Сопровождение участников образовательного процесса в условиях интегрированного обучения
статья на тему

Ольга Викторовна Еремина

Как показывает практика, есть целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с особыми образовательными потребностями в школьное пространство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ольга Викторовна Еремина,

педагог - психолог,

ГБОУ ЦПМСС «Личность», г. Тольятти, Самарская область

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях интегрированного обучения

                 В настоящее время реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования

         Право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками. Однако, как показывает практика, существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с ограниченными возможностями здоровья школьное пространство. Поэтому основной задачей психологического сопровождения учащихся является работа со всеми участниками образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители).

         Наиболее пристальное внимание, как показывает практика, психологи именно учащимся, как участникам образовательного процесса. В настоящее время  реализуется большое количество  программ, направленных на развитие интеллектуальной и личностной  сфер учащихся с ОВЗ. Так, например: одним из приоритетных направлений в начальной школе, является развитие интеллектуальной сферы.

    Младший школьный возраст чрезвычайно благодатный период школьного обучения. Заложенные в нем возможности связаны, прежде всего, с развитием познавательных способностей, усвоением интеллектуальных аспектов учебной деятельности – стандартов понятийного мышления и научной лексики. Учащиеся данного возраста приходят в новый для большинства из них мир понятий, научных систематизированных знаний, новых способов общения и изложения своих мыслей.

       Не смотря на это, учащиеся начальной школы, особенно те, кто имеет ограниченные возможности здоровья, испытывают трудности, а усвоении программного материала, связанные именно с недостаточным уровнем развития познавательных процессов и мыслительных операций. Что не может не сказываться на общем развитии учащихся на данном возрастном этапе. Следует отметить, что в работе с такими детьми, на протяжении лет, дают стабильную положительную динамику занятия по программе «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» автора Л.Ф. Тихомировой.

       Целью данной программы является развитие познавательных процессов и логического мышления детей младшего школьного возраста.

Данная программа  направлена на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде. Программа рассчитана на проведение с учащимися младшего  школьного возраста, как в индивидуальной, так и групповой форме.

              Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. К моменту перехода из начальной школы в среднее звено изменяется отношение к учебе.  Кроме того, предлагаемые занятия с детьми, упражнения и игры позволят успешно развивать у них операции логического мышления, восприятие, память и другие психические процессы. Так же они работают на  формирование у учащихся начальной школы интерес к самому процессу учебной деятельности, а так же  к результату своего труда. В целом прохождение занятий по программе позволяет сформировать у учащихся следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях.      

       Логика построения программы подразумевает  несколько этапов:

  • входная диагностика (выяснить исходный уровень развития познавательной и интеллектуальной сфер учащихся),
  •  проведение курса занятий,
  • итоговая диагностика (выявление динамики развития показателей развития познавательной и интеллектуальной сфер).

       Достижение  планируемых результатов оценивается по двум показателям: качественному и количественному. Качественный -  формирование более качественной учебной деятельности, более успешное усвоение образовательной программы. Количественный показатель – увеличение числа учащихся с  уровнем развития необходимых психических функций и мыслительных операций в пределах необходимой возрастной нормы.

       Поскольку предстоящий переход учащихся из начального звена в среднее коренным образом меняет условия учения, предъявляются более высокие требования не только к интеллектуальному развитию школьников, но и к уровню сформированности у них учебных действий, уровню произвольности, способности к саморегуляции и т. п., предлагается   использовать методы и приемы, способствующие и личностному развитию.

  1. Создание «ситуации успеха» на занятии, особенно для слабоуспевающих школьников поможет укрепить их уверенность в собственные силы, повысить мотивацию к выполнению заданий.
  2. Использование приемов самопроверки и взаимопроверки, повысит уровень произвольности и  саморегуляции.

       А также использование на занятиях телесных упражнений для активации центральной нервной системы обогатят информацией, идущей от окружающей среды, формируя понимание мира, и создадут основу для развития новых интеллектуальных возможностей школьников.

       Несколько менее разработанным направлением является работа с педагогами и родителями, как участниками образовательного процесса, в условиях интегрированного обучения. Так достаточно актуальной проблемой остается отсутствие у них толерантного отношения к учащимся с ОВЗ.

       Не смотря на то, что в последние годы существенно повысилась психологическая культура,  и грамотность как педагогов, так и родителей. Многие их них хорошо ориентируются в терминах «задержка психического развития», «гиперактивность», «синдром дефицита внимания» и др. Тем, не менее, часто например,  гиперактивность и синдром дефицита внимания, воспринимаются у детей педагогами и родителями, как недостаток воспитания, непослушание или  незнание норм поведения. Соответственно принимают меры воспитательного характера, что совсем не способствует устранению истинной причины, приводящей к «неудобному» поведению ребенка. Поэтому необходимо, на практике (интерактивные формы работы, арт-терапевтические средства, проблемные задания, рефлексия) повышать психологическую культуру педагогов и родителей, актуализировать понятия «неудобные» дети, совместно искать пути и формы работы с такими детьми.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...

Консультация «Формирование учебной мотивации в условиях учреждения как одна из первоочередных задач педагогического сопровождения участников образовательного процесса»

Неуспеваемость - извечная «головная боль» педагогов. Проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся не у современной школы. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают м...

Снижение уровня тревожности участников образовательного процесса в условиях дистанционного обучения

Публикация посвящена ряду проблем перехода на дистанционное обучение в школе, которое сопровождалось нервным напряжением и повышением уровня тревожности участников образовательного процесса. В ст...