«Методические аспекты формирования гражданской позиции у обучающихся на уроках истории и обществознания».
материал по теме
Доклад учителя истории, обществознания, ОРКСЭ МБОУСОШ № 7 имени героя России М. Евтюхина г. Североморска Филяева Алексея Евгеньевича на ГМО учителей истории г. Североморска по теме: : «Методические аспекты формирования гражданской позицииу обучающихся на уроках истории и обществознания». Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_filyaev.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Е. Филяев
МБОУСОШ №7
Учитель истории и обществознания
Доклад по теме: «Методические аспекты формирования гражданской позиции
у обучающихся на уроках истории и обществознания».
«Мы, учителя, растим и воспитываем будущих
граждан России, и без гражданского образования в
российской школе не будет поступательного
движения вперед. Наша школа должна растить не
просто законопослушного, а знающего свои
права гражданина, человека, которому не все равно,
что будет с его Родиной».
Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. В правительственном документе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» формулируются новые приоритеты системы общего образования. Одним из них является готовность выпускников школ нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Соответственно основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.
Развитие личности школьника неразрывно связано с формированием у него основополагающих ценностей, определяющих гражданское самосознание. Важным является воспитание учащихся на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Гражданское образование в общеобразовательной школе проходит через все три ступени
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является уважение к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идёт обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.
На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются знания в процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Основными компонентами содержания гражданского образования являются политические, правовые знания; знания об основных социально-экономических процессах, происходящих в обществе; знания в области истории и культуры России и мира.
В школе содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, и в первую очередь, в дисциплинах гуманитарного и естественного циклов.
На уроках по ОРКСЭ (Основам религиозной культуры и светской этики) в 4-х классах по курсам:
- Основы мировых религиозных культур.,
- Основы православной этики.,
- Основы светской этики,
Происходит формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формируется образ мира как единого целостного при разнообразии культур, национальностей, религий воспитывается доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивается самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Так на уроке по теме
– «Россия - наша Родина» ученикам предлагается назвать синонимы слову Родина (Отчизна, Россия, Российская Федерация и т. д..) и обсудить их смысл, вспомнить какие народы населяют нашу большую страну, их обычаи и традиции.
- «Добро и зло» - привести примеры добрых и плохих поступков в истории (рабство) и современности (войны).
-«Любовь и уважение к отечеству» Почему мы любим свою страну (родина, я тут родился, здесь живёт моя семья и т.д)
В основной школе формирование гражданской позиции обучающихся достигается как через урочную, так и внеклассную деятельность.
В среднем звене провожу занятия в форме:
- тематических бесед: «Гражданин или подданный?», «Естественные права человека», «Права и обязанности граждан»
- игровых занятий, например: «Я и закон », «Мои права и обязанности».
На уроках и мероприятиях, проводимых в рамках «недели истории» провожу выставки рисунков (5-6 класс), брейн-ринги и «Поле чудес» по историческим и правовым темам (7-9 классы), семинары и слушания (10-11 классы).
Веду кружки и факультатив: историко-краеведческий кружок «Истоки» (6-7 класс краеведение), а в текущем году факультатив «Человек и его права» (9 классы). Это способствует максимальному развитию исторической, правовой и гражданской культуры школьников – граждан Российской Федерации. Знакомит учеников с Российским законодательством и историей. Учит работать с документами, их анализировать и получать необходимую информацию.
Так мы не только знакомимся со статьями Конституции РФ, посвященным правам и свободам, но и учимся дискутировать. Например, жаркие споры всегда вызывает вопрос «Нужна ли смертная казнь в России?» Звучат аргументы как «за», так и «против». Бурная дискуссия возникает при обсуждении вопроса о достоинстве личности. Как правило, в классе всегда есть ученики, которые в силу своего возраста могут обидеть товарища. Из уст ребят звучат слова осуждения и порицания в адрес таких детей. Итоговым занятием по Конституции РФ является брейн-ринг «Конституция – Основной закон РФ», в котором обычно участвуют три команды по шесть-восемь человек. Участникам команд предлагаются вопросы по содержанию Конституции РФ, которые позволяют определить глубину усвоения материала, умение учащихся применять знания на практике.
При изучении Конвенции о правах ребёнка знакомлю учащихся с историей появления этого международного документа, обстоятельствами его принятия в нашей стране. Стараюсь акцентировать внимание не только на правах, но и на обязанностях. Предлагаю ответить на вопрос: «Какие обязанности есть у ребёнка?» Учащиеся отвечают: «Учиться, соблюдать Устав школы». В вопросах правовой ответственности путаются или откровенно «плавают».
Особую роль в создании условий для накопления учащимися опыта действий в качестве гражданина выполняют игровые формы урока, такие как деловые, ролевые, ситуационные игры, например: «Я – ребёнок. Я – человек», «Я – молодой, выбор за мной!» (спасибо за плодотворное сотрудничество Центральной Детской Библиотеке).
В процессе подготовки и проведения игры ребята обобщают, углубляют и систематизируют знания, полученные во время занятий: об избирательных технологиях, избирательных кампаниях, роли СМИ в них.
Многие уроки истории призваны также формировать активную гражданскую позицию учащихся, особенно когда знания, полученные на уроках, являются результатом их собственной поисково-исследовательской деятельности. Формами проведения таких уроков выступают практические и семинарские занятия, традиционные уроки и викторины. При этом широко использую проблемный метод изучения истории, который позволяет организовать работу на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, используя анализ обстоятельств и соответствующей информации. Такой метод позволяет формировать способности учащихся принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать убедительные доводы других людей. По некоторым проблемам провожу итоговые уроки в форме «круглых столов» или семинарских занятий. Например, «Реформы 60-70-х годов XIX века: нерастраченные возможности», «Итоги I мировой войны, победители и побеждённые», «Сталинизм в СССР» и т. д.
Чувство патриотизма, гражданственности, ответственности каждого за судьбу России формируется на уроках истории при изучении тем «Движение декабристов», «Смутное время в России в конце XVI – начале XVII вв.», «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке» и многих других. На примере героических подвигов нашего народа и отдельных героев – Александра Невского, Михаила Ярославича Тверского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Михаила Илларионовича Кутузова, Георгия Константиновича Жукова и многих других - у учащихся формируется чувство патриотизма, преданности интересам своего народа и своей Родины, что в последнее время стало утрачивать ценность среди молодёжи. А ведь патриотизм, нравственность являются важнейшими качествами гражданина – достойного члена общества.
В своей педагогической деятельности я использую и другие приёмы и методы организации деятельности учащихся. Практикую различные исторические сочинения: это и описание поступков исторических деятелей, где ребята учатся давать всестороннюю оценку личности человека и его поступкам, и сочинения-размышления, касающиеся сложных тем и вопросов, например: «Пётр I», « Православие на Руси», «Русская интеллигенция»…
В ноябре 2012 года нашей школе было присвоено имя Героя России подполковника Марка Евтюхина, в школе прошло торжественное мероприятие с участием шефов, ветеранов, родственников администрации города. Ежегодно проводятся беседы на классных часах.
Ежегодно готовлю команду активистов для выхода на классные часы, которые проводят беседы ко Дню Народного единства, Дню конституции, Дню Победы и т. д.
Веду индивидуальную работу (результаты за 2012 год).
- «Золотое руно» Мамонова Анастасия 8 класс место в регионе 1, в России 1
- Команда в составе: Гайдук Виталия, Лойк Егора, Соломина Дмитрия I место в городской интеллектуальной экологической игре «ГОРОД У СЕВЕРНЫХ СКАЛ».
- Команда в составе: Гайдук Виталия, Лойк Егора, Соломина Дмитрия, Винник Никиты, Ващука Ильи IIместо в городской интеллектуально-познавательной игре «Слава Бесстрашным».
- Лойк Егор III место в городской интеллектуально-познавательной игре «Слава Бесстрашным» номинация «Конкурс капитанов».
- Команда в составе: Иващук Александра, Островского Сергея, Черепня Богдана, Чеботарёва Данилы, Кравцовой Анастасии – грамота за участие городской интеллектуально-познавательной игре, посвящённой 70-летию школы юнг на Соловецких островах «Служили на Севере юнги», номинация «Поэтическая».
-Команда 7 «Б» класса Грамота за победу в правовом турнире «Я – ребёнок. Я – человек».
-Команда МБОУСОШ № 7 9 – 10-х классов грамота за участие в правовом турнире «Я – молодой, выбор за мной!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
Презентация к докладу «Методические аспекты формирования гражданской позиции у обучающихся на уроках истории и обществознания», Филяев А. Е.
Дотополнение к докладу....
Тема работы: "Формирование гражданской позиции у обучающихся через спортивно - патриотические мероприятия".
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства,...
проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)
Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания. Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...
« Использование технологии развития критического мышления в целях формирования гражданской позиции на уроках истории и обществознания
В своей работе я подняла проблему формирования гражданской позиции с помощью технологии развития критического мышления . Также разработала ряд условий эффективности процесса формирования граждан...
« Использование технологии развития критического мышления в целях формирования гражданской позиции на уроках истории и обществознания
В своей работе я подняла проблему формирования гражданской позиции с помощью технологии развития критического мышления . Также разработала ряд условий эффективности процесса формирования граждан...
Использование технологии развития критического мышления в целях формирования гражданской позиции на уроках истории и обществознания
В своей работе я подняла проблему формирования гражданской позиции. Ведь сегодня наша страна проживает не самые легкие времена, когда вокруг идут гражданские войны,поэтому данная проблема очень актуал...