Доклад «Образовательные технологии в условиях интегрированного обучения в современной школе»
статья

Геккиева Арнэлла Тофиковна

В последние десятилетия в нашем обществе наметилась тенденция к обращению педагогической мысли к разнообразию и богатству этнокультурных традиций, к нравственному опыту многих поколений, к традиционным ценностям, без учета которых нравственное воспитание подрастающих поколений на сегодняшний день представляется весьма затруднительным. Не возникает сомнений в том, что этническая культура любого народа действительно содержит в себе огромный нравственный потенциал и выступает гарантом сохранения стабильности и прогрессивного развития общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_etnokulturnoy_tehnologii.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Образовательные технологии

в условиях интегрированного обучения в современной школе»

Актуальность темы.

В последние десятилетия в нашем обществе наметилась тенденция к обращению педагогической мысли к разнообразию и богатству этнокультурных традиций, к нравственному опыту многих поколений, к традиционным ценностям, без учета которых нравственное воспитание подрастающих поколений на сегодняшний день представляется весьма затруднительным. Не возникает сомнений в том, что этническая культура любого народа действительно содержит в себе огромный нравственный потенциал и выступает гарантом сохранения стабильности и прогрессивного развития общества.

На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

Вопросы поликультурного воспитания интересуют сегодня педагогическую общественность в каждом регионе России. Школа, как образовательное учреждение, выполняет основную часть работы в этнокультурном воспитании.

Бесспорно, задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа.

Воспитание духовно-нравственной культуры, в условиях коррекционных учреждений, занимает особое место в личностном развитии воспитанников.

На современном этапе развития межличностных отношений поликультурная компетентность педагога наиболее актуальна. Она выражается в наличии у

педагога способности объективно оценивать, принимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения, создавать в многонациональном детском коллективе доброжелательную атмосферу межкультурного взаимодействия, использовать различные техники для развития собственных качеств этнотолерантности, эмпатичности, дипломатичности.

Этнокультурные технологии – это способы и средства организации социокультурных процессов по изучению, сохранению и распространению материальных и духовных ценностей, созданных тем или иным народом.

Также этнокультурные технологии можно определить как совокупность воспитательных приемов, форм, методов, средств обучения, базирующихся на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, фольклористики, социально- культурной деятельности и других пограничных областях научного знания, позволяющих оптимизировать и активизировать процесс освоения, сохранения, приумножения и трансляции этнокультуры в современных условиях.

На ступени школьного образования должно осуществляться духовно- нравственное воспитание и развитие обучающихся, которое предусматривает принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, любовь к своему народу, краю, Родине, осознание национальной

принадлежности, уважительное отношение к культуре своего и других народов.

Классификация. Этнокультурные образовательные технологии можно классифицировать по нескольким направлениям. Отражающим аспекты образовательной деятельности:

  • технологии изучения религиозных представлений народов;
  • технологии изучения этнопсихологических особенностей народа;
  • технологии изучения этнопедагогических воззрений народов;
  • технологии изучения музыкальной культуры народов;
  • технологии изучения национального костюма народов;
  • технологии обучения праздникам, обычаям, обрядам, ритуалам;
  • технологии обучения фольклорному творчеству;
  • технологии изучения танцевальной культуры народов;
  • технологии обучения проектно-исследовательской деятельности;
  • технологии изучения национальной кухни.

Этнокультурные технологии могут применяться в современных формах организации образовательного процесса, как: лекции, диспуты, экскурсии, игры, практикумы-обряды, дни национальной культуры, концерты, проектная деятельность, конференции о духовно-нравственных ценностях народов, клубы знатоков и т.д.

Примерные этнокультурные технологии.

«Знакомство». Участники стоят в кругу (круг - символ солнца, улучшает понимание, сближает). Предлагается участникам представиться каким-либо национальным именем и поприветствовать стоящего слева характерным для этой национальности обрядом приветствия. Стоящий слева повторяет первоначальное приветствие. А затем по этой же схеме представляется сам.

«Цветик-многоцветик». Разноцветные лепестки раскладываются на столе в

виде цветка. На каждом лепестке зафиксированы вопросы по обычаям, обрядам, традициям разных народов. Участники по очереди «срывают» лепесток, зачитывают вслух и отвечают. При затруднении ответа ему помогают остальные.

«Этноалфавит». Вписать в каждую строку этноалфавита слова, начинающиеся с той или иной буквы и раскрывающие смысл этнической культуры. Это могут быть любые понятия, термины, являющиеся предметом духовной и материальной ценности, составляющие содержание культур народов.

«Девиз». Предлагается создать свой герб и девиз, отражающий собственную этническую позицию. Суть жизненных целей и самопонимания себя, как представителя определенной нации. Защита своего герба происходит перед другими участниками, где находятся еще похожие единомышленники.

«Этноколлажирование». На листе бумаги приклеиваются рисунки, иллюстрации, отражающие культуру народа. Защищать перед другими участниками своей группой. Отмечаются наиболее удачные работы.

«Ролевая игра». Группа участников разыгрывает сценку из традиций и обычаев разных народов. Остальные участники аплодисментами отмечают удачность сценки.

«Диагностика». На знание географии своего края, герба районов республики, картин художников и т.д.

«Поезд знаний». Билеты с заданиями. Участники путешествуя, выполняют различные задания на маршруте: «Игральная», «Капитанская», «Грамотей» и т.д. Результаты вывешиваются на вагонах поезда.

« Иллюстрация поговорок и пословиц». Группе участников из нескольких человек, раздаются карточки с написанным текстом поговорок, пословиц , принадлежащие разным народам или национальностям. Нужно изобразить эту пословицу (поговорку) так, чтобы другая группа расшифровала ее, как ребус. По возможности назвать, какому народу она принадлежит.

При работе с детьми нельзя не брать во внимание семейное воспитание.

Педагог, воспитатель, поддерживая связь с родителями укрепляет свою воспитательную функцию. Взаимодействие с семьей, как источник «культуры национального чувства, и патриотической верности». (И. Ильин)

Становление личности происходит в семье. Во все этапы взросления ребенок, как губка впитывает в себя и традиции, обычаи, способ и язык общения между родителями, трудовые навыки, и даже внешний вид (одежда). Родители первые воспитатели и учителя своих детей. Здесь идет передача своей национальной культуры через такие простые и необходимые ребенку песни, сказки, стихи, поговорки и пословицы. Насколько родители воспитают в своих детях патриотизм, нравственность, человечность, настолько они осознают себя как часть всесторонне развитой и воспитанной, планетарно значимой личности.

Этнокультурные технологии могут помочь найти точку соприкосновения родителя и педагога. Ведь когда педагог становится другом семьи,

единомышленником, ребенком легче воспринимается процесс обучения        и воспитания в коллективе сверстников.

Воспитание духовно-нравственной культуры, в условиях коррекционного образования, занимает особое место в личностном развитии воспитанников.

В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта (школа VIII вида). Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при интеллектуальной недостаточности. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально - приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно- воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.

В проведении занятий важно соблюдать принципы доступности, наглядности, системности, последовательности, сотрудничества, обратной связи. Учитывая особенности развития воспитанников интерес к занятиям необходимо привлекать созданием творческой среды (уроки – сказки, уроки - путешествия, уроки – соревнования) с личностно-ориентированным подходом (составление индивидуальных планов развития), сменой видов деятельности (игровой характер заданий), позитивным эмоциональным фоном.

Каждый творчески работающий педагог в состоянии создать свое проблемное поле руководства духовным саморазвитием учеников. Сама жизнь выдвигает  перед  педагогами  новые  проблемы,  подсказывает  иные  формы

работы, побуждая искать новые подходы и методы использования национальных культурных ценностей народа.

В своей работе считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого обращаюсь к истокам русской и марийской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Например, внеурочное занятие на основе марийской народной сказки.

Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем выражается отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. Во-вторых, в фольклоре содержатся конкретные педагогические рекомендации, а также он сам может использоваться в качестве средства национального воспитания.

Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения; знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают лень, жадность; воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции.

Большой интерес для изучения представляют и другие жанры фольклора, такие как пословицы, поговорки, песни и др. Однако, изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному какому-нибудь жанру устного народного творчества: все они имеют педагогическую ценность и отражают духовно - нравственную мудрость народных масс - этот важнейший источник народной педагогики.

Опираясь  на  содержание   специальной  (коррекционной)  программы

VIII вида, можно выделить те компоненты, которые позволяют эффективно решать задачи этнокультурного воспитания школьников. Это речевой материал, где вводятся элементы этнокультурного характера (загадки, пословицы, поговорки).

Заключение.

Этнокультурные технологии являются основой безконфликтного общения.

Анализ генезиса этнопедагогических теорий (этнокульурных технологий) позволяет сделать вывод о том, что прежде чем индивид сопоставит себя с мировой, общечеловеческой, планетарной культурой, узнает «язык» другой культуры, необходимо, чтобы он встретился со своей национальной культурой.

Человек, понимающий и уважающий свою культуру сможет понять и другую культуру, вступить с ней в диалог. Все культуры имеют

характерные признаки: почтение мужчины к женщине, уважение к старости, забота о младших.

Дети должны понимать язык доброты, совершать красивые поступки, помнить о долге, беречь дружбу, любить и ценить семью и Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие образовательные технологии в условиях современной школы»

В последние десятилетия появились новые педагогические технологии, основанные на гуманистических идеях. Среди  них здоровьесберегающие технологии личностно-ориентированного обучения, учитыв...

Сопровождение участников образовательного процесса в условиях интегрированного обучения

Как показывает практика, есть целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с особыми образовательными потребностями в школьное пространство....

Использование современных образовательных технологий в условиях малокомплектной школы

В докладе обосновывается необходимость использования СОТ, дается краткая характеристика образовательных технологий и способ конструирование урока....

Доклад на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС» Руководителя ШМО естественно-математического цикла МБОУ «Родомановская средняя школа»

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий....

Здоровьесберегающий потенциал современных образовательных технологий как условие оптимизации обучения и воспитания

Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового о...

Дифференцированное обучение детей со специальными образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (на примере географии)

В презентации представлен опыт использования уровневой дифференциации на уроках географии. Приведены примеры заданий разного уровня сложности, показано деление учащихся на типологические группы по уро...