« Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Жабина Валентина Владимировна

Главная особенность современного этапа развития отечественного образования- кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ « Школа- интернат для обучающихся с ТНР»

            Выступление на школьном методическом объединении учителей изобразительного искусства, черчения, музыки, технологии  и физической культуры 

Доклад на  тему:

« Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС»

C:\Users\Галина\Desktop\izo.png

Учитель изобразительного искусства,

                                                                Жабина Валентина Владимировна      

 

  2020г. 

г. Подольск

Главная особенность современного этапа развития отечественного образования – кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС.

1 декабря 2007 года в Закон «Об образовании» была внесена поправка в статью 7 «О государственном стандарте». Если в образовательных стандартах 1998 года и 2004-го объектом стандартизации было минимальное содержание образования, и в основном весь стандарт складывался из трех частей (цели образования, содержание образования и образовательный результат), то с 2007 года Федеральный государственный стандарт стал определяться тремя ключевыми требованиями: к образовательным результатам, к структуре основной образовательной программы каждой ступени и к условиям реализации основных образовательных программ каждой из трех ступеней. Изменения статьи 7 Закона «Об образовании» привели к тому, что Федеральный государственный образовательный стандарт приобрел рамочный характер.

Стандарт вводится не одномоментно, а постепенно. С 1 сентября 2011 года по новому стандарту стали учиться все первые классы нашей страны. С 2012 года в пилотном режиме вводится ФГОС основной школы для 5 классов. Впервые на государственном уровне обозначена методология стандарта, которая провозглашена как системно-деятельностный подход. Он полностью ориентируется на отечественную психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного российского психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и множество других наших известных ученых – в течение 50 лет смогли разработать основу, на которой может строиться современная российская школа. Ключевыми моментами этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Во-первых, на уроке должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами, которые называются моделями. Знание дается не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует это знание. Естественно, система оценивания такого знания ориентирована прежде всего не на конечный результат, а на то, как ребенок сам каким-то способом достигает этого знания.

Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано, и акцент делается не на большое количество учебных дисциплин, а на создание интегративных курсов и модулей, которые комплексно, системно дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний.

В-третьих, системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности школьника. Если исходить из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, то ведущей деятельностью в начальной школе является учебная деятельность, где дети решают систему учебных задач, которые ориентируют ребенка на конструирование общих способов, позволяющих решать большой круг частных задач. При переходе в подростковую школу ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность. Причем для разных подростков разная деятельность становится ведущей: для одних - проектная, для других - учебная, для третьих – спортивная.

В четвертых - художественная. Такой подход в подростковой школе показывает, что на первое место в основной школе выходит не собственно урок, не учебная деятельность, а поcледеятельностное пространство, наличие разных видов деятельности, которые и делают шаг в развитии ребенка.

Деятельностный подход влияет и на структуру результатов обучения в школе, представленных в новом стандарте. Начиная со стандарта 2004 года перед педагогическим сообществом была поставлена задача не только формирования суммы знаний, умений, навыков, но и формирования так называемых общеучебных умений и навыков. В новых стандартах начальной и основной школы образовательные результаты носят комплексный характер, и имеют уже не две составляющие (ЗУН по предмету и общеучебные умения, навыки), а три (предметный, метапредметный результат (или универсальные учебные действия) и личностный результат). Описание самих образовательных результатов можно найти в примерных основных образовательных программах ступеней обучения.

Так, в ФГОС основной школы определяет, что результатом изучения изобразительного искусства является:

1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной культуры,  как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

А в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения ] идет расшифровка результатов:

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.

Выпускник научится:  понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;  осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться: выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; различать произведения разных эпох, художественных стилей; различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.

Выпускник научится: понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться: понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;  понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ.

Выпускник научится:  эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;  понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться: анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится: различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться: определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

Изобразительная природа фотографии, театра, кино

Выпускник научится: определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино; применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма); применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).

Выпускник получит возможность научиться: использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop; понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.

Так реализуется дидактический принцип минимакса, который заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Ключевым моментом образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (метапредметных результатов): личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Характеристика деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства.

Характеристика деятельности обучающихся

Виды УУД: познавательные (П), личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р)

1. воспринимать произведения искусства; анализ, синтез, сравнение (П),

личностное переживание (Л)

2. выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно); выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

3. участвовать в обсуждении; планирование способов взаимодействия (К), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К)

4. понимать условность художественного образа; анализ, синтез, сравнение (П)

5. понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

6. выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла; выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

7. овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикланого искусства, художественного конструирования; моделирование и преобразование объекта (П)

8. создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

9. блюдать природу, различные её состояния в разное время суток;

поиск и выделение необходимой информации (П)

10. использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен; выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П)

11.  использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;

использование знаково-символических средств (П

12. изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ,

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

13. использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета; использование знаково-символических средств (П)

14. овладеть на практике основами цветоведения; выполнение действий по алгоритму (П)

15. передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов…самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

16. понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром; выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

17. овладеть приемами работы различными графическими материалами;

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

18. изображать графическими средствами реальные и фантастические образы;

использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)

19. создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint); использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)

20. наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

21.использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

22.понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;

извлечение необходимой информации (П)

23. моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента; моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

24. изображать в объеме выразительные образы человека; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

25. понимать роль изобразительных искусств в жизни человека, роль художника в театре; нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

26. давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека; выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

27. создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

28. видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

29. конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово-паркового искусства, зоопарка, детской площадки; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

30. моделировать маску, костюм, макеты; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

31. узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа); нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)

32. осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества;

нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П)

33. различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)

34. создавать эскизы и модели игрушек; самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

35. называть ведущие художественные музеи России и региона выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л)

Кроме того, учебный предмет «Изобразительное искусство» дает богатые возможности для интеграции с другими школьными предметами, и не только в качестве иллюстративного метода на уроке литературы или музыки. Можно использовать межпредметные связи изобразительного искусства с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), с историей (образ эпохи и стиль в искусстве, исторические личности – портретный жанр, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), с математикой (геометрия, пропорции), с физикой (механика, оптика), с технологией (художественная обработка материалов, дизайн одежды), с информатикой (компьютерная графика).

Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творческую деятельность (рисование, художественное моделирование, аппликация и т.д.), что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно-творческие способности и интересы учащихся. Этому же способствуют исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеурочной изобразительной деятельности.

Кроме того, постижение школьниками основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладных и зрелищных искусств и самих произведений искусства, предполагает не просто знакомство с авторами произведений, а собственно художественную деятельность.

А темы, соответствующие современным требованиям жизни (книжный и промышленный дизайн, дизайн костюма и среды, зрелищные и экранные искусства, мультипликация, компьютерная графика), имеют практикоориентированный характер, позволяют подросткам ориентироваться в дальнейшем профессиональном выборе.

 (с 1 по 8 класс). Таких линий в Федеральном перечне пять.

Два комплекта учебников выпускаются издательством «Просвещение». Это хорошо известные учителям УМК под редакцией Б.М. Неменского. Издательству «Дрофа» принадлежит комплекс учебников для 1–9 классов разработанный в системе научно-педагогической школы академика В. С. Кузина (начальная школа представлена линией учебников «Изобразительное искусство» В. В. Кузина, Э. И. Кубышкиной для 1–4 классов, а основная школа линией учебников «Изобразительное искусство» С.П. Ломова и С.Е. Игнатьева для 5-9 классов). Издательство «Баласс» выпускает учебники образовательной системы «Школа 2100», Все вышеперечисленные учебно-методические комплекты включают: рабочие программы, созданные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта,  учебники, рабочие тетради (для 1-5 классов), методические пособия. Кроме того, на сайтах издательств можно найти и методическую поддержку учебников (например, варианты календарно-тематического планирования, разработки уроков сделанные самими авторами учебников). Все учебники в соответствии с ФГОС содержат задания, предполагающие работу с компьютером, исследовательскую и проектную деятельность, работу в группах.

Таким образом, ФГОС второго поколения декларирует большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства. Главная задача учителей - использовать эти возможности, обеспечить деятельностный характер каждого своего урока, достичь вместе с учащимися определённых ФГОС результатов освоения основной образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"

Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного о...

Современные подходы к преподаванию истории в условиях реализации ФГОС

Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общ...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,  инвариантной  р...

Выступление «Современные подходы к преподаванию музыки в условиях реализации требований ФГОС»

В связи с введением ФГОС общего образования нового поколения необходимы  новые подходы к преподаванию предмета "Музыка". Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программ...

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его си...

ДОКЛАД "Инновационные подходы к преподаванию информатики в условиях реализации ФГОС ООО"

ДОКЛАД "Инновационные подходы к преподаванию информатики в условиях реализации ФГОС ООО"...