Выступление «Современные подходы к преподаванию музыки в условиях реализации требований ФГОС»
материал на тему
В связи с введением ФГОС общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета "Музыка". Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программы представленны личностные, предметные и метопредметные требования к школьнику. данное выступление рассказывает о том, как должен современный урок преподаваться новым поколениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 19.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СЛД.1
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления:
«Современные подходы к преподаванию музыки в условиях реализации требований ФГОС»
Свое выступление хочу начать такими словами:
СЛД.2
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…
Образование - это индустрия, направленная в будущее (С.П.Капица)
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка». Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программы представлены СЛД.3 личностные, предметные и метапредметные требования к школьнику. Для получения высоких результатов в образовании в программе разработаны СЛД.4 универсальные учебные действия.
Работа на уроке должна вестись так, чтобы ученик не принимал в готовом виде знания, а прикладывал усилие к поиску нового, умел размышлять и обсуждать. Для этого в стандартах нового поколения сформированы несколько видов универсальных действий; СЛД.5 личностные, познавательные, регулятивные. Чтобы сформировать учебные универсальные действия у школьников, необходимо научить их проявлять свои знания и умения в различных видах художественно-творческой деятельности, владеть приёмами анализа, сравнения и обобщения музыкальных произведений.
Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).
В предлагаемом выступлении я остановлюсь на некоторых наиболее часто используемых мною на уроках музыки и во внеурочной деятельности педагогических технологиях.
В преподавании музыки, в связи с внедрением ФГОС, я использую следующие технологии:
СЛД.6
1.Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников ( подразумевает взаимодействие музыки с искусством живописи, литературы, театром, кино и д.р. )
СЛД.7
2. Здоровье сберегающая технология (Слушание музыки, исполнение песен, участие в разнообразной творческой деятельности снимает нервные перегрузки, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся)
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, что дает положительные результаты в обучении.
Во время пения и интонирования музыкальных произведений на уроках музыки происходит оздоровление голосового аппарата, развитие дыхания..
Слушание лучших образцов музыкального искусства, игра на музыкальных инструментах, занятия музыкально-театральным и вокальным искусством оказывают значительное психотерапевтическое воздействие на детей, снимая нервнопсихическое напряжение, вызванное другими уроками, способствуют общему оздоровлению.
Чередование на уроке разных видов деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, движения под музыку) также способствует снятию усталости.
Смена расположения рабочих мест – один из способов создания комфортной обстановки для обучения.
СЛД.8
3. Игровая технология (школьники во время игры мало устают, во – вторых, активно работает их мозг и интеллект) Как известно, игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Игровая деятельность на уроке выполняет следующие функции:
развлекательную (это основная функция игры - доставить удовольствие, пробудить интерес);
коммуникативную;
самореализации в игре;
игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
социализации (включение в систему общественных отношений).
СЛД.9
4. ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При групповой работе класс делится на группы для совместного решения определенных учебных задач.
Пример групповой работы, примененной нами на итоговых уроках:
Каждой группе в начале работы раздать кусочек ватмана (или альбомный лист), нарезки («лапшу») с именами композиторов и их произведениями, с которыми обучающиеся познакомились за четверть, клей-карандаш, фломастер.
Группам дается задание: приклеить на листок ватмана имена композиторов, а напротив каждого имени – название музыкального произведения данного композитора (получается 5-7 пар). Ученики обсуждают задачу, намечают пути ее решения. Далее – реализовывают задачу на практике. (6-9 минут).
Каждая группа представляет найденный совместно результат (1-2 минуты).
Обсуждение и коррекция результатов совместно с учителем. За каждый правильный ответ – 1 балл (1-2 минуты на каждую команду).
Далее каждой группе дается возможность проверить работу команды-соперника. За каждый найденный неправильный ответ – 1 балл (1-2 минута).
Каждой команде возвращается листок с выполненной ею работой. Учитель в произвольном порядке включает для прослушивания фрагменты музыкальных произведений, с которыми обучающиеся познакомились в течение четверти. Задача детей – проставить цифрами рядом с названием музыкального произведения, каким по счету оно прозвучало (7-10 минут).
Обсуждение и коррекция результатов совместно с учителем. За правильный ответ – 1 балл (1-2 минуты).
Далее можно дать задание каждой группе спеть по 1 разученному в четверти произведению. Оценивается чистота исполнения, выразительность, массовость (3-4 минуты).
Подсчет очков и выставление оценок за урок (при выставлении оценок учитывается мнение товарищей по команде).
Таким способом можно в игровой форме в течение одного урока вспомнить и закрепить пройденный за четверть материал.
Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся в группе, коммуникацию, общение, взаимопонимание и др. К групповым технологиям обучения относятся также групповые проекты.
СЛД.10
5. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)
Большое значение на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности в настоящее время приобретают информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео).
Информационно-коммуникационные технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Применение ИКТ активирует познавательную и творческую деятельность школьников. Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать аудиозаписи, фрагменты фильмов, цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, ресурсы сети Интернет, возможности электромузыкальных инструментов и др.
Учебный процесс значительно активируется при использовании на уроке ярких и содержательных презентаций. Оценить степень усвоения детьми пройденной темы, а ученику – закрепить в игровой форме полученные на уроке знания помогают интерактивные контрольные работы (тесты). Значительно расширить и обогатить песенный репертуар на уроке и во внеурочной деятельности позволяет использование качественных «минусовок». Однако необходимо помнить, что применение ИКТ на уроке музыки не должно заменять СЛД.11 живого общения ученика с учителем, живого звучания музыкальных инструментов и детских голосов.
Следует отметить, что задачу учителя входит не только самостоятельный поиск информации и материала для уроков, но и формирование самостоятельных умений и навыков школьников, направленных на владение навыками работы с различными источниками: самостоятельный поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, умение выделять в огромном количестве информации главное, развитие критического отношения к информации, распространяемой по каналам СМИ.
СЛД.12
6.ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Выделяются следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:
1.Ролевые (инсценирование детских симфонических сказок, детских опер, мюзиклов; фрагменты жизни и творчества композиторов, и т.д.)
2.Исследовательский проект (научно-исследовательская работа по изучению биографий композиторов, мастеров сцен, деятелей искусств или музыкальных жанров, инструментов)
3.Сценарный проект (создание сценариев творческих вечеров, концертов, мероприятий)
4.Творческий проект (театрализованные представления музыкальных произведений итд)
5. Информационный проект (изготовление стендов, стенгазет, публичные выступления с сообщениями)
6.Практико-ориентированные проекты (изготовление дидактического материала, презентации к уроку по какой-нибудь теме, создание музыкальных игр и музыкальных инструментов, физкультминуток)
Но для осуществления проектной деятельности учащихся необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Ведь недаром эти технологии относят к ведущим технологиям ФГОС нового поколения.
СЛД. 13«Через музыку проникнуть в душу!
Через музыку понять себя!
Сердцем красоту ты должен слушать –
Истину откроешь для себя!»
СЛД. 14Уважаемые коллеги, я желаю вам идти по жизни с песней. Большое спасибо за внимание. С наступающим праздником вас всех, с Днем знаний!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к преподаванию истории в условиях реализации ФГОС
Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общ...
«ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ – УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС».
«Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся на уроках химии – условие реализации требований ФГОС». Введение в современную школу ФГОС нового поколения, основой которых являетс...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.
В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...
ДОКЛАД "Инновационные подходы к преподаванию информатики в условиях реализации ФГОС ООО"
ДОКЛАД "Инновационные подходы к преподаванию информатики в условиях реализации ФГОС ООО"...
« Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС»
Главная особенность современного этапа развития отечественного образования- кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС....
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС ООО
В статье " Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС ООО» раскрываются особенности системно-деятельностного подхода и пути его реализ...