Здоровьесберегающий потенциал современных образовательных технологий как условие оптимизации обучения и воспитания
статья
Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающий потенциал современных образовательных технологий как условие оптимизации обучения и воспитания.
Выступление на педагогическом совете, май 2018 г. Тишина В. П. учитель
Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды. Поэтому первостепенной задачей образовательного учреждения является создание здоровьесберегающей среды для полноценного и всестороннего развития обучающегося. Для этого – каждый учитель должен быть знаком с основными правилами, критериями, принципами создания здоровой образовательной среды. Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.
«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
- условия обучения и воспитания ребенка в школе-интернате (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим
Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором педагог обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание, и интерес детей с УО (ИН) отбирает, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья. Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас на 20-30% ниже, чем у детей нормы. Отставание от сверстников особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность.
Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности - разнообразными.
Факторы обеспечения здоровьесберегающей среды на уроке:
- оптимизация учебного процесса;
- рациональная организация учебной деятельности (распределение контрольных работ в течение недели, за исключением понедельника и субботы, после выходных и праздничных дней; дозировка домашнего задания);
- соблюдение санитарно-гигиенических условий (температура и свежесть воздуха, обязательное проветривание учебного кабинета на переменах рациональность освещения кабинета и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.);
- благоприятный психологический фон во время уроков;
- учёт физиологического состояния ребёнка;
- реализация индивидуально-дифференцированного подхода на всех этапах урока;
- обеспечение охраны здоровья детей во время уроков и внеурочное время;
- соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Положительным моментом в проведении урока является применение разнообразных педагогических методов и приёмов обучения:
1.Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение в урок виртуальных экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
2.Создание благоприятного психологического климата на занятии
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт обучающихся во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
3. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной и воспитательной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда относятся технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
С первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
- Проведение на уроке разнообразных динамических пауз, дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности.
- Упорядочение системы разноуровневых домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер, соизмерение объёма домашних заданий и степени их сложности с возможностями каждого ученика.
- Учёт индивидуальных психофизических способностей и особенностей ребенка.
- Включение в содержание уроков «анатомических» текстовых задач, упражнений, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
- Организация рефлексии.
- Игровые методы психокоррекции (на развитие внимания, памяти и восприятия, наблюдательности, мышления, речи).
Обязательным условием является использование на уроках различных видов учебной деятельности: опрос обучающихся, работа с тетрадью (письмо), работа с учебником (чтение), слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
Для создания рабочей обстановки в самом начале урока предлагаю учащимся выполнить упражнения для регулирования дыхания. Например:
- Медленно поднять руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.
- Встать прямо, руки вдоль туловища.
- Сделать полный глубокий вдох.
- Держа руки над головой, задержать дыхание на 2-3с. Медленно вдыхая, опустить руки в исходное положение.
Включение в физкультминутки упражнений для глаз служит профилактикой нарушения зрения. Упражнения для профилактики нарушений зрения, для расширения зрительно-двигательной активности:
- Глазами рисовать какие-либо фигуры (слева – направо и наоборот).
- Глазами написать число, месяц, год рождения.
- Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
Для учащихся особую важность имеет спокойное завершение урока: обучающиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать их работу на уроке, задание на дом, попрощаться с обучающимися. Интегральным показателем эффективности проведенного урока можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе спокойно – деловое, удовлетворительное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом – утомленное, растерянное, агрессивное, «взвинченное».
Применение упражнений на релаксацию способствует стабилизации психоэмоционального состояния учащихся в течение всего урока. Например, игра "Роняем руки" расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд, снимая напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши "горели". Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
- Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
- Потягивание за мочки сверху вниз.
- Потягивание ушной раковины вверх.
В начале учебного дня, на первом уроке, провожу точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.(Катание суджога, карандаша в ладошках)
Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Разноуровневые задания способствуют повышению здоровья. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок, позволяют избежать монотонности на уроке.
Создание условий, в которых уютно и комфортно заниматься, также способствуют сохранению здоровья детей. К их числу можно отнести оформление и озеленение класса, так как цветы повышают настроение в группе через восприятие подростками красоты и жизненной силы этих растений, поглощают отрицательную энергию, углекислый газ, вырабатывая при этом кислород, необходимый для дыхания участников образовательного процесса.
Организация учебной деятельности с позиций здоровьесбережения является весьма результативной и позволяет снизить процент заболеваний, повысить успешность обучающихся, уровень удовлетворенности.
Литература.
1. Мальгавко Н.В. Здоровьесберегающие технологии в работе с
детьми с ОНР – ж. Логопед, №1, 2012.
2.Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления
здоровья детей. – М.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие основы современных образовательных технологий»
В настоящее время остро стоит вопрос о здоровье нации в целом. Как сохранить здоровье учащихся в школе при повышении учебнойнагрузки, при сокращении часов трудового, художестве...
Современные образовательные технолог как условие введения ФГОС
выступление в рамках Единого методического дня в МАОУ "СОШ № 25" г. Перми. попытка определиться с понятиями "современные пед.технологии"...
Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"
В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»
Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности образовательного процесса чере...
«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»
Методическая тема МО Естествознания ГБОУ Школа № 1499 ШО 4«Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»...
Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления.
Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Развитие критического мышления....
Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии.
В условиях реализации требований ФГОС одними из наиболее актуальных становятся игровые технологии.Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феном...