«Формирование функциональной грамотности посредством решения учебно-познавательных задач»
статья
Для успешного функционирования в современном обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения.
Функциональная грамотность предполагает развитие разносторонних способностей обучающихся с целью овладения системой знаний, умений и навыков для обеспечения возможности «вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней»
Содержательная структура функциональной грамотности постоянно расширяется. Кроме читательской, естественно-научной и математической составляющих, добавляются новые направления: финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения, предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность. Эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.
В рамках системно-деятельностного подхода, составляющим методологическую основу требований ФГОС ОО, задания на развитие функциональной грамотности могут быть представлены как сочетание учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Учебно-практические задачи описывают реальные жизненные задачи, для решения которых необходимо применить те или иные предметные знания.
Учебно-познавательные задачи- задачи на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебно-практических задач, то есть задачи, обеспечивающие сам процесс научения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности).
Задачи можно классифицировать по форме работы с информацией:
1. Задача-интерпретация предполагает трактовку обучающимся информации об объекте, представленной в текстовой, графической форме (текстовая, графическая, символьная информация). Формулировка задачи предполагает распознавание объекта или рассмотрение его взаимосвязей с другими объектами.
2. Задача-сравнение предполагает использование приема сравнения — выделения сходных и различных свойств.
3. Задача-аналогия направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства (аналогии) некоторого малоизученного объекта с хорошо известным объектом в форме гипотезы.
4. Задача-модель подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте.
5. Задача-поиск прообраза предполагает поиск реального объекта или явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими объектами.
6. Задача-структурирование (линейное, иерархическое, таблица) ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта.
7. Задача-возможность направлена на оценивание достоверности информации .
8. Задача на избыточность предполагает использование приема сжатия для оценивания информации на полноту.
9. Задача на недостаточность.
Задания на формирование функциональной грамотности отличаются от традиционных учебно-познавательных задач. Они носят комплексный характер. Их структура предполагает ряд взаимосвязанных задач, выстраиваемых на основе комплекса информационных средств и предполагающих различные формы работы с информацией.
Определяясь с уровнем заданий, которые могут быть представлены обучающимся, стоит обратить внимание на высказывание российского государственного деятеля в области образования В. А. Болотова. Отвечая на вопрос, какие задачи нужно предлагать обучающимся, чтобы развить их умственные способности и научить применять полученные знания в реальных условиях, он отметил, что «нужны творческие, нестандартные задания. Но и пытаться выстроить обучение только на таких задачах также было бы большой ошибкой, ибо прежде, чем научить творчеству, нужно развить репродуктивное мышление. А значит, всё дело в умелом сочетании того и другого».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Формирование функциональной грамотности посредством решения учебно-познавательных задач»
Для успешного функционирования в современном обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Сложно предвидеть, какие профессии будут нужны сегодняшним школьникам в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются для построения успешной траектории развития. В этой ситуации необходимы новые ориентиры для самореализации – «способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к меняющимся технологиям, используемым в быту и на производстве»
Функциональная грамотность предполагает развитие разносторонних способностей обучающихся с целью овладения системой знаний, умений и навыков для обеспечения возможности «вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней»
Актуальность формирования функциональной грамотности как вектора обновления содержания образования отражена в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования и федеральных образовательных программах учебных предметов, в которых сделан акцент на необходимость овладения предметными знаниями в сочетании с умениями их применять для решения реальных проблем общества и экономики. В структуре функциональной грамотности выделяются читательская, математическая и естественно-научная составляющие как универсальный компонент, формирующий основу для социальной и профессиональной адаптации личности.
Содержательная структура функциональной грамотности постоянно расширяется. Кроме читательской, естественно-научной и математической составляющих, добавляются новые направления: финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
К общим компетенциям, оказывающим влияние на формирование функциональной грамотности обучающихся, относят: понимание текста; умение обобщать полученную информацию; умение выделять важное для решения задачи;
умение перевести информацию в необходимый формат; умение осуществить синтез новой информации из имеющейся.
Оценка грамотности чтения должна учитывать пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
— общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
— выявление информации;
— развитие интерпретации;
— рефлексия на содержание текста;
— рефлексия на форму текста.
Все аспекты чтения взаимосвязаны, и от выполнения одного из них зависит успешное завершение другого.
Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов.
Естественно-научная грамотность учащихся это умение :
— распознавать проблемы, которые могут исследоваться естественно-научными методами, демонстрируя понимание основных особенностей естественно-научного исследования;
— объяснять или описывать естественно-научные явления, используя имеющиеся научные знания, и прогнозировать изменения;
— использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности.
Математическая грамотность – это распознавание математической информации в реальных жизненных ситуациях. Построение математической модели и обоснованный выбор математического аппарата для решения реальных проблем.
Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
— распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
— формулировать эти проблемы на языке математики;
— решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
— анализировать использованные методы решения;
— интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
— формулировать и записывать результаты решения.
Финансовая грамотность – это знание и понимание финансовых продуктов. Понимание финансовых понятий. Понимание финансовых рисков.
Глобальные компетенции: Критическое рассмотрение локальных, глобальных и межкультурных проблем. Понимание и оценка различных взглядов и мировоззрений.
Функциональная грамотность – это способность использовать все приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения, предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность. Эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.
Основы функциональной грамотности закладываются уже в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом. Текст является важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности. Именно работа с текстом позволяет помимо решения лингвистических задач (орфографических, грамматических и т.д.), позволяет формировать такие умения, как умение находить информацию, учит интерпретировать текст, оценивать.
На своих уроках учителя стараются выстроить процесс обучения и воспитания так, чтобы привить воспитаннику навыки практических действий, т.е., ключевые компетентности: умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть самостоятельным, уметь сотрудничать, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения.
Развивая все компоненты финансовой грамотности на уроках и мероприятиях, мы закладываем в ученика фундамент для успешности в жизни.
В рамках системно-деятельностного подхода, составляющим методологическую основу требований ФГОС ОО, задания на развитие функциональной грамотности могут быть представлены как сочетание учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Учебно-практические задачи описывают реальные жизненные задачи, для решения которых необходимо применить те или иные предметные знания.
Учебно-познавательные задачи- задачи на поиск и анализ информации, необходимой для решения учебно-практических задач, то есть задачи, обеспечивающие сам процесс научения (формирования понятий и способов предметной и метапредметной деятельности).
Успешное выполнение этих задач требует от обучающихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Учебно-практическая задача — это такая задача, которая ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.
Существенной особенностью информации, сопутствующей каждой учебно-познавательной задаче и заданию в целом, является ее мозаичность и возможная информационная избыточность. Данные, нужные для выполнения задания, необходимо добывать из разных частей текста. Сложность задачи определяется наличием большого текста, в котором много лишней текстовой и количественной информации. Таким образом, комплексный характер заданий создает условия для организации уровневой оценки функциональной грамотности обучающихся.
Задачи можно классифицировать по форме работы с информацией:
1. Задача-интерпретация предполагает трактовку обучающимся информации об объекте, представленной в текстовой, графической форме (текстовая, графическая, символьная информация). Формулировка задачи предполагает распознавание объекта или рассмотрение его взаимосвязей с другими объектами.
2. Задача-сравнение предполагает использование приема сравнения — выделения сходных и различных свойств. Это может быть связано:
с выделением среди других объектов объекта, обладающего конкретными характеристиками;
с поиском качественного основания сравнения для нескольких объектов;
с исключением элемента из ряда, не соответствующего имеющейся закономерности, или с добавлением недостающего в ряд;
с использованием «третьего», хорошо известного объекта, на основании качественных свойств которого сравниваются остальные объекты.
В формулировке задачи количественного сравнения требование заключается:
в выделении (выборе) объекта с наибольшим (наименьшим) значением некоторой измеряемой (чаще всего косвенно) величины;
в поиске количественного основания сравнения для нескольких объектов;
в исключении элемента из ряда, не соответствующего имеющейся закономерности, или в добавлении недостающего в ряд;
в использовании «третьего», хорошо известного объекта, на основании количественных свойств которого сравниваются остальные объекты.
3. Задача-аналогия направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства (аналогии) некоторого малоизученного объекта с хорошо известным объектом в форме гипотезы.
4. Задача-модель подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте.
5. Задача-поиск прообраза предполагает поиск реального объекта или явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими объектами.
6. Задача-структурирование (линейное, иерархическое, таблица) ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта.
Задача линейного структурирования связана с упорядочиванием информации по горизонтали, с раскрытием некоторой закономерности. Для задачи иерархического структурирования предполагается установление отношений соподчинения между элементами структуры. Формулировка задания такого типа чаще всего связана:
с выделением некоторых объектов в качестве частных случаев других объектов;
с дополнением иерархической схемы объектами;
с разделением объектов на группы по известному (или неизвестному) качественному или количественному основанию;
с построением классификации или типологии объектов.
В задаче-таблице, где происходит объединение иерархической и линейной структур, требование структурировать информацию подразумевает частичное (некоторые могут быть заполнены) или полное заполнение ячеек таблицы с обозначенными графами.
7. Задача-возможность направлена на оценивание достоверности информации — на установление истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов. Требование задачи-возможности может выражаться в оценивании достоверности явно:
проверка истинности утверждения;
проверка существования объекта, заданного некоторыми свойствами;
поиск ошибки в условии или решении задачи;
оценивание правильности предложенного готового решения;
выполнение построения, расчета, преобразования и т. п., которое невозможно выполнить в силу противоречивой исходной информации.
8. Задача на избыточность предполагает использование приема сжатия для оценивания информации на полноту.
9. Задача на недостаточность связана с использованием приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации.
Следует отметить, что в конкретном задании могут реализовываться сразу несколько указанных приемов обработки информации. Задания на формирование функциональной грамотности отличаются от традиционных учебно-познавательных задач. Они носят комплексный характер. Их структура предполагает ряд взаимосвязанных задач, выстраиваемых на основе комплекса информационных средств и предполагающих различные формы работы с информацией.
Рассмотрим, чем академическая грамотность отличается от функциональной.
Академическая грамотность | Функциональная грамотность |
Моделирует ту или иную область научного познания. | Моделирует реальную жизненную ситуацию. |
Предполагает развитие причинно-следственного, линейного мышления. | Ориентирует на нелинейное (вероятностное) мышление. Сложные системы нельзя описать только причинно-следственными связями. |
Конструируется на базе классической системы формирования понятий на основе преимущественного использования индуктивного метода. | Конструируется на базе концептов на основе преимущественного использования дедуктивного метода. |
Ученики осваивают систему понятий конкретной науки и их теоретические обобщения. | Предметные знания учеников становятся опорой, средством решения задач в реальных жизненных ситуациях. |
С целью развития функциональной грамотности учитель может предложить обучающимся решить различные типы задач: ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа, которые имеют ряд особенностей, отражающихся в их условии.
В условии предметных задач описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах. В ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, и сконструировать способ решения.
В условии межпредметных задач описывается ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения задачи необходимо осуществить поиск недостающих данных и применить знания из соответствующих областей.
В условии практико-ориентированных задач описывается ситуация, с которой обучающиеся встречаются в повседневной жизненной практике. Для её решения нужно мобилизовать не только теоретические знания из одной или нескольких предметных областей, но знания из повседневного опыта. Причем данные для задачи берут из реальной жизни.
Ситуационные задачи не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающихся, но они помогают им увидеть и понять, как и где им могут быть полезны в будущем знания из различных предметных областей.
Определяясь с уровнем заданий, которые могут быть представлены обучающимся, стоит обратить внимание на высказывание российского государственного деятеля в области образования В. А. Болотова. Отвечая на вопрос, какие задачи нужно предлагать обучающимся, чтобы развить их умственные способности и научить применять полученные знания в реальных условиях, он отметил, что «нужны творческие, нестандартные задания. Но и пытаться выстроить обучение только на таких задачах также было бы большой ошибкой, ибо прежде, чем научить творчеству, нужно развить репродуктивное мышление. А значит, всё дело в умелом сочетании того и другого».
Информационные источники:
- Гуськова А.Г. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках математики. – Электронный ресурс.- URL: https://mega-talant.com/biblioteka/sbornik-zadaniy-po-formirovaniyu-funkcionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-na-urokah-matematiki-99166.html - Дата обращения 06.03.2021
- Киселев Ю.П. Специфика заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности. – Электронный ресурс.- URL: http://imc.edu.ru/wp-content/uploads/2020/05/3_%D0%9A%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2-%D0%AE.%D0%9F._%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9.pdf Дата обращения 06.03.2021.
- Методика конструирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся. Методика конструирование заданий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся | Педагогическая мастерская | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ...

Решение ситуационных задач на уроках математики – один из методов формирования функциональной грамотности.
Одним из действенных средств повышения эффективности обучения математике является использование на уроках ситуаций, которые позволяют создать в классе условия, приближенные к тем, в которых люди оказы...

Формирование функциональной грамотности обучающихся посредством интерактивных методов обучения на уроках английского языка
Презентация "Формирование функциональной грамотности обучающихся посредством интерактивных методов обучения на уроках английского языка"...
Решение задач по математике в 5 классе как формирование функциональной грамотности в условиях обновленного содержания образования
Решение задач по математике в 5 классе как формирование функциональной грамотности в условиях обновленного содеожания образования...

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики через решение нестандартных задач
Презентация по математичской грамотности...

«Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»
Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»...
Мастер класс «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебной познавательной компетентности школьников».
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования. Развитие функциональ...