Развитие исследовательской деятельности младших школьников с ДЦП и интеллектуальными нарушениями в целях саморазвития и самоконтроля.
статья по теме

Акимова Нина Константиновна

Доклад к педсовету о развитии исследовательской деятельности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЦЕЛЯХ САМОРАЗВИТИЯ И САМОКОНТРОЛЯ».

          Коррекция и развитие детей с интеллектуальными нарушениями – это особая форма психолого-педагогического воздействия, которая построена на ведущем типе деятельности (в нашем случае учебной), с опорой на закономерности психического развития детей с интеллектуальными нарушениями при церебральном параличе . Учителю-дефектологу необходимо решить такие задачи, как: развитие познавательной активности, поисковой деятельности и учебной мотивации, коррекция нарушенной деятельности.

      Под поисковой активностью понимается деятельность, направленная на изменение ситуации, её субъективного осмысления, при отсутствии уверенности в результатах своих действий. Понятие поисковой активности близко к понятию ориентировочно-исследовательской деятельности. Первое соотносится с установками личности, второе – с когнитивными процессами. Исследовательское поведение выполняет функцию развития, которая обеспечивает адаптацию к динамичному окружению. Особенно важно исследовательское поведение в плане саморазвития личности.

    Проблема воспитания поисковой активности становится основной проблемой профилактики внутренней беспомощности и неспособности детей справиться с трудностями. Интеллектуальный дефект при ДЦП, безусловно, снижает возможности участия детей в исследовательской деятельности. Таким образом, необходимо не только обучать детей  умениям и навыкам, но и создавать проблемные ситуации, в которых они сами должны искать выход. Иначе ни о какой социальной адаптации и интеграции не может быть и речи. То есть каждый раз, попадая в новую для него ситуацию, ребёнок с интеллектуальными нарушениями, не владеющий хоть какой-то поисковой активностью, будет пасовать перед трудностями.

    Известно, что чем выше уровень мотивации, тем больше факторов побуждает ребёнка к деятельности, тем выше уровень поисковой активности. т.е. любая деятельность начинается с формирования мотива.

    Мотивационная сфера умственно отсталого ребёнка формируется в деятельности, которая имеет свои особенности. Дети с интеллектуальными нарушениями не всегда могут подчинить свои действия поставленной задаче, не в состоянии осмыслить их полностью и наметить общий план реализации, наблюдается быстрая истощаемость побуждений.

    Незрелость мотивационной сферы школьников со сложной структурой дефекта характеризуется слабостью мотивов учебной деятельности, их неустойчивостью. Мотивы деятельности усваиваются ими формально, не становятся собственными.

     Таким образом, одним из важных направлений специальной коррекционно-воспитательной работы с детьми с проблемами в развитии, является формирование у них разнообразных устойчивых и деятельных мотивов учения.

      Одним из возможных путей достижения успеха в деятельности является организация таких условий, которые обеспечивают создание положительного фона учения и дают возможность ученику получить удовлетворение от этой деятельности.

       Положительное отношение может возникнуть к понятному объекту, и наиболее понятной и доступной является трудовая деятельность, вследствие своей наглядности, практической значимости, так как конечным результатом её являются какие-либо изделия.

    Трудовая деятельность школьников с ДЦП и интеллектуальными нарушениями рассматривается как одна из ведущих вследствие её коррекционной значимости и социальной направленности. Занятия по ручному труду проходят как на уроках труда, так и во вне урочное время,  во второй половине дня, которые проводит воспитатель.

    У учащихся возникает потребность быть активными участниками трудовой деятельности. Поддержание активности обеспечивается развитием мотивации:

- используется прием коллективного обсуждения хода работы

- эмоционально-положительный характер оценки работ

- дух соревнования способствует активизации и стремлению к более качественному выполнению изделий.

    Внеклассная работа воспитателя обеспечивает решение важных задач закрепления у учащихся полученных на уроках знаний, коррекцию имеющиеся у детей нарушений психофизических функций, познавательной деятельности и личности в целом. Все это способствует формированию у детей с особенностями в развитии положительного отношения к учебной деятельности.

       Нельзя забывать о самом распространенном у детей виде деятельности – рисовании. Использование арттерапии позволяет стабилизировать эмоциональное состояние детей с проблемами в развитии, развивает коммуникативные навыки, способность самовыражения и самопознания ребёнка, что связано с продуктивным характером искусства – созданием эстетических продуктов, содержащих в себе чувства, переживания, способности ребёнка. Таким образом, в основу уроков рисования положен принцип единства диагностики и коррекции. Рисунок позволяет выявить характер и интенсивность трудностей ребёнка, что позволяет учителю при работе с детьми внести необходимые коррективы.(Здесь неоценимую помощь оказывает психолог, помогающий расшифровать рисунки детей).

Приведу несколько упражнений на развитие образного мышления:

  1. Смешивание цветов на влажной бумаге.
  2. Преобразование цветных пятен в образы, при этом рисование сопровождается придумыванием сказочного рассказа.

     Рисование помогает ребёнку осваивать социальное окружение, мир, в котором он живет, что формирует исследовательскую деятельность, повышая уровень мотивации и активности.

     Формирование разнообразных устойчивых и деятельных мотивов учения    происходит также средствами развития родного языка (на уроках чтения и развития речи). Одной из важных задач при этом является положительное психологическое воздействие на детей с целью улучшения их эмоционального состояния.

       Так на уроках развития речи используются речевые игры из серии «Разговор с самим собой», которые предполагают развитие внимания и самоконтроля, положительного восприятия собственного тела и воображения.

Например: «Разговор с руками»:

Ребёнок обводит силуэт ладони и пальцев, затем «оживляет» их, рисуя глаза, нос, рот, волосы, придумывает имена каждому пальцу и ведет с ними беседу.

Игра «Живое – неживое»:

2 коробки с билетиками: в одной название предмета, в другой – название живого существа – это заглавие будущей сказки, но предварительно ребёнок вводится в проблемную ситуацию (например, рассказ потерялся).

     На уроках чтения, например, характеристика сказочных героев дается в форме игры «Добрый ручеёк»: Дети отмечают положительные личные качества героев, их поступки, а отрицательные черты можно исправить, умыв героя в волшебном ручейке (дети называют личные качества-антонимы).

      Таким образом, непривычная и неожиданная работа вызывает у детей интерес. Благоприятная эмоциональная атмосфера этих уроков позволяет максимально раскрыть потенциал каждого ребенка, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивую мотивацию к учению, влияет на повышение уровня мотивации учащихся.

     Огромное положительное влияние на эмоционально- волевую сферу детей имеет работа над сказкой. Сказка как жанр, как текстовое произведение, как форма проведения урока (развития речи, чтения) является уникальным средством воспитания исследовательской деятельности и формирования положительных мотивов к учению детей с интеллектуальным нарушением. По словам В.А.Сухомлинского, сказка – это радость мышления, и, создавая её, ребёнок утверждает свою способность к творческому мышлению. Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром, между принципом удовольствия, присущим умственно отсталым детям, и реальностью. Будучи воспринятой и понятой, сказка решает и психологические задачи, обеспечивая вступление человека в общественные отношения. Так, изложение сказок от лица различных персонажей, инсценировки помогают преодолеть трудности межличностного общения со сверстниками.

     Работа над сказкой формирует мотивацию к процессу слушания и говорения, воспитывает внимание к речевому оформлению мысли, к процессу чтения и анализа, что способствует формированию навыков учебно-практической деятельности.

      Однако, эта работа не заканчивается только уроками развития речи и чтения, а продолжается во второй половине дня воспитателем в виде творческих заданий: драматизации, инсценировок, игр в лото, разгадывание шарад, ребусов, кроссвордов и т.д. Эта работа может принять форму совместной проектной деятельности учителя, воспитателя и психолога.

      Таким образом, у детей формируется способность к самостоятельным наблюдениям, обобщениям и адекватным выводам, что, безусловно, способствует формированию необходимых качеств личности для успешной адаптации в социуме.

      Вопрос социальной реабилитации и интеграции детей с проблемами в развитии в общество можно решать не только путем устранения причин, приводящих к ограничению их возможностей и формирования конкретных навыков и умений, но и развитием внутренних резервов личности:  развитием исследовательской активности, самостоятельности, самоконтроля поведения, настойчивости в достижении цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда...

Использование современного оборудования в учебно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушением слуха

В Федеральном государственном образовательном стандарте подчёркивается важность самостоятельной исследовательской и практической деятельности учащихся. Выпускник начальной школы должен уметь проводить...

"Поиск наиболее эффективных условий для коррекции и развития младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Особенности учебной и трудовой деятельности умственно отсталых школьников и развитие мотивации к обучению....

"Развитие познавательных интересов младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников младших классов и два этапа развития познавательных интересов....

НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...

"Важность развития творческих способностей у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

quot;Важность развития творческих способностей у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...