Исследовательская деятельность младших школьников
методическая разработка по теме

Булатова Вероника Валерьевна

 

Данная работа содержит методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьников

Работа адресована классным руководителям, учителям начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность

младших школьников

В любом обществе вне зависимости от его национальных особенностей и диктуемых ими культурно-образовательных традиций существует стереотип, указывающий на ограничение возможностей человека в плане обучения. Этот стереотип определяет объем содержания образования и темп его усвоения. Теоретически предел возможностей человека вообще и ребенка в частности действительно существует, но ответ на вопрос о том, где этот предел, практически никому не известен. Так же как неизвестен и темп, в котором реально может проходить обучение. Действительность едва ли не ежедневно представляет нам примеры практически безграничных возможностей человека.

Многие специалисты, изучавшие проблемы развития интеллекта и мышления ребенка в ходе обучения, постоянно подчеркивают мысль о том, что главным фактором, определяющим это развитие, выступает не содержание, а методы его усвоения. В этом деле не столько важно, то чему мы учим, сколько то, как мы это делаем.

Если это обучение идет на основе  традиционных методов, принятых в школе, то вред, приносимый в итоге процессу развития интеллекта и креативности дошкольника, безусловно, очень велик. Об этом, ссылаясь на собственные исследования, красноречиво говорили многие весьма авторитетные специалисты в области развития детского интеллекта, например - Ж. Пиаже и др. Если делать все это на базе методов исследовательского обучения, то ситуация радикально меняется.

Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих других часто представляется самым трудным.

Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности.

Следовательно, обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом, и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.

Формы организации исследовательской деятельности

Существует три общепринятых формы организации исследовательской деятельности младших школьников: экспресс-исследования, долговременные исследования, коллективные исследования.

Экспресс-исследования

Эта форма организации предполагает массовое участие детей. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Возможны не только эмпирические исследования, построенные на наблюдениях и экспериментах, но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего (поручить детям оперативно составить проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина и др.); неземные цивилизации; фантастические рассказы и др.

Теоретические экспресс-исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации. Задача ребенка - собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые чаще всего были связаны с историей, краеведением, музыкой, изобразительным искусством. Например: искусство портрета (основные особенности, классификация портретов, особенности современных портретов и портретов прошлого и др.); история возникновения трамвая, забытые народные музыкальные инструменты и др.

Особую важность в данной форме организации учебных экспресс-исследований имеет заключительный момент. Целесообразно для подведения результатов исследовательской деятельности проводить кконференции. Оперативно собранные материалы исследований обобщаются, и авторы делают краткие сообщения.

Для того чтобы провести такую конференцию, столы лучше поставить в круг  или каре, что позволяет организовать многостороннее общение. Председательские функции следует брать на себя педагогу. Детям с ролью ведущего справляться еще трудно. Каждый ребенок получает несколько минут для своего доклада.

Долговременные исследования

Эта работа проводится в рамках внеучебной деятельности. Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

1. Постановка проблемы, выбор темы исследования.

От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Темы условно можно объединить в три основные группы:

- фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

- теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.;

- эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Наиболее сложны и при этом наиболее интересны в познавательном смысле теоретические исследования, но их способны выполнять только одаренные младшие школьники. Эмпирические исследования более занимательны и доступны для большинства детей, но они сложны в плане подготовки для педагога

Правила выбора темы:

 - Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования.

- Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. Идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема учебного исследования - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилами. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором.

- Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Тема зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу этим интересам, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя как «рыба в воде».

- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - сверхчувствительности к проблемам. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.

- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатый и не доведенный сразу до конца проект (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченным. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая названную выше особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

- Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться в ходе собственной исследовательской практики разными возрастными группами на разных этапах обучения.

- Сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие. Все это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанному на доказательном исследовании и надежных знаниях.

- С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно интересы становятся устойчивее.

2. Поиск вариантов решения и сбор материала

Естественно, что способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Во-первых, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Проведя классификацию, сделать выбор, оценив без эмоций, как и следует исследователю, эффективность каждого способа.

Однако следует постоянно иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов, даже если это грозит тем, что вполне реальная тема из разряда, например, эмпирических приобретает черты фантастической.

Выбор источников для сбора материала также во многом зависит от формулировки темы. Но сама актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.

Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл долговременного исследования школьника - добыть знания самостоятельно.

Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в самых разных ее проявлениях. Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент.

Понаблюдать можно за поведением людей, птиц и животных, за тем, как деревья теряют осенью листву, как выбирает себе дорогу весенний ручей, и за многим другим. Особенно ценно проведение собственных экспериментов.

Хорошую почву и для наблюдений, и для экспериментов дает исследовательская работа младших школьников в области человеческих отношений. Дети с увлечением наблюдают за поведением людей, проводят несложные тесты и в ходе этого учатся важнейшему качеству - понимать других.

На этом этапе исследования торопиться не стоит. Исследовательская работа - дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность не только предлагать интересные необычные идеи, но и учиться их разрабатывать.

3. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов

Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации весело и приятно. Значительно сложнее решить, что делать дальше с полученной информацией. Как ее проанализировать, а затем обобщить, выделить главное, исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого.

Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; это может быть и книга, и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.

Правильно организованная подготовка проекта к защите для детей должна превратиться в интересную многодневную игру. Они становятся очень серьезными и важными, увлеченно, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.

Прежде чем выбрать форму представления результатов (макет, научный отчет, книга и др.), следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ (макетов, чертежей и др.).

4. Защита результатов исследования

Ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. При проведении учебных исследований важно не столько сообщить об усвоенном тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.

Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В состав жюри должны войти люди, авторитетные для детей: администраторы и методисты школы, педагоги, родители и учащиеся, проекты которых занимали первые места на предыдущих конкурсах проектов. Каждый член жюри получает бланк для отметок.

Время представления проекта целесообразно ограничить 4-5 минутами. Также необходимо ограничить и время вопросов и ответов. Сделать это лучше всего за счет снятия повторяющихся и малосущественных вопросов. Эта работа обычно возлагается на педагога, ведущего защиту.

По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и в особенности тех, кто задавал умные, интересные вопросы.

Работа по организации долгосрочных исследований требует от педагога неординарных усилий. Известный специалист Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:

• Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных допущений, на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

• Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

• Научите детей прослеживать межпредметные связи.

• Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

• Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

• Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

• Подходите ко всему творчески.

Коллективные исследования

Исследовательская работа, выполненная вдвоем или втроем, с полным правом может считаться коллективной, но мы в данном случае называем коллективными другие варианты организации исследовательской практики - когда над одной проблемой трудится весь класс.

В формировании у учащихся устойчивых интересов к сложным, комплексным, многоуровневым проблемам, дающим старт исследовательской практике, активную роль могут играть специальные игровые методики, построенные на самых разных игровых сюжетах. Методики такого рода интенсивно используются в современной практической психологии и образовании с самыми разными целями. Игровые сюжеты позволяют пробудить интерес ребенка к определенным глобальным вопросам и создать высокую мотивацию для самостоятельного изучения сложных проблем обществознания, географии, биологии и других сфер. При создании «собственного государства» ребенку приходится вникать и в сущность общественного устройства, и в специфику государственного управления, решать лингвистические проблемы (иногда мы сталкивались с тем, что дети создавали оригинальный язык для жителей своей страны), заниматься географией, биологией, изучать основы градостроительства. А также многое из того, к чему его обычным путем привлечь крайне сложно.

Хороший результат дают и другие игровые сюжеты, например «Мэрия» (участники получают портфели руководителей городских структур, затем вводится ситуация: Олимпийские игры, землетрясение и др.). Множество аналогичных интересных сюжетов можно придумать самостоятельно и придать таким образом работе детей любую предметную направленность.

Классификация тем исследования

Как убеждает нас теория обучения, информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка. Когда она, образно говоря, проходя через мозг, находит, за что зацепиться. В противном случае все происходит как в сказке - «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Именно поэтому педагоги настаивают на необходимости систематичного обучения. Хаотичное обучение не дает большого эффекта.

Систематизации учебных исследований способствует классификация по тематикам. Она не является догмой и может быть расширена или сокращена. Но важно, чтобы в наших исследовательских опытах существовала система. Она позволит яснее увидеть достижения и новые ориентиры.

Общие направления исследований:

- Живая природа: зоология, ботаника, генетика, природопользование (сельское хозяйство).

- Человек: происхождение человека, развитие человеческого организма, медицина, психология человека, деятельность, выдающиеся мыслители.

- Общество: цивилизации, государства и страны, история, демография, государственные деятели.

- Культура: язык, религия, искусство, образование.

- Земля: география, климат, строение Земли.

- Вселенная: галактики, Солнце, звезды, инопланетные цивилизации.

- Наука: математика, физика, химия, астрономия, история науки.

- Техника: транспорт, промышленность, техническое конструирование и дизайн, строительство.

- Экономика: финансы и производство, деньги и торговля, банки.

Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией. Для обучения умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации. Вопросы, содержащиеся в предложенной ниже схеме, могут служить специфическими ключами к поиску и систематизации информации.

Например, направление - живая природа, область знаний - зоология:

• где живет?

• чем питается?

• основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид;

• поведение;

• кто главные враги.

Теперь предстоит только конкретизировать тему исследования (например: медведи, жирафы, киты и др.), и данные «ключи» помогут открыть двери в неизвестное и при этом систематизировать полученные знания.

Практически так же, с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из ботаники и даже первые области знаний из направления «Человек: происхождение человека и развитие человеческого организма».

Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как «Выдающиеся мыслители» или «Государственные деятели». В этом случае можно воспользоваться примерно такой схемой:

• общая характеристика личности выдающегося человека;

• где и когда родился;

• характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее окружение и т.п.);

• где провел жизнь;

• первые серьезные работы;

• основные достижения и результаты деятельности;

• основные работы о нем;

• как к нему относились современники;

• как к нему относятся в наше время.

Теперь выберем личность (например, Леонардо да Винчи, Петр I, адмирал Нельсон, М. В. Ломоносов, Сальвадор Дали и др.), и эти вопросы, как и в предыдущем случае, станут «ключами», помогающими открыть дверь в неизвестное.

Еще один пример из общего направления «Земля». Допустим, исследуем тему из раздела «География» - «Крупнейшие озера мира». Общий алгоритм обработки информации может быть таким:

• название крупнейших озер;

• их географическое положение;

• климатические условия;

• основные характеристики:

- размеры (площадь, глубина и др.);

- форма;

- пресные или соленые;

• животный и растительный мир этих озер;

• какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности;

• характеристика экологической ситуации.

Практически аналогично можно структурировать информацию при исследовании в области общего направления «Вселенная». Возьмем для примера тему «Планеты Солнечной системы»:

• перечень планет;

• происхождение названия;

• общая характеристика каждой:

- размеры;

- удаленность от Земли;

- время обращения вокруг Солнца;

- удаленность от Солнца;

• исследования планеты людьми;

• условия на планете.

Хочется подчеркнуть, что с авторами проектов необходимо обязательно обсудить сам список этих вопросов. Он, естественно, формален, как и всякие обобщения. Каждая новая тема содержит в себе что-то такое, что потребует дополнительных специальных вопросов. Поэтому каждый раз его придется дорабатывать.

Конкурс интеллектуалов для младших школьников

Разнообразные олимпиады, конкурсы, спортивные состязания традиционно рассматриваются как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований. Особенно много таких мероприятий проводится для подростков и юношей. Для младших школьников в этом плане делается гораздо меньше. Предлагаемая методика ориентирована на эту возрастную группу.

Описанный ниже конкурс по содержанию и форме полностью соответствует своему названию, задания, включенные в него, ориентированы на различные стороны интеллектуальных способностей, а не на проверку того, как ребенок знает математику, язык или природоведение.

* Общая характеристика. Конкурс интеллектуалов следует рассматривать как праздничное действие. В течение учебного года его можно провести несколько раз. Конкурс командный, и при этом обязательно предусматривается выявление и поощрение детей, отличившихся в личном зачете. Он может быть проведен как в условиях одного класса, так и между учениками из разных классов и школ.

* Подготовка команды. Содержательная часть подготовки целиком возлагается на специальные курсы в рамках горизонтального обогащения содержания образования. Суть этой подготовки несложно понять, рассмотрев содержание предлагаемых детям заданий.

* Организационная сторона подготовки команды сводится к подбору участников. При проведении конкурса на уровне класса целесообразно привлечь всех детей. На соревнование между классами, естественно, надо выставить победивших на первом этапе учащихся и т. д.

Оптимальный состав одной команды - 5-7 детей. Желательно, чтобы команда имела название, эмблему и другие атрибуты идентификации.

* Подготовка помещения. Для проведения конкурса необходимо помещение, где можно было бы разместить столы для каждой команды и членов жюри, где также нашлось бы место для гостей и болельщиков. При этом помещение должно обладать соответствующими акустическими возможностями. Нелишним будет и место, где бы дети могли поиграть или потанцевать во время небольших перерывов.

* Задания. Основная часть подготовительной работы - выбор и подготовка заданий. Целесообразно использовать не более трех-четырех серий заданий. Естественно, что задачи в каждой серии должны отличаться между собой по направленности. К примеру, если первая серия включала вербальные задачи, то следующая за ней будет воспринята лучше, если будет состоять из невербальных задач. Кроме того, это чередование позволит увидеть возможности участников с разных сторон и даст шанс детям с разными особенностями мышления. Естественно, что задания внутри одной серии составляются по принципу постепенного усложнения от первого к последующему.

Опыт показывает, что среди участников нередко встречаются дети, значительно превышающие возможности своих сверстников, поэтому целесообразно последние задания в каждой серии делать особенно сложными, значительно превышающими возможности среднего ребенка. Расчет прост - может быть, и найдется среди участников такой ребенок, который решит эту задачу. И чем труднее она будет - тем значительней событие открытия еще никому не известного дарования.

Варианты подбора заданий для конкурса интеллектуалов

Первый класс

1-я серия. Невербальные задачи по нахождению закономерности в расположении фигур - рисунок 1. Плакаты с заданиями готовятся заранее на листах ватмана. Размер - 1/4-1/2 стандартного листа. Лучше всего выполнить их в технике аппликации из яркой цветной бумаги. Каждую задачу следует располагать на отдельном листе бумаги.

Рис. 1

Детям необходимо раздать листочки и фломастеры. На каждом листочке следует предварительно написать фамилию и имя участника.

Плакаты с задачами предъявляются участникам одновременно, поэтому подумайте, как посадить детей, чтобы всем, включая зрителей, был виден плакат с заданиями.

Задание для детей: найдите закономерность в расположении фигур и нарисуйте фигуру вместо точек. Время выполнения каждого задания примерно 1-1,5 минуты. Таким образом, общая продолжительность выполнения заданий 1-й серии 5-6 минут.

Листочки с ответами передаются в жюри. За правильный ответ присуждается следующее количество баллов: А - 1 балл; Б - 1 балл; В - 1 балл; Г - 1 балл; Д - 2 балла; Е - 2 балла.

2-я серия. В эту серию включаются задачи для выявления оригинальности и гибкости мышления. Каждый член команды получает листок бумаги с нарисованными на нем одинаковыми линиями (рис. 2).

Рис. 2

Задание: закончите рисунки, превратив каждую линию в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайтесь придумать что-то такое, чего бы никто другой придумать не смог.

Оцениваем оригинальность.

Рисунок 2-а - 0 баллов за изображения крыши дома, ракеты, дорожного знака, ромба, квадрата, горы, буквы Л, буквы А, за остальные изображения - 1 балл; рисунок 2-б - 0 баллов за рисунки: волны, гусеницы, веревки, облака. Остальные изображения - 1 балл.

На выполнение задания дается 4 минуты. После этого жюри подводит итоги, а у членов команд и зрителей - перерыв. После него так же, как и после первого перерыва, объявляются итоги выполнения данного задания, отмечаются победители в индивидуальном зачете, называются суммы баллов каждой команды.

3-я серия. Детям последовательно предлагаются три задания:

• нарисуйте фигуры, у которых три угла;

• нарисуйте фигуры, у которых четыре угла;

• нарисуйте фигуры, у которых нет углов.

За каждую правильно нарисованную фигуру начисляем 1 балл.

4-я серия. Задание: нарисуйте как можно больше схематических изображений животных из кружков, треугольников и квадратов.

За каждое изображение - 1 балл.

После того как дети выполнили задание, ведущий объявляет перерыв. Жюри подводит итоги этого конкурса и общие итоги, выделяет победителей в личном зачете и команды, набравшие наибольшее количество баллов.

Второй класс

1-я серия. Задание: найдите закономерность в расположении фигур и нарисуйте недостающую фигуру (см. рис.3).

Рис. 3

Рис. 4

Оценки: а - 1 балл; б - 1 балл; в - 2 балла; г - 2 балла.

2-я серия. Задачи на выявление уровня развития объемно-пространственного мышления.

Ведущий сворачивает листок бумаги в четыре раза, на глазах у детей так, как показано на рисунке 4. С помощью ножниц делает вырезы. Дети должны нарисовать то, что должно получиться, если листок развернуть. Оценки: а - 1 балл; б - 2 балла; в - 2 балла; г - 2 балла.

3-я серия. Вербальные задачи на выявление комбинаторных способностей. Задание: составьте слова из написанных в круге букв. Добавлять или убавлять буквы нельзя.

Оценка: за каждое слово - 1 балл.

Рис. 5

4-я серия. Задание: разделите квадрат на четыре равные части разными способами. Оценка: два способа - 1 балл; три способа - 2 балла; четыре способа - 6 баллов. Варианты ответов на рисунке 6.

Рис. 6

Этими четырьмя ответами решение данной задачи не ограничивается, она имеет бесконечное множество правильных ответов. За нахождение этого решения количество баллов можно удвоить.

Третий класс

1-я серия. Задание: нарисуйте недостающую фигуру.

Оценки: а - 1 балл; б - 1 балл; в - 1 балл; г - 1 балл; д - 3 балла.

Рис. 7

2-я серия. Задачи на сообразительность.

• Чем кончаются день и ночь?

• Что стоит посередине Земли?

• Чем кончается лето и начинается осень?

• Один термометр показывает 2 градуса мороза. Сколько градусов мороза покажут два термометра?

Оценка: задача 1 - 1 балл; задача 2 - 1 балл; задача 3 - 1 балл; задача 4 - 1 балл.

3-я серия. Конвергентные задачи на определение уровня развития объемно-пространственного мышления. Задание: подберите каждой фигуре пару таким образом, чтобы, соединяясь вместе, они образовывали куб - рисунки 8,9. Оценка: за каждую правильно подобранную пару начисляется 1 балл.

Рис. 8

4-я серия. Задание: придумайте как можно больше предложений, используя слова - космос, лето, театр. В предложении должны быть все три слова. За каждое предложение начислим по одному баллу.

Список используемой литературы

  1. Головко, О.Н. Научно-практическая деятельность обучаемых в образовательных структурах нового типа [Текст] / О.Н. Головко, В.К. Маригодов, А.А. Слободняк // Специалист. – 2000. - № 7 – С. 31 – 32.
  2. Евланова, Л.И. Как улучшить способности педагогов и учащихся к восприятию и переработке информации [Текст] / Л.И. Евланова. – Белово, 1999. -  60 с.
  3. Козлова, Л.П. Исследовательская работа: научно-практический аспект [Текст] / Л.П. Козлова, Н.Г. Савина // Среднее профессиональное образование. – 1999. - № 7. – С. 25 – 27.
  4. Петров, Н.К. Самопознание и научное творчество [Текст] / Н.К. Петров. – Ростов-на-Дону, 1992. – 147 с.
  5. Свиридова, В.С. Организация научно-исследовательской работы студентов педагогического колледжа [Текст]: научно-методические рекомендации. – Кемерово: КПК, 2002. – 49 с.
  6. Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей / М.В. Степанова, А.П. Тряпицина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2005. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям...

«Обеспечение формирования познавательных компетенций в проектно-исследовательской деятельности младших школьников»

Проектно-исследовательская методика считается чрезвычайно перспективным направлением в методике преподавания иностранного языка, особенно в тех случаях, когда тема проекта выходит на межпредметный уро...

Исследовательская деятельность младших школьников

Формирование навыков исследовательской деятельности у младших школьников...

Организация исследовательской деятельности младших школьников по декоративно-прикладному творчеству

Цель творческой разработки - выявить и применить на практике формы и методы исследовательской деятельности младших школьников на занятиях  по программе «Мир творчества».Практическая значимость тв...