Исследовательская деятельность младших школьников
статья на тему
Формирование навыков исследовательской деятельности у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков исследовательской деятельности
у младших школьников
Соловьева Н.В.
ГОУ СПО НПК №1
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие».
Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы «не знать». А в том, чтобы «сомневаться», не брать на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытие.
Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер.
В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями.
Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом: 1) актуализация проблемы, 2) определение сферы исследования; 3) выбор темы исследования; 4) выработка гипотезы; 5) выявление и систематизация подходов к решению; 6) определение последовательности проведения исследования; 7) сбор и обработка информации; 8) анализ и обобщение полученных материалов; 9) подготовка отчета; 10) доклад; 11) обсуждение итогов завершенной работы.
Каковы же навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач. К ним мы относим умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи.
Например, умение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для его развития можно подобрать специальные упражнения: «Составьте рассказ от имени другого человека»; игра «Волшебные превращения» и др.
Для формирования умения выдвигать гипотезы учащимся можно предложить, например, выдвинуть гипотезу о том, как птицы узнают дорогу на юг. Предположения в данном случае могут быть такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.)».
Важным средством мышления является вывод или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки.
В последнее время в практике работы с детьми младшего школьного возраста в плане развития мышления ребенка и в плане формирования у него исследовательских умений используется также метод проектов или проектирование. Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу.
Проводя исследования, учащийся погружается в творческое пространство и переходит в творческое состояние. Здесь ученик-исследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания. Самое главное-нацеленность на поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть востребованы обществом.
Если обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин, то у ребенка утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность младших школьников
Данная работа содержит методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьниковРабота адресована классным руководителям, учителям начальных классов....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям...

Развитие исследовательской деятельности младших школьников с ДЦП и интеллектуальными нарушениями в целях саморазвития и самоконтроля.
Доклад к педсовету о развитии исследовательской деятельности младших школьников....

«Обеспечение формирования познавательных компетенций в проектно-исследовательской деятельности младших школьников»
Проектно-исследовательская методика считается чрезвычайно перспективным направлением в методике преподавания иностранного языка, особенно в тех случаях, когда тема проекта выходит на межпредметный уро...
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников
доклад на ШМО...

Организация исследовательской деятельности младших школьников по декоративно-прикладному творчеству
Цель творческой разработки - выявить и применить на практике формы и методы исследовательской деятельности младших школьников на занятиях по программе «Мир творчества».Практическая значимость тв...