Рабочая программа по курсу "Основы предрпинимательской деятельности"
рабочая программа (9 класс) по теме
Данную рабочую программу можно использовать для преподавани профильного курса "Основы предпренимательской деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_srednyaya_obshcheobrazovatelnaya_shkola.docx | 63.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. САЛЬСКА
«Согласовано» Руководитель МО учителей естествознания и обществознания __________Е.А. Ярошенко Протокол № 1 от «30» августа2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ №10 г. Сальска __________ В.Д. Киктенко. «____»____________2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №10 г. Сальска __________ Т.А. Грищенко Приказ № ___ от _________ «___» _____________ 2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА:
«ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Ярошенко Елены Алексеевны,
учителя географии,
высшей квалификационной категории.
9 класс. Профильный уровень.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «30» августа 2011 г.
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу: «Основы предпринимательской деятельности» в 9 классе (базовый уровень) составлена на основе региональной образовательной программы по предмету «Основы предпринимательской деятельности», разработанной по инициативе Администрации Ростовской области авторским коллективом:
- Архипов А.Ю. д.э.н., проф., директор Института экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ – руководитель
- Джунушева Г.К. – психолог ЮФУ
- Занина Л.В. д.п.н., проф., декан ф-та ЮФУ
- Задорожняя Е.К. к.э.н., доцент ЮФУ
- Кобец Е.А. к.э.н., доцент ЮФУ
- Король Л.Г. директор МОУ Методический центр образования г. Ростова-на-Дону
- Ляшенко С.И. преподаватель кафедры экономических дисциплин Института экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ
- Михалкина Е.В. д.э.н., проф., зав. кафедрой
- Макареня Т.А. к.э.н., доцент ЮФУ
- Мартишин Е.М. к.э.н., доцент ЮФУ
- Мартишин О.Е. к.э.н., нач. отдела продаж ООО «ГК Синергия»
Масыч М.А. к.э.н., доцент ЮФУ и в соответствии с образовательной программой школы.
Модернизация системы образования соответствующая условиям современного развития с необходимостью требует использования образовательных программ, ориентированных на расширение мировоззрения школьников и учащихся системы начального и среднего профессионального образования в области экономики и предпринимательства.
Предлагаемая региональная образовательная программа по основам предпринимательства представляет собой комплексный план преподавания основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования. Программа учитывает необходимость совершенствования системы образования в сфере экономики и предпринимательства, восполнения возникшего недостатка компетенций у учащихся в этой области, подготовки их к последующей трудовой деятельности с учетом потребностей региона.
Программа «Основы предпринимательской деятельности» является вариативной, поскольку предполагает модуль общетеоретических и практических знаний в области основ предпринимательской деятельности и вариативный модуль, с учетом специфики содержания обучения в средней общеобразовательной школе.
Программа исходит из имеющегося опыта экономического образования в Ростовской области. В то же время она ориентирована на реализацию концепции совершенствования непрерывного процесса образования, на реальные шаги по созданию условий для развития интереса и повышения квалификации будущих предпринимателей с учетом особенностей современных кризисных и посткризисных условий социально-экономического развития страны и региона.
Важнейшей составляющей успеха предпринимательской деятельности является «человеческий капитал», формирование у будущего предпринимателя творческого свободного экономического сознания, которое основывается на опыте и деловой культуре предпринимательства, традициях рационализма и т.д. В Ростовской области треть ее жителей – молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Малый бизнес, который является одним из приоритетов экономического развития области, может стать важным средством самореализации молодежи. В этой связи, проблема своевременного обучения кадров для самостоятельной предпринимательской деятельности имеет ключевое значение. В развитых странах предпринимательские способности формируются практически с детства окружающей средой, системой школьного образования, не говоря уже о профессиональной подготовке. В РФ, как и в РО, образованию в сфере экономики и предпринимательства не уделяется еще должного внимания. Вместе с тем, интерес учащихся и их родителей к рассматриваемым сферам, как показывают обследования, весьма значительный.
Цель курса: создание и научно-учебно-методическое, а также социально-психологическое обеспечение условий формирования у обучающихся компетенций в области основ предпринимательской деятельности, обеспечивающих успешность их будущей самостоятельной деятельности в сферах малого и среднего предпринимательства.
Задачи курса:
1. Содержательное обеспечение формирования компетенций предпринимательской деятельности учащихся с учетом специфики педагогического процесса в общеобразовательной школе, профильных экономических классах, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
2. Технологическое обеспечение процесса формирования компетенций предпринимательской деятельности учащихся с учетом специфики педагогического процесса в общеобразовательной школе, профильных экономических классах, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
3. Разработка критериев и показателей успешности формирования компетенций предпринимательской деятельности учащихся с учетом специфики педагогического процесса в общеобразовательной школе, профильных экономических классах, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Компетентностная модель учащегося, освоившего региональную образовательную программу «Основы предпринимательской деятельности»
Компетенции в области организационно-предпринимательской деятельности:
- Знание социально-экономической сущности предпринимательства и основных этапов создания собственного дела, умение разрабатывать и реализовывать эти этапы;
- Знание основных организационно-правовых форм предпринимательства, умение выбрать оптимальную организационно-правовую форму для конкретной предпринимательской деятельности;
- Знание необходимых документов и условий регистрации предпринимательства, умение подготовить учредительные документы и зарегистрировать предприятие;
- Знание основных форм наемного труда, умение заключить необходимый трудовой договор;
- Представление об общих принципах организации и оплаты труда на предприятиях, знание основных форм организации и оплаты труда на предприятиях и при индивидуальном предпринимательстве;
- Знание основных моделей организационных структур предприятия, представление об организации производства и инновационной деятельности на предприятии;
- Представление об организации системы налогообложения в РФ;
- Знание основ маркетинга, владение инструментарием маркетинговых исследований и разработки плана маркетинга, принципами успешных продаж товаров;
- Владение технологией взаимодействия с социально-экономическими институтами поддержки малого предпринимательства;
- Знание своего психологического портрета потенциального предпринимателя, имение реализовать способность к творческой предпринимательской деятельности.
Компетенции в области экономической деятельности предпринимателя
- Знание основных механизмов деятельности предприятия в условиях современной рыночной экономики;
- Знание структуры капитала предприятия, умение рассчитать потребность в основных и оборотных средствах предприятия, рассчитать амортизацию основных средств, нормативы производственных запасов и оборачиваемости капитала;
- Умение рассчитать потребность в трудовых ресурсах предприятия, рассчитать производительность труда, иметь представление о формировании норм выработки на предприятии;
- Знание видов затрат и умение рассчитать затраты предприятия, иметь представление о путях снижения издержек;
- Знание основных видов доходов, путей их повышения, умение рассчитать прибыль предприятия и определить факторы ее роста, умение рассчитать точку безубыточности предприятия;
- Знать об инновациях и инновационной деятельности предприятия;
- Способность использовать упрощенные формы налогообложения, первичного учета;
- Владеть теоретическими знаниями о современных методах разработки бизнес-планов инвестиционных проектов и их экономической оценке, основных методов оценки эффективности инвестиций;
- Умение выполнять простой финансово-экономический анализ, в т.ч. анализ условий безубыточности.
Компетенции в области финансовой деятельности предпринимателя
- Знание основных источников финансовых и инвестиционных ресурсов, умение рассчитать потребность в финансах предприятия, иметь представление о финансовых механизмах предприятия;
- Знание механизмов распределения прибыли на предприятии, умение рассчитать рентабельность предприятия;
- Знать об инвестиционной деятельности и видах инвестиций предприятия;
- Знать основные каналы притоков и оттоков денежных средств;
- Знать основные ценные бумаги, виды их доходности, рынки ценных бумаг и механизмы их функционирования;
- Знание сущности, принципов, методов, функций, элементов и видов налоговой системы, способов взимания налогов, налоговых ставок, основных видов налогов, умение рассчитать основные налоги;
- Знать упрощенную систему налогообложения и налоги индивидуального предпринимателя, уметь планировать налогообложение предпринимательской деятельности;
- Знать основные права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов РФ, виды налоговых проверок, уметь использовать основные права, обязанности и ответственность системы налогообложения РФ;
- Иметь представление о системе, функциях и задачах, основном инструментарии бухгалтерского учета, уметь осуществлять элементарные бухгалтерские проводки;
- Знание роли банка в экономической системе, уровней банковской системы в РФ, знание функций, основных направлений деятельности Центрального Банка и коммерческих банков РФ, видов банков и их основных операций;
- Знание основных банковских счетов, умение выбрать нужный банк и открыть необходимый банковский счет;
- Умение выбрать необходимую форму безналичных платежей в конкретной финансовой ситуации;
- Знать банковские ценные бумаги, основные виды векселей и операций с ними;
- Знание природы и видов кредита, правил кредитования, критериев оценки кредитоспособности клиентов банков;
- Знание условий получения кредитов предпринимателями, характеристик залогов и их оценки, поручительства;
- Умение рассчитать объемы и сроки необходимого кредита и получить его в банке, знать механизмы возврата кредитов;
- Знание основных элементов системы страхования;
- Знать требования банка к кредитованию предприятий малого бизнеса, факторы, влияющие на принятие положительных решений по распространенным операциям банков, умение готовить документы на получение банковского кредита;
- Иметь навыки оценки сравнительной эффективности вариантов инвестиционных проектов, учета инфляции в расчетах эффективности инвестиционных проектов, принимать решения по выбору эффективных инвестиционных проектов;
- Представлять этапы создания бизнес–плана и их содержание, уметь разрабатывать бизнес-план собственного предпринимательского проекта.
Компетенции в области управленческой деятельности,
- Элементарное владение технологией принятия эффективных инвестиционных и управленческих решений;
- Знание основных принципов и моделей систем управления на предприятиях;
- Иметь представление об управлении финансами и денежными потоками на предприятии;
- Иметь представление об основных принципах и критериях принятия инвестиционных решений;
- Иметь навыки учета неопределенности и риска при оценке эффективности и управлении инвестиционным проектом;
- Иметь представления о психологических механизмах, влияющих на принятие управленческих решений;
- Иметь представления о психологических факторах, препятствующих успеху на пути к цели и их преодолении.
- Готовность формулировать истинные цели, добиваться их реализации,
- Умение действовать и вырабатывать решения по организации своей деятельности;
- Уметь формулировать истинные цели, реализовывать их, добиваться результата, действовать и вырабатывать решения по самоуправлению и самоорганизации своей деятельности в т.ч. учебной.
Компетенции в области правовой деятельности
- Знание экономического и юридического содержания собственности и ответственности;
- Знание экономического и юридического содержания предпринимательской деятельности и степени ответственности предпринимателя;
- Знание экономических и правовых основ наемного труда, и его оплаты;
- Знание законодательных и нормативных актов, регламентирующих
налогообложение предпринимательской деятельности, взаимодействия банков с их клиентами;
- Знание законодательных и нормативных актов, регламентирующих инвестиционную деятельность предприятия;
- Знание законодательных и нормативных актов, регламентирующих маркетинговую и рекламную деятельность предприятий.
Чернышов Александр, ученик 9 «А» класса и Новожилов Дмитрий, ученик 9 «Б» класса обучаются по программе 7-го вида,онидолжны усвоить обязательный уровень подготовки.
Структура программы «Основы предпринимательской деятельности» включает два блока и десять модулей по разделам программы:
- теоретический блок обеспечивает формирование теоретической компетентности учащихся в области предпринимательской деятельности. Цель теоретического блока: формирование организационной, экономической, финансовой, управленческой и правовой компетентности в области предпринимательской деятельности.
- прикладной блок обеспечивает становление технологических компетенций учащихся в области предпринимательской деятельности. Цель прикладного блока: формирование организационной, экономической, финансовой, управленческой и правовой компетентности в области предпринимательской деятельности и способностей их предъявления.
Принципы реализации региональной программы:
- Интегративности содержания модулей региональной программы «Основы предпринимательской деятельности» с содержанием учебных курсов общеобразовательной школы, профильных экономических классов, начального и среднего технического профессионального образования;
- Практической ориентированности обучения, основанной на использовании вариативных образовательных технологий: кейсов, подготовки бизнес-планов, элементов деловых игр, тестов, компьютерной обработки данных, самостоятельных работ, организация внеаудиторной работы (кружковой, конференций, семинаров, встреч с ведущими предпринимателями и т.д.), др. Включение в процесс реализации региональной учебной программы предпринимателей различных форм предприятий, консультантов, работников государственных и негосударственных структур, обеспечивающих реализацию государственной политики и программ в сфере поддержки предпринимательства, преподавателей вузов;
- Вариативности содержания и видов практической деятельности учащихся на основе учета их жизненного и личностного планов и интересов, карьерных намерений.
- Непрерывности, предполагающий направленность обучения по программе «Основы предпринимательской деятельности» на мотивационно-ценностное стремление учащегося и развитие его потребности в постоянном профессиональном росте, воспитание у него гражданской ответственности и других личностных качеств современного предпринимателя;
- Сопровождения и поддержки учащихся, предполагающий изменение позиции преподавателя, реализующего региональную программы «Основы предпринимательской деятельности». Реализация данного принципа предполагает повышение квалификации преподавателей по вариативной программе «Методика преподавания основы предпринимательской деятельности», разработанной коллективом авторов.
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование:
Учебная авторская программа предусмотрена на 72 часа. Рабочая программа данного курса в неделю в соответствии с учебным планом школы на 2011-2012 учебный год рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
№ раздела | Содержание занятий | Количество часов | |
По учебной программе | По рабочей программе | ||
72 | 35 | ||
1 | Модуль 1. Экономические основы предпринимательства | 2 | 2 |
2 | Модуль 2. Организационно-правовые формы развития предпринимательства | 8 | 2 |
3 | Модуль 3. Учредительные документы и регистрация предпринимательства. Использование наемного труда | 10 | 2 |
4 | Модуль 4. Экономика и менеджмент предприятия | 16 | 4 |
5 | Модуль 5. Основы налогообложения бухгалтерского учета | 8 | 2 |
6 | Модуль 6. Банки и кредитование предпринимательства | 4 | 3 |
7 | Модуль 7. Практический маркетинг и продажи | 8 | 5 |
8 | Модуль 8. Среда предпринимательской деятельности и институты поддержки малого предпринимательства | 2 | 2 |
9 | Модуль 9. Бизнес-планирование и основные направления его реализации | 10 | 10 |
10 | Модуль 10. Психология предпринимателя. Личностные качества успешного предпринимателя | 4 | 2 |
11 | Обобщение курса: «Основы предпринимательской деятельности». | 1 | |
ИТОГО | 72 | 35 |
В преподавании курса используется электронный учебник: В.В.Высоков «Предпринимательский всеобуч», Ростов - на –Дону, 2009г.
Основная литература:
- Гражданский кодекс РФ.
- Налоговый кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991.
- Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. Учебник в 2 кн. М., 1994.
- Дынкин А.А, Стерлин А.Р. Предпринимательство в конце 20 века. М., 1992.
- Курс предпринимательства / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. М., 1997.
- Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. М.: ИНФА-М, 2009.
- Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. М.: ИНФА-М, 2009.
Дополнительная литература:
- Боровская М.А. Экономика, организация и управление на предприятии. – Таганрог, 2007.
- Бухалков М.И. Планирование на предприятии: учебник –3-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2005.
- Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: курс лекций. – М.:Инфра-М, 2006.
- Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы: Учебник. – СПб.: Специальная литература, 2006.
- Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебник и практикум. –4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008.
- Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.
- Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА –М, 2007.
- Волков А.С. Инвестиционные проекты: от моделирования дореализации / А.С. Волков. – Москва: Вершина, 2006. – 256с.
- Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. М.; СПб, 1992.
- Как добиться успеха: Практические советы деловым людям: Пер. с англ. М.: 1991.
- Как стать богатым и предприимчивым: Из американских рецептов: Пер. с англ. М.: 1991.
- Методическое пособие начинающим предпринимателям. Выпуск 3. Администрация Ростовской области. г. Ростов-на-Дону, 2006.
- Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993.
- Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. – М.: Ось, 2002. – 360 с.
- Малые и средние предприятия. Управление и организация / Пихлер Й.Х., Шмидт К.-Х. М.: Международн. отношения, 2002. – 280 с.
- Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Изд. Дом МУМ, 2006. – 324 с.
- Игнатьев А.М., Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. Санкт-Петербург, 2000. – 280 с.
- Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория и практика. – М.:ТЕИС, 2000 – 231 с.
- Сирополис Н. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. – М.: Дело, 2002. – 360 с.
Основные Internet-адреса:
- Сайт Администрации Ростовской области www.donland.ru раздел «Экономика», подраздел «Малое предпринимательство».
- Сайт Минэкономразвития www.economy.gov.ru
- Сайт Национального института системных исследований проблем предпринимательства www.nisse.ru
Рабочая программа по курсу: «Основы предпринимательской деятельности» в 9 классе
(профильный уровень)
.№ п/п | Раздел/ Тема урока (Тип урока) | Кол-во часов | Основное содержание | Требования к уровню подготовки обучающихся (базовый уровень) | Требования к уровню подготовки обучающихся (повышенный уровень) | Вид контроля | Дата проведения |
1 2 | Модуль 1. Экономические основы предпринимательства.
1.Развитие представлений о предпринимательстве. (лекция) 2.Грани содержания предпринимательской деятельности. (лекция) | 2 | Эволюция теоретических взглядов на предпринимательство. Предпринимательская функция: ресурсная, организаторская и творческая. Черты предпринимательской деятельности: инновационность, способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей. Предпринимательство как фактор производства. Внутрифирменное предпринимательство. Предприниматель как субъект социального взаимодействия. Экономическое содержание предпринимательства. Предпринимательская деятельность. Предпринимательство как вид продуктивной деятельности. Предпринимательство как экономическое отношение. Предпринимательство как процесс осуществления производственно-коммерческой деятельности. Предпринимательство как социально-психологический феномен. Предпринимательство с точки зрения мотивационного поведения. Экономические условия предпринимательства. Экономические выгоды от реализации предпринимательской деятельности. Правовое содержание понятия предпринимательства. | Знание основных механизмов деятельности предприятия в условиях современной рыночной экономики. | Умение разрабатывать и реализовывать эти этапы создания собственного дела. | Устный фронтальный опрос Тестирование | |
4 | Модуль 2. Организационно-правовые формы развития предпринимательства. 1.Организационно-правовые формы предпринимательства. (лекция) 2.Ответственность в сфере предпринимательской деятельности. (лекция) | 2 | Организационно-правовые формы предпринимательства. Формы предпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Хозяйственное товарищество. Полное товарищество. Товарищество на вере (коммандитное товарищество). Хозяйственное общество. Общество с ограниченной ответственностью. Общество с дополнительной ответственностью. Акционерное общество. Закрытое акционерное общество. Открытое акционерное общество. Корпорация. Производственный кооператив. Государственные предприятия. Унитарное предприятие. Индивидуальное предпринимательство как организационно-правовая форма. Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в условиях действия антикризисного законодательства. Преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства. Собственность. Собственность как экономическая категория. Присвоение. Отчуждение. Пользование. Владение. Распоряжение. Формы реализации собственности. Юридический аспект собственности. Право собственности. Виды собственности. Виды предпринимательской деятельности. Типы предпринимательской деятельности. Ответственность в сфере предпринимательской деятельности. Экономическая, юридическая и социальная ответственность. Особенности малого предпринимательства. Критерии малых предприятий. Тенденции развития малого предпринимательства в России. Конкурентные преимущества малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства. Формы федеральной поддержки. Меры государственной поддержки малого бизнеса: политические, законодательные, управленческие, финансовые, информационно-консультационные, методические и институциональные. Формы региональной государственной поддержки малого предпринимательства. Меры снижения административного давления на бизнес, предпринимаемые в Ростовской области. | Знать понятия: философия, социология, политология, социальная психология. Знание основных организационно-правовых форм предпринимательства. Знание основных принципов и моделей систем управления на предприятиях. Знание экономического и юридического содержания собственности и ответственности. | Умение выбрать оптимальную организационно-правовую форму для конкретной предпринимательской деятельности. | Устный фронтальный опрос Тестирование | |
5 6 | Модуль 3. Учредительные документы и регистрация предпринимательства.Использование наемного труда. 1.Условия и принципы создания собственного дела. Начальный капитал. (урок актуализации знаний) 2.Учредительные документы и регистрация предпринимательства. (практикум)
| 2 | Условия и принципы создания собственного дела. Успешная идея. Мотивация. Необходимость удовлетворения общественных потребностей. Риски предпринимательства. Способы становления предпринимательства. Организация предпринимательства с привлечением начального (стартового) капитала. Покупка действующего бизнеса. Покупка бизнес-франшизы. Организация бизнеса без начальных финансовых вложений. Разработка учредительных документов предпринимательства в зависимости от его организационно-правовой формы. Содержание устава и учредительного договора. Протокол создания юридического лица. Документы, необходимые для государственной регистрации. Основные нормативно-правовые документы, законы и подзаконные акты регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Процедура регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Ростовской области. Регистрация внесения изменений и прекращения деятельности предпринимательства. Особенность регистрации несовершеннолетних предпринимателей. Печать. Открытие счета в банке. Необходимость применения и регистрация контрольно-кассовых машин. Лицензирование. Отраслевая особенность организации предпринимательства. Использование наемного труда. Содержание, права и обязательства трудового и гражданско-правового договоров. Особенность наемного труда молодежи. Экономическое и правовое содержание заработной платы, форм, видов и систем оплаты труда. Социальное партнерство. Коллективные и индивидуальные договора работников. Основные нормативно-правовые документы регулирования труда и их содержание. | Знание необходимых документов и условий регистрации предпринимательства. Знание основных форм наемного труда. | Умение подготовить учредительные документы и зарегистрировать предприятие. Умение заключить необходимый трудовой договор. | Устный фронтальный опрос Групповая работа по заполнению документов | |
7 8 9 10 | Модуль 4. Экономика и менеджмент предприятия. 1.Предприятие в современной экономике. Основные и оборотные средства предприятия. (лекция) 2.Управление трудовыми ресурсами и затратами предприятия. (лекция) 3.Доходы и расходы предприятия. Управление финансовыми ресурсами предприятия. (комбинированный урок) 4.Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия. (комбинированный урок) | 4 | Предприятие в условиях современной экономики: основные термины и определения. Рыночная система хозяйствования. Функции предприятия. Организационная структура управления предприятием. Основные и оборотные средства предприятия. Методы оценки основных средств. Виды износа основных средств. Амортизация и методы ее начисления. Показатели движения основных средств. Показатели эффективности использования основных средств. Оборотные средства предприятия. Способы определения стоимости потребленных в процессе производства материальных ресурсов и запасов на конец периода. Нормирование оборотных средств. Трудовые ресурсы предприятия: основные термины и определения. Производительность труда. Классификация затрат предприятия: постоянные, переменные, косвенные, прямые, коммерческие, предельные издержки. Доходы и расходы предприятия, финансовые ресурсы: основные термины и определения. Источники финансовых ресурсов. Прибыль и показатели рентабельности. Методы планирования и направления использования прибыли. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия: основные термины и определения. Классификация инвестиций. Элементы анализа инвестиционного проекта. Предприятие и рынок ценных бумаг: основные термины и определения. Функции и виды рынка ценных бумаг. | Знание основных форм организации и оплаты труда на предприятиях и при индивидуальном предпринимательстве. Знание экономических и правовых основ наемного труда, и его оплаты. Знание структуры капитала предприятия. Знать основные каналы притоков и оттоков денежных средств. Знание основных источников финансовых и инвестиционных ресурсов. Знать об инновациях и инновационной деятельности предприятия. | Умение рассчитать потребность в финансах предприятия, иметь представление о финансовых механизмах предприятия. Умение выполнять простой финансово-экономический анализ, в т.ч. анализ условий безубыточности. | Беседа Устный фронтальный опрос Выполнение рассчетов Тестирование | |
11 12 | Модуль 5. Основы налогообложения бухгалтерского учета. 1.Базисные элементы налоговой системы РФ. (лекция) 2.История и начала бухгалтерского учета. (практикум) | 2 | Налоги в деятельности государства и удовлетворении общественных потребностей. Принципы налогообложения предпринимателя. Принципы законности, справедливости, экономической обоснованности налогообложения, учета интересов и возможностей налогоплательщиков, информированности и определенности, всеобщности и равенства, единства экономического пространства РФ, простоты и гибкости налогообложения, др. Методы налогообложения. Содержание функций налогов. Фискальная, воспроизводственная, социальная, поощрительная, контрольная, регулирующая и др. функции налогов. Элементы налоговой системы. Способы взимания налогов. Кадастровый, на основе декларации, «у источника». Виды налоговой системы. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Инструментарий налогообложения, виды налоговых ставок. Уровни налогообложения в РФ. Виды федеральных налогов. Региональные и местные налоги и сборы. Оптимальность в стабильности и подвижности налоговых систем. Исчисление основных налогов: налог на прибыль и имущество организаций, налог на добычу полезных ископаемых, платежи за пользование землей, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, социальные налоги, акцизы и пошлины, др. Зарождение бухгалтерского учета. Функции бухгалтерского учета. Инвентарный учет. Приходно-расходный учет. Двойная запись по счетам. Синтетические и аналитические счета. Баланс предприятия. План счетов и система бухгалтерских проводок. | Представление об организации системы налогообложения в РФ; Знание сущности, принципов, методов, функций, элементов и видов налоговой системы, способов взимания налогов, налоговых ставок, основных видов налогов Знать основные права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов РФ, виды налоговых проверок. Знать упрощенную систему налогообложения и налоги индивидуального предпринимателя, иметь представление о системе, функциях и задачах, основном инструментарии бухгалтерского учета. | уметь использовать основные права, обязанности и ответственность системы налогообложения РФ. Уметь планировать налогообложение предпринимательской деятельности. Уметь осуществлять элементарные бухгалтерские проводки. | Беседа Вычисления | |
13 14 15 | Модуль 6. Банки и кредитование предпринимательства 1.История и современные операции банков. (семинар) 2.Кредитование предпринимательства. (комбинированный урок) Кредитование предпринимательства. (практикум) | 3 | Роль банков в экономической системе. История банковского дела. Банки в России. Уровни банковской системы. Виды банков. Функции и основные направления деятельности банков. Пассивные и активные операции коммерческих банков. Ссудные (учетно-ссудные), расчетные, кассовые, инвестиционные и фондовые, гарантийные операции коммерческих банков. Банковские счета. Расчетные счета и расчетные операции. Текущие счета. Наличные и безналичные формы расчетов. Инкассо. Расчеты платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, чеками, аккредитивами, векселями. Виды векселей. Простой и переводной вексель. Акцепт. Аваль. Индоссамент. Депозиты и депозитные счета. Срочные и текущие депозиты. Сертификаты. Банковские ставки. Ставка рефинансирования. Учетная ставка. Ставка дисконтирования. Комиссионные операции банка. Факторинг. Лизинг. Природа и виды кредита. Овердрафт. Кредитная линия. Контокоррентный счет и кредит. Онкольный кредит. Принципы и правила кредитования. Документы и залоги кредита. Критерии и способы оценки кредитоспособности клиента банка. Особенности кредитования малого предпринимательства. Потребительский кредит. Кредитный договор. Механизмы кредитования и возврата кредитов. | Знать требования банка к кредитованию предприятий малого бизнеса, факторы, влияющие на принятие положительных решений по распространенным операциям банков. Знать условия получения кредитов предпринимателями, характеристики залогов и их оценки, поручительства Знать механизмы возврата кредитов. | Умение рассчитать объемы и сроки необходимого кредита и получить его в банке, умение готовить документы на получение банковского кредита. | Сообщения Устный фронтальный опрос, беседа Изучение условий кредитования | |
16 17 18 19 20 | Модуль 7. Практический маркетинг и продажи. 1.Необходимость маркетинга. Задачи, принципы, функции и виды маркетинга. (лекция) 2.Инструментарий маркетинговых исследований.(лекция) 3.Разработка плана маркетинга. (комбинированный урок) 4.Реклама. (комбинированный урок) 5.Техника продаж. (комбинированный урок) | 5 | Необходимость маркетинга. Цели, задачи, принципы, функции, подфункции и виды маркетинга. Маркетинговые исследования. Этапы, инструментарий, техники маркетингового исследования. Сегментация рынка. Позиционирование товара. Анализ конкурентов. Исследование спроса. Разработка плана (программы) маркетинга. Структура плана (программы) маркетинга и методы его разработки. Маркетинг и управление. Реклама. Содержание, функции и виды рекламы. Эффективность рекламной деятельности. Продажи. Техника, этапы, виды продаж. Психология продаж. Этапы продаж. Предварительный сбор информации о клиенте. Установление контакта. Активное слушание: выявление нужд и желаний. Трехэтапная правополушарная презентация. Ответы на возражения. Способы завершения продаж. Дополнительная продажа. Отношения на будущие продажи. | Знание основ маркетинга. Знание законодательных и нормативных актов, регламентирующих маркетинговую и рекламную деятельность предприятий. Знать основные ценные бумаги, виды их доходности, рынки ценных бумаг и механизмы их функционирования. | Владение инструментарием маркетинговых исследований и разработки плана маркетинга, принципами успешных продаж товаров. | Беседа Устный фронтальный опрос Беседа, практикум Беседа, практикум Беседа, практикум | |
21 22 | Модуль 8. Среда предпринимательской деятельности и институты поддержки малого предпринимательства. 1.Социально- экономическая среда предпринимательской деятельности. (лекция) 2.Институты, основные направления, формы и инфраструктура поддержки малого предпринимательства в стране и Ростовской области. (лекция) | 2 | Предпринимательская среда. Институты поддержки малого предпринимательства. Формы и направления государственной и негосударственной поддержки малого предпринимательства. Ассоциации, партнерства, различные формы объединения предпринимателей. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства: бизнес-школы, агентства поддержки малого предпринимательства, региональные фонды и центры, технопарки, технологические центры, бизнес-инкубаторы, учебно-деловые центры, социально-деловые центры, бизнес-центры, региональные информационно-аналитические центры. Институты поддержки малого предпринимательства в Ростовской области. Основные программы, механизмы и системы поддержки малого и молодежного предпринимательства в Ростовской области. | Владение технологией взаимодействия с социально-экономическими институтами поддержки малого предпринимательства. | Фронтальный опрос Беседа Тестирование | ||
23 24 25 26 27 28-31 32 | Модуль 9. Бизнес-планирование и основные направления его реализации Базовые элементы подготовки инвестиционных проектов. 1.Методы оценки инвестиций. (лекция) 2.Основные показатели инвестиций. (урок актуализации знаний) 3.Учет инфляции при оценке эффективности инвестиционных проектов. (лекция) 4.Учет неопределенности и риска при оценке эффективности инвестиционных проектов. (комбинированный урок) 5.Последовательность выполнения бизнес – планов. (лекция) Выполнение бизнес – плана. (практикум) 6. Защита Бизнес- плана. (конференция) | 10 | Бизнес-план: основные термины и определения. Инвестиционные проекты: определение и классификация. Принципы формирования и подготовки инвестиционных проектов. Методы оценки инвестиций. Основные показатели эффективности инвестиционных проектов. Классификация показателей эффективности инвестиционных проектов. Учет инфляции при оценке эффективности инвестиционных проектов. Учет неопределенности и риска при оценке эффективности инвестиционных проектов. Основные этапы составления бизнес-планов: общие исходные данные и условия, идея проекта; оценка рынков и мощность предприятия; капиталовложения в основные средства и нематериальные активы (основные фонды) предприятия и другие (некапитализируемые) работы и затраты; месторасположение предприятия, стоимость земельного участка; прямые материальные затраты на производство продукции; организационная структура управления предприятием, численность персонала и затраты на оплату труда; накладные (косвенные) расходы; планирование сроков осуществления проекта; финансово-экономическая оценка проекта. Пример расчета бизнес-плана. | Знание основных моделей организационных структур предприятия, представление об организации производства и инновационной деятельности на предприятии; Владеть теоретическими знаниями о современных методах разработки бизнес-планов инвестиционных проектов и их экономической оценке, основных методов оценки эффективности инвестиций. | Представлять этапы создания бизнес –плана и их содержание, уметь разрабатывать бизнес-план собственного дела. Иметь навыки оценки сравнительной эффективности вариантов инвестиционных проектов, учета инфляции в расчетах эффективности инвестиционных проектов. Принимать решения по выбору эффективных инвестиционных проектов. | Беседа Беседа Устный фронтальный опрос Письменный фронтальный опрос Беседа Подготовка бизнес- плана Зачет | |
33 34 | Модуль 10. Психология предпринимателя. Личностные качества успешного предпринимателя 1.Характеристика психотипа предпринимателя. Типы предпринимателей. (комбинированный урок) 2.Психологический портрет успешного предпринимателя. (практикум) | 2 | Синтез экономического и психологического в предпринимательстве. Психологическая сущность и функции предпринимательства. Особенности психотипа предпринимателя. Социально-психологические характеристики предпринимателя. Типы личности предпринимателей. Становление российского предпринимательства. Психологический портрет предпринимателя. Мотивационная сфера предпринимателя. Мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Локус контроля: интернальность и экстернальность. Отношение предпринимателя к риску. Психологические особенности успешной деятельности предпринимателя. Алгоритмы достижения успеха и субъективные модели экономического успеха. Психологические барьеры к занятию предпринимательством. Жизненные стратегии личности предпринимателя. Условия эффективного целеполагания предпринимательской деятельности. Социально-психологические механизмы принятия управленческих решений. Экономическое сознание как фактор включения в предпринимательскую деятельность. Феномен экономической субъективности. Основные подструктуры экономического сознания. Способность к самоэффективности в предпринимательской деятельности. «Я - концепция предпринимателя» как фактор роста и успеха в профессиональной деятельности. Самосознание и социально-психологическое формирование субъекта предпринимательской деятельности. | Иметь представления о психологических механизмах, влияющих на принятие управленческих решений. Иметь представления о психологических факторах, препятствующих успеху на пути к цели и их преодолении. Знание психологического портрета потенциального предпринимателя. Готовность формулировать истинные цели, добиваться их реализации. | Умение реализовать способность к творческой предпринимательской деятельности. Умение действовать и вырабатывать решения по организации своей деятельности. | Диагностическое анкетирование Диагностическое анкетирование | |
35 | Обобщение знаний по курсу: «Основы предпринимательской деятельности». | 1 | Тестирование | ||||
ИТОГО | 35 |
Вопросы к экзамену или зачету
- Экономическое содержание предпринимательства.
- Организационно-правовые формы предпринимательства. Особенности индивидуального малого предпринимательства.
- Собственность и ответственность в предпринимательстве.
- Учредительные документы предпринимательства. Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Экономическое и правовое содержание наемного труда.
- Содержание хозяйствования предприятия. Основные организационные структуры управления предприятия.
- Основные и оборотные средства: методы оценки. Сущность и виды амортизации.
- Показатели годности и эффективности использования основных средств.
- Сущность и понятие трудовых ресурсов. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- Классификация затрат предприятия. Основные виды издержек.
- Доходы и расходы предприятия. Источники формирования и направления распределения прибыли.
- Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия. Сущность и виды инвестиций.
- Рынок ценных бумаг, виды и функции рынка ценных бумаг.
- Структура налоговой системы в РФ.
- Основные виды налогов и их исчисление. Налогообложение малого предпринимательства.
- Бухгалтерский учет в предпринимательстве.
- Структура банковской системы и операции банков.
- Кредитование предпринимательства.
- Содержание маркетинговых исследований.
- Разработка плана (программы) маркетинга.
- Содержание, функции и виды рекламы.
- Техника и психология продаж.
- Институты, основные направления, формы и инфраструктура поддержки малого предпринимательства в стране и Ростовской области
- Содержание бизнес-планирования.
- Этапы подготовки инвестиционных проектов. Основные показатели оценки эффективности инвестиционных проектов.
- Учет инфляции, неопределенности и рисков при оценке эффективности инвестиционных проектов?
- Основные этапы разработки бизнес-плана
и направления его реализации. Методы оценки инвестиционных проектов.
- Психология предпринимательства. Личностные качества успешного предпринимателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
11 класс Рабочая программа по технологии экскурсионной деятельности
Пояснительная записка.Настоящая программа разработана в соответствии с новой Программой по курсу «Гид-переводчик». Программа содержит языковой и информационный материал, тексты, задания для развития р...
рабочая программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренны...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»
Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 1 класса.
Из опыта работы...