Мастер класс «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебной познавательной компетентности школьников».
методическая разработка
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования. Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время. Новый ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности, а ВПР по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ « Ленино-Кокушкинская СОШ» Пестречинского муниципального района
Мастер класс
«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебной познавательной компетентности школьников».
Захарова Лилия Камиловна
учитель начальных классов
МБОУ « Ленино-Кокушкинская СОШ»
2024 год
АННОТАЦИЯ
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования. Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время. Новый ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности, а ВПР по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность.
ВВЕДЕНИЕ
Хочу поделиться опытом работы и представляю Вам мастер-класс «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебной познавательной компетентности школьников»
Цель мастер-класса: познакомить с разнообразием приёмов и упражнений по развитию у обучающихся в начальной школе функциональной грамотности, чтобы достичь требований результатов ФГОС и подготовиться к ВПР по всем предметам.
Задачи:
1. Познакомить с приёмами и упражнениями по формированию читательской, математической, естественнонаучной и финансовой грамотности.
2.Показать разнообразие заданий, по формированию функциональной грамотности, для подготовки учащихся к ВПР.
3. Оценить достоинства сборника «Функциональная грамотность», как нового средства обучения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В функциональную грамотность входят 4 направления: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность.
Читательская грамотность– это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом. Читательская грамотность это базовый навык ФГ - это гарантия успеха в любой предметной области, основа развития ключевых компетентностей.
Основа формирования читательской грамотности – это работа с текстом.
Приёмы для формирования читательской грамотности в 1 классе:
1.Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р:
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТА
2. Прочитай слова без лишнего слога:
кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, и т.д.
3.Прочитать слова, которые составлены из первых слогов:
соловей, барабан,карамель;
4.Добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово
грд, млк, мрз, млт;
5. Сложить слово из перепутанных букв:
касоаб – собака
В после букварный период обучения чтению детям можно предложить следующее задание.
Прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы:
DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГ RОLDРSFИWТJQ
(Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)
Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание:
Прочитайте пословицу правильно:
Здоровому- грач не нужен.
Лес рубят – кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг лучше новых двух.
Ус - хорошо, а два лучше.
Труд кормит, а пень портит
Начиная со 2 класса задания усложняются. ( Приложение 1.)
Естественнонаучная грамотность – позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Типичное комплексное задание по ЕНГ включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Например:
Задание 1.
Вид деятельности: рассуждение
Формируемое умение: интерпретировать и использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе, делать выводы.
Вася очень обрадовался, что мог своими знаниями помочь родителям во время прогулки по лесу. Ведь компаса нет, а вокруг все одно на другое похоже.
Вася рассказал родителям, как можно справиться без компаса, чтобы определить север и юг. Какие утверждения Васи являются верными?
1)Лишайники и мхи предпочитают «селиться» на камнях и деревьях с северной стороны.
2)Кора у березы чище и белее с северной стороны.
3)Муравейник с северной стороны относительно дерева.
4)Грибы предпочитают расти с северной стороны пня или дерева. Ответ: 1,4
Задание 2.
Вид деятельности: применение
Формируемое умение: находить и выбирать графическую информацию, изложенную в явном виде.
На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.
Ответ: А, в этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха – 74%.
Задание 3.
Вид деятельности: знание
Формируемое умение: находить и выбирать информацию, изложенную в явном виде.
После посещения планетария Платон рассказал одноклассникам о планетах земной группы. Ближе всех к Солнцу на расстоянии 58 млн. км находится Меркурий. Его диаметр меньше, чем у других планет. Вторая от Солнца планета – Венера. Она расположена на 50 млн. км дальше от Солнца, чем Меркурий.
На небе эта планета видна как яркая звёздочка голубоватого цвета. На третьей от Солнца планете живём мы с вами.
А последняя планета земной группы удалена от центра нашей планетной системы на 227 млн. км.
Рассмотри таблицу и запиши недостающие данные.
Планета | Расстояние от Солнца, млн. км |
58 | |
Венера | |
150 | |
Марс |
Ну и конечно, не стоит забывать о заданиях из сборника «Функциональная
грамотность», которые расположены на зелёных страницах.
Математическая грамотность–способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; формулировать и записывать результаты решения. ( Приложение 2.)
Сюда же можно привести решение ребусов, решение логических задач, числовые последовательности, задачи с подвохом, задачи изповседневной жизни.
Но опять же хочу остановиться на оранжевых страницах сборника «Функциональная грамотность», которые по своему строению приближены к заданиям ВПР.
Финансовая грамотность–знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.
В тренажере для школьников задания по финансовой грамотности представлены на фиолетовых страницах.
Вывод.
Ежегодные всероссийские проверочные работы в 4-х классах дают возможность каждому ученику проверить свои результаты сформированности функциональной грамотности и оценить свои знания за пройденное обучение в начальной школе. Это, своего рода экзамен, позволяющий сделать нужные выводы как детям, так и их учителям – всегда есть над чем работать каждому, стремящему к достижению более высоких вершин в своей деятельности.
Закончить свое выступление хочу словами Джона Хиббена президента Принстонского Университета с 1912-1932 гг. «Образование — это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях.» То есть образование– это функциональная грамотность.
Источники сети Интернет
•https://i.pinimg.com/originals/5f/61/52/5f6152feeac90a64b9f90d2535013d1b.jpg
• https://images.vexels.com/media/users/17482/108992/preview2/ed6ef893849 8046e7856b276c24d97f4-book-series-vector-of-the-five.png
• https://img-fotki.yandex.ru/get/5608/svetlera.3ec/0_6363f_50870aa3_S.jpg
Приложение 1
Приёмы для формирования читательской грамотности.
Начиная со 2 класса задания усложняются:
- задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Приём «Тексты с "хвостами"» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу.
Примером может послужитьрассказ Л.Н. Толстого «Жучка»:
Несла Жучка
Глядь, в воде
Пришло Жучке на ум,
Она и пусти свою кость,
Туне взяла,
её тень.
что в воде не тень, а Жучка и кость. кость через мост.
а своя ко дну пошла.
чтобы ту взять.
- Приём «Чтение по частям»
- Приём «Реклама книги»
- Приём «Создание диафильма»
- Приём «Драматизация»
- Приём «Крестики-нолики»
- Приём «Ромашка вопросов»
- Приём «Кольца Венна».
В ходе работы необходимо выявить, что у объектов общего, в чем различие. Колец должно быть столько, сколько сравнивается объектов. Например, так можно сравнить части речи, материки, природные зоны, царства живой природы, планеты Солнечной системы
Прием «Таблица «Знаю– хочу знать – узнал».
В ходе чтения ученик в паре или фронтально вспоминает все, что знает по теме. После актуализации знаний, ребенок находит пробелы в своих знаниях и выделяет для себя, что хочет узнать. Затем пишется список вопросов, на которые
ученик хочет получить ответ, и по мере чтения текста, фиксирует то, что узнал.
Педагогические техники: «Кубик Блума», «Ромашка Блума».
На уроке литературного чтения по теме Н. Носов «Живая шляпа»
1.Чтение название рассказа и предположение, о чем или о ком этот рассказ.
2.Чтение рассказа с остановками.
Вопросы:
-Как вы думаете, что произойдет дальше?
-Что так испугало мальчиков?
-Почему шляпа оказалась живой?
-Что дальше будет делать шляпа?
-Предположите, победят ли мальчики свой страх?
-Как вы думаете, чем закончится этот рассказ?
3.Опираясь на содержание текста, ответьте на вопросы. Свои ответы запиши в клеточки.
А) Инструмент из железа для перемещения горящих дров и углей в печи.
о | е |
Б) Мебель с выдвижными ящиками для хранения белья и других домашних вещей
о | д |
1. Подберите синонимы к глаголам: Треснул - … Плюхнулся- …
- Определи последовательность событий, описанных в тексте.
Напиши цифры в клеточки.
Отметь пословицы, которые соответствуют теме текста.
□ Семь раз отмерь, один раз отрежь.
□ Яблоко от яблони недалеко падает
□ Волков бояться – в лес не ходить.
□ У страха глаза велики.
Приложение 2
Приёмы для формирования математической грамотности.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через решение задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.
Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач разными способами.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование: с помощью отрезков, с помощью чертежа, с помощью таблицы.
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
6.Самостоятельное составление задач учениками.
7. Изменение вопроса задачи.
8.Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного). 9.Закончитьрешение задачи.
10.Составление аналогичной задачи с измененными данными.
11.Составление и решение обратных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Краеведение – одно из средств развития учебно– познавательной компетентности школьника на уроках географии и во внеурочное время»
Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся через адаптацию и социализацию в общество. Социализация личности невозможна без воспитания любви к своему Отечеству....
Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
Актуальность темы мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также форми...
Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»
Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...
Мастер- класс "Формирование функциональной грамотности"
quot;Формирование функциональной грамотности"...
Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках химии"
Одна из важнейших задач современной школы – это формирование формирования функциональной грамотности у обучающихся....
Мастер класс "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
Актуальность темы мастер класса обусловлена целями и задачами современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, а также формировани...
«Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»
Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»...