Виды исследовательской деятельности младших школьников и особенности ее организации.
методическая разработка
Виды исследовательской деятельности младших школьников и особенности ее организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_issledovatelskoy_deyatelnosti_goryacheva.pptx | 338.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План 1. Общая характеристика исследовательской деятельности 2. Виды исследовательской деятельности 3. Особенности организации исследовательской деятельности 4. Вывод 5. Источники
Общая характеристика исследовательской деятельности Исследовательская деятельность – вид деятельности младших школьников, связанный с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Виды исследовательской деятельности Исследования можно классифицировать: по количеству участников ( коллективные, групповые, индивидуальные); по месту проведения ( урочные и внеурочные); по времени (кратковременные и долговременные); по теме ( предметные и свободные); по проблеме ( освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).
Виды исследований: 1. Теоретические 2. Экспериментальные 3. Изобретательные 4. Фантастические
Особенности организации исследовательской деятельности Очень важную роль в исследовательской деятельности играет выбор темы исследования, она должна быть: 1. Тема должна быть интересна учащимся, должна увлекать его. 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Исследовательская деятельность школьников несет в себе ряд особенностей: : она, как правило, носит конструктивно - деятельностный характер, педагогическая задача которого - не пространное пояснение и поучение, а фиксация по ходу реализации дел; она дает возможности проявления и реализации индивидуального педагогического стиля. Факторами успешности исследовательской деятельности могут быть: соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы; максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования; компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой; материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ.
В организацию исследования входят следующие действия обучающихся: Подумать самостоятельно о том, что известно о теме, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования; Посмотреть книги по теме и записать важную (главную) информацию; Спросить у взрослых и записать интересную информацию; Посмотреть телематериалы и записать, то что ты узнал из научных фильмов; Используя интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера; Пронаблюдать и записать необычные факты; Провести эксперимент и записать план и результаты.
В процессе учебно-исследовательской деятельности формируются исследовательские умения, такие как: отбирать необходимые знания из большого объёма информации; конструировать знания, положив в основу принцип созидания; пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера; высказывать содержательно свою мысль, идею; формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов; решать самостоятельно творческие задания, усложняя их; свободно владеть операционными способами усвоения знаний; переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Вывод Таким образом, мы определяем исследовательскую деятельность школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.
Литература: Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63. [ Электронный ресурс ] / Особенности исследовательской деятельности школьников. –Режим доступа: https://vuzlit.ru/461665/osobennosti_issledovatelskoy_deyatelnosti_shkolnikov / , свободный (Дата обращения: 20.05.2018 г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность младших школьников
Данная работа содержит методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьниковРабота адресована классным руководителям, учителям начальных классов....
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям...
Развитие исследовательской деятельности младших школьников с ДЦП и интеллектуальными нарушениями в целях саморазвития и самоконтроля.
Доклад к педсовету о развитии исследовательской деятельности младших школьников....
«Обеспечение формирования познавательных компетенций в проектно-исследовательской деятельности младших школьников»
Проектно-исследовательская методика считается чрезвычайно перспективным направлением в методике преподавания иностранного языка, особенно в тех случаях, когда тема проекта выходит на межпредметный уро...
Исследовательская деятельность младших школьников
Формирование навыков исследовательской деятельности у младших школьников...
Организация исследовательской деятельности младших школьников по декоративно-прикладному творчеству
Цель творческой разработки - выявить и применить на практике формы и методы исследовательской деятельности младших школьников на занятиях по программе «Мир творчества».Практическая значимость тв...