интегрированный урок "Современная наука и искусство - два "крыла" культуры"
учебно-методический материал по химии (11 класс) по теме
Этот урок я проводила в 11 классе в конце учебного года, когда по химии идет тема "Металлы". Учащиеся работают в группах постоянного состава и выполняют задания, цель которых показать, что любая творческая работа - это плод усилий многих людей (знания и опыт прошлого и новинки сегодняшнего дня).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennoe_iskusstvo_i_nauka.docx | 20.12 КБ |
sovremennoe_iskusstvo_i.ppt | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И НАУКА: единство противоположностей
Цель урока:
показать учащимся, что наука и искусство – это разные «крылья» культуры
Задачи урока:
- Совершенствовать умение работать в группе
- Развитие навыков анализа и наблюдения
- Побудить к творчеству, созданию собственного текста культуры
- Работа с разными источниками информации (учебник, интернет, научно- популярная литература)
Обобщающий урок по теме «Металлы» для учащихся 11 класса в курсе химии может быть проведен как интегрированный с уроком МХК.
Урок начинается с обсуждения группами (4) высказывания венгерского химики Беллы Визи:
«Художники могли бы во многом усовершенствовать химическое образование. Два столетия этот круг наук изучали, как правило, в отрыве от их корней, древней истории ремесел, наконец, эстетической стороны науки о веществе. Между тем у нашей цивилизации издавна была потребность осваивать явления материального мира комплексно - как научно, так и эмоционально».
Вопросы:
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- Обоснуйте свой ответ
Далее учитель рассказывает о работе современного итальянского скульптора Аугусто Мурера и показывает на экране фотографию его работы «Фавн». Выясняем, что за персонаж стал героем обсуждения:
- В римской мифологии равнинный бог полей, лесов, пастбищ и животных
- Имя - лат. - «помогать», «Быть одержимым», «пророчествовать»
- Лукавое, опасное божество: он воровал детей, насылал кошмары и болезни, соблазнял женщин
- Дает предсказания под шум леса или во сне
Каждая группа получает задание и в течение 20-25 мин выполняет его (ответы на вопросы, поставленные учителем).
- группа - скульпторы
- группа - литейщики
- группа - химики
- группа - музейщики, культурологи
По окончании обсуждения внутри группы учащиеся (по 1 от группы) выступают с рассказами о работе профессионала, причастного к созданию скульптуры В конце урока смотрим небольшой видеофильм.
Домашнее задание для учащихся: создать синквейн на тему «наука» или «искусство».
Вопросы группам
1 группа - скульпторы
- Что изображает скульптура?
- Какие эмоции выражает?
- Какое действие изображает?
- Как вы думаете, почему современный художник выбрал для изображения персонажа римской мифологии?
2 группа - литейщики
- Из какого материала сделана скульптура?
- Каков состав материала?
- Какова технология создания такой скульптуры?
- Сколько материала понадобится? Как это рассчитать?
3 группа - химики
- Какие виды художественной обработки металла возможны?
- Как эта работа помогает или усиливает эмоциональное восприятие художественного произведения?
- Что такое патинирование с химической точки зрения?
4 группа - культурологи, музейщики
- Эта скульптура - дар автора Эрмитажу
- Какое место вы бы выбрали показа и жизни этой работы Мурера?
- Обоснуйте свое мнение
- Нужна ли музыка для более эмоционального восприятия?
- Если да, то какая?
Высказывания учащихся
- группы - скульпторов
- Фавн в римской мифологии является лесным божеством. Очеловеченный Фавн Мурера показывает единение с природой: его руки как стволы дерева, его голова похожа на верхушку дерева
- Легкость, сосредоточенность, игривость. Думается о раннем утре. Его музыка помогает слиться с природой, почувствовать чудесные моменты весны.
- Фавн как бы заманивает очередную неосторожную жертву; его тело спиралью ввинчивается в небо, призывая к себе
- В его облике сочетается опасность, естественность. Облик Фавна не традиционен, а очеловечен
- группы - литейщиков
- Скульптура изготовлена из бронзы. В состав этого сплава входит медь и от 5 до 25% олова, а также не более 1% свинца и мышьяка
- Есть несколько способов отливки, наиболее традиционный предполагает несколько этапов: глиняная форма в натуральную величину, затем по частям гипсовая форма; из полученных кусков собирается полная модель, в которую заливают воск.
- группы - химиков
- Существуют разные виды художественной обработки металлов: матирование, чернение, оксидирование
- Патина - тончайшая пленка из оксидов меди, патинирование - искусственное старение (окисление) металла
- Самым ценным и эффективным в смысле защиты от коррозии является нижний слой патины - слой закиси меди (куприта)
- Виды художественной обработки зависят от свойств металла и целей, которые преследует автор
- Зеленый цвет патины усиливает впечатление (Фавн обитает в лесах - темно- зеленый цвет патины)
- группы - культурологов, музейщиков
- Я представляю эту скульптуру на лугу, опаленном солнечными лучами, и из его флейты доносится спокойный мелодичный звук
- Мы бы выбрали для этой скульптуры одни из небольших скверов в центре города с густой листвой, например Юсуповский
- Скульптуру можно поместить в тихом уголке сада, среди кустов, зелени, рядом можно поставить небольшой фонтан
- Эта скульптура изображает лесное божество, поэтому ей место не в светлом зале, а в тенистом и тихом уголке сада
ГБОУ средняя школа № 143
Санкт-Петербург
Май 2012 г.
11 класс
Лучшие работы учащихся:
Наука
Умная, интеллектуальная
Анализировать, мыслить, наблюдать
Век живи - век учись!
Прогресс
Искусство
Эмоциональное, прекрасное
Творить, фантазировать, восхищаться, чувствовать, созерцать
Красота спасет мир!
Духовное совершенство
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бела Визи , венгерский химик Художники могли бы во многом усовершенствовать химическое образование. Два столетия этот круг наук изучали, как правило, в отрыве от их корней, древней истории ремесел, наконец эстетической стороны науки о веществе. Между тем у нашей цивилизации издавна была потребность осваивать явления материального мира комплексно – как научно, так и эмоционально.
Аугусто Мурер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Кулинария-это наука или искусство?" Интегрированный урок(технология +история) в 11 классе
Интегрированный урок в рамках элективного курса "Основы кулинарии" в 11 классе. Данный курс является продолжением предпрофильного курса "Секреты кулинарии"в 9 классе. ...
Презентация по искусству для 8 класса "Наука и искусство"
Данная презентация поможет более наглядно и доступно объяснить материал по теме "Наука и искусство" по предмету искусство для 8 класса...
Внеклассное интегрированное мероприятие "Наука ковала Победу"
Данная работа посвящена Победе в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело Победы. В работе представлены: история Великой Отечес...
Внеклассное интегрированное мероприятие "Наука ковала Победу" (презентация)
Данная работа посвящена Победе в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело Победы. В работе представлены: история Великой Отечес...
Интегрированное занятие "Наука математика"
совместное занятие: логопед, дефектолог, учитель математики...
Оптическое искусство (оп-арт) как синтез науки и искусства
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как сердце и легкие... Все науки, как и процессы в природе, взаимосвязаны между собой ...
Интегрированное занятие по теме «Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах» в рамках интегрированного элективного курса: «Математика. Искусство. Графика».
Интегрированное занятие по теме«Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах»в рамках интегрированного элективного курса:«Математика. Искусство. Графика»....