Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Показать, раскрыть  тему  природы   у  поэтов, художников, композиторов. На  музыкальных примерах,  стихах, картинах  убедиться что  природа  разнообразная,  живая,  яркая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_5.docx15.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   6  класс                

                                                  (4 четверть.)

Тема   четверти: « В Чём  сила  музыки?»

Тема    урока:     «Тема   природы   в   музыке, литературе,  изобразительном  искусстве».

Цель  урока: Показать, раскрыть  тему  природы   у  поэтов, художников, композиторов. На  музыкальных примерах,  стихах, картинах  убедиться что  природа  разнообразная,  живая,  яркая.

Выделить   изобразительное  и  выразительное  значение   в  тех или  иных   произведениях.  Учить  находить   прекрасное   в  окружающей  нас  природе. Учить  передавать чувства  и  переживания  от  услышанного.   Способствовать эстетическому  восприятию  музыки.

Оборудование:  пианино,   музыкальный  центр, портреты   композиторов,  иллюстрации, диски.

Ход  урока:

-тема   сегодняшнего  урока: «Тема  природы  в  музыке.»

       «Быть  может   вся   природа  - мозаика   цветов»,

                Быть   может   вся   природа  - различность   голосов,

                Быть   может  вся   природа  - лишь   числа  и  черты,

         Быть   может   вся  природа  - желанье   красоты?

У  мысли  нет   орудья  измерить   глубину,

 Нет  сил,  чтобы  замедлить  бегущую   весну,

                               Лишь   есть  одна  возможность   сказать мгновенью - «Стой!»

             Разбив   оковы  мысли,  быть   скованным  мечтой.»

                                                                                                    К.   Бальмонт

-Любовь   к   родной   природе   начинается   у нас с  любви  к  Родине. С  детства  в  памяти  у  нас  живёт   светлый  образ   родного   края. У  одних- это  поля,  леса,  реки,   озёра;  у  других – высокие   горы;   У   третьих -  улочки  вечернего   города.

- Красоту   и  прелесть  природы   воспели   в  своих   произведениях   многие  поэты,   писатели,  художники, композиторы.  И  цель  нашего   урока- почувствовать  красоту музыки,   стихов,  красок   картин  о  природе,   какие   чувства   вызвали.

-Вслушайтесь  в  эти  стихи  С.  Есенина.  О   чём   рассказал  поэт?

       Черёмуха.

Черёмуха  душистая

С весною  расцвела

И ветки золотистые   

Что   кудри   завила

Кругом  роса  медвяная

Сползает  по   коре,

Под  нею  зелень  пряная 

Сияет  в  серебре.

А  рядом  у  проталинки,  

В траве  между   корней,

Бежит,  струится маленький,

Серебряный  ручей.

Дети: О весне, ручьях,  зелени, ветках,  черёмухе,  приходе  тепла  и  т. д.

-Какие  сравнения,  краски , цвета использует  поэт  для  описания  картины  весны,   природы?

(читаю  2  раз,  выделяют  слова  по  тексту)

-а вот  ещё  произведение  С.  Есенина.  Какое  время   года  показано в  этом   произведении?

«Поёт  зима, аукает

Мохнатый  лес  баюкает

Сто звоном   сосняка

Кругом  с тоской  глубокою

Плывут в   страну   далёкую

Седые  облака

А  по  двору  метелица

Ковром  шелковым  стелется…

Дети: Зима.

-Какая  она?

Дети: Суровая, морозная,  вьюжная.

Слушание  поэмы  Г.  Свиридова.  «Поёт  зима ,  аукает…»

-По- разному  поэт  может  показать  природу. В   одном  случае весна-  пробуждение  природы, в другом  зима- природа  суровая, безжалостная.

-А музыка  помогла   стихам?

-Посмотрите   на  доску,  какая  природа  изображена здесь?(Осень, зима, весна  по   выбору  иллюстрации)

Дети  описывают.

-А  вот  русский   композитор  С.  Рахманинов   природу  воспевал во   многих  произведениях.  У  него  она  почти всегда  тихая,  спокойная, нежно-певучая.  А  вот   теперь  природа  другая  Какая?    

Слушание .   «Весенние   воды»   С .  Рахманинов.

Дети:   стремительный  бег, вешняя  вода,   сбегающая   из   маленьких   ручейков.

-А  как  композитор  с  помощью   музыки  показал эту  картину?

Дети: с  помощью темпа,  гибкой, полётной мелодии,  высокого регистра…

-А мы  можем  сказать,  что  природа  пробуждается?

Дети:   Да!

Слушание. Октябрь   П.И. Чайковского.

-какая  музыка?

Дети:   грустная,  задумчивая ,  медленная, певучая,  выразительная,  напевная…

-какое  время  года?

Д:  Осень.

-А почему  музыка  грустная?

Д: Осень-  грустная   пора. Опадают жёлтые  листья, улетают  птицы,   капает  дождь, природа   увядает.

-А  в  какое   время  года  природа  пробуждается?

Д:  Весной.

Исполнение  песни:  « Весенняя  песенка»

-В  народе  всегда  были  мастера,  таланты. Тема  природы  и  у  них  показана.(поделки   из  янтаря,  деревца   из   бисера, букет  цветов  из   искусственного  материала.

Итог! Повторить новые  слова, имена  на  доске.

Оценки.

Вывод:  поэты,  художники,  композиторы  воспевали  красоту  природы   через  краски,  звуки,  слова.  Ребята,  а  как  вы  думаете,  до  конца   мы  раскрыли  эту   тему?

Д:Нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Урок истории 5 класс. Тема: Природа и люди Древней Индии

Разработка урока "Природа и люди Древней Индии" содержит технологическую карту, презентацию урока и раздаточный материал. На уроке предполагается самостоятельная работа учащих...

Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».

Показать, раскрыть  тему  природы   у  поэтов, художников, композиторов. На  музыкальных примерах,  стихах, картинах  убедиться что  природа  разнообр...

Тест по музыке 5 класс. Тема: "Мифы и сказки - вечный источник искусства"

Тест по музыке 5 класс. Тема: "Мифы и сказки - вечный источник искусства"...

Урок в пятом классе, тема четверти "Можем ли мы увидеть музыку", "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"

"Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию" А. Сууман.Знакомство с музыкой. которая изображает портрет человека и раскрывает его характер......

Формирование познавательных универсальных действий на уроке музыки. Работа с текстом. 5 класс. Тема «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Задание для 5 класса. Работа с текстом. Формирование умений выделять существенную информацию из текста, определять основную и второстепенную информацию,  выделять и акцентировать ключевые мысли в...