Взаимодействие учителя – дефектолога и учителя начальных классов как важное условие реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
статья

Мосейкина Татьяна Владимировна

Необходимым условием реализации ФГОС О УО в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу.
          Взаимодействие специалистов образовательной организации направлено на создание системы комплексной помощи учащимся с интеллектуальными нарушениями в освоении АООП, развитии жизненных компетенций, коррекции недостатков в развитии, социальной адаптации.
           В основе коррекционной работы лежит единство таких функций: диагностической, педагогической, коррекционно-развивающей, консультативной.
           Рассмотрим подробнее компоненты взаимодействия учителя-дефектолога с учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vzaimodeystvie_uchitelya-defektologa.docx14.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Взаимодействие учителя – дефектолога и учителя начальных классов как важное условие реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

           Необходимым условием реализации ФГОС О УО в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу.
          Взаимодействие специалистов образовательной организации направлено на создание системы комплексной помощи учащимся с интеллектуальными нарушениями в освоении АООП, развитии жизненных компетенций, коррекции недостатков в развитии, социальной адаптации.
           В основе коррекционной работы лежит единство таких функций: диагностической, педагогической, коррекционно-развивающей, консультативной.
           Рассмотрим подробнее компоненты взаимодействия учителя-дефектолога с учителем.
      Диагностическое направление учителя-дефектолога включает в себя выявление уровня актуального развития, зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием ребенка; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка. Проводим анализ рисунков, письменных работ (качественная характеристика ошибок) учащихся, изучаем особенности развития с использованием методик.                Результаты педагогического обследования фиксируем в дефектологических протоколах и дефектологических представлениях.
          По итогам психолого-педагогического обследования детей учитель-дефектолог и учитель класса проводит подробный анализ всего происходившего во время обследования (как вел себя тот или иной ребенок, как отвечал на вопросы, как выполнял те или иные задания, инструкции и проч.). В таком собеседовании учитель имеет возможность пояснить некоторые ответы и поступки ребят, так как он в данной ситуации является как бы представителем заинтересованной стороны, и в силу своей профессиональной деятельностилучше знает ребенка, а специалист (учитель-дефектолог) выступает здесь, как независимый эксперт. Таким образом, совместно очерчивается четкая и ясная картина речевого и познавательного развития каждого ребенка.
           Одной из форм сотрудничества учителя-дефектолога и учителя является совместное составление единого перспективного тематического планирования работы на год. Единое тематическое планирование позволяет максимально полно освещать ту или иную сторону образовательного процесса. Например, основную работу по накоплению и уточнению словаря детей и активизации навыков грамматически правильного построения устной речи, развитию фонематического слуха проводит учитель на своих уроках. Решая воспитательные и образовательные задачи, он создает речевую базу по лексической теме, подготавливает ребенка к освоению достаточно сложных грамматических конструкций и в то же время, закрепляет уже отработанный учителем-дефектологом материал. Учитель-дефектолог в помощь учителю разрабатывает и предлагает к каждой лексической теме специальные карты-задания, материал по развитию фонематического восприятия, высших психических функций и мелкой моторики. Судя по отзывам педагогов, такой вид взаимодействия значительно облегчает планирование образовательно-воспитательного процесса, позволяет достаточно полно охватить все разделы работы.
          Большое значение в процессе взаимодействия учителя и специалиста имеет работа по формированию общеучебных навыков. Это навыки необходимые для изучения любой учебной дисциплины и успешного формирования комплекса социальных (жизненных) компетенций: читать, писать, пересказывать, наблюдать, слушать, рассматривать, зарисовывать, выполнять измерения, планировать работу с учебником, организовывать учебное общение.
           Эффективной формой взаимодействия специалистов являются взаимопосещения занятий. Просмотр открытых занятий учителя-дефектолога и посещение учителем-дефектологом уроков учителя с целью динамического наблюдения за детьми, определения направлений взаимодействия позволяет совместно скорректировать работу.
          В системе коррекционно–развивающего обучения особая роль отводится динамическому наблюдению специалистами за развитием каждого ребёнка. Проводится оно регулярно и дает возможность подобрать наиболее эффективные методы, приёмы воздействия на ученика. В наблюдении за динамикой развития ученика особая роль отводится учителю. Он координирует действия всех специалистов, фиксирует результаты проверочных и контрольных работ учащихся в динамических дневниках, анализирует результаты. Обсуждение динамикиразвития учащихся учителем с учителем-дефектологом является одним из важнейших моментов взаимодействия.
         Мы, узкие специалисты являемся помощниками. На первом месте в нашем союзе единомышленников встает учитель, который первым принимает утром ребенка, пришедшего в школу, и провожает его последним, перед уходом домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов при реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями».

В данной статье описывается опыт работы учителя-логопеда  при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы  ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями. Реализация да...

Доклад на семинаре по дефектологии "Организация предметно-развивающей среды в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотимнаучить его читать и писать. Да, от того, как будетчув...

Особенности образовательной среды школы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, вза...

Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"

Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...

Статья «Самостоятельная работа на уроках географии в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Самостоятельная работа является приоритетным направлением в развитии современного образования....

Деятельность учителя по формированию БУД в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Как мы знаем, система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система о...