Интегрированный урок в 7 классе "Бывают крылья у художников"
методическая разработка (7 класс) по теме

Баркар Наталья Анатольевна

Урок проведён в  классе совместно учителями музыки и ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_goda.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока  в 7 классе (мастер-класс для студентов СПбГПУ)

Тема года: «Традиции  и  современность»

Тема  урока: «Стиль Барокко в музыке и живописи»

                         ( «Язык музыки понятен  всем»)

Цель  урока: овладеть навыками  анализа  музыкальных и  живописных                     произведений, созданных  в  стиле  Барокко.

Задачи  образовательные:

  1. Продолжить работу над овладением учащимися  арсеналом средств художественной  выразительности  стиля  барокко (музыка, живопись)
  2. Закрепить знание  характерных особенностей музыкального  и изобразительного языка  Средневековья и Возрождения
  3.  Закрепить  знание  музыкальной  формы «фуга»
  4. Ввести понятие «полистилистка» (опережающее) на примере музыки 20 века (Альфред Шнитке. Фуга)

Задачи  развивающие:

  1. Развивать  творческие способности учащихся в процессе  музыкально-сочинительской и изобразительной деятельности
  2. Развивать способности к анализу
  3. Развивать  ассоциативное  мышление  в процессе преобразования музыкального  образа  в  изобразительный
  4. Развитие  механизмов творческого  мышления: образной памяти, внимания, гибкости, быстроты, оригинальности
  5. Развитие навыков импровизации
  6. Развитие вокально-хоровых навыков для выразительного исполнения

Задачи  воспитывающие:

  1. Воспитывать у учащихся более  утончённое  восприятие  произведений искусства
  2. Подвести к пониманию необходимости изучения исторических художественных стилей для  современной личности
  3. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку
  4. Воспитание личной заинтересованности  через приобщение  к  элементам сочинительства; самореализация

Музыкальный  материал:

1.Тест на определения стиля: а)  григорианский хорал

                                             б)  Нигрино.Ричеркар.

                                              в)  Альбинони.Адажио.

                                                          г) Вивальди. Гроза.

                                                               

2. Бах. Прелюдия и фуга  до минор из ХТК.

3. Арт-барокко.Даниэль …

4. А.Шнитке. Фуга.

5. «Бывают крылья у художников…» Г.Шпаликов, С.Никитин

6. «Замыкая круг»  К. Кельми, М.Пушкиной

Видеоряд:

  1. Рембрандт. «Возвращение блудного сына»
  2. Рубенс.»Крестьянский танец»
  3. Барочные интерьеры, здания.

Оборудование:

  1. Фортепиано
  2. Синтезатор
  3. Гитары
  4. Ударные музыкальные инструменты
  5. Мультимедийный проектор
  6. Проигрыватель  CD и AD
  7. Репродукции  картин Рембрандта, Рубенса
  8. Портреты композиторов  (Бах, Гендель, Вивальди)

Структура урока:

1.Эпиграф. «Бывают крылья у художников, и у портных, и у сапожников…»Исполнение с элементами импровизации. – 10 мин.

2.Тест на определение художественного стиля (устная характеристика)

3.Тест на узнавание стиля (музыкальный)

4.Тест на определение стиля барокко в архитектуре и живописи.

5.Слушание прелюдии  и  фуги  до-минор И.С. Баха

6.Просмотр клипа в стиле арт-барокко

7. Слушание фуги  А.Шнитке и  выполнение рисунка  собственного образа

8.Исполнение песни «Замыкая круг»

Виды деятельности учащихся:

  1. Выполнение тестов на определение художественных стилей
  2. Слушание музыки
  3. Импровизационная деятельность
  4. Выполнение рисунка
  5. Вокально-хоровая работа

Методы  обучения: словесный, наглядный, наглядно-слуховой, анализ, обобщение, стимулирование музыкально-творческой  и изобразительной деятельности  через  создание проблемно-поисковых ситуаций.



Предварительный просмотр:

Ход урока

Этапы  урока

Логический смысл  

Работа учащихся на уроке

1.Вступительная часть

Эпиграф к уроку. «Бывают крылья у художников».Исполнение песни с элементами импровизации.

«Ars longa, vita brevis»Гиппократ, Гёте «Кто не видит вещим оком глуби трёх тысячелетий…»

«Музыка вымывает прочь из души пыль от повседневной жизни»Бертольд Авербах.

Во все времена человек задумывается о мироздании, о своём месте в нём. Художники воплощают эти мысли в произведения.

?-Нужны ли человеку крылья? Для чего?

2.Тест  на определение художественного стиля

«Искусство, ты таишь в себе огонь эпохи» Ф.Шуберт

Изучение стиля эпох расширяет наше представление о мире.

Во главе любого произведения лежит личность человека, его размышления.

Муз. тест:

1.григорианский хорал

2.Нигрино.Ричекар.

3.Вивальди.Гроза.

4.Бах.Фуга.

3.Анализ теста

Отличие Ренессанса от Барокко:

*более эмоционально описывает одну какую-то эмоцию (+преувеличение, динамичность);

*изобилие украшений;

*более протяжённые мелодии с чётким ритмом;

*свободная полифония

? Как изменились музыкальные черты  в стиле барокко?

4.Тест на определение стиля барокко в архитектуре и живописи

Видеоряд:

1.Рембрандт. «Возвращение блудного сына»

2. Рубенс. «Союз земли и воды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».

Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности ...

Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."

Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени  и показать...

интегрированный урок "Современная наука и искусство - два "крыла" культуры"

Этот урок я проводила в 11 классе в конце учебного года, когда по химии идет тема "Металлы". Учащиеся работают в группах постоянного состава и выполняют задания, цель которых показать, что любая творч...

Интегрированный урок. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ. IX КЛАСС

В статье представлен один из эффективных приёмов прочте­ния «Слова о полку Игореве» на заключительном этапе его изучения в IX классе. Выполняя роль «зрительной опоры» образному воображению уча­щихся, ...

Интегрированный урок русского языка и МХК «Русский офицер и художник - Павел Андреевич Федотов»

Данный интегрированный урок  – совместный проект учителей русского языка, МХК и истории, разработанный прежде всего для учащихся кадетских классов. Кроме реализации учебных задач (развитие ...

Открытый интегрированный урок по истории и ИЗО. "Художники-передвижники 2 половины 19 века"

В данном разработке  содержится конспект материала открытого интегрированного урока по истории и рисованию для учащихся с ОВЗ 8-9 классов. Цель урока:познакомить детей с художниками 2 половины 19...

Родные просторы в произведениях русских художников и поэта А.С.Пушкина ( интегрированный урок для 7 класса в рамках предметов ИЗО и литературы)

Пейзажная картина даёт возможность художнику выразить своё отношение к миру в широком плане, к миру природы, которая нас окружает. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, разду...