Современный урок в начальной школе в условиях реализации ФГОС
статья

Галко Алина Олеговна

Статья напомнит Вам о том, что такое УУД и с чем их едят, а так же в понятной форме познакомит Вас с различными типами упражнений на формирование разных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Говорят, что дети – это отражение времени, в котором они растут. Правоту этого утверждения особенно остро ощущает школьный учитель, годами наблюдая за сменяющимися поколениями детей.

В последнее время изменения в нашей жизни набирают огромную скорость.  Конечно, это не могло не отразиться на детях. Теперь каждый новый набор первоклассников - это «другие» дети, дети нового времени.

Школьная система образования стала давать сбои. Старые, проверенные, годами используемые методы не подходят для современных детей.  Перед школой встала задача – подготовить выпускника, способного успешно жить и работать в стремительно меняющемся мире. ФГОС – ответ на вызовы времени.

Согласно требованиям ФГОС второго поколения  важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается  на младшей ступени обучения. Поэтому первоочередной задачей каждого учителя, работающего в начальной школе,  является организация условий для формирования универсальных учебных действий с учетом предметного содержания его учебной дисциплины для начальной школы. Английский язык, обучение которому согласно ФГОС начинается во 2 классе, предоставляет определённые возможности для формирования УУД.

  Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру.

Предмет иностранный язык - один из немногих позволяет на своем содержании развивать все виды УУД.

Сначала рассмотрим формирование личностных УУД средствами английского языка. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко  рассказывает о себе на английском языке (как его имя, сколько ему лет, откуда он, чем любит заниматься).  Ученик начинает осознавать, что существует другой  язык и что он может в этой сфере общаться. На начальном этапе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью сверстников  и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучения необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность  использования  игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. На начальном этапе учатся, играя и играя, развиваются и обучаются.  И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. Младшие школьники могут использовать самоконтроль для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. Во многих учебниках для начальных классов после каждой четверти есть тестовые задания для самоконтроля. В линейке учебников “Starlight”, которые мы используем в работе с начальными классами, такие задания для самоконтроля содержатся после каждой изученной темы-модуля (Checkpoint). Самостоятельное выполнение упражнений данного раздела помогает корректировать письменную и устную речь обучающихся; при положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка. Задания этого раздела я обычно использую в качестве подготовки к контрольным заданиям (самостоятельной или контрольной работе).

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  • общеучебные
  • логические
  • действия постановки и решения проблем

В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст.

Разнообразные задания позволяют развивать познавательные УУД:

  1. «Выбери и прочитай в тексте предложения, относящиеся к картинкам»- действия по поиску и выделению необходимой информации;
  2. «Прочитай текст и расскажи, что ты узнал про девочку Лили» -действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письменного речевого высказывания
  3. Задания к тексту: «Правда или ложь», «Расставь предложения в правильном порядке», «Ответь на вопросы к тексту» и др. – действия смыслового чтения, как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
  4.  «Дополни диалог/текст/предложения недостающими словами»-действия по выбору языковых средств.

Логические  УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но,  тем не менее,  на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).

Задания на развитие логических УУД:

  1. «Рассмотри картинки и скажи, что дети любят делать в парке», «Посмотри, все ли подписи к картинкам сделаны правильно. Согласись или не согласись»- овладение логическими действиями (сравнения, анализа, синтеза.)
  2. «Найди в каждой строчке «лишнее» слово», «Подбери общее слово для каждой группы слов» - выбор оснований и критериев для сравнения и классификации.
  3. «Выпиши слова, обозначающие профессии/ действия / цвета»-упорядочивание объектов по выделенному основанию.
  4.  «Прочитай рассказ и скажи, зачем...», «Подбери ответы к вопросам»- установление причинно-следственных связей.

Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике:

- вставить недостающие слова, буквы,

- завершить предложение,

- заполнить таблицу,

- догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д.

Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности младших школьников. Учебный проект – отличная находка для развития регулятивных УУД. На уроках английского языка в начальной школе учебный проект – это, чаще всего, создание рисунка, аппликации, плаката, а так же презентации и видеоролика с устным (и письменным) рассказом по изученной теме. Дети с большим удовольствием принимают участие в учебном проекте. Обычно, это заключительные уроки в теме. В ходе работы над проектом учащийся может самостоятельно обнаружить пробелы в изученной теме и, чувствуя практическую необходимость, ликвидирует их.

Наибольшее количество возможностей английский язык предоставляет для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический  климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

Развивать коммуникативные УУД наиболее интенсивно позволяет работа с диалогом. Оформлять мысли в устной форме на элементарном уровне дети учатся на диалоге - модели. Следующий этап - составление собственного диалога. Диалог - модель, с которым знакомятся учащиеся, состоит из уже знакомых фраз. Казалось бы, что же здесь развивающего? Но заученные фразы остаются бесполезными, пока  их не " включили в коммуникацию". Как только начинается диалог, появляется много нюансов. Оказывается, чтобы употребить знакомую фразу, надо прежде услышать и понять, что говорит собеседник и, в нужный момент, отреагировать. Кроме того многие очень простые вещи, оказывается, требуют тренировки: обратиться к собеседнику не просто с фразой, а обратиться по имени; смотреть на собеседника во время коммуникации; терпеливо дослушать собеседника, даже если ему потребуется больше времени; поблагодарить собеседника за ответ и т. д.

Только вот как сделать так, чтобы ребенку было действительно интересно добывать знания самостоятельно? Одной из главных задач стандартов второго поколения – научить ребенка учиться, заинтересовать его, помочь выработать универсальные учебные действия.

Процесс реализации нового стандарта проявляется главным образом в перестройке содержания уроков и организации деятельности обучающихся. Поэтому моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:         

  1. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  2. урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  3. учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  4. вывод делают сами учащиеся;
  5. минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  6. времясбережение и здоровьесбережение.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление

темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение

целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию 

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

      На раннем этапе обучения детей иностранному  языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, внимание отличается неустойчивостью. Как правило, младшие школьники обращают внимание на то, что вызывает их интерес. Учитывая это, я использовала на своих уроках игры, соревнования и наглядный материал в виде презентаций. Игровую деятельность я использовала при закреплении пройденного материала (фонетические, лексические игры). Так же при закреплении уже изученного материала, я использовала приём соревнований между командами. При активизации лексико - грамматических навыков, я использовала наглядный материал в виде презентаций  со сказочным сюжетом.

Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей деятельности школы. Здоровьеразвивающий урок обеспечивает ученикам и учителю сохранение сил на протяжении всего учебного времени. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать. Учитывая психологические особенности детей младшего возраста, я старалась на уроках уделять особое внимание здоровьесберегающим  технологиям.  Использование таких способов и приёмов как смена видов активности, включение игровой деятельности, наличие соревновательных моментов, проведение физкультминуток, даёт возможность учащимся избежать усталости и перегрузок во время урока.

  Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок в начальной школе в условиях реализации ФГОС Усова Алина Олеговна, учитель английского языка

Слайд 2

Дети – это отражение времени, в котором они растут.

Слайд 3

ФГОС второго поколения Важнейшая задача : формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Первоочередная задача каждого учителя, работающего в начальной школе: организация условий для формирования универсальных учебных действий с учетом предметного содержания его учебной дисциплины для начальной школы

Слайд 4

Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Слайд 5

Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно.

Слайд 6

Личностные универсальные учебные действия развитие личностных качеств и способностей ребёнка ф ормирование гражданской идентичности личности, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге осознание учеником, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться

Слайд 9

Регулятивные универсальные учебные действия организация и регулирование учащимися своей игровой и учебной деятельности самоконтроль для того, чтобы понять, всё ли у обучающихся получается , сверяя свои ответы с эталоном прогнозирование своих результатов на начальном этапе

Слайд 11

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя: общеучебные логические действия постановки и решения проблем ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст «Выбери и прочитай в тексте предложения, относящиеся к картинкам »; «Прочитай текст и расскажи, что ты узнал про девочку Лили »; Задания к тексту: «Правда или ложь», « Ответь на вопросы к тексту » и др.

Слайд 13

Логические УУД «Рассмотри картинки и скажи, что дети любят делать в парке», «Посмотри, все ли подписи к картинкам сделаны правильно. Согласись или не согласись» «Найди в каждой строчке «лишнее» слово», «Подбери общее слово для каждой группы слов» «Выпиши слова, обозначающие профессии/ действия / цвета» «Прочитай рассказ и скажи, зачем...», «Подбери ответы к вопросам»

Слайд 14

Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности младших школьников. Учебный проект – отличная находка для развития регулятивных УУД.

Слайд 15

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми создание благоприятного психологического климата на уроке; умение слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем «включение в коммуникацию» посредством составления диалога по образцу

Слайд 17

Правила создания урока по ФГОС Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; Вывод делают сами учащиеся; Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; Времясбережение и здоровьесбережение.

Слайд 18

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам ( самооценивание , оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 19

одна из основных задач учителя – сделать предмет интересным и любимым . В младшем возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, внимание отличается неустойчивостью .

Слайд 20

Современный урок в начальной школе включает Игровая деятельность (фонетические и лексические игры) Прием соревнований Использование наглядных материалов (презентации, в т.ч. со сказочным сюжетом для активизации лексико – грамматического навыка) Использование здоровьесберегающих технологий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Описание основных положений коррекционной программы в условиях реализации ФГОС...

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....

Доклад "Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС общего образования".

С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность учащихся приобрело особую значимость в целях соблюдения целостности и последовательности образовательного процесса. Все принципы, которые бы...

Проектная деятельность на внеурочных занятиях по английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Сценарий мини-спектакля “Хранитель сказок” (“Lord Keeper of Fairy Tales”).

В данной работе представлен мой первый практический опыт организации проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости обще-интеллектуального направления на примере реализации ...

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. ...