Интегрированный урок русского языка и МХК «Русский офицер и художник - Павел Андреевич Федотов»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedotov_-urok.docx | 40.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и МХК
«Русский офицер и художник Павел Андреевич Федотов»
(2 часа)
Цели урока:
1) Познакомить учащихся с личностью и творчеством Федотова;
2) представить офицера, живописца П.А. Федотова как разносторонне развитого человека
своего времени;
3) доказать значимость образа Федотова для формирования у кадетов компетентностного
подхода в патриотическом воспитании;
4) формировать представление о русском офицере как разносторонне развитой личности;
5) развивать умение создавать текст заданного типа (рассказ), уместно использовать
изобразительные средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис и
др.), соблюдать нормы русского языка;
6) совершенствовать умение находить характерные особенности, главное во внешности
конкретной личности и передавать это описание словами, составляя описание
внешности с учётом его психологического состояния;
7) совершенствовать умение видеть тематические переклички: произведения А.С.Пушки-
на, Н.В. Гоголя и картины Федотова.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация Power Point, репродукции картин Федотова, учебники «Русская речь: развитие речи. 8 класс».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя русского языка (цели и задачи интегрированного урока, представление коллег-соавторов проекта)
- Кто же такой Павел Андреевич Федотов? Чем он может быть интересен вам, кадетам? Рассказать о нём готовы ваши товарищи и учитель МХК.
II. Рассказ о жизни и творчестве П.Федотова сопровождается презентацией.
1. Вступительное слово учителя МХК. Федотов Павел Андреевич — высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи. (Слайд 1-2). Родился Павел Андреевич в Москве 22 июня 1815 г. на одной из окраинных улицах Москвы в Огородниках в семье титулярного советника. Сказать, что жили они бедно — значит ничего не сказать, детство будущего художника протекало в страшной нужде. «Запас наблюдений, сделанных мною в самом начале моей жизни, — вспоминал позднее сам Федотов, — составляет… основной фонд моего дарования». Отец художника мечтал о военной карьере для сына. На всю жизнь запомнились Павлуше рассказы отца, в прошлом суворовского солдата, о походах и сражениях. Одиннадцати лет от роду был определен в воспитанники первого московского кадетского корпуса. (Слайд 3)
2. Слайд 4. Историческая справка об истории возникновения кадетских корпусов (Сообщение 1-го ученика) (См. Приложение)
3. Учитель МХК
- Каким же был Павлуша Федотов кадетом? Как жилось первым кадетам? Вот что удалось найти об этом периоде жизни Федотова вашим товарищам.
4. Слайд 4 Федотов – кадет (сообщение ученика 2).
Одиноко и тревожно было Павлуше в тот первый вечер, когда он вместе с другими кадетами шел по длинным коридорам, залу, лестнице в дортуар, где тесными рядами стояли одинаковые железные кровати, покрытые серыми суконными одеялами. Правда утешал немного темно-зеленый мундир с блестящими медными пуговицами, с красным воротником и обшлагами, с белыми погонами.
В шесть часов утра загремел барабан, и раздалась команда «Вставать!» начался первый день жизни в корпусе. Начался первый день жизни в корпусе. Он был здоровый, веселый, общительный мальчик и скоро привык к корпусной жизни. По утрам вместе со всеми бежал в умывальную комнату, чистил ваксой сапоги, начищал тертым кирпичом пуговицы, затягивал ремень, пригонял военное снаряжение, скудно завтракал – в корпусе кормили плохо.
В 9 часов начиналось учение в классах; с 12 во дворе корпуса шло военное фронтовое учение. Младших учили маршировке, выправке, учили отдавать честь; старшие проходили правила строевой службы, учились ружейным приемам, артиллерийскому делу, несли караулы. После фронтового учения обедали, потом с трех до шести снова учились в классах; от шести до восьми часов отдыхали и после ужина ложились спать.
Нравы в корпусе были суровые, воспитанников часто наказывали, секли немилосердно, за малейшую провинность запирали в карцер. Но Павла Федотова за время пребывания в корпусе не секли ни разу - учился он блестяще, все схватывал быстро, легко, был очень трудолюбив, усидчив.
Рисование в корпусе преподавал хороший учитель. Кадета Федотова он считал очень способным, но в журнале всегда отмечал очень ленивым. А Федотов не ленился. Он просто предпочитал за булку к чаю вместо своих рисунков доделывать рисунки товарищей. Рисовать он любил и с первых лет жизни в корпусе пристрастился рисовать портреты, карикатуры на товарищей, учителей. И портреты, и карикатуры получались всегда очень похожи; товарищи смеялись, но обижались редко, потому что самые смешные карикатуры он рисовал на себя.
По воскресеньям воспитанников отпускали домой, и почти всегда кто–нибудь потихоньку приносил новую книгу. Только что вышедшую книгу. Это были книги, Пушкина, Грибоедова, Гоголя, читали также и запрещенную литературу.
5. Учитель МХК.
- В 1830 г. он был сделан унтер-офицером, в 1833 г. произведен в фельдфебели и в 1833 г. окончил курс первым учеником, при чем его имя, по заведенному обычаю, внесено на почетную мраморную доску в актовой зале корпуса. П.А. Федотов окончил корпус в звании прапорщика и получил самое престижное назначение: в лейб-гвардии Финляндский полк, в Санкт-Петербург. Слайд 5.
6. Слайд 6. Из истории Финляндского лейб-гвардии полка (Сообщение ученика 3).
7. Учитель русского языка.
- Припомните наши уроки литературы. Кто мечтал о службе в гвардии, разгульной офицерской жизни?
Петруша Гринёв, герой произведения Пушкина «Капитанская дочка».
- А каких офицеров-гвардейцев рисует Пушкин в «Капитанской дочке»?
Швабрин за «смертоубийство» человека на дуэли отправлен служить в отдалён-ный гарнизон, он лжив, готов опорочить честь девушки, не пожелавшей выйти за него замуж, угрозами добивающийся её согласия. Эти и Зурин, «обучивший» Петрушу «жизни офицера»: пить и играть в бильярд.
8. Учитель МХК.
- Началась полковая жизнь. В первые месяцы Федорова увлекла жизнь гвардейского офицерства – пирушки, карты, веселые песни. Но прошло немного времени, новизна утратила свою прелесть. Все чаще за внешним блеском парадов он видел, пустую, бездумную жизнь гвардейского офицера. Павел Федотов проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь. Слайд 7. Много зарисовок Федотов делал из солдатской жизни. (Слайд 8) Он рисовал карикатуры и портреты друзей, сцены из полковой жизни. Свободные вечера обычно проводил в семье своего приятеля Павла Родивановского, сестры которого любили музыку и пение. У Федотова был чудесный голос, он хорошо играл на гитаре, на флейте, писал стихи, умел с самым серьезным видом рассказывать всякий смешной вздор. Человеком он был одаренным и талантливым во многих сферах искусства. Интересен случай из жизни художника.
9. Cлучай из жизни художника (сообщение ученика 4).
10. Слайд 9. Встреча с великим князем (сообщение ученика 5).
11. Учитель МХК.
Слайд 10. Года через три - четыре службы в полку, получив разрешение начальства, молодой офицер начал посещать вечерние рисовальные классы Академии Художеств, на набережной Невы. Там он старался строже изучить формы человеческого тела и сделать свою руку более свободной и послушной в передаче видимой природы. Часто Федотов как ученик Академии посещал Эрмитаж.
12. Великие люди в жизни Федотова (Сообщение 6 ученика).
13. Учитель МХК.
- Свободного времени становилось все меньше, все чаще закрадывалось в душу сомнение: может быть, никогда не будет он настоящим художником? Испытывая неодолимое влечение к искусству, он выходит в 1844 в отставку в чине штабс-капитана. В результате своего отчаянного поступка Федотов лишался не только карьеры, но и надежного источника существования. На жизнь и немалые профессиональные расходы у него была только скромная пенсия, половину которой он отсылал родным, бедствовавшим в Москве. (Слайд 13) Cначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи.
Каким образом произведения Федотова попали на глаза баснописцу Крылову неизвестно, но он сразу же уловил суть дарования художника-военного и даже написал ему письмо с призывом оставить «солдатиков и лошадок» и «отдаться своему настоящему призванию - изображению народного быта». Так Федотов и поступил. Письмо это вдохнуло в Федотова новые силы, он с удвоенной энергией принялся за работу.Рисовал он везде — дома и на улице, в департаменте и на рынке… Крылов оказался прав — наблюдательность художника, острота его критического взгляда позволяли ему схватывать самую суть события, сатирически изображая неприглядную действительность
Художник удвоил свой труд по изучению приемов живописи и к весне 1848 г. написал одну за другой, по имевшимся уже в его альбоме наброскам, две картины: «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение: «Поздравляю вас, вы меня обогнали!» (Слайд 14) Брюллов сделал все, чтобы их автор получил звание назначенного в академики и денежное пособие для создания программной работы. Такой работой стало «Сватовство майора», единогласно одобренное Советом Академии, присвоившим Федотову звание академика. Впервые выставленная на академической выставке 1849 г., картина вызвала необычайный интерес публики, а критики вострубили о рождении нового жанриста.
14. Полотна Федотова (Сообщение 7-го - 10-го учеников).
III. Учитель русского языка. Подготовка учащихся к сочинению-рассказу по картине Федотова «Свежий кавалер» (Упражнение №228)
1) Вступительное слово учителя русского языка.
Первой значительной работой Федотова была небольшая картина «Свежий кавалер» (1846г.) — сатирическое изображение полнейшего нравственного и духовного ничтожества чиновничьего мира Петербурга и Москвы 40-х гг. Слайд 19. Федотовский «герой», как считает искусствовед Т.Карпова,«весьма распространённый в России тип «домашнего деспота», который вынужден везде за пределами своего домашнего круга гнуть спину, пресмыкаться, терпеть унижения начальства. И только дома, среди своих домочадцев, он может выпрямиться, отомстить за все обиды и оскорбления.
На полотне представлена оживленная перебранка между чиновником, только что поднявшимся с постели после пирушки, и молодой женщиной, его кухаркой. Герой картины - заспанный, неряшливо одетый в рваный халат человек со свежеполученным орденком на груди. Видимо, в своих мечтах «вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа», задрапировался в засаленный халат, как в античную тогу, и воображает себя ни много ни мало величайшим героем древности. Выставленная вперед нога, надменный взгляд, гордо поднятая голова… Он прямо-таки раздулся от гордости и чванства, и его совершенно не смущает, что облик его — в папильотках и несвежем халате — несколько не соответствует традиционному представлению об античном герое.
В комической сценке знаменитый критик Владимир Стасов усмотрел трагическое и даже страшноватое содержание: «Он свиреп и безжалостен, — пишет он о главном герое, — он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь — все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди».
Однако сам Федотов все же не так однозначно относился к своему произведению. Да, он резко высмеивает своего героя, но в то же время в чем-то оправдывает и жалеет его. Во всяком случае, сохранилось письмо Федотова графу Мусину-Пушкину: «…не естественно ли, что там, где постоянно скудность и лишения, там выражение радости награды дойдет до ребячества носиться с нею день и ночь».
2) Беседа с учащимися, направленная на мотивацию предстоящей творческой работы.
Учитель русского языка:
- Картина имеет и другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест». Сравните эти два названия, подумайте, какое из них отражает отношение автора к своему герою? Поясните, как вы понимание название картины «Свежий кавалер»?
- Кавалер – человек, награждённый орденом; свежий кавалер – только что получивший
награду, вновь испечённый.
- Какова цель художника?
- Высмеять высокомерие, мнимую величественность, духовное убожество чиновников
того времени.
- Вы уже знаете, что интерьер является одним из приёмов характеристики человека. (Слайд 20)А.И. Куприн, замечательный писатель, а в прошлом кадет и офицер, сказал так: «Есть на свете старая-престарая пословица: «Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты таков». С неменьшим смыслом можно, пожалуй, сказать: «Покажи мне твоё жильё, а я определю твои привычки, твой характер». Как же характеризует хозяина его жилище?
- Маленькая полутёмная комнатка, возможно, чердачное помещение – хозяин беден,
а чем выше жильё, тем оно дешевле.
- Старая, разномастная мебель подчеркивает его бедность.
- Рваный грязный халат тоже яркоё свидетельство нищеты.
- Посмотрите внимательно на следующий слайд. Это фрагмент картины – сам «герой дня». Как художник убеждает нас в душевной нищете чиновника? (Слайд 21)
- Стоит, важно оттопырив нижнюю губу, задрав нос, гордо указывает на орден,
прикреплённый к … рваному халату!
- Пола старого халата задрапирована на манер древнеримской тоги.
- Смешно видеть гордую позу, папильотки на голове и полный разгром в комнате.
- Что добавляет к сказанному слайд 22?
- На столе и щипцы для завивания волос, и куски колбасы на газете, и зеркало, и бутылки.
- Лопнувшая струна на гитаре и осколки посуды на полу среди рыбьих костей дают
представление о вчерашней попойке.
- Слайд 23. Это прислуга, возможно, кухарка. Как этот образ соотносится с образом главного героя?
- Это молодая, аккуратно одетая женщина. Судя по одежде, из крестьян. Она
насмешливо суёт «важному господину» прохудившиеся сапоги: «Чем тратить деньги
на вино, сходили бы к сапожнику!»
- В комнате грязно, а девушка опрятно одета. Скорее всего, она не часто бывает у героя
картины, ему нечем платить, потому так и грязно.
- Аккуратно одетая работница противопоставлена задравшему нос чиновнику – босому,
в драном халате.
- Нам с вами предстоит написать не просто сочинение-описание картины Федотова, а рассказ по картине. Какой диалог вы слышите, глядя на героев?
***
- Гляди, глупая баба, крест! Орден, значит!
- Ай, удивили! А на службу босиком пойдёте?
***
- Весело же вы погуляли, как я вижу! Мне и до вечера не убраться одной!
- Что ты понимаешь, дура деревенская! Я орден получил! Гляди сюда! Крест!
- Вижу и крест ваш, и сапоги дырявые тоже вижу. Гостей хорошо накормили, а про
обувку свою забыли? Они, вишь, каши просят!
- Какова композиция рассказа? Какой момент изобразил художник?
- Составьте примерный план рассказа по картине Федотова.
План
1. Экспозиция. Чиновник – кто такой, его характер, отношение к службе, жильё.
2. Завязка. Первый крест – хороший повод для дружеской пирушки.
3. Развитие действия. Пирушка, превратившаяся в банальную пьянку.
4. Кульминация. Утро чиновника и встреча с кухаркой.
5. Развязка. Выговор на службе за опоздание или ненадлежащий вид.
6. Идея картины.
- Не напоминает ли вам свежий кавалер кого-то из литературных героев, если да, то чем?
- Хлестаков из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» тоже хотел выглядеть значительнее, чем он есть на самом деле. Он тоже бедствовал без денег, а когда они появлялись, тратил на модную одежду, театры, игру в карты, вкусную и дорогую пищу.
- Действительно, Хлестаков и свежий кавалер во многом схожи. И Гоголь, и Федотов, создавая образы своих героев, хотели высмеять глупость, спесь, чванство, душевное убожество дворянско-чиновнического общества, стремление к лёгкой наживе разорив-шегося офицерства, «тёмное царство» купечества.
Сам Гоголь часто использовал приём «говорящих фамилий». Подумайте, как вы можете назвать героя вашего рассказа.
Важнецкий, Мордастов, Губолинский, Горлохватский
- Как могли звать кухарку? Фёкла, Маруся, Марфуша, Матрёна, Варенька, Катерина
- Почему вы предлагаете такие «простые» имена?
Судя по одежде, она из крестьян, а значит, её нельзя назвать Еленой, Елизаветой,
Зоей, Алиной или Кристиной: так крестьянок не называли.
- Выберите один из пунктов плана и напишите небольшой текст, который станет частью вашего рассказа.
3) Творческая работа учащихся с последующим чтением. (10-20 минут)
IV. Учитель МХК (продолжение знакомства учащихся с жизненным и творческим путём художника). (Слайд 24) Художник очень часто пишет и рисует себя: вот он молодой блестящий гвардеец в парадной форме; вот он играет в карты с полковыми товарищами; пишет портрет собачонки Фидельки; его портрет изображен на комоде рядом с вдовушкой и т.д., и каждый раз, изображая себя, он как будто смеется над собой, то добродушно, лукаво, то печально. Слайд 25. Это последний автопортрет Федотова – мрачный и безнадежный. Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение прекрасных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. Острое недовольство собой, кажущаяся тщетность попыток стать «настоящим художником», постоянные мысли о деньгах — все эти переживания пагубно сказались на здоровье Федотова. Сначала от постоянной работы при плохом освещении в вечернюю и ночную пору испортилось зрение, начались головные боли. Некогда веселый и оптимистичный человек, упорно шедший к достижению своей цели, веривший в свои силы, он состарился раньше срока, превратился в мизантропа. Болезненное состояние переросло в умопомешательство. Друзья поместили художника в частную лечебницу для душевнобольных, а государь пожаловал 500 рублей на его содержание. Но все было тщетно, болезнь прогрессировала, и в 14 ноября 1852 г. художника не стало. Ему было всего тридцать семь лет.
V. Подведение итогов
Учитель МХК
1. К слайду 26. Имя этого художника хорошо известно любителям живописи. Его знают в основном по его юмористически-саркастичным картинам. Неслучайно Федотова называли «Гоголем в русской живописи», а его творческое кредо - «живописным анекдотом». Жизнь его, как и у большинства живописцев того времени, была тяжелой: бедность, болезни, постоянная борьба за существование и трагический ранний конец. Нам осталось его интересное творчество. Слайды 27-30. «Из творческого наследия» - просмотр картин.
2. Мини-опрос. Ответьте на предложенные вопросы. Слайд 31.
VI. Рефлексия
Учитель русского языка предлагает задания, которые помогут учащимся осмыслить свою деятельность на уроке.
Задания.
1. Продолжите предложения:
2. Ответьте на вопрос: «Что полезного для себя, для своей жизни ты узнал в ходе этих уроков?»
Из ответов учащихся:
Меня удивило, что Федотов был кадетом, как и я. Он умел не только хорошо
рисовать, но и учиться. (кадет Абрамов А.)
Меня заинтересовало, как Федотов учился в кадетском корпусе, что окончил его
лучшим учеником. Его нередко ругал учитель рисования за то, что рисунки кадета
Федотова часто были незавершенны, потому что он помогал своим товарищам за
булочку к чаю. (кадет Хабаров И.)
Я не ожидал, что русский офицер мог быть настолько талантлив: Федотов имел
хороший голос, сочинял стихи, прекрасно рисовал. Я не думал, что для офицера это так
важно. Жизнь Федотова убедила меня в необходимости развивать свои таланты,
потому что русский офицер не может быть тупым служакой. (вице-младший сержант
Чемерис М.)
Я заинтересовался тем фактом, что Федотов, будучи сыном очень бедного
отставного офицера, благодаря своей отличной учёбе в Кадетском корпусе смог стать
офицером престижного лейб-гвардейского полка. Я не думал, что в те времена
образованию офицера придавали такое значение. (зам.ком. взвода Морозов И.)
Я увидел художника Федотова очень мужественным человеком: он ради
искусства бросил службу, которая давала ему и возможность сделать карьеру, и
обеспечивала материально. (кадет Кондратьев М.)
VII. Домашнее задание (по выбору):
МХК (в течение недели):
1. Подготовьте небольшое сообщение о картинах Федотова, о которых не упоминалось на сегодняшнем уроке.
2. Подготовьте сообщение «Известные русские художники и композиторы - кадеты и офицеры».
Русский язык (к следующему уроку ):
Сочинение-рассказ по картине П.А.Федотова «Свежий кавалер»
(Упр. 228, учебник «Русская речь: Развитие речи. 8 кл. / под ред. Е.И. Никитиной. – М.: Дрофа, 2004. – 151 - 152с.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сообщения учащихся.
К слайду 4. Историческая справка об истории возникновения кадетских корпусов (Сообщение 1-го ученика)
Император Николай I считал, что образцом идеально устроенного общества является дисциплинированная армия. Во времена его правления военный человек считался самым лучшим, самым способным начальником и исполнителем везде. Но находиться под началом грубых, невежественных генералов и полковых командиров никому неприятно.
Всеобщей милитаризации отвечала реорганизация системы военного образования. При Николае I складывается наиболее стройная и рациональная система устройства кадетских корпусов и управление ими. Николай I связал их вместе в одну общую отрасль государственного управления. По мнению императора, кадетские корпуса ко времени его вступления на престол выполнили свою просветительскую функцию, первоначально возложенную на них при создании, и теперь должны были сосредоточить свое внимание на подготовке исключительно офицеров.
Кадетские корпуса стали военными закрытыми среднеучебными заведениями преимущественно для детей дворян, курс обучения был рассчитан на 7 лет. Воспитанники находились под неусыпным контролем воспитателей. Их приказания не подлежали обсуждению. Выход из ворот корпуса для кадета был возможен лишь в сопровождении служителя или родственников.
В 1824 г. в Екатерининских казармах г. Москвы размещается прибывший из Ярославля Смоленский кадетский корпус. Тогда же корпус переименовывается в 1-й Московский кадетский корпус, который был отнесен к военным учебным заведениям первого класса.
К слайду 6. Из истории Финляндского лейб-гвардии полка (Сообщение 3-го ученика)
Финляндский лейб-гвардии полк, был сформирован в декабре 1806г. в Стрельне и Петергофе как Батальон Императорской милиции, а уже в 1808г. причислен к гвардии. В октябре 1811г. его переформировали в три батальона и назвали лейб-гвардейским полком. В России армия распадалась на армейские и гвардейские корпуса. Гвардия – отборная часть войска, пользующаяся некоторыми служебными преимуществами перед армейскими полками. Служба в гвардии могла обеспечить Федотову карьеру, успех и деньги на всю жизнь.
Cлучай из жизни художника (сообщение ученика 4).
У Федотова был денщик Коршуков. С редкой преданностью он любил своего командира. Иногда эта забота выражалась очень своеобразно. Вечерами, отдыхая, любил Федотов петь, аккомпанируя себе на гитаре. Коршуков заметил, что у забора толпится народ. Он решил извлечь из этого выгоду для хозяйства, стал пускать публику поближе, под самые окна. За это слушатели давали ему на чай, и он на эти деньги вместо обычных щей и каши стал угощать своего барина то курицей, то бутылочкой вина.
- Откуда такая роскошь? – спросил, наконец, Федотов.
- Экономия, ваше благородие.
- Какая экономия? Откуда?
Коршуков засмеялся, а Федотов вспылил, сказал, что если он не сознается, то придется заменить его другим денщиком. Коршукову пришлось сознаться в своей проделке, а у Федотова надолго пропала охота петь по вечерам.
К слайду 9. Встреча с великим князем (сообщение 5-го ученика).
В 1837 г. полк посетил великий князь Михаил Павлович, которого гвардейцы встретили шумной овацией. Присутствовавший при этом Федотов был захвачен выразительностью сцены. Через три месяца была готова большая акварель «Встреча великого князя», которую художник осмелился представить самому главному действующему лицу. Михаил Павлович принял дар благосклонно и пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Горячо принялся он за вторую работу «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара», но, испытывая нужду в деньгах, решился и эту картину преподнести великому князю в неокон-ченном виде. Тот ее одобрил и показал своему брату, императору Николаю I, который повелел «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».
К слайдам 11-12. Великие люди в жизни Федотова (Сообщение 6-го ученика).
Крестьянский мир А.Г.Венецианова (Слайд 11) В Русской галерее Эрмитажа выставлялись картины русских художников. Среди парадных портретов вельмож, светских модниц висели скромные картины Алексея Гавриловича Венецианова. Это были картины из крестьянской жизни, бытовой жанр, которым пренебрегали в академии. И пусть на картинах Венецианова крестьянская жизнь казалась красивее и поэтичнее, чем была на самом деле, но это была жизнь своего, русского народа, что трогало сердце Федотова.
К. П. Брюллов (Слайд 12) Большое впечатление на Федотова произвела картина Брюллова «Последний день Помпеи». Она была выставлена в Академии Художеств. И в 1840 году Федотову разрешено было стать учеником Брюллова. Робко вошел Федотов в мастерскую художника.
- Я хочу посвятить себя живописи, - сказал он.
- Не советую, - ответил Брюллов, - вам двадцать пять лет, поздно приобретать технику искусства, а без нее что же вы сделаете, будь у вас бездна воображения и таланта!
Брюллов молча перебирал рисунки, акварели Федотова, потом сказал:
- Но попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство, труд.
В том, как он это сказал, как смотрел рисунки, как улыбнулся ему, Федотов почувствовал одобрение. Учеником Брюллова Федотов не стал: он еще не верил в свой талант.
Полотна Федотова (Сообщение 7-10 учеников).
1. «Сватовство майора» (Слайд 15) Главное произведение Федотова — картина «Сватовство майора» (1848), изображающая сцену приема жениха - офицера купеческим семейством. Здесь подмечено одно из характернейших явлений русской жизни 40-х гг.— стремление части купечества подняться на общественной лестнице ступенью выше и с другой стороны, желание многих представителей разоряющегося дворянства поправить свои дела выгодной женитьбой. Замысел картины словно подсказан автором «Ревизора» и «Женитьбы». Гоголь в «Невском проспекте» писал: «Есть офицеры, состоящие в Петербурге, и какой-то средний класс… не хотят видеть дочерей ни за кем, кроме генералов или, по крайней мере полковников».
Глазами зрителей открывается просторная комната купеческого дома, в которой происходит суматошное приготовление к встрече жениха. Как обычно, Федотов выбрал для изображения самый острый и напряженный момент повествования. Разряженная в пух и прах невеста, вдруг засмущавшись, в последнюю минуту старается упорхнуть из зала («Мужчина, чужой! Ой, стыд-то какой!»). Хорошо, что умная мамаша вовремя успевает схватить ее за юбку, потому что в дверях уже появляется довольная сваха, несущая весть о приходе дорогого гостя.
Растерянный хозяин дома лихорадочно пытается застегнуть сюртук (он-то «знаком больше с армяком»). «Тугая на ухо» беззубая старуха-приживалка не может взять в толк, отчего это вокруг такая суматоха, а сиделец лавки, несущий бутылки к праздничному столу, объясняет ей причину переполоха. Сам же «виновник» ожидает в соседней комнате («Майор толстый, бравый, карман дырявый, крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек доберусь…»). Единственный совершенно безмятежный герой картины — изображенная на первом плане кошка, «намывающая гостей». Все характеры, включая эту самую кошку, переданы художником так живо и выразительно, что мы поневоле начинаем чувствовать себя очевидцами событий.
2. «Завтрак аристократа» (Слайд 16) Довольно часто Федотов обращался к теме обмана, надувательства, показного благополучия, привлекая внимание зрителя к тому, что за прекрасным фасадом может скрываться неприглядное нутро. В названии одной из его графических работ звучит полуироничный-полугорестный вздох художника: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!» Так же, напоказ, живет и персонаж картины «Завтрак аристократа». Сколько таких обедневших, но горделивых и чванливых аристократишек приходилось встречать Федотову!
Главный герой живет в роскошном доме, возможно, когда-то он был владельцем огромного состояния, но давно все промотал. И вот теперь он вынужден довольствоваться корочкой хлеба в качестве завтрака. Заслышав же шаги гостя в передней, он как-то неуклюже и даже воровато пытается прикрыть от посетителя свою более чем скромную трапезу. Как можно допустить, чтобы кто-то проведал о настоящем положении дел?! Нет, все должны считать его богатым и ни в чем не нуждающимся. Нежданного гостя мы не видим, но тем сильнее акцент на главном пер-сонаже, тем острее воспринимается напряженная поза светского хлыща, угловатый жест его рук.
3. «Вдовушка» (Слайд 17) Работая над этой картиной, Федотов думал о младшей сестре Любочке. У нее умер муж-офицер и ничего, кроме долгов, ей не оставил. Что ожидает ее в будущем? Только голод, нужда и нищета. Горька судьба русской женщины – офицерской вдовы. Вот она стоит у комода, лицо у нее грустное, задумчивое и покорное. Может быть, вчера похоронила она мужа, а сегодня в дом пришли кредиторы. Как жить?
4. «Анкор, еще анкор!» (Слайд 18) Маленькое, как и всегда у Федотова, полотно неокон-ченной картины «Анкор, еще анкор!» представляет зрителю будни офицера николаевской армии, отбывающего службу в каком-то глухом углу России. Бессмысленность и бесцельность существования этого человека, убивающая в нем всякое живое чувство,— вот тема картины, осуждающей губительное влияние, которое оказывала на человека система николаевской военщины, столь хорошо знакомая Федотову по собственному опыту. Расслабленная поза лежащего ничком на лавке офицера, красный, горячечный свет одинокой свечи создают ощущение безысходного одиночества и пустоты существования.
Эта картина — вершина творчества Федотова, его последнее законченное произведение. Писалась она тяжело, долго, многочисленные подготовительные рисунки вдруг оказывались ненужными — при переносе на холст продуманные планы менялись на глазах, картина рождалась как бы против воли, но в результате стала лебединой песней Федотова. Трудно найти произведение, в котором так ярко отразились тоска и безысходность, бесполезность бытия, доводящая до безумия.
Герой картины — офицер, который, по всей видимости, служит где-то в далекой провинции, откуда, по словам гоголевского героя, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь». Иногда случалось и так, что полк расквартировывали не в одном месте, а по деревням, разбросанным на протяжении трехсот-четырехсот верст, и командир со своими солдатами мог оказаться в отдаленной деревне единственным офицером. Военных действий никаких, общества нет, чтением, как правило, не увлекались. Чем себя занять — неведомо… Военную жизнь Федотов знал хорошо, поэтому ему и удалось так убедительно передать состояние человека, запертого в четырех стенах, не знающего, как заполнить свои дни, похожие один на другой, «убивая время, пока время не добьет его», по выражению самого художника.
Тоскливый зимний пейзаж за окном — избы, засыпанные снегом, виднеющиеся сквозь заиндевевшие стекла… Убогая обстановка, грубая мебель… Лежащий на топчане офицер, не зная, чем заполнить гнетущую пустоту, забавляет себя тем, что заставляет пуделя прыгать через чубук своей трубки. «Анкор! Еще анкор…» — бесконечно повторяет он, не замечая абсурдности этой фразы («анкор» по-французски как раз и означает «еще»). Мы вряд ли сможем понять, кто этот человек, — то ли туповатый вояка, привыкший к такому времяпрепровождению, то ли наивный юноша с богатыми задатками, вынужденный бесполезно проводить свои дни в глуши, постепенно тупея под воздействием этой среды. Мы даже не можем разглядеть его лица. Горящая на столе свеча — единственное светлое пятно, все вокруг тонет и расплывается в полумраке комнаты. Ощущение тесноты, духоты пространства давит даже на зрителя, как же должно быть тягостно человеку, заключенному внутри!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса
Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам восполнить пробелы по очень актуальной пробле...
Презентация к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.
Презентация к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов.Презентация "Красна речь пословицей" включает в себя учебный и коррекционный материал в виде...
Методическая разработка к интегрированному уроку учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы для 5-х классов. " Занимательная фонетика".
Предлагаемая методическая разработка раскрывает алгоритм совместной деятельности учителя-русского языка и учителя-логопеда для последующей самостоятельной работы учащихся....
Интегрированный урок в 7 классе по информатике и русскому языку по темам: русский язык: «Синквейн о причастии» информатика: «Информационное моделирование. Словесные моде-ли»
Урок проводят учитель информатики и учитель литературы, 45 минут.Тип урока: повторительно-обобщающийЦель: Русский язык: диагностика усвоения темы «Причастие», орфографический и синтаксический повтор.И...
Интегрированная программа по русскому языку и родному русскому языку 7 класс Шмелев
Интегрированная программа по русскому языку и родному русскому языку 7 класс Шмелев...