Критерии оценивания уровня сформированности УУД обучающихся на уроках истории и обществознания
методическая разработка

Уварова Наталья Борисовна

Критерии оценивания уровня сформированности УУД обучающихся на уроках истории и обществознания, разработанные на МО историков МАОУ "СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С. Асеева"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уварова Наталья Борисовна,

Андреева Ольга Сергеевна,

учителя истории и обществознания

МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ  ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Введение

Критерии и нормы оценивания уровня сформированности УУД обучающихся по истории и обществознанию разработаны на заседании МО учителей истории и обществознания на основе  Федерального закона РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Образовательная область «Общественно-научные предметы», утвержденного приказом  № 1577 Минобрнауки России от 31.12.2015 г. и приказов Минпросвещения России  №712 от 11.12.2020 г и №955 от 08.11.2022 г, в соответствии с ФОП и Положением о критериях и нормах оценки знаний обучающихся МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева».

Данная методическая разработка  является результатом работы по изучению и применению УУД на уроках истории  в школе,  служит инструментом изучения  процесса, использования  приемов  формирования  УУД в ходе уроков истории  у школьников.

Актуальность

Современное  информационное общество  требует  от нас подготовить  человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Цель: изучить особенности формирования, развития и применения  УУД на примере уроков истории  и обществознания в системе обучения на основе ФГОС.

Задачи:

  1. изучить УУД  с целью использования на различных этапах уроков;
  2. изучить приемы и методы формирования УУД.
  3. Разработать систему оценивания сформированности уровня метапредметных УУД.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Универсальные учебные действия

Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.  Различают три группы планируемых результатов:

  1. Предметные универсальные учебные действия - лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
  2. Метапредметные универсальные действия - центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
  3. Личностные универсальные учебные действия - эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового жизни.

УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

умения организовывать свою деятельность

умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

умения общаться, взаимодействовать с людьми

Личностные(нравственно-оценочные умения)-оценка своих и чужих поступков

Отражают способность обучающегося строитьучебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)

Система способов познания окружающегомира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Обеспечивают возможности сотрудничества:умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «История»

Взаимосвязь результатов освоения предметов история и обществознание можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития – средствами предмета.

Личностными результатами изучения предметов истории и обществознания являются следующие умения:

Формулировки личностных результатов

во ФГОС

Реализация

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Через задания 4-й и 5-й линии развития и тексты, которые содержат основания для собственных оценок исторических событий и явлений, но не готовые авторские оценки и выводы.

2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов.

Через введения к учебникам и разделам, описывающим связь целей изучения предметов с жизнью. Через жизненные задачи, завершающие каждый раздел, а также через деятельностные технологии, обеспечивающие мотивацию через вовлечение школьников в активную деятельность.

3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Через систему историко-обществоведческих понятий и задания 1–2-й и 3-й линии развития, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней исторической и социальной  картины мира.

4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Через оценочно-толерантные задания 4–5-й линии развития и тексты, содержащие описание противоречивых исторических и социальных явлений с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.).

5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

Через задания 4-й линии развития, направленные на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых общественно-исторических явлений.

6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Через коммуникативную направленность формулировок большинства заданий, обеспечивающих проблемный диалог, открытие нового знания и т.п.

8) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Через насыщенность материала учебников историческими сюжетами, связывающими глобальные общественные процессы и микроисторию отдельных семей, их судьбы и поступки на фоне крупных событий или явлений.

9) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Через задания 4–5-й линии развития в сочетании с культурологическим материалом разных исторических тем.

Система оценивания сформированности личностных УУД на уроках истории и обществознания

УУД

Формируемые элементы

Способы  оценивания

Критерии оценивания

Личностные УУД

• сформированность основ гражданской идентичности личности;

• готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

• сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

  1. Наблюдение
  2. Беседа

Безоценочное

Метапредметными результатами изучения курсов «История» и «Обществознание» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Формулировки

метапредметных результатов

во ФГОС

Реализация

РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные

учебные действия

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников.

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК.

4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщённый алгоритм работы с продуктивными заданиями.

7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

8) Смысловое чтение.

Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации).

КОММУНИКАТИВНЫЕ

9) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям.

10) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции.

Система оценивания сформированности метапредметных УУД

на уроках истории и обществознания

Метапред

метные

УУД

Показатели УУД

Способы  оценивания

Критерии оценивания на уроках истории и обществознания

Познавательные  УУД

Учебная активность и уровень усвоения знаний:

1.Сформированность навыков смыслового чтения.  

2.Сформированность общих умений 3.Самостоятельность мышления, коммуникации

4.Словесно-логическое мышление

5. Широта и устойчивость  познавательного интереса

Работа с разными источниками информации, диаграммами, картами.

Обладание навыками смыслового чтения.

Письменные работы: написание рассказов, сообщений.

Умение составлять простой и сложный план текста; таблицы, схемы, хронологические ряды.

Творческие работы

5 б или высокий уровень УУД – обучающийся самостоятельно, используя творческий подход выполняет учебную задачу.

4 б (хороший уровеньУУД) – обучающийся самостоятельно с опорой на алгоритм действий выполняет учебную задачу.

3 б (базовый уровень) выполняет задания по алгоритму совместно с учителем, нуждается в дополнительных разъяснениях

2 б  (пониженный уровень) обучающийся нуждается в пошаговом выполнении учебной задачи под контролем учителя.

1 б (низкий уровень) – обучающийся не воспринимает информацию

Регулятивные УУД

Целеполагание и самоконтроль:

1. Организованность

2. Планирование

3. Самостоятельность 4. Ответственность 5. Оценка/ самооценка учебных результатов

 Через создание проблемных ситуаций на уроке.

Через взаимо- и самооценку учебных достижений

Владение основами самоконтроля.

5 б ( высокий уровень) – обучающийся самостоятельно планирует свою деятельность, обязательно добивается запланированного результата, адекватно оценивает уровень своих достижений

4 б. – обучающийся планирует свои действия в ходе работы, не нуждается в дополнительных пояснениях учителя, точно придерживается алгоритма работы, проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки.

3 б – обучающийся планирует свои действия в ходе работы, отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность, проверяет ее результат, но ошибок не видит.

 2 б – обучающийся при планировании учебных действий нуждается в пояснениях ,начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий , не доводит работу до окончательного результата, результат не проверяет, т.к. довольствуется любым результатом.

1 б – обучающийся не обладает навыками планирования учебной деятельности, работает хаотично без плана, довольствуется ошибочным результатом,  результат не проверяет.

Коммуникативные УУД

1. Сформированность коммуникативных умений

2. Взаимоотношения с одноклассниками

3. Взаимоотношения с учителями

Изложение собственных мыслей, аргументация собственного взгляда, позиции.

Ведение монолога, диалога, дискуссии.

Работа в учебной группе.

Соблюдение социальной дистанции в ходе общения

5 б – обладает высокими навыками устной речи, самостоятельно формулирует вопросы, корректно ведет себя в группе. Соблюдает социальную дистанцию в ходе общения.

4б - обладает хорошими навыками устной речи, допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы, соблюдает основные правила культуры устной речи,

корректно ведет себя в группе. Соблюдает социальную дистанцию в ходе общения.

3 б.- может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов , обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ , формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений, не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения

2 б. – обучающийся умеет отвечать на уровне воспроизведения информации, как правило, испытывает затруднения из-за ограниченности словаря,  теряется при ответах на видоизменённые вопросы, не всегда аргументировано отстаивает свою позицию,  проявляет значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

1 б. – обучающийся не обладает коммуникативными, не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов, практически не может самостоятельно отвечать на вопросы, как правило, не может аргументировано отстоять свою позицию, не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

Уровни достижений учащихся в соответствии с ФГОС

Уровень сформированности у обучающихся метапредметных УУД (средний балл)

• максимальный уровень достижения планируемых результатов, оценка «превосходно» (отметка «5 и 5»);

• повышенный программный уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»);

• программный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• необходимый базовый уровень достижения планируемых результатов, оценка «удовлетворительно» (отметка «3» или «зачтено»);

• ниже необходимого уровня достижения планируемых результатов, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2» или «незачтено»).

5 - 4,7 б. - высокий уровень

4,6 - 3,7 б. - хороший уровень  

3,6 -2,7 б. - базовый уровень

2,6  б. и ниже – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические аспекты формирования гражданской позиции у обучающихся на уроках истории и обществознания».

Доклад учителя истории, обществознания, ОРКСЭ  МБОУСОШ № 7 имени героя России М. Евтюхина  г. Североморска Филяева Алексея Евгеньевича на ГМО учителей истории г. Североморска по теме: :...

Разработка заданий для диагностики уровня сформированности УУД обучающихся на уроках физики

Данная работа содержит информацию об УУД и примеры заданий для диагностики уровня УУД....

Критерии оценивания уровня сформированности навыка осмысленного чтения

Один из наиболее востребованных сегодня метапредметных навыков-навык ОЧ, сформированность которого у каждого учащегося учитель должен оценить. В данной презентации представлена  информация ...

Памятка для родителей «Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке информатики»

Критерии оценивания для :устных ответов;самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу;письменных работ учащихся по алгоритмизации и программированию;практическая работа на ЭВМ...

Критерии оценивания основных видов деятельности обучающихся на уроке музыки (ддя публикации)

Материалы методического объединения учителей музыки по теме "Критериальное оценивание"...

Критерии оценивания основных видов деятельности обучающихся на уроке музыки (для публикации)

Материалы выступления на городском методическом объединении учителей музыки...

Формирующее оценивание и способы организации рефлексии на уроках истории и обществознания»

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами урок в школе меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятельностного подхода. В...