Современные подходы к организации урока в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
статья

Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным,  нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_sovremennyy_urok.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации урока в условиях реализации  ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Урок — это система воздействия учителя на учащихся, ограниченная смысловым, временным, организационным показателями учебного процесса. Это целостная динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия учителя на учащихся, включающихся в образовательный процесс.

Каким должен быть современный урок? Современный урок — это высокий уровень мастерства учителя, умело используемый все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ. В рамках реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов современный урок в специальной (коррекционной) школе определяет цель, которая  должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные следующие задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.

Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся.

 Главное отличие современного урока от традиционного состоит в:

- уровне активности обучающихся;

- роли учителя на уроке;

- целях урока;

- методах, применяемых учителем;

- способах оценивания;

- структуре урока

Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным,  нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:

- Системно - деятельностный подход. 

- Дифференцированный подход.

Деятельностный и дифференцированный  подходы – основа Стандарта, осуществление которых предполагает:

  • признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющимся основным средством достижения цели образования;
  • развитие личности обучающегося с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
  • личностное и познавательное развитие с учетом их особых образовательных потребностей;
  • рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Педагогам необходимо  не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить 

ребёнка  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий.

Главная цель системно - деятельностного подхода в обучении - пробудить у детей интерес к предмету и процессу обучения, развить у него навыки самообразования. Т.е. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

 Дифференцированный подход в обучении – это форма организации учебной деятельности, в рамках которой педагог работает с группой школьников, которая составлена с учетом наличия у них общих качеств. Его можно назвать составным компонентом дидактической системы, обеспечивающей специализацию учебного процесса для разных групп обучаемых.

Цель дифференцированного подхода в обучении – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:

- по содержанию задания;

- по форме организации работы на уроке;

- по способу педагогической поддержки;

- по способу восприятия информации

Форма дифференцированного подхода в обучении: работа в группе, работа в паре и индивидуально.

Рассмотрим использование системно-деятельностного и дифференцированного подхода на уроках математики.  Этот предмет очень сложен для учащихся коррекционной школы. Работа над новым материалом на уроках математики организуется следующим образом. В начале, как правило, ставится проблема, задача или вопрос, на который надо найти ответ в ходе коллективного обсуждения. В ряде случаев этому способствуют простые, доступные упражнения подготовительного характера. Особое место в системе упражнений занимают упражнения, которые носят ярко выраженный развивающий характер. Выполнение этих упражнений требуют от ребенка проявления самостоятельности мышления, смекалки, умения рассуждать.

Рассмотрим структуру уроков введения нового знания.

I. Мотивирование к учебной деятельности, так называемый организационный момент – 1-2 минуты.

(Обеспечение благоприятного настроя) В начале урока высказываю добрые пожелания детям, предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони); предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются; проверка рабочего места.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ – 4-5 минут.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знаний», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Проверка владения материала домашнего задания и материала прошлых уроков.

Игра «Верно? Неверно?», устный счёт, математический диктант. При проведении устного счета называю пример, а учащиеся дают ответ. Проведение арифметического диктанта – после завершения, дети проверяют самостоятельно по готовым ответам и исправляют допущенные ошибки.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание

(Создание проблемной ситуации) 

Определяют тему урока при разгадывании анаграммы, ребуса или кроссворда.

3.2. Открытие нового знания

 Организация «открытия» нового знания с опорой на подготовительную работу, на знание детей

3.3. Первичное закрепление 

Организую первичное закрепление материала  (фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа)

Организую работу по учебнику.

 3.4. Самостоятельная работа

Предлагаю поработать самостоятельно (по учебнику, по карточкам), иногда предлагаю обменяться тетрадями для проверки друг у друга.  Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет.

3.5. Повторение и включение в систему знаний

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

И подведение итогов.

4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Мы говорим сегодня о математике как учебном предмете.

На уроках математики выделяю три группы учащихся с различными возможностями усвоения математических знаний.

Для первой группы детей овладения знаниями по программе коррекционной школы не представляет трудности. Они быстро запоминают приемы вычислений, способы решения задач, редко нуждаются в предметной наглядности.

 Обучающиеся второй группы испытывают на уроках математики некоторые затруднения. Эти школьники не могут представить те явления, события, предметы и факты, о которых им сообщается. Эти дети медленнее запоминают выводы, математические обобщения, овладевают приемами работы.

Обучающиеся третьей группы испытывают значительные трудности при изучении математических вопросов. Организация предметно – практической деятельности, использование наглядных средств обучения не гарантируют формирование у них полноценных знаний.

Итак, чтобы учить детей, педагоги должны тоже учиться. Чтобы успеть за прогрессом науки и техники, чтобы быть на уровне современных требований, предъявляемых обществом к учителю, надо постоянно заниматься самообразованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок - это...

«Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и решения»

Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм....

«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Образование должно приносить радость познания,радость общения. Любой ребенок-личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес в учению. Воспитание познавател...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

«Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным,  нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:- Системно - деятельностны...