Статья «Самостоятельная работа на уроках географии в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
статья по географии
Самостоятельная работа является приоритетным направлением в развитии современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sycheva_o.v._sam.rabota_statya.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самостоятельная работа на уроках географии в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
В современных реалиях, в условиях внедрения ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) специального образования, коррекционная школа ставит перед собой цель: подготовить своих выпускников к повседневной реальной жизни, к достижению успехов в ней, к умению самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения, то есть сформировать самостоятельную личность с активной гражданской позицией.
Наиболее полно решение этой цели реализуется путём вовлечения обучающихся в процесс самостоятельной работы (самостоятельной деятельности).
Самостоятельная работа обучающихся является приоритетным направлением в развитии современного образования. 2023 год Указом Президента России Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника. И сегодня символично вспомнить слова «главного педагога», основоположника научной педагогики в России – Константина Дмитриевича Ушинского:
Нужно, чтобы дети,
по возможности,
учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным процессом
и давал для него материал
Слова Константина Дмитриевича Ушинского отражают суть урока
современного типа, в котором центральное место занимает
самостоятельная работа и активная познавательная деятельность обучающихся.
Существует множество определений самостоятельной работы, но мне
показались наиболее полно отражающими суть самостоятельной работы,
два из них:
Самостоятельная работа
- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия
учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время,
при этом обучающиеся стремятся достигнуть поставленную цель, употребляя
свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или
физических действий (либо тех и других вместе). Есипов Б.П.
Самостоятельная работа
– это такая форма организации учебной деятельности обучающихся, при
которой они максимально проявляют свою внешнюю и внутреннюю активность.
Целью организации самостоятельной работы обучающихся на уроке:
является развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной
познавательной деятельности.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
Задачи самостоятельной работы обучающихся на уроке:
- формирование умений и навыков самостоятельной работы;
- повышение уровня самоорганизации, самоконтроля, самостоятельности,
сознательности и прочности усвоения знаний
(лучше запоминается сделанное самостоятельно);
- включение обучающихся в активную деятельность;
- развитие познавательных способностей (наблюдательности, логического
мышления, памяти, воображения, творческой активности и инициативности);
- использование полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Признаками самостоятельной работы как формы организации учебной
деятельности являются:
- наличие цели самостоятельной работы;
- наличие конкретного задания;
- четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;
- определение формы проверки результата самостоятельной работы;
- обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.
К функциям самостоятельной работы обучающихся относится:
- выработка способности работать самостоятельно;
- развитие познавательной активности;
- стимулирование творческого мышления;
- осмысление приобретенных знаний
(«прочно и хорошо усвоено то, что добыто собственным трудом");
- формирование умения планировать время;
- выработка ответственности и инициативности.
Познавательная активность - главнейшее условие формирования у обучающихся потребности в знаниях, овладении навыками творческой деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний; фундамент, являющийся условием дальнейшего образования и личностного роста.
К заданиям для самостоятельной работы предъявляются определённые
требования.
они должны быть:
- доступны для обучающихся;
- разнообразны по содержанию;
- применяться на каждом уроке (на разных этапах урока);
- постепенно усложняться;
- обязательно проверяться.
Самостоятельные работы обучающихся классифицируются по:
- по дидактическим целям (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
- по уровню самостоятельности обучающихся (под непосредственным
руководством учителя, самостоятельно);
- по степени индивидуализации (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные);
- по источнику и методу приобретения знаний (работа с учебником, дополнительной литературой, СМИ(средствами массовой информации), информационно-коммуникационной сетью (Интернет);
- по форме выполнения (устные, письменные, практические работы, тестовые задания, контрольные работы);
- по месту выполнения (классные, внеклассные – домашние работы, экскурсии).
Среди предметов, изучаемых в коррекционной школе, важное образовательное, практическое и воспитательное значение имеет география.
Формирование знаний и умений по этому предмету и развитие самостоятельной учебной деятельности обучающихся происходит в тесной взаимосвязи и является обязательной составной частью процесса обучения.
География, несмотря на привлекательность учебной информации, вызывает трудности у обучающихся по причине:
-большого количества информации и специальных терминов (сложностью произношения терминов), а также ограниченности географических представлений у обучающихся (географические представления сформировались в малой степени или не сформировались вообще).
Кроме того у обучающихся наблюдается : рассеянное внимание, неусидчивость, неспособность запомнить большой объём информации).
Обучение географии в коррекционной школе предполагает и требует применение большого количества видов самостоятельной работы.
На своих уроках географии я использую следующие виды самостоятельной работы:
Работа с учебником:
- работа с текстом;
- работа с вопросами и заданиями;
- работа с иллюстрациями.
И опять вспоминаем слова Константина Дмитриевича Ушинского:
Научить учеников пользоваться учебником
и вообще книгой – великая, благодарная и самая необходимая задача.
Виды работы с учебником
-Работа с текстом;
Работа с системой вопросов и ответов;
Работа с текстовыми картами;
Работа со справочными материалами;
Работа с приложением;
Работа с диаграммами, графиками, таблицами;
Работа с иллюстрациями;
Работа с планом характеристики в конце учебника.
Ни один учебник, любого другого предмета, преподаваемого в школе, не имеет столько возможностей применения различных видов деятельности учащихся, как учебник географии
Душина И.В.
Таким образом
Организация выполнения разнообразных по цели и содержанию самостоятельных работ способствует формированию у обучающихся самостоятельности (как черты личности).
Самостоятельность является залогом получения обучающимися более глубоких знаний, выработке прочных умений и навыков.
Систематически организуемая самостоятельная работа служит важным средством повышения познавательной активности обучающихся (интереса к учению, предмету, инициативности) и развитию у них познавательных способностей
(наблюдательности, логического мышления, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний на практике и в реальной жизни).
В заключении я бы хотела процитировать древнекитайского мыслителя, философа Конфуция:
Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз.
Дай ему удочку. Научи ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь.
И закончить словами великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте
Недостаточно только получить знания;
надо найти им приложение.
Недостаточно только желать; надо делать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Требования к уроку математики в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ"
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Решетилова Алла Борисовна, учитель математикиНужно, чтобы дети, по возможности, ...
Рабочая программа по природоведению 5 класс ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1.
В данную рабочую программу входит описание содерания курса, личностных и предметных результатов обучения, а также тематическое планирование. Данная программа адресована учителям природоведения, обеспе...
Доклад на семинаре по дефектологии "Организация предметно-развивающей среды в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотимнаучить его читать и писать. Да, от того, как будетчув...
Особенности образовательной среды школы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, вза...
Способы формирования навыков у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения
В данном выступлении раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию навыков школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самооп...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном" ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), 8 класс
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.У...
Деятельность учителя по формированию БУД в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Как мы знаем, система обучения умственно отсталых детей в нашей стране не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Система о...