Программа элективного курса для 9 класса «Основы потребительской культуры»
элективный курс (9 класс) по теме
Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний — одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят новые предметы, открывают профильные классы. Большое значение имеет курс «Основы потребительской культуры» в качестве дисциплины предпрофильной подготовки учащихся.
Программа представлена как цикл обучения, интегрированного в экономические граждановедческие и правовые дисциплины.
Главным действующим лицом в предлагаемой программе является потребитель, поэтому в ней рассматриваются проблемы, которые решают потребители ежедневно, чтобы создать комфортные условия для жизни.
В программе три темы. В первой теме рассматривается сущность понятия «потребительская культура», уровни потребительской культуры, проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, а также вопросы рационального потребления и питания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_potrebitelskoy_kultury.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса для 9 класса
«Основы потребительской культуры»
Авторы программы – В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко
Пояснительная записка
Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний — одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят новые предметы, открывают профильные классы. Большое значение имеет курс «Основы потребительской культуры» в качестве дисциплины предпрофильной подготовки учащихся.
Программа представлена как цикл обучения, интегрированного в экономические граждановедческие и правовые дисциплины.
Главным действующим лицом в предлагаемой программе является потребитель, поэтому в ней рассматриваются проблемы, которые решают потребители ежедневно, чтобы создать комфортные условия для жизни.
В программе три темы. В первой теме рассматривается сущность понятия «потребительская культура», уровни потребительской культуры, проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, а также вопросы рационального потребления и питания.
Из второй темы учащиеся узнают о законе «О защите прав потребителей» и правах потребителей, получают сведения о классификации человеческих потребностей, психологии и суверенитете потребителя.
«Потребитель – король на рынке» - это третья тема, цель которой познакомить учащихся с видами рынков, способами торговли и отдельными правилами продажи товаров.
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения: уроки — деловые игры, практикумы, уроки — защиты творческих работ, экскурсии и самостоятельные работы, а также решение тестов, задач и проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач.
Цель элективного курса:
Формирование знаний основ потребительской культуры, правил поведения и качеств культурного потребителя.
Задачи курса:
Освоение учащимися знаний рационального потребления, теории потребительского поведения и защиты прав потребителей.
Овладение умениями разумного выбора различных источников информации, товаров, услуг.
Развитие логического и критического мышления, творческих способностей, толерантности, коммуникативных умений.
Воспитание важнейших качеств культурного потребителя: целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности и самостоятельности, а также организованности и уверенности.
Подготовка учащихся к успешной самостоятельной деятельности в экономической жизни.
Курс рассчитан на 17 часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование | Всего | В том числе |
Теорет. занятия | Практическая |
1 | Потребительская культура и экология человека | 5 | 3 | 2 |
2 | Потребитель и закон | 7 | 4 | 3 |
3 | Потребитель – король на рынке | 5 | 3 | 2 |
17 | 10 | 7 |
ПРОГРАММА
Тема 1. Потребительская культура и экология человека
Опорные понятия: культура, производство, потребительская культура, потребление, рациональное потребление, экология, экономика.
Понятие «культура». Виды культуры. Принципы культурного потребления.
Понятие «потребительская культура», ее место в системе общей культуры человека. Потребительская культура личности и общества. Важнейшие слагаемые потребительской культуры: материальные и духовные ценности, знания, образцы и нормы поведения. Уровни потребительской культуры.
Взаимосвязь человека с природой. Экономическая деятельность и экология человека. Виды потребления. Рациональное потребление. Питание и здоровье человека.
Практикум: игра-диспут; мозговой штурм.
Тема 2. Потребитель и закон
Опорные понятия: договор, закон, изготовитель, исполнитель, кассовый чек, мотив, потребитель, потребность, продавец, рациональность потребителя, самоменеджмент, суверенитет потребителя, суверенитет производителя, товарный чек, убеждение, усвоение.
Понятие «потребитель» в обыденной жизни. Кто является потребителем по «закону»? Основные права потребителей.
Суверенитет потребителя. Причины, ограничивающие суверенитет потребителя и суверенитет производителя.
Рациональность потребителя. Возникновение и развитие потребностей. Переход потребностей с одного уровня на другой. Основные виды потребностей. «Пирамида» человеческих потребностей по А. Маслоу.
Психология потребителя. Психологические факторы поведения потребителя. Мотив и потребность. Самоменеджмент и его роль в управлении поведением потребителя.
Практикум: «Анализ человеческих потребностей»; игра «Медицинский консилиум».
Тема 3. Потребитель — король на рынке
Опорные понятия: гипермаркет, конкуренция, кредит, рынок, спрос, супермаркет, товар, торговля.
Сущность выражения «Потребитель — король...». Понятие «рынок». Товары потребительского назначения: длительного пользования, краткосрочного пользования и бытовые услуги. Потребительский спрос и факторы спроса. Что выигрывает от конкуренции потребитель?
Виды торговли. Продажа гражданам товаров длительного пользования в кредит; по образцам. Особенности комиссионной торговли и на дому у покупателей.
Виды и способы магазинной и внемагазинной торговли: преимущества и недостатки. Скидки. Купоны и флаеры. Дисконтные карты.
Практикум: конкурс «Торговые агенты».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Теорет. занятия | Практикум |
1 | Потребительская культура и экология человека |
1.1. | Что такое потребительская культура | 1 |
1.2. | Культура потребителя и окружающая среда | 1 | 1 |
1.3. | Потребление: структура и нормы | 1 |
1.4. | Поговорим о культуре питания | 1 |
2. | Потребитель и закон |
2.1 | Кто такой потребитель? Суверенитет и рациональность потребителя | 1 |
2.2 | Разнообразия человеческих потребностей и их классификация | 1 | 1 |
2.3. | Психология потребителя | 1 | 1 |
2.4 | Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителей» | 1 | 1 |
3. | Потребитель – король на рынке |
3.1. | Что такое рынок? Виды и способы торговли | 1 | 1 |
3.2. | Продажа товаров в кредит. Комиссионная торговля. | 1 |
3.3. | Продажа товаров по образцам и на дому у покупателя | 1 |
3.4. | Дешевле только даром | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Учебн. пособие. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Хрестоматия для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008
Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Практикум для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004.
Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Метод, пособие. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007.
Васильева Н. В. Рабочая тетрадь по курсу «Основы потребительской культуры». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007.
Матвеева Т. М. и др. Олимпиады по основам потребительских знаний и предпринимательства (с ответами и решениями): Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» в 9 классе.
Курс ориентироан на учащихся 9-10 классов.Основным учебным пособием является пособие по развитию речи Быстровой Е.А. "Диалог культур на уроках русского языка"....
Программа элективного курса по профориентации "Школа инженерной культуры" (для физико-математического класса) класса)
Настоящая программа предполагает формирование у школьников специфически инженерного мышления, предполагающего анализ ситуации, выделение критических факторов, постановку задач относительно них, подбор...
программа элективного курса по обществознанию "Основы правовой культуры "
Программа элективного курса, предназначенного для учащихся 10 класса, предполагает изучение права на достаточно высоком содержательно- методическом уровне. Особое в...
Программа элективного курса на билингвальной основе «Русская и немецкая фразеология» для 9 класса
Знание фразеологии – это обязательное условие глубокого владения любым языком. Цель работы по фразеологии предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами зна...
Рабочая программа элективного курса 10 класса "Основы российского государства и права"
Учебный курс по основам государства и права, создаёт основу длястановления социально-правовой компетентости обучающихся, в нём акцентируется внимание на проблемах реализации и применении права в разли...
Рабочая программа элективного курса по информатике «Основы программирования на языке Паскаль» для 10 класса
Рабочая программа содержит КТП...
Программа элективного курса по биологии «Основы антропологии» VIII класс
Из всех разделов биологии в школьной программе имеется только один, посвященный изучению человеческого организма, - «Человек». В его содержании преобладают...