« Создание условий для развития познавательного интереса учащегося на уроках в начальной школе »
материал по теме
обобщение опыта по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gksou_vo.___obobshchenie_opytadocx.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГСОУ ВО « Специальная ( коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VII вида
города Вязники»
Обобщение опыта.
Тема: « Создание условий для развития
познавательного интереса
на уроках в начальной школе »
Разработчик: Князева С. А., учитель начальных классов
Представлен и обсужден на методическом объединении
учителей начальных классов
протокол № _4__от _23.03__2010 г.
Руководитель МО: ___________ (И. Н. Кузнецова)
Технология опыта.
Для рассмотрения практического вопроса создания условий для развития познавательного интереса можно рассматривать различные аспекты в структуре познавательного интереса:
- познавательный интерес как стимул, средство обучения;
- познавательный интерес как мотив учебной деятельности;
- познавательный интерес как устойчивая черта личности.
В первом случае познавательный интерес возникает как внешнее средство активизации познавательной деятельности учащихся. Оно используется учителем для привлечения непроизвольного внимания.
Однако приемы стимулирования познавательный интерес несмотря на их значимость и разнообразие, действуют ограничено. С устранением внешней занимательности ситуации, породившей временный интерес, может быть утрачен. Приёмы «оживления» урока ещё не позволяют заглянуть внутрь самого процесса познания, способствовать проявлению устойчивого познавательного интереса.
- Создание на уроке ситуации успеха.
Любому ребёнку очень важно, чтобы его достижения, пусть даже самые маленькие, заметили и оценили. Учитель должен дать шанс « победы» каждому ребёнку. Для этого разрабатываю и подбираю такие задания, с которыми ребёнок может справиться; ставлю так вопрос на уроке, который соответствует уровню его знаний. В такой ситуации ребёнок чувствует себя комфортно и может более «раскрыться» и проверить уровень своих знаний. Всё чаще в своей работе сталкиваюсь с детьми с повышенной тревожностью, неуравновешенностью ( как правило, дети упрямы, обидчивы, драчливы, остро воспринимают любое слово или даже взгляд ). Особенно это ярко выраженно у детей, которые вливаются в класс в течение других учебных лет. Чтобы преодолеть негативное расположение ребёнка к окружающему миру, стараюсь расположить его к себе, беседуя с ним, давая поручения, хвалю за мелочь - важно дать почувствовать уверенность в себе и в своих силах. Безусловно, каждую ошибку приходиться анализировать, ни в коем случае не сюсюкаться, а указывать на неё и убеждать, «Ты можешь это сделать», « Ты можешь быть лучше!». Это процесс долгий, поэтому настраиваю остальных детей на терпение и понимание – результат обязательно будет!
- Использование дидактических игр
Это один из эффективных приёмов, активно действующих на развитие познавательного интереса ( приложение №1 ).
- Использование занимательного материала ( приложение №2)
- Использование загадок, кроссвордов, ребусов, шарад (приложение №3)
- Использование ИКТ ( приложение №4)
- Указание учащимся на удачные, рациональные моменты их деятельности.
Например, в первом классе на уроке письма ученик работает очень много : письмо новых букв, соединений – работа сложная и трудоёмкая. Но услышав одобрение со стороны учителя своей деятельности раз, другой, ученик постарается выполнить правильно ещё раз. Или подойти к ребёнку, подчеркнуть самые красивые буквы, в следующий раз подумать и выбрать самому или совместно и подарить букве « плюсик».
Более действенным, чем средство обучения, познавательный интерес проявляет себя мотив деятельности. Там, где идёт воздействие на познавательный интерес становиться мощным средством обучения, а учение приобретает активный самостоятельный характер. Чтобы познавательный интерес возник, укрепился и развивался, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе её выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.
Чтобы дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления.
- Создание на уроках учебно-проблемных ситуаций
- Предъявление заданий на смекалку ( приложение №5)
- Продолжение интересного упражнения, предложенного в учебнике
( приложение №:6)
- Составление логических цепочек. ( приложение №7)
- Проведение взаимных диктантов.
Например, на уроках русского языка даю задание написать 5-7 слов на изученную орфограмму. Далее учащиеся работают в паре, диктуют друг другу свои слова. Затем проверяют , разбирают ошибки. Аналогичную работу провожу и на уроках математики.
Самый высокий уровень познавательного интереса, когда он становится устой чивой чертой личности. Развитие познавательного интереса такого уровня, тре бует от учителя использование в процессе обучения методов и приёмов разви тия творческих способностей учащихся.
- Написание сочинений и изложений разных видов
- Вовлечение детей в исследовательскую деятельность
- Инсценирование
- Самостоятельный поиск конкурсов, заданий для проведения викторин, классных часов
- Оформление персональных выставок
- Создание познавательных игр на основе изученного материала
- Использование интерактивных форм обучения
- Проведение нестандартных уроков: урок- игра, урок-диалог со сказоч ным персонажем, урок - путешествие, урок с элементами проектирования
Для того, чтобы каждый урок формировал устойчивый познавательный интерес, учитель должен:
- планировать формирование познавательного интереса на уроке ;
- проектировать индивидуальный подход на уроке к учащимся;
- учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся;
- включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на лю бознательного и любопытного ученика;
- насыщать урок материалом, требующим раздумий и мыслительной деятельности;
- выявлять отношение к уроку;
- реагировать своевременно на изменение отношения к уроку отдельных учащихся;
- поощрять самостоятельный выбор посильных заданий;
- использовать разнообразные формы поощрения;
- создавать эмоционально-положительное отношение к уроку;
- любить свою науку и уметь показать это детям.
Приёмы стимуляции познавательной деятельности.
Использование | Приёмы, | Приёмы, относящиеся | Приёмы, относящиеся |
внешних средств | относящиеся к | к характеру | к характеру отношений |
обучения | содержанию | познавательной | учителя |
обучения | деятельности | и учащихся | |
Занимательность | Исторические | Постановка и | Создание ситуаций |
сведения | решение учебных | успеха | |
проблем | |||
Наглядность | Связь с жизнью | Указание учащимся | |
на рациональные | |||
ТСО | Новизна | Творческие работы: | моменты их |
инсценирование, | деятельности | ||
Нестандартные | Предъявление | взаимодиктанты, | |
формы урока | заданий на | самостоятельный | |
(урок-игра, урок- | смекалку | подбор заданий | Доброжелательность |
путешествие) | для конкурсов, | учителя | |
Продолжение | викторин, создание | ||
интересного | познавательных | ||
упражнения в | игр на основе | ||
учебнике | изученного материала | ||
Составление | |||
логических цепочек | Исследовательские | ||
работы | |||
Использование | Дидактические | ||
ребусов, кроссвордов, | игры | ||
шарад.. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1
Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....
"Формирование положительного отношения к классической музыке в условиях единого воспитательно - образовательного пространства - "детский сад - начальная школа"
Музыкальные занятия с младшими, старшими дошкольниками, урок в1-ом классе по творчеству Н. А. Римского - Корсакова....
Тема самообразования "Создание условий для развития устной речи детей в коррекционной школе"
Формирование устной речи как средства коммуникации...
Инновационный проект "Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе"
Материал был представлен на конкурсе "Учитель года". Если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации дет...
Современный урок в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Статья напомнит Вам о том, что такое УУД и с чем их едят, а так же в понятной форме познакомит Вас с различными типами упражнений на формирование разных учебных действий....
Использование тестирования на уроках в начальной школе как один из эффективных способов проверки знаний учащихся с ОВЗ. Мастер-класс: "Создание интерактивных тестов в MS Power Point".
Данный материал предназначен для создания интерактивных контрольно-измерительных материалов....
Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся
Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощь...