Мастер класс «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебной познавательной компетентности школьников».
методическая разработка

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра  целей, результатов образования.        Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время. Новый ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности, а ВПР по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Ленино-Кокушкинская СОШ» Пестречинского  муниципального района

Мастер класс

«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебной познавательной компетентности школьников».

  Захарова Лилия Камиловна 

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                  МБОУ « Ленино-Кокушкинская СОШ»

2024 год

АННОТАЦИЯ

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра        целей, результатов образования.        Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время. Новый ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности, а ВПР по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность.

ВВЕДЕНИЕ

Хочу поделиться опытом работы и представляю Вам         мастер-класс  «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебной познавательной компетентности школьников»

Цель мастер-класса: познакомить с разнообразием приёмов и упражнений по развитию у обучающихся в начальной школе функциональной грамотности, чтобы достичь требований результатов ФГОС и подготовиться к ВПР по всем предметам.

Задачи:

1. Познакомить с приёмами и упражнениями по формированию читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотности.

2.Показать разнообразие заданий, по формированию функциональной грамотности, для подготовки учащихся к ВПР.

3. Оценить достоинства сборника «Функциональная грамотность», как нового средства обучения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В функциональную грамотность входят 4 направления: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность.

Читательская грамотностьэто способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом. Читательская грамотность это базовый навык ФГ - это гарантия успеха в любой предметной области, основа развития ключевых компетентностей.

Основа формирования читательской грамотности – это работа с текстом.

 Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе:

1.Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р:

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТА

2. Прочитай слова без лишнего слога:

кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, и т.д.

3.Прочитать слова, которые составлены из первых слогов:

соловей, барабан,карамель;

4.Добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово

 грд, млк, мрз, млт;

 5. Сложить слово из перепутанных букв:

касоаб – собака

В после букварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание.

 Прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:

DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГ RОLDРSFИWТJQ        

(Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:

Прочитайте пословицу правильно:

Здоровому- грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Слезами морю не поможешь.


Старый круг лучше новых двух.

 Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит

Начиная со 2 класса задания усложняются. ( Приложение 1.)

Естественнонаучная грамотность – позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Типичное комплексное задание по ЕНГ включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Например:

Задание 1.

Вид деятельности: рассуждение

Формируемое умение: интерпретировать и использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе, делать выводы.

Вася очень обрадовался, что мог своими знаниями помочь родителям во время прогулки по лесу. Ведь компаса нет, а вокруг все одно на другое похоже.

Вася рассказал родителям, как можно справиться без компаса, чтобы определить север и юг. Какие утверждения Васи являются верными?

1)Лишайники и мхи предпочитают «селиться» на камнях и деревьях с северной стороны.

2)Кора у березы чище и белее с северной стороны.

3)Муравейник с северной стороны относительно дерева.

4)Грибы предпочитают расти с северной стороны пня или дерева. Ответ: 1,4

Задание 2.        

Вид деятельности: применение

Формируемое умение: находить и выбирать графическую информацию, изложенную в явном виде.

На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.

Ответ: А, в этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха – 74%.

Задание 3.

Вид деятельности: знание

Формируемое умение: находить и выбирать информацию, изложенную в явном виде.

После посещения планетария Платон рассказал одноклассникам о планетах земной группы. Ближе всех к Солнцу на расстоянии 58 млн. км находится Меркурий. Его диаметр меньше, чем у других планет. Вторая от Солнца планета – Венера. Она расположена на 50 млн. км дальше от Солнца, чем Меркурий.

На небе эта планета видна как яркая звёздочка голубоватого цвета. На третьей от Солнца планете живём мы с вами.

А последняя планета земной группы удалена от центра нашей планетной системы на 227 млн. км.

Рассмотри таблицу и запиши недостающие данные.

Планета

Расстояние от Солнца, млн. км

58

Венера

150

Марс

Ну и конечно, не стоит забывать о заданиях из сборника «Функциональная

грамотность», которые расположены на зелёных страницах.

Математическая грамотность–способность распознавать        проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; формулировать и записывать результаты решения. ( Приложение 2.)

Сюда же можно привести решение ребусов, решение логических задач, числовые последовательности, задачи с подвохом, задачи изповседневной жизни.

Но        опять        же        хочу        остановиться        на        оранжевых        страницах сборника «Функциональная грамотность», которые по своему строению приближены к заданиям ВПР.

Финансовая грамотность–знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.

В тренажере для        школьников         задания по финансовой         грамотности представлены на фиолетовых страницах.

Вывод.

Ежегодные всероссийские проверочные работы в 4-х классах дают возможность каждому ученику проверить свои результаты сформированности функциональной грамотности и оценить свои знания за пройденное обучение в начальной школе. Это, своего рода экзамен, позволяющий сделать нужные выводы как детям, так и их учителям – всегда есть над чем работать каждому, стремящему к достижению более высоких вершин в своей деятельности.

Закончить свое выступление хочу словами Джона Хиббена президента Принстонского Университета с 1912-1932 гг. «Образование — это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях.» То есть образование– это функциональная грамотность.

Источники сети Интернет

https://i.pinimg.com/originals/5f/61/52/5f6152feeac90a64b9f90d2535013d1b.jpg

https://images.vexels.com/media/users/17482/108992/preview2/ed6ef893849 8046e7856b276c24d97f4-book-series-vector-of-the-five.png

https://img-fotki.yandex.ru/get/5608/svetlera.3ec/0_6363f_50870aa3_S.jpg 

Приложение 1

Приёмы для формирования читательской грамотности.

Начиная со 2 класса задания усложняются:

- задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Приём «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу.

Примером может послужитьрассказ Л.Н. Толстого «Жучка»:

Несла Жучка

 Глядь, в воде

Пришло Жучке на ум,

 Она и пусти свою кость,

Туне взяла,


её тень.

что в воде не тень, а Жучка и кость. кость через мост.

а своя ко дну пошла.

чтобы ту взять.

  • Приём «Чтение по частям»
  • Приём «Реклама книги»
  • Приём «Создание диафильма»
  • Приём «Драматизация»
  • Приём «Крестики-нолики»
  • Приём «Ромашка вопросов»
  • Приём «Кольца Венна».

 В ходе работы необходимо выявить, что у объектов общего, в чем различие. Колец должно быть столько, сколько сравнивается объектов. Например, так можно сравнить части речи, материки, природные зоны, царства живой природы, планеты Солнечной системы

Прием «Таблица «Знаю– хочу знать – узнал».

В ходе чтения ученик в паре или фронтально вспоминает все, что знает по теме. После актуализации знаний, ребенок находит пробелы в своих знаниях и выделяет для себя, что хочет узнать. Затем пишется список вопросов, на которые

ученик хочет получить ответ, и по мере чтения текста, фиксирует то, что узнал.

Педагогические техники: «Кубик Блума», «Ромашка Блума».

 На уроке литературного чтения по теме Н. Носов «Живая шляпа»

1.Чтение название рассказа и предположение, о чем или о ком этот рассказ.

2.Чтение рассказа с остановками.

Вопросы:

-Как вы думаете, что произойдет дальше?

-Что так испугало мальчиков?

-Почему шляпа оказалась живой?

-Что дальше будет делать шляпа?

-Предположите, победят ли мальчики свой страх?

-Как вы думаете, чем закончится этот рассказ?

3.Опираясь на содержание текста, ответьте на вопросы. Свои ответы запиши в клеточки.

А) Инструмент из железа для перемещения горящих дров и углей в печи.

о

е

Б) Мебель с выдвижными ящиками для хранения белья и других домашних вещей

о

д

1. Подберите синонимы к глаголам: Треснул - …                         Плюхнулся- …

  1. Определи последовательность событий, описанных в тексте.

Напиши цифры в клеточки.

Отметь пословицы, которые соответствуют теме текста.

□ Семь раз отмерь, один раз отрежь.

□ Яблоко от яблони недалеко падает

 □ Волков бояться – в лес не ходить.

□ У страха глаза велики.

Приложение 2

Приёмы для формирования математической грамотности.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.

Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач разными способами.

3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование: с помощью отрезков, с помощью чертежа, с помощью таблицы.

4. Разбивка текста задачи на значимые части.

5. Решение задач с недостающими или лишними данными.

6.Самостоятельное составление задач учениками.

7. Изменение вопроса задачи.

8.Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного). 9.Закончитьрешение задачи.

10.Составление аналогичной задачи с измененными данными.

11.Составление и решение обратных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Краеведение – одно из средств развития учебно– познавательной компетентности школьника на уроках географии и во внеурочное время»

Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся через адаптацию и социализацию в общество. Социализация личности невозможна без воспитания любви к своему Отечеству....

Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

Актуальность темы  мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»

Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...

Мастер- класс "Формирование функциональной грамотности"

quot;Формирование функциональной грамотности"...

Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках химии"

Одна из важнейших задач современной школы – это формирование формирования функциональной грамотности у обучающихся....

Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

Актуальность темы  мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также формировани...

«Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»

Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»...