Выступление "ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО И ФГОС СОО." на РМО учителей информатики 29.08.2018
материал
Выступление "ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО И ФГОС СОО." на РМО учителей информатики 29.08.2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО И ФГОС СОО.
Добрынина Юлия Сергеевна, учитель информатики МБОУ Платоновской СОШ
Согласно ФГОС ООО, предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика». На изучение информатики в основной школе отводит 1 учебный час в неделю в течение обучения в 7-9 классах. В 5-6 классах можно изучать информатику за счет части, формируемой участниками образовательного процесса для пропедевтики базового курса. Это позволит реализовать непрерывный курс обучения информатике, сделать его сквозной линией школьного образования, что непосредственно отвечает задачам информатизации образования.
В 2018-2019 учебном году в 10-11 классах можно осуществлять преподавание информатики как по ФГОС СОШ, так и по ФК ГОС 2004 года.
Специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин: математики, логики, философии, стилистики, психологии и инженерии. Информатика имеет большое и всё возрастающее количество междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Информатика оперирует с фундаментальными понятиями, которые внешне по-разному проявляются в различных областях знания. Методы и инструменты информатики способны дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности. Вместе с другими естественно-научными школьными дисциплинамикурс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Именно поэтому целесообразно изучать предмет «Информатика» не только в 7-9 классах, а осуществлять последовательное его изучение во 2-11 классах, с учетом уже имеющегося опыта у ребенка и с требованиями текущего момента.
В основе ФГОС лежит системно -деятельностный подход, обеспечивающий:
•активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
•формирование у учащихся готовности к саморазвитию;
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся;
•проектирование и конструирование в системе образования социальной среды развития учащихся.
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную (70%) и внеурочную деятельность(30%) с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с ФГОС курс ООО и ФГОС курс СОО нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Важнейшей задачей изучения информатики в школе является: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).
Курс информатики по ФГОС
Обязательно включает:
•1 ч в 7 классе;
•1 ч в 8 классе;
•1 ч в 9 классе;
•1 ч в 10 классе;
•1 ч в 11 классе.
По усмотрению школы:
+ часы в 5-6 классах
Изучение информатики в 5-6 классах способствует:
•развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ;
•целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
•воспитаниюответственного и избирательного отношения к информации;
•развитиюпознавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Изучение информатики в 7-9 классах способствует:
•формированию целостного мировоззрения, соответствующего современномууровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
•совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информациейв процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
•воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
ФГОС ООО делает значительный акцент на освоении учащимися универсальных учебных действий. Именно через освоение универсальных действий предполагается осуществлять приобретение учащимися ключевых компетенций. При этом само формирование у учащихся УУД требует использования комплекса современных
В чем же новизна современного урока информатики в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Учитель должен идти в ногу со временем, не отставать от вводимых новых технологий.
На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Учитель информатики должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.
Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.
Первая функция—введение обучаемыхв учебную деятельность.Введение в учебную деятельность предполагает:
•а) создание у обучаемых учебной мотивации («мотив» —побудитель к действию, «мотивация» —процесс побуждения, стимулирования мотивов);
•б) осознание и принятие учащимися учебной цели.
Вторая функция, которую учитель должен предусмотреть, создавая проект учебного занятия —создание учебной ситуации, т.е. такогодейства, в котором будут достигаться учебные цели.
Длясоздания учебной ситуации учителю нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи.
При этом речь идет об освоении полного цикла решения задачи, а именно:
•постановка задачи;
•построение, анализ и оценка модели;
•разработка и исполнение алгоритма в рамках данной модели;
•анализ и использование результатов.
Третья функция, которую должен спроектировать учитель —обеспечение учебной рефлексии.
Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:
•«Что ты делал?» (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
•«Что у тебя не получается?» (вопрос нацелен на поиск учащимся «места» затруднения, ошибки);
•«Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);
•«Как надо выйти из затруднения?» (вопрос, ориентированный на построение учеником
Четвертая функция—функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности учитель должен контролироватьизменения, происшедшие в ученике. Именно эти изменения являются действительным продуктом учебной деятельности. Для самого обучаемого контроль за правильностью выполнения задания, означает направленность сознания на собственную деятельность. Контроль имеет ценность только в том случае, когда он постепенно переходит в самоконтроль.
Таким образом, проектируя замысел современного учебного занятия по информатике, учитель должен стимулировать учебные мотивы ученика, активизировать учебную деятельность, обеспечивать рефлексию учебной деятельности и контроль за процессом и результатами деятельности обучаемого.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознаниютемы) |
Сообщение целей и задач | Учительформулируетисообщаетучащимся,чемудолжнынаучиться | Формулируютсамиучащиеся,определивграницызнанияинезнания(учительподводитучащихсякосознаниюцелейизадач) |
Планирование | Учительсообщаетучащимся,какуюработуонидолжнывыполнить,чтобыдостичьцели | Планированиеучащимисяспособовдостижениянамеченнойцели(учительпомогает,советует) |
Практическая деятельность учащихся | Подруководствомучителяучащиесявыполняютрядпрактическихзадач(чащеприменяетсяфронтальныйметодорганизациидеятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) |
Осуществление контроля | Учительосуществляетконтрользавыполнениемучащимисяпрактическойработы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)(учитель консультирует) |
Осуществление коррекции | Учительвходевыполненияипоитогамвыполненнойработыучащимисяосуществляеткоррекцию | Учащиесяформулируютзатрудненияиосуществляюткоррекциюсамостоятельно(учительконсультирует,советует,помогает) |
Оценивание учащихся | Учительосуществляетоцениваниеучащихсязаработунауроке | Учащиесядаютоценкудеятельностипоеёрезультатам(самооценивание,оцениваниерезультатовдеятельноститоварищей)(учительконсультирует) |
Итог урока | Учительвыясняетуучащихся,чтоонизапомнили | Проводитсярефлексия |
Домашнее задание | Учительобъявляетикомментирует(чаще–заданиеоднодлявсех) | Учащиесямогутвыбиратьзаданиеизпредложенныхучителемсучётоминдивидуальныхвозможностей |
В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к преподаванию истории в условиях реализации ФГОС
Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общ...

Доклад на тему Преподавание информатики в условиях реализации ФГОС
Важнейшей задачей изучения информатики является: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение обуч...

Выступление «Современные подходы к преподаванию музыки в условиях реализации требований ФГОС»
В связи с введением ФГОС общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета "Музыка". Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программ...
Условия преподавания информатики в условиях реализации ФГОС.
Одной из основных целей общего образования - формирование представления об окружающей действительности. Осуществление межпредметных связей способствует формированию у обучающихся цельного представлени...
ДОКЛАД "Инновационные подходы к преподаванию информатики в условиях реализации ФГОС ООО"
ДОКЛАД "Инновационные подходы к преподаванию информатики в условиях реализации ФГОС ООО"...

« Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС»
Главная особенность современного этапа развития отечественного образования- кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС....

Выступление "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС В 2022 ГОДУ" на РМО учителей информатики 30.08.2022
Выступление "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС В 2022 ГОДУ" на РМО учителей информатики 30.08.2022...