«Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов при реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями».
статья

Луденкова Светлана Сергеевна

В данной статье описывается опыт работы учителя-логопеда  при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы  ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями. Реализация данной программы происходит при полисубъектном взаимодействии "учитель-логопед" - "учитель начальных классов". Результатом содружества педагогов становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов              при реализации адаптированной основной  образовательной программы  ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями».

 

Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема 

повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоле-ние школьной неуспеваемости. Её значимость обусловлена тем, что количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объёме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Значительный процент неуспевающих учащихся составляют дети, имеющие различные нарушения речевого развития. Данным учащимся необходима помощь учителя-логопеда.   Успешное осуществление коррекционной работы во многом зависит от многих факторов. В том числе и от эффективного взаимодействия  учителя-логопеда и учителя начальных классов.  

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: 

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; 

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. 

Цели логопедической работы: 

  • Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся. 

Таким образом, цели учителя-логопеда и учителя начальных классов тесно переплетаются. Для достижения совместных целей необходимо  полисубъектное взаимодействие «учитель-логопед» - «учитель начальных классов». 

Для этого  необходимо выработать единые требования к занятиям с логопатами: 

  1. всесторонне развивать личность учащегося; 
  1. обучение должно носить воспитывающий характер; 
  1. учитывать возрастные особенности детей; 
  1. учитывать структуру речевого дефекта; 
  1. подбирать доступный материал в  соответствии с речевым нарушением; 
  1. осуществлять коллективный подход на фоне коллективной деятельности; 
  1. добиваться прочности приобретённых знаний и навыков; 
  1. широко использовать наглядность, игровые методы и приёмы; 
  1. предъявлять программные требования с учётом возможных (специфических) ошибок. 

 

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов предполагает различные направления: 

  1. Заседания консилиума. 
  2. Заседания методических объединений. 
  3. Совещания. 
  4. Консультации. 
  5. Работа с родителями 
  6. Выполнение заданий с логопатами. 

  1. Заседания консилиума. 

В течение учебного года обычно проводится 3 заседания консилиума по каждой параллели классов. Первое заседание – в сентябре, после диагностики учащихся. На этом заседании выделяются основные коррекционные задачи и направления коррекционной работы. 

Второе – в декабре/январе. На данном заседании проводится совместный мониторинг по результатам совместного педагогического воздействия на логопатов. Если необходимо, то вносятся изменения в направления работы. 

В конце учебного года, в мае, проводится заключительное заседание, на котором подводятся итоги работы. А также принимается решение о необходимости продолжения коррекционной работы или выпуске учащегося из логопункта. Определяются учащиеся, нуждающиеся в логопедической помощи в следующем учебном году. 

При необходимости проводятся внеплановые заседания. 

Темы заседаний:

  1. «Готовность первоклассников к школьному обучению»
  2. «Направление учащихся с нарушениями речи на ТПМПК для определения программы обучения»
  3. «Трудности адаптации в первом классе»
  4. «Проблемы учащихся … класса: …. , и пути их решения»
  5. «Организация обучения учащихся в классе компенсирующего обучения»
  6. «Особенности организации  обучения в классе повышенного внимания»

  1. Заседания методических объединений. 

Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя начальных классов осуществляется также путём совместных методических объединений. На них заслушиваются выступления педагогов, решаются организационные, методические вопросы, изучается передовой опыт педагогов. Учитель-логопед  рассказывает учителям начальных классов о методах и приёмах логопедической работы. Часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приёмы работы логопеда и успешно ими пользуются на уроках. На заседаниях методического объединения  также планируются дальнейшие темы заседаний, определяются темы выступлений педагогов.  

Темы выступлений учителя-логопеда представлены на слайде. 

  1. Совещания. 

В нашей школе проводятся занятия для дошкольников: «Школа будущего первоклассника». С детьми занимаются 3 специалиста: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель начальных классов. Благодаря данной форме работы со старшими дошкольниками, педагоги имеют возможность познакомиться с будущими первоклассниками, их родителями. После окончания занятий, в мае, проводится совещание, на котором озвучиваются результаты наблюдений педагогов и принимаются решения о рекомендациях для родителей. 

  1. Консультации. 

Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма учи-тель- логопед периодически проводит анализ письменных работ детей (обычно во время каникул) и обращает внимание учителя начальных клас-сов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок. В течение учебного года учитель-логопед проводит консультации для  учителей об особенностях коррекционной работы с конкретным ребёнком.

 

  1. Работа с родителями 

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Практика показывает, что часто родители не понимают необходимости коррекционной помощи их детям. Особенно, если состояние звукопроизношения в норме. Ошибки на письме родители списывают на невнимательность, усталость, нежелание учиться. Некоторые родители  негативно относятся к тому, что для зачисления ребёнка на логопункт необходимо получить заключение ПМПК. Логопед совместно с учителем убеждают родителей в необходимости сбора документов, прохождении ПМПК, а также  в систематическом контроле за посещением ребёнком логопедических занятий., выполнением домашних заданий по коррекции звукопроизношения.  

  1. Выполнение заданий с логопатами. 

В нашей школе функционируют группы продлённого дня. Функции воспитателей выполняют учителя начальных классов. Во время пребывания учащегося в группе продлённого дня воспитатель выполняет с ребёнком домашнее задание по коррекции звукопроизношения, уделяет внимание воспитанию у школьников речевого самоконтроля.  

 

Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.  

В заключение можно сказать, что своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимо-действии учителя и логопеда имеют большое значение в условиях общеоб-разовательной школы. Реализация адаптированных программ для учащихся с ОНР должна происходит при единстве требований учителя-логопеда и учителя начальных классов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Координационный план взаимодействия учителя-логопеда, узких специалистов и воспитателей по реализации принципа преемственности в коррекционной работе и устранению речевой патологии.

Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и узких специалистов к активному участию в коррекционной логопедич...

Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...

Статья: "Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся"

В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменени...

"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ      Секция 6  "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...

Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов, в условиях общеобразовательной школы.

Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов необходимо для оптимизации учебного процесса, и оказывает только положительное воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения....

Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"

Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя адаптивной физкультуры на занятиях с обучающимися в рамках реализации ФГОС

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре.Преемственность и взаимосв...