интегрированный урок "Современная наука и искусство - два "крыла" культуры"
учебно-методический материал по химии (11 класс) по теме

Гольденберг Лариса Арнольдовна

Этот урок я проводила в 11 классе в конце учебного года, когда по химии идет тема "Металлы". Учащиеся работают в группах постоянного состава и выполняют задания, цель которых показать, что любая творческая работа - это плод усилий многих людей (знания и опыт  прошлого и новинки сегодняшнего дня). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennoe_iskusstvo_i_nauka.docx20.12 КБ
Office presentation icon sovremennoe_iskusstvo_i.ppt216.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И НАУКА:                                          единство противоположностей

Опыт интегрированного урока

Цель урока:

показать учащимся, что наука и искусство – это разные «крылья»    культуры

 Задачи урока:

  1. Совершенствовать умение работать в группе
  2. Развитие навыков анализа и наблюдения
  3. Побудить к творчеству, созданию собственного текста культуры
  4. Работа с разными источниками информации (учебник, интернет, научно- популярная литература)

Обобщающий урок по теме «Металлы» для учащихся 11 класса в курсе химии может быть проведен как интегрированный с уроком МХК.

Урок начинается с обсуждения группами (4) высказывания венгерского химики Беллы Визи:

«Художники могли бы во многом усовершенствовать химическое образование. Два столетия этот круг наук изучали, как правило, в отрыве от их корней, древней истории ремесел, наконец, эстетической стороны науки о веществе. Между тем у нашей цивилизации издавна была потребность осваивать явления материального мира комплексно - как научно, так и эмоционально».

 Вопросы:

  1. Согласны ли вы с этим утверждением?
  2. Обоснуйте свой ответ

Далее учитель рассказывает о работе современного итальянского скульптора Аугусто Мурера и показывает на экране фотографию его работы «Фавн». Выясняем, что за персонаж стал героем обсуждения:

  1. В римской мифологии равнинный бог полей, лесов, пастбищ и животных
  2. Имя - лат. - «помогать», «Быть одержимым», «пророчествовать»
  3. Лукавое, опасное божество: он воровал детей, насылал кошмары и болезни, соблазнял женщин
  4. Дает предсказания под шум леса или во сне

Каждая группа получает задание и в течение 20-25 мин выполняет его (ответы на вопросы, поставленные учителем).

  1. группа - скульпторы
  2. группа - литейщики
  3. группа - химики
  4. группа - музейщики, культурологи

По окончании обсуждения внутри группы учащиеся (по 1 от группы) выступают с рассказами о работе профессионала, причастного к созданию скульптуры                                                    В конце урока смотрим небольшой видеофильм.

Домашнее задание для учащихся: создать синквейн на тему «наука» или «искусство».

Вопросы группам

1 группа - скульпторы

  1. Что изображает скульптура?
  2. Какие эмоции выражает?
  3. Какое действие изображает?
  4. Как вы думаете, почему современный художник выбрал для изображения персонажа римской мифологии?

2 группа - литейщики

  1. Из какого материала сделана скульптура?
  2. Каков состав материала?
  3. Какова технология создания такой скульптуры?
  4. Сколько материала понадобится? Как это рассчитать?

3 группа - химики

  1. Какие виды художественной обработки металла возможны?
  2. Как эта работа помогает или усиливает эмоциональное восприятие художественного произведения?
  3. Что такое патинирование с химической точки зрения?

4 группа - культурологи, музейщики

  1. Эта скульптура - дар автора Эрмитажу
  2. Какое место вы бы выбрали показа и жизни этой работы Мурера?
  3. Обоснуйте свое мнение
  4. Нужна ли музыка для более эмоционального восприятия?
  5. Если да, то какая?

Высказывания учащихся

  1. группы - скульпторов
  1. Фавн в римской мифологии является лесным божеством. Очеловеченный Фавн Мурера показывает единение с природой: его руки как стволы дерева, его голова похожа на верхушку дерева
  2. Легкость, сосредоточенность, игривость. Думается о раннем утре. Его музыка помогает слиться с природой, почувствовать чудесные моменты весны.
  3. Фавн как бы заманивает очередную неосторожную жертву; его тело спиралью ввинчивается в небо, призывая к себе
  4. В его облике сочетается опасность, естественность. Облик Фавна не традиционен, а очеловечен
  1. группы - литейщиков
  1. Скульптура изготовлена из бронзы. В состав этого сплава входит медь и от 5 до 25% олова, а также не более 1% свинца и мышьяка
  2. Есть несколько способов отливки, наиболее традиционный предполагает несколько этапов: глиняная форма в натуральную величину, затем по частям гипсовая форма; из полученных кусков собирается полная модель, в которую заливают воск.
  1. группы - химиков
  1. Существуют разные виды художественной обработки металлов: матирование, чернение, оксидирование
  2. Патина - тончайшая пленка из оксидов меди, патинирование - искусственное старение (окисление) металла
  3. Самым ценным и эффективным в смысле защиты от коррозии является нижний слой патины - слой закиси меди (куприта)
  4. Виды художественной обработки зависят от свойств металла и целей, которые преследует автор
  5. Зеленый цвет патины усиливает впечатление (Фавн обитает в лесах - темно- зеленый цвет патины)
  1. группы - культурологов, музейщиков
  1. Я представляю эту скульптуру на лугу, опаленном солнечными лучами, и из его флейты доносится спокойный мелодичный звук
  2. Мы бы выбрали для этой скульптуры одни из небольших скверов в центре города с густой листвой, например Юсуповский
  3. Скульптуру можно поместить в тихом уголке сада, среди кустов, зелени, рядом можно поставить небольшой фонтан
  4. Эта скульптура изображает лесное божество, поэтому ей место не в светлом зале, а в тенистом и тихом уголке сада

ГБОУ средняя школа № 143

Санкт-Петербург

Май 2012 г.

11 класс

Лучшие работы учащихся:

Наука

Умная, интеллектуальная

Анализировать, мыслить, наблюдать

Век живи - век учись!

Прогресс

Искусство

Эмоциональное, прекрасное

Творить, фантазировать, восхищаться, чувствовать, созерцать

Красота спасет мир!

Духовное совершенство


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современное искусство и… наука единство противоположностей

Слайд 2

Бела Визи , венгерский химик Художники могли бы во многом усовершенствовать химическое образование. Два столетия этот круг наук изучали, как правило, в отрыве от их корней, древней истории ремесел, наконец эстетической стороны науки о веществе. Между тем у нашей цивилизации издавна была потребность осваивать явления материального мира комплексно – как научно, так и эмоционально.

Слайд 3

Аугусто Мурер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кулинария-это наука или искусство?" Интегрированный урок(технология +история) в 11 классе

Интегрированный урок в рамках элективного курса "Основы кулинарии" в 11 классе. Данный курс является продолжением предпрофильного курса  "Секреты кулинарии"в 9 классе. ...

Презентация по искусству для 8 класса "Наука и искусство"

Данная презентация поможет более наглядно и доступно объяснить материал по теме "Наука и искусство" по предмету искусство для 8 класса...

Внеклассное интегрированное мероприятие "Наука ковала Победу"

Данная  работа  посвящена  Победе в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело Победы. В  работе  представлены: история  Великой Отечес...

Внеклассное интегрированное мероприятие "Наука ковала Победу" (презентация)

Данная  работа  посвящена  Победе в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело Победы. В  работе  представлены: история  Великой Отечес...

Интегрированное занятие "Наука математика"

совместное занятие: логопед, дефектолог, учитель математики...

Оптическое искусство (оп-арт) как синтез науки и искусства

Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как сердце и легкие...     Все науки, как и процессы в природе, взаимосвязаны между собой  ...

Интегрированное занятие по теме «Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах» в рамках интегрированного элективного курса: «Математика. Искусство. Графика».

Интегрированное занятие по теме«Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах»в рамках интегрированного элективного курса:«Математика. Искусство. Графика»....