;
- разработка и апробации программно-методических и учебных материалов по предмету математика основной школы для разновозрастного обучения, включая комплекты заданий по разным предметам, направленные на формирование умений коммуникации;
Таким образом, речь идет о принципиально новой организации занятий, для которых характерно разновозрастное обучение. Остановимся на основных понятиях.
Прежде всего, подчеркнем, что в данном случае речь идет об уроке, а не об учебном занятии, где отсутствуют жесткие временные рамки учебного процесса и может быть сменный состав учащихся. Здесь также объединяются дети разного возраста и разного уровня подготовленности. Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
Каковы функции разновозрастного обучения?
Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты ребенка. Круг общения детей в классе, где обучаются несколько человек, весьма ограничен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение учащихся разных классов в разновозрастную группу обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую депривацию ребенка, избежать монотонности при организации учебного процесса. По данным исследованиям, ученик малочисленной сельской школы чувствует себя комфортнее на занятии, где объединяются несколько классов. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.
Практика показывает, что школьникам нравятся разновозрастные занятия. Такие занятия проходят в непринужденной обстановке, интересно, на их легче работается, меньше спрашивает учитель, больше самостоятельности, ответственности самих учащихся. Дети отмечают, что им интересно общаться с учениками других классов.
Во-вторых, разновозрастное обучение выполняет функцию социальной поддержки: это помощь старших младшим в организации учебной деятельности, поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычных уроках, а в этой ситуации осознает свою полезность, востребованность как помощников педагога при организации работы младших учащихся. На разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от них постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.
В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторскую функцию. Старшим предоставляется возможность выполнять роль взрослого, взять на себя ответственность. Особенно важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. В среде сверстников лишь некоторые способны пробиться в организаторы, лидеры. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве, выполнить роль консультанта, помощника педагога, руководителя группы.
Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. На разновозрастном занятии старших стимулируют проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи.
Стимулирующая функция разновозрастного занятия проявляется не только в актуализации положительных качеств, старших учеников. У младших также повышается заинтересованность, активность. Опыт показывает, что разновозрастные занятия в большей степени, чем традиционные, развивают мотивацию учения, познавательные интересы учащихся.
Такие занятия стимулируют развитие гуманных межличностных и деловых отношений между учащимися разных классов.
При планировании разновозрастных занятий в классе – комплекте я руководствуюсь специальными принципами, предлагаемыми Л. В. Байбородовой по организации разновозрастного обучения, предусматривающего занятия с учащимися нескольких классов как с единым целым, объединенным и организационно, и содержательно. При педагогически грамотном подходе в разновозрастной группе образовательные задачи решаются более успешно, чем на обычных уроках.
Разные классы объединяются в разновозрастную учебную группу как целостную единицу, связанную организационно и содержательно. Реализация индивидуальных планов деятельности достигается за счет того, что на занятиях одновременно разворачиваются несколько учебных ситуаций: ведущее место занимает индивидуальная деятельность учащихся, работа в парах с учителями и другими учениками, а также в микрогруппах; фрагменты фронтального взаимодействия не исключаются, но переводятся в разряд вспомогательных. На занятиях используются разные виды и приемы одновозрастного и разновозрастного взаимодействия учащихся. У каждого ученика свой план деятельности, фиксирующий содержание, организационные формы, средства, последовательность работ.
В основе этой модели лежат коллективные учебные занятия – открытая, гибкая, личностно-ориентированная образовательная среда
Следует отметить, что проведенное нами исследование не решает всех проблем обучения в разновозрастных группах учащихся. Дальнейшие научно-экспериментальные поиски могут быть направлены на изучение особенностей организации образовательного процесса в РВГ с учетом специфики конкретных предметов, предпрофильной подготовки и профильного обучения, на разработку специальных программ для разных по возрастному составу групп. Необходимо создание моделей обучения школьников в разновозрастных группах сельской гимназии, образовательно-культурного центра. Предметом исследования могут стать подготовка педагога к работе в РВГ учащихся с учетом требований формирования у школьников современных компетентностей, управление обучением учащихся в разновозрастных группах сельской малочисленной школы.
Организация обучения учащихся в разновозрастных группах в последние десятилетия стала вновь популярна не только в классах современной массовой общеобразовательной школы, которые, по сути, являются разновозрастными, но и востребована в лицеях, авторских учебных учреждениях, специальных (коррекционных) школах и центрах, при профильной подготовке школьников, где можно с успехом использовать предлагаемые в исследовании педагогические средства.
Заключение
Один из способов решения проблем в условиях малого количества учащихся - организация занятий с несколькими классами, т.е. в разновозрастных группах детей. В зависимости от наполняемости классов, изучаемой темы и вида занятия возможно объединение от 2-х до 5-ти классов, а в некоторых случаях - и всех учащихся школы.
Организация обучения в разновозрастных группах детей актуальна, востребована современной зарубежной и российской школами. В диссертации обобщен опыт организации обучения учащихся в РВГ различных образовательных учреждений (массовой общеобразовательной школы; лицея или гимназии; авторской школы закрытого типа; образовательного учреждения нового типа, например, школы-парка; специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната с учащимися VIII вида; реабилитационного центра и др.). Наиболее распространено обучение в разновозрастных группах в условиях сельской малочисленной общеобразовательной школы.
Организация образовательного процесса в РВГ учащихся сельской малочисленной школы обладает высоким воспитательным и дидактическим потенциалом, создает благоприятные условия для качественного обучения сельских детей, удовлетворения их потребностей во взаимодействии, обогащения коммуникативного и социального опыта воспитанников, обеспечивает гуманизацию отношений участников педагогического процесса.
Разновозрастная группа позволяет ученику осуществить важные социальные пробы, освоить роли «младшего» и «старшего», «ученика» и «наставника», «помощника» и «исполнителя», «ведущего» и «ведомого» и т.д., приобрести опыт социального поведения. Школьники учатся адекватно оценивать деловые и нравственные качества других людей, а также и свои собственные возможности.
Как показывает анализ педагогической практики, на занятиях в РВГ чаще всего учащиеся разных классов работают независимо друг от друга, поэтому взаимодействие детей разного возраста фактически отсутствует. В то же время воспитательный потенциал обучения в разновозрастных группах повышается тогда, когда на учебном занятии осуществляется на основе сотрудничества и сотворчества совместная учебная деятельность детей разного возраста. В этом случае возможно разновозрастное обучение.
При организации обучения в разновозрастных группах необходимо руководствоваться специальными принципами интеграции и дифференциации задач, содержания, форм и средств обучения учащихся разного возраста, взаимообучения, педагогизации учебной деятельности детей, педагогического регулирования взаимодействия учащихся разного возраста, обеспечения оптимального возрастного диапазона состава учащихся на учебном занятии, а также принципами вариативности выбора форм разновозрастного взаимодействия, динамики и разнообразия учебных и социальных отношений учащихся в РВГ, расширения и обогащения связей ребенка с окружающим миром, которые должны быть реализованы в комплексе.
На основе анализа опыта работы СМШ и многообразия вариантов формирования разновозрастных групп разработана классификация занятий в разновозрастных группах по различным признакам: регулярности проведения занятий в РВГ; степени совпадения содержания учебного материала в разных классах; уровню организации взаимодействия старших и младших учащихся на учебном занятии; составу участников занятий в РВГ. Возможны и другие классификации учебных занятий в разновозрастных группах: по количеству учащихся в группе, количеству классов, которые объединены в РВГ, половому составу, месту проведения и т.д. Одно и то же занятие можно описать разными характеристиками и отнести к различным типам.
Выбор типа занятия в разновозрастных группах в значительной мере зависит от условий школы, предмета, особенностей учащихся, подготовленности педагога и влияет на определение целей и задач учебной деятельности, отбор содержания и форм проведения занятия.
Педагогу также необходимо предусматривать последовательно этапы подготовки учебных занятий в разновозрастных группах (обоснование совместной деятельности учащихся разного возраста на занятии и определение его темы; определение задач занятия; отбор содержания учебного материала на каждом этапе занятия в РВГ для всех учащихся и учеников определенной возрастной группы; определение и подбор соответствующих общему содержанию способов и форм совместной учебной работы учащихся разного возраста, определение способов изучения нового учебного материала по классам, который должен быть усвоен в соответствии с требованиями программы по предмету; планирование учебного занятия; подготовка консультантов, учащихся к занятию, организация целеполагания, собеседование с родителями, приглашенными).
Эффективность учебно-воспитательного процесса в РВГ повышается, если используются педагогические средства, которые обеспечивают субъектную позицию детей при взаимодействии.
Среди комплекса педагогических средств, повышающих качество обучения в РВГ и формирующих субъектную позицию ребенка, наиболее эффективными являются на содержательном уровне - отбор и дифференциация учебного материала; на организационном - многоуровневое индивидуальное и групповое целеполагание, использование ситуаций поиска и свободного выбора, успеха, различные виды оценивания, рефлексии и анализа, проектирование форм и способов участия учащихся в образовательной деятельности (совместная деятельность детей в разновозрастных парах, триадах, микрогруппах). Целесообразно использование современных образовательных технологий:уровневой дифференциации; проблемного обучения; технологий «Развитие критического мышления», «Образ и мысль», «Дебаты», педагогических мастерских, портфолио, игрового моделирования, учебных и социальных проб.
Педагогическим средством повышения эффективности обучения в РВГ является коллективная деятельность детей, организованная в диадах, триадах, микрогруппах. Специфика групповой работы в РВГ заключается в том, что должны быть четко распределены ролевые позиции старших и младших учащихся как со-субъектов деятельности. Распределение обязанностей, опорные карточки с инструкциями являются необходимыми средствами формирования субъектной позиции старших и младших школьников.
Педагогу важно регулировать количественный и качественный состав микрогрупп, обеспечить удобство размещения их в пространстве, психологическую совместимость детей, успешность их взаимоотношений, объективность мнений и оценок, использовать разнообразные способы стимулирования совместной деятельности, обучать учащихся культуре общения, навыкам совместной работы, организаторской деятельности.
Парную и групповую работу детей разного возраста можно использовать на различных типах занятий: изучения нового материала, на повторительнообобщающих занятиях, практических и лабораторных работах; на отдельных или на всех этапах занятия в РВГ (при проверке домашнего задания, изучении нового материала, закреплении изученного материала и т.д.). При этом важно обеспечить свободу выбора учащимся своей роли, партнера для взаимодействия, формы деятельности, возможность продвижения индивидуальным темпом, способствуя разнообразию видов самостоятельной групповой и индивидуальной работы.
С целью реализации принципа вариативности деятельности детей нами разработаны классификация форм учебных занятий в разновозрастных группах, примерные схемы организации взаимодействия детей разного возраста, методические рекомендации для проведения наиболее распространенных форм занятий в РВГ (комбинированное занятие, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, занятие-семинар, зачет). Также рассмотрены нетрадиционные формы организации занятий в РВГ (игровые, на основе имитации деятельности), стимулирующие сотворчество учащихся разного возраста.
В диссертации обосновывается целесообразность проведения занятий с использованием межпредметных связей, которые позволяют формировать у учащихся взгляд на мир как единое взаимосвязанное целое, умения видеть и понимать его глобальные проблемы и находить способы их решения.
Важным средством, реализующим идеи развития личности в условиях разновозрастных групп, выступает уровневая дифференциация. Дифференциация видов деятельности и заданий с учетом возраста, способностей учащихся в РВГ позволяет обеспечить их свободный выбор, максимально соответствующий индивидуальным возможностям ребенка, наблюдать за усвоением знаний каждым учеником, что способствует оказанию своевременной помощи школьникам.
Одним из основных условий, повышающих эффективность обучения в разновозрастных группах, является создание благоприятной образовательной среды как сложной и динамичной системы, интегрирующей различные педагогические воздействия, стимулирующей учебные и социальные контакты детей.
Другим важным условием повышения воспитательного потенциала обучения в РВГ являются разнообразие, динамика, гибкость в организации и построении образовательного процесса в школе, что означает постоянный поиск новых содержания, форм совместной деятельности старших и младших, использование различных способов формирования разновозрастных групп, стимулирование новых способов совместной деятельности, включение учащихся в различные сферы деятельности, обеспечение сменяемости состава РВГ, широкого диапазона ролевого участия в проводимых делах.
Воспитательный потенциал взаимодействия детей на учебном занятии в РВГ возрастает, если осуществляется комплексность учебно-воспитательного воздействия на ребенка через максимальное использование ресурсов образовательного потенциала сельского окружения. Привлечение к проведению занятий специалистов, родителей, учеников других школ, организация занятий на базе других школ или учреждений (в сельхозмастерской, медпункте, аптеке, агролаборатории и т.п.), на природе активизируют контакты учащихся, обогащают сферу их социальных связей.
Необходимыми условиями успешной организации образовательного процесса в разновозрастных группах являются подготовленность учащихся разного возраста к совместной деятельности, поддержка родителями обучения в РВГ, профессиональная подготовленность педагогов, овладение ими методикой обучения в разновозрастных группах.
Таким образом, выполненное исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Организация образовательного процесса в разновозрастных группах учащихся обладает высоким воспитательным и дидактическим потенциалом, создает благоприятные условия для качественного обучения сельских детей, удовлетворения их потребностей во взаимодействии, обогащения коммуникативного и социального опыта воспитанников, обеспечивает гуманизацию отношений участников педагогического процесса.
2. Ресурсом повышения эффективности организации образовательного процесса в РВГ учащихся является вариативность, динамика и разнообразие способов деятельности учащихся, обоснованный выбор типа проводимого занятия, технологизация процесса подготовки занятий в РВГ, что помогает снять многие педагогические и организационно-методические проблемы сельского учителя, обучающегося в разновозрастных группах.
3. Среди комплекса педагогических средств, повышающих качество обучения в РВГ и формирующих субъектную позицию ребенка, наиболее эффективными являются на содержательном уровне - отбор и дифференциация учебного материала; на организационном - многоуровневое индивидуальное и групповое целеполагание, использование ситуаций поиска и свободного выбора, успеха, различные виды оценивания, рефлексии и анализа, проектирование форм и способов участия учащихся в образовательной деятельности (совместная деятельность детей в разновозрастных парах, триадах, микрогруппах). Целесообразно использование современных образовательных технологий: уровневой дифференциации; проблемного обучения; технологий «Развитие критического мышления», «Образ и мысль», «Дебаты», педагогических мастерских, портфолио, игрового моделирования, учебных и социальных проб.
4. Эффективность использования педагогических средств обучения в разновозрастных группах повышается при соблюдении следующих условий: создании благоприятной образовательной среды, интегрирующей разноприродные педагогические воздействия, стимулирующей учебные и социальные контакты детей; обеспечении динамики и гибкости организации образовательного процесса; комплексности учебно-воспитательного воздействия; подготовленности всех участников образовательного процесса к обучению в разновозрастных группах.
5. Интеграция средств учебной и внеучебной работы, расширение образовательного пространства занятий в РВГ путем привлечения родителей, специалистов, представителей социума, изменения места проведения занятий позволяют обогатить содержание и разнообразить способы организации совместной деятельности учащихся разного возраста, расширить представления ученика об окружающем мире, его социальные контакты, следовательно, обеспечить успешность социализации сельских детей.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/obuchenie-v-raznovozrastnykh-gruppakh-uchashchikhsya-selskoi-malochislennoi-shkoly#ixzz2Asmfsrtx
В отечественной педагогической практике разновозрастное обучение используется в общеобразовательных школах Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и Ярославской области, Екатеринбурга, Красноярска, Красноярского и Краснодарского краев, Иркутской области и др. В настоящее время этот способ обучения приобретает особое значение для сельских малокомплектных и удаленных школ. Становятся популярными парк-школы и парк-студии, в основе которых лежит разновозрастное обучение. Анализ существующих подходов к построению различных видов образовательных учреждений, организующих учебный процесс в ходе межвозрастного взаимодействия позволил определить, что в основном эти образовательные учреждения организуют временные разновозрастные детские коллективы для решения конкретных учебных или воспитательных задач. Данное положение свидетельствует о том, что в настоящее время в России не определены научно обоснованные подходы к проектированию образовательных учреждений, в основе которых разновозрастное обучение является системообразующим началом.
Разработаны и апробированы методы и формы организации образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия. В подростковой среде наиболее предпочтительны диалогические формы организации образовательного процесса, которые позволяют учителям в более полной мере учитывать возрастные особенности детей при работе с ними. При организации образовательного процесса в разновозрастных детских коллективах большое значение имеет установление партнерских отношений учителя с учениками и учеников друг с другом. Выполнение или обсуждение индивидуальных и общих работ помогают детям вырабатывать уважение к иным, чем у них, творческим позициям, дают им возможность анализировать различные пути постижения истины. Реализация педагогического диалога в учебном процессе позволяет в ходе учебно-познавательной деятельности детей развивать их коллективистские связи. Выявлено, что при организации учебного диалога наиболее приемлемой формой является совместная работа детей в микрогруппах, в нашем случае, разновозрастного состава. Данная форма организации работы является мощным стимулом активизации учебной деятельности школьников и в особенности старшеклассников. При взаимодействии старшего и младшего существенное значение приобретает взаимообучение. Старшие учащиеся, работая с младшими, не только оказывают помощь в усвоении учебной программы, но и имеют возможность реализовать общественно-полезные мотивы, присущую подростковому возрасту, удовлетворить потребность в учебно-педагогической деятельности. Использование концентрированного обучения (метода «погружений») позволяет расширить временные границы совместной работы в отличие от классно-урочной системы. К преимуществам метода «погружения» можно отнести и то, что нет такой частой смены учебных предметов, как при традиционной форме обучения. Это дает возможность детям сосредотачиваться на решении конкретных задач одного учебного предмета. В ходе нашего эксперимента нам удалось разработать наиболее оптимальные формы такой организации образовательного процесса.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что при организации образовательного процесса в ходе межвозрастного общения должны соблюдаться следующие принципы: добровольности вхождения в состав разновозрастной группы, равного возрастного состава (одинакового количества представителей разных хронологических возрастов, входящих в состав разновозрастной учебной группы), творческого взаимодействия всех членов разновозрастной группы, чередования занятий учебным предметом с занятиями эмоционально-деятельностного характера, использование концентрированного обучения, организации учебного материала в крупные блоки и использование возможностей многократного повторения.
Переход к разновозрастному обучению - сложный процесс, и поэтому требует тщательной подготовки как учителей, так и родительской общественности. Это следует делать по той простой причине, что схема организации образовательного процесса существенно отличается от традиционной, привычной, закрепившейся в сознании каждого гражданина нашей страны. После определения концептуальных идей, которые будут положены в основание проекта новой школы, следует ознакомить с ними всех возможных участников его реализации. Без принятия идей разновозрастного обучения педагогическим коллективом и родительской общественностью приступать к переходу не рекомендуется. Более того, целесообразно привлечение всех заинтересованных сторон к совместной работе на этапе проектирования. Большое значение должно придаваться научно-теоретической и методической подготовке учителей-предметников и преподавателей предметов эстетического цикла, так как практически ни один из них не имеет опыта работы с разновозрастными коллективами. Научно-теоретическая подготовка учителей должна вестись параллельно с подготовкой полного пакета учебно-методического комплекса, необходимого для четкой организации работы педагогического коллектива. Это важно, потому что ни на федеральном, ни на региональном уровнях не издаются программы и учебные пособия для разновозрастного обучения. И программы, и учебные пособия следует разрабатывать педагогическому коллективу с привлечением исследовательских институтов для реализации конкретной модели разновозрастного обучения. Данная работа может быть эффективной только в том случае, если будет организована целенаправленная научно-методическая, экспериментальная и экспертная деятельность учителей с соответствующим научным сопровождением.
При организации межвозрастного взаимодействия необходимо учитывать не только педагогический, но и психологический аспект данной проблемы. Отсюда следует, что функции психологической службы при разновозрастном обучении существенно меняются. На первый план выходят проблемы, связанные с регулированием межвозрастного взаимодействия подростков, с оказанием помощи педагогам в проектировании способов организации взаимодействия между детьми разного хронологического возраста.
Существенное значение имеет хорошая материальная база образовательного процесса. Это и отдельное здание, и специальная мебель, позволяющая особым образом организовывать образовательное пространство разновозрастного обучения, и современное учебное оборудование.
В рамках одного урока при классно-урочной системе организовать эффективное учебное взаимодействие учащихся из-за дефицита времени практически невозможно. Для подростка будет гораздо полезнее на время всецело отдаться занятиям одной наукой с тем, чтобы спустя некоторое время, переключиться на другую. Данная проблема легко решается, если использовать один из вариантов концентрированного обучения – метод «погружений». В этом случае продолжительность совместной работы не имеет временных границ. Работа над проектом или решением учебной задачи может продолжиться и после окончания занятий.
К преимуществам метода «погружения» можно отнести и то, что нет такой частой смены учебных предметов, как при классно-урочной системе. Это дает возможность детям сосредотачиваться на решении конкретных задач одного учебного предмета. В ходе нашего эксперимента нам удалось разработать оптимальные формы такой организации образовательного процесса.
«Погружения» можно классифицировать по продолжительности, по содержанию и по характеру деятельности учащихся. По продолжительности в лицее применяется два вида погружений: однодневные и недельные. На третьей ступени обучения и при изучении иностранных языков используются однодневные погружения. Во всех остальных случаях – недельные погружения. По содержанию «погружения» могут быть однопредметные и двухпредметные.
Схема построения «погружения» зависит от содержания блока учебного материала, от учебного предмета, от индивидуальных особенностей учителя, от состава и учебных возможностей учебной группы и т. д. Тем не менее, можно определить его общую структуру. Первые часы, как правило, посвящаются совместному планированию работы, определяются направления творческой деятельности, темы сообщений, докладов, уточняются вопросы, которые будут выноситься на зачет. В течение последующих четырех дней осуществляется ввод нового знания, включение его в контекст изученного в прошлом «погружения», отрабатываются варианты применения. «Погружение» завершается в субботу зачетом, который проводится учителем с привлечением старших лицеистов. Некоторые вопросы могут быть предложены для самопроверки или взаимопроверки. Балл, выставленный на зачете, учитывает не только фактический уровень знаний, но и деятельность учащегося на протяжении всего «погружения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках ИЗО при разновозрастном обучении
Особенности обучения детей в малокомплектной школе накладывают отпечаток на работу по формированию универсальных учебных действий согласно новым ФГОС. Как это делаю я в рамках новых требований - отраж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 - 4 классы с вариантом разновозрастного обучения
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по ИЗО новых ФГОС, используется сквозное тематическое планирование и комплексные содержательные блоки. Можно использовать учителям любы...
Организация разновозрастного обучения иностранному языку в малокомплектной сельской школе.
Советы по проведению уроков английского языка в разновозрастных группах....
Статья "Некоторые вопросы организации разновозрастного обучения в начальном звене"
Данная статья освещает некоторые основные вопросы организации разновозрастного обучения в начальной школе....
Программа разновозрастного обучения русскому языку в 5-6 классе-комплекте
Предназначена для работы в малокомплектных школах. Хотя содержание и структура могут применяться учителем любой школы. Программа содержит требования к уровню подготовки обучающихся (двухуровневые), ка...
Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики в рамках разновозрастного обучения в предпрофильных группах 7-9 класс
Данная работа является исследованием роста учебно-познавательной компитенции в рамках разновозрастного обучения...
Реализация системы разновозрастного обучения в рамках внеурочной деятельности
Выступление "Методический семинар" на муниципальном конкурсе "Учительгода - 2016"...