Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся
статья

Завьялова Ольга Борисовна

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Основная общеобразовательная школа №7,

осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

Подготовила

учитель коррекционных курсов

Завьялова О.Б.

Сергиев посад, 2020

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы.

Это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационных технологий в учебно-воспитательном процесс. 

Цели и задачи использования ИКТ в начальной школе

Основной идеей использования информационных технологий считаю стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность.

Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

  • активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • развитие мотивации к обучению;
  • развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;
  • развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  • повышение уровня комфортности обучения;
  • снижение дидактических затруднений учащихся;
  • повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных учителю.

Алгоритм проведения урока с применением ИКТ.

ИКТ технологии можно применять на любом этапе урока:

  • Для обозначения темы урока.
  • В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
  • Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)
  • Для контроля учащихся.

1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.

2. На этапе актуализации знаний организую мотивационно-познавательная деятельность учащихся, формирую заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.

Мультимедиа-учебники использую как уникальный инструмент для создания модели урока.

Сайты с которыми я работаю:

www.viki.rdf.ru  -  для поиска презентаций  к урокам  

http://www.kinder.ru — сайт «Интернет для детей», каталог детских ресурсов;

predkov.net — детский сайт;

detskiy-mir.net — сайт «Твой детский мир» для детей;

child-cat.ru — разные детские ресурсы интернета;

detgazeta.ru — сайт «Детская газета»: блог, форум, головоломки, анекдоты, мультики, раскраски;

playroom.com.ru — детская «игровая комната»: песни, стихи, игры...;

skazochki.narod.ru — сайт для детей «Детский мир»: загадки, песенки, мультфильмы, детеныши животных;

teremoc.ru — детский развлекательный сайт «Теремок»;

solnet.ee — детский портал «Солнышко»;

teenkids.ru — сайт для детей;

koshki-mishki.ru — детский развлекательно-развивающий сайт;

geocities.com — большая коллекция оригинальных головоломок, задач с подвохом, загадок и викторин для детей;

babybooks.narod.ru — познавательный сайт для маленьких детей, где можно не только увидеть изображения домашних животных, но и послушать, как они говорят;

maciki.com — смешные и добрых детские песенки, старые добрые сказки, потешки и прибаутки, загадки для маленьких Холмсов, скороговорки, колыбельные песенки и еще много-много интересностей;

imama.ru — скачать картинки для раскрашивания;

school-sector.relarn.ru — сайт о правах детей в интернете;

spas-extreme.ru — основы безопасного поведения для детей (подойдёт и для подростков).

Этот богатый набор образовательных ресурсов позволяет мне более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке, создавать проблемные ситуации, что активизирует познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком эстетическом уровне, индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания. 

Результатом применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:

  • позитивная динамика изменения мотивации учащихся:
  • позитивная динамика показателей знаний обучающихся
  • позитивная динамика количественных и качественных показателей участия детей в конкурсах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Наличие компьютеров, электронных материалов...

Инновационная разработка "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся"

Пояснительная записка, паспорт, публикации по теме проекта. Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку в основной школе....

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

В статье из опыта работы описано применение разных интерактивных методов и приемов обучения на уроках русского языка....

Мультимедийные информационные средства обучения английскому языку в начальной школе в условиях ФГОС

Информационные компьютерные технологии прочно вошли в процесс обучения. Компьютер успешно используется при изучении различных предметов, в том числе и английского языка. Практика показыва...

Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

Самым актуальным и увлекательным для обучающихся является использование современных информационных технологий. Таким образом, реализация данного инновационного проекта нацелена на решение следующих пр...

Использование мультимедийных средств обучения на уроках физики

Использование мультимедийных средств обучения на уроках физики как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся....