Программа элективного курса для 9 класса «Основы потребительской культуры»
элективный курс (9 класс) по теме

 

Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соот­ветствующих знаний — одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят новые предметы, открывают профильные классы. Большое значение имеет курс «Основы потребительской культуры» в качестве дисциплины  предпрофильной подготовки учащихся.

 Программа  представлена как цикл обучения, интегрированного в экономические граждановедческие и правовые дисциплины.

Главным действующим лицом в предлагаемой программе является по­требитель, поэтому в ней рассматриваются проблемы, которые решают потребители ежедневно, чтобы создать комфортные условия для жизни.

В программе три темы. В первой теме рассматривается сущность понятия «потребительская культура», уровни потребительской культу­ры, проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, а также вопросы рационального потребления и питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_potrebitelskoy_kultury.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса для 9 класса

«Основы потребительской культуры»

Авторы программы – В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко

Пояснительная записка

   Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний — одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят новые предметы, открывают профильные классы. Большое значение имеет курс «Основы потребительской культуры» в качестве дисциплины  предпрофильной подготовки учащихся.

    Программа  представлена как цикл обучения, интегрированного в экономические граждановедческие и правовые дисциплины.

    Главным действующим лицом в предлагаемой программе является потребитель, поэтому в ней рассматриваются проблемы, которые решают потребители ежедневно, чтобы создать комфортные условия для жизни.

   В программе три темы. В первой теме рассматривается сущность понятия «потребительская культура», уровни потребительской культуры, проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, а также вопросы рационального потребления и питания.

   Из второй темы учащиеся узнают о законе «О защите прав потребителей» и правах потребителей, получают сведения о классификации человеческих потребностей, психологии и суверенитете потребителя.

   «Потребитель – король на рынке» - это третья тема, цель которой познакомить учащихся с видами рынков, способами торговли и отдельными правилами продажи товаров.

    Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения: уроки — деловые игры, практикумы, уроки — защиты творческих работ, экскурсии и самостоятельные работы, а также решение тестов, задач и проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач.

Цель элективного курса:  

Формирование знаний основ потребительской культуры, правил поведения и качеств культурного потребителя.

Задачи курса:

Освоение учащимися знаний рационального потребления, теории потребительского поведения и защиты прав потребителей.

Овладение умениями разумного выбора различных источников информации, товаров, услуг.

Развитие логического и критического мышления, творческих способностей, толерантности, коммуникативных умений.

Воспитание важнейших качеств культурного потребителя: целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности и самостоятельности, а также организованности и уверенности.

Подготовка учащихся к успешной самостоятельной деятельности в экономической жизни.

Курс рассчитан на 17 часов.

                                                                                          УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование
тем курса

Всего
часов

В том числе

Теорет.

занятия

Практическая
работа

1

Потребительская культура и экология человека

5

2

2

Потребитель и закон

7

4

3

3

Потребитель – король на рынке

5

3

2

17

10

7

                                                                 

                                                                            ПРОГРАММА

Тема 1. Потребительская культура и экология человека

Опорные понятия: культура, производство, потребительская культура, потребление, рациональное потребление, экология, экономика.

    Понятие «культура». Виды культуры. Принципы культурного потребления.

    Понятие «потребительская культура», ее место в системе общей культуры человека. Потребительская культура личности и общества. Важнейшие слагаемые потребительской культуры: материальные и духовные ценности, знания, образцы и нормы поведения. Уровни потребительской культуры.

    Взаимосвязь человека с природой. Экономическая деятельность и экология человека. Виды потребления. Рациональное потребление. Питание и здоровье человека.

Практикум: игра-диспут; мозговой штурм.

Тема 2. Потребитель и закон

Опорные понятия: договор, закон, изготовитель, исполнитель, кассовый чек, мотив, потребитель, потребность, продавец, рациональность потребителя, самоменеджмент, суверенитет потребителя, суверенитет производителя, товарный чек, убеждение, усвоение.

   Понятие «потребитель» в обыденной жизни. Кто является потребителем по «закону»? Основные права потребителей.

   Суверенитет потребителя. Причины, ограничивающие суверенитет потребителя и суверенитет производителя.

   Рациональность потребителя. Возникновение и развитие потребностей. Переход потребностей с одного уровня на другой. Основные виды потребностей. «Пирамида» человеческих потребностей по А. Маслоу.

  Психология потребителя. Психологические факторы поведения потребителя. Мотив и потребность. Самоменеджмент и его роль в управлении поведением потребителя.

Практикум: «Анализ человеческих потребностей»; игра «Медицинский консилиум».

Тема 3. Потребитель — король на рынке

Опорные понятия: гипермаркет, конкуренция, кредит, рынок, спрос, супермаркет, товар, торговля.

   Сущность выражения «Потребитель — король...». Понятие «рынок». Товары потребительского назначения: длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги. Потребительский спрос и факторы спроса. Что выигрывает от конкуренции потребитель?

   Виды торговли. Продажа гражданам товаров длительного пользования в кредит; по образцам. Особенности комиссионной торговли и на дому у покупателей.

   Виды и способы магазинной и внемагазинной торговли: преимущества и недостатки. Скидки. Купоны и флаеры. Дисконтные карты.

Практикум: конкурс «Торговые агенты».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Дата

Теорет.

занятия

Практикум

1

Потребительская культура и экология человека

1.1.

Что такое потребительская культура

1

1.2.

Культура потребителя и окружающая среда

1

1

1.3.

Потребление: структура и нормы

1

1.4.

Поговорим о культуре питания

1

2.

Потребитель и закон

2.1

Кто такой потребитель?  Суверенитет и рациональность потребителя

1

2.2

Разнообразия человеческих потребностей и их классификация

1

1

2.3.

Психология потребителя

1

1

2.4

Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителей»

1

1

3.

Потребитель – король на рынке

3.1.

Что такое рынок? Виды и способы торговли

1

1

3.2.

Продажа товаров в кредит. Комиссионная торговля.

1

3.3.

Продажа товаров по образцам и на дому у покупателя

1

3.4.

Дешевле только даром

1

        

ЛИТЕРАТУРА

Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Учебн. пособие. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Хрестоматия для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008

Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Практикум для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004.

Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Метод, пособие. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007.

Васильева Н. В. Рабочая тетрадь по курсу «Основы потребительской культуры». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007.

Матвеева Т. М. и др. Олимпиады по основам потребительских знаний и предпринимательства (с ответами и решениями): Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» в 9 классе.

Курс ориентироан на учащихся 9-10 классов.Основным учебным пособием является пособие по развитию речи Быстровой Е.А. "Диалог культур на уроках русского языка"....

Программа элективного курса по профориентации "Школа инженерной культуры" (для физико-математического класса) класса)

Настоящая программа предполагает формирование у школьников специфически инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку задач относительно них, подбор...

программа элективного курса по обществознанию "Основы правовой культуры "

 Программа элективного  курса, предназначенного для учащихся 10 класса,  предполагает изучение права на достаточно высоком содержательно- методическом уровне. Особое в...

Программа элективного курса на билингвальной основе «Русская и немецкая фразеология» для 9 класса

Знание фразеологии – это обязательное условие глубокого владения любым языком. Цель работы по фразеологии предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами зна...

Рабочая программа элективного курса 10 класса "Основы российского государства и права"

Учебный курс по основам государства и права, создаёт основу длястановления социально-правовой компетентости обучающихся, в нём акцентируется внимание на проблемах реализации и применении права в разли...

Программа элективного курса по биологии «Основы антропологии» VIII класс

     Из всех разделов биологии в школьной программе имеется только один, посвященный изучению человеческого организма, -  «Человек». В его содержании преобладают...