Использование современных образовательных технологий в условиях малокомплектной школы
статья на тему
В докладе обосновывается необходимость использования СОТ, дается краткая характеристика образовательных технологий и способ конструирование урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sot_1.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий в условиях малокомплектной школы
Учение ведет за собой развитие.
В своей профессиональной деятельности каждый педагог ориентируется на важнейшие документы – это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепции модернизации образования, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»:
Ст 13. «2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии …»
Должностные квалификационные характеристики учителя:
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения».
Профессиональный стандарт педагога:
разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде»
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются образовательные технологии. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
-воспитывать умения чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
-продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют подрастающему человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи, быстро включаться во временные коллективы, и задача учителя помочь ему в этом.
Наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся – это осуществляемая ребенком на уроке значимая деятельность.
В книге «Современные образовательные технологии» под ред. Н.В. Бордовской отмечается, что современная школа должна перейти на технологический подход в обучении и воспитании.
Что такое технологический подход?
- Одно из направлений реформирования современного образования
- Внедрение педагогических технологий, соответствующих уровню развития общества, науки, техники, культуры
- Система, которая гарантирует достижение результатов образования на высоком уровне
- Стремление сделать образовательный процесс управляемым, продуманным, организованным
- Потребность овладения современными
- образовательными технологиями
Что такое технологическая компетентность учителя?
Технологическая компетентность учителя – это признание педагогической ценности технологического подхода в профессиональной деятельности;
Что такое технология?
Технология (греч. techne - «умение», «мастерство», «искусство» и logos – «учение», «наука») дословно - наука о мастерстве. (Толковый словарь русского языка)
Смысл любой технологии, где бы она не применялась, один – получить более высокий результат быстрее и с меньшими затратами по сравнению с ранее применявшейся технологией
Чем отличается технология от методики?
Технология обладает жёстко определённой системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментальностью. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а, следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели, т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью»
(В.И. Загвязинский
Составные части (инструменты) технологии – это алгоритмы, методы и приемы, средства направленные на получение запланированного результата (качество образования и развитие личности)
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.
Образование – целостный процесс воспитания и обучения личности, обеспечивающий её развитие.
Образовательные технологии – комплекс мер, обеспечивающих развитие личности через воспитание средствами обучения
В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Сущность образовательной технологии определяется научной теорией, сложившимися и утвердившимися системами обучения.
Система проблемного обучения Д.Дьюи, Махмутова, система развивающего обучения Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и Э. Б. Эльконина , Выготского Л.С., Шаталов, Гузик, Виноградов, – их идеи, методики и подходы индивидуальный и дифференцированный, педагогика сотрудничества, система личностно-ориентированного образования И.С. Якиманской, система модульного обучения П.И.Третьякова, развитие критического мышления Д. Клустера легли в основу той или иной технологии.
Современные образовательные технологии
- Технология развития критического мышления
- Технология интерактивного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология развивающего обучения.
ТРКМ | ТИО | ТПО | ТРО | |
Цель | Развитие критического мышления | Развитие коммуникативных способностей | Развитие интеллектуальных способностей, способностей решать проблемы | Развитие теоретического мышления |
Вид деятельности Средства | Аналитический | Коллективно- распределительный | Поисково- исследовательский | Учебно- познавательный |
Концептуальные идеи | Мышление стремящееся к познанию истины | Обучение через общение, идея сотрудничества | Поиск истины через исследование | Обучение от общего к частному, последовательное обучение мыслительным операциям |
Алгоритм деятельности | 1.Стадия вызов 2.Стадия осмысления 3.Стадия рефлексии | 1. Вводный этап 2. Обучающий этап 3. Заключительный этап | 1.Создание проблемной ситуации 2.Стадия осмысления, открытие новых знаний 3.Применение новых знаний 4.Стадия рефлексии | 1. постановка учебной задачи 2. Изучение нового материала 3. Применение новых знаний 4. Создание учебных ситуаций |
Методы и приемы | Практическая работа Аналитическая беседа, Чтение текста с маркированием | Дискуссия, практическая работа | Проблемное изложение, частично- поисковый метод, исследовательский метод, дискуссия | УПД= учебная задача - мотив- способы деятельности- самоконтроль-самооценка |
Средства | Кластер, синквейн, логические цепочки, таблицы | Общий продукт (кластер, коллаж, таблица, презентация) | Проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное познавательное задание. Приложение(исследовательский материал_ | Объекты окружающей действительности |
Конструирование проекта урока.
Результатом педагогического проектирования применяемой технологии выступает проект урока, то есть подробный и продуманный во всех отношениях сценарий урока.
Проект урока (разработка урока) включает в себя
- паспорт урока,
-технологическую карту хода урока,
-приложения.
- Конструирование паспорта урока
Паспорт оформляется в таблице следующего вида.
Паспорт урока __________________ в _____ классе
ФИО учителя, название ОО | ||
Целевой компонент | Тема урока: | |
Образовательная цель | ||
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: ЛР: МР: ПР: | |
Программные требования к образовательным результатам раздела «_______________» | Ученик научиться: Ученик получит возможность научиться: | |
Содержательный компонент | Программное содержание | |
Мировоззренческая идея | ||
Ценностно-смысловые ориентиры | ||
План изучения учебного материала | 1. 2. 3. | |
Основные понятия | ||
Основные законы, закономерности | ||
--------- | ||
Организационно-деятельностный компонент | Тип урока | |
Форма урока | ||
Образовательная технология или технологии обучения | ||
Оснащение урока | ||
Мизансцена урока | ||
Предварительная подготовка к уроку учащихся | ||
Домашнее задание | ||
- Конструирование технологической карты хода урока
- Технологическая карта хода урока отражает сущность обучения, основными характеристиками которого выступают: целенаправленность, двусторонний характер (учитель и ученик); активное взаимодействие (преподавание и учение).
- Технологическая карта хода урока оформляется в таблице следующего вида:
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Планируемые образовательные результаты |
3. Конструирование приложений
Приложения - это дидактическое сопровождение образовательного процесса:
а) презентация, слайды мультимедийного сопровождения учебного занятия .
б) раздаточный материал: дидактические карточки, перфокарты, инструкции, памятки, схемы, кластеры, таблицы, диаграммы, тексты, иллюстрации.
в) изображения макетов, приборов, лабораторное оборудование.
Практика показывает, что знания образовательных технологий недостаточно, их надо внедрять в течение продолжительного времени.
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности используется мной и представляет интерес для придания креативного характера процессу изучения, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и пр.
В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.
В течение последних лет активно применяется на уроках и во внеурочной деятельности технологии проектной и исследовательской деятельности. Данные технологии готовят учащихся к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и творческих и коммуникативных достижениях.
Вот такие современные технологии можно использовать на различных уроках.
В каждой из перечисленной технологии можно найти и достоинства, и недостатки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий в специальной (коррекционной) школе – интернате 8 вида.
Использование современных образовательных технологий в специальной (коррекционной) школе – интернате 8 вида. ...
Практико-значимая работа по теме "«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО. Технология проблемного обучения»
Обзор современных образовательных технологий и их применение на уроках физики...
Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования»
Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования»...
Использование современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС
Цель современных образовательных технологий - Научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что ново...
Использование современных образовательных технологий в условиях малокомплектной школы
Статья "Использование современных образовательных технологий в условиях малокомплектной школы"...
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе школы.
Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать.Л.Н. ТолстойСлово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - ис...