«Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов при реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями».
статья
В данной статье описывается опыт работы учителя-логопеда при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями. Реализация данной программы происходит при полисубъектном взаимодействии "учитель-логопед" - "учитель начальных классов". Результатом содружества педагогов становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов при реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями».
Одной из актуальных проблем современной школы остается проблема
повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоле-ние школьной неуспеваемости. Её значимость обусловлена тем, что количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объёме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Значительный процент неуспевающих учащихся составляют дети, имеющие различные нарушения речевого развития. Данным учащимся необходима помощь учителя-логопеда. Успешное осуществление коррекционной работы во многом зависит от многих факторов. В том числе и от эффективного взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Цели логопедической работы:
- Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся.
Таким образом, цели учителя-логопеда и учителя начальных классов тесно переплетаются. Для достижения совместных целей необходимо полисубъектное взаимодействие «учитель-логопед» - «учитель начальных классов».
Для этого необходимо выработать единые требования к занятиям с логопатами:
- всесторонне развивать личность учащегося;
- обучение должно носить воспитывающий характер;
- учитывать возрастные особенности детей;
- учитывать структуру речевого дефекта;
- подбирать доступный материал в соответствии с речевым нарушением;
- осуществлять коллективный подход на фоне коллективной деятельности;
- добиваться прочности приобретённых знаний и навыков;
- широко использовать наглядность, игровые методы и приёмы;
- предъявлять программные требования с учётом возможных (специфических) ошибок.
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов предполагает различные направления:
- Заседания консилиума.
- Заседания методических объединений.
- Совещания.
- Консультации.
- Работа с родителями
- Выполнение заданий с логопатами.
- Заседания консилиума.
В течение учебного года обычно проводится 3 заседания консилиума по каждой параллели классов. Первое заседание – в сентябре, после диагностики учащихся. На этом заседании выделяются основные коррекционные задачи и направления коррекционной работы.
Второе – в декабре/январе. На данном заседании проводится совместный мониторинг по результатам совместного педагогического воздействия на логопатов. Если необходимо, то вносятся изменения в направления работы.
В конце учебного года, в мае, проводится заключительное заседание, на котором подводятся итоги работы. А также принимается решение о необходимости продолжения коррекционной работы или выпуске учащегося из логопункта. Определяются учащиеся, нуждающиеся в логопедической помощи в следующем учебном году.
При необходимости проводятся внеплановые заседания.
Темы заседаний:
- «Готовность первоклассников к школьному обучению»
- «Направление учащихся с нарушениями речи на ТПМПК для определения программы обучения»
- «Трудности адаптации в первом классе»
- «Проблемы учащихся … класса: …. , и пути их решения»
- «Организация обучения учащихся в классе компенсирующего обучения»
- «Особенности организации обучения в классе повышенного внимания»
- Заседания методических объединений.
Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя начальных классов осуществляется также путём совместных методических объединений. На них заслушиваются выступления педагогов, решаются организационные, методические вопросы, изучается передовой опыт педагогов. Учитель-логопед рассказывает учителям начальных классов о методах и приёмах логопедической работы. Часто учителя начальных классов охотно берут на вооружение отдельные приёмы работы логопеда и успешно ими пользуются на уроках. На заседаниях методического объединения также планируются дальнейшие темы заседаний, определяются темы выступлений педагогов.
Темы выступлений учителя-логопеда представлены на слайде.
- Совещания.
В нашей школе проводятся занятия для дошкольников: «Школа будущего первоклассника». С детьми занимаются 3 специалиста: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель начальных классов. Благодаря данной форме работы со старшими дошкольниками, педагоги имеют возможность познакомиться с будущими первоклассниками, их родителями. После окончания занятий, в мае, проводится совещание, на котором озвучиваются результаты наблюдений педагогов и принимаются решения о рекомендациях для родителей.
- Консультации.
Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма учи-тель- логопед периодически проводит анализ письменных работ детей (обычно во время каникул) и обращает внимание учителя начальных клас-сов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок. В течение учебного года учитель-логопед проводит консультации для учителей об особенностях коррекционной работы с конкретным ребёнком.
- Работа с родителями
Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней родителей. Практика показывает, что часто родители не понимают необходимости коррекционной помощи их детям. Особенно, если состояние звукопроизношения в норме. Ошибки на письме родители списывают на невнимательность, усталость, нежелание учиться. Некоторые родители негативно относятся к тому, что для зачисления ребёнка на логопункт необходимо получить заключение ПМПК. Логопед совместно с учителем убеждают родителей в необходимости сбора документов, прохождении ПМПК, а также в систематическом контроле за посещением ребёнком логопедических занятий., выполнением домашних заданий по коррекции звукопроизношения.
- Выполнение заданий с логопатами.
В нашей школе функционируют группы продлённого дня. Функции воспитателей выполняют учителя начальных классов. Во время пребывания учащегося в группе продлённого дня воспитатель выполняет с ребёнком домашнее задание по коррекции звукопроизношения, уделяет внимание воспитанию у школьников речевого самоконтроля.
Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.
В заключение можно сказать, что своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимо-действии учителя и логопеда имеют большое значение в условиях общеоб-разовательной школы. Реализация адаптированных программ для учащихся с ОНР должна происходит при единстве требований учителя-логопеда и учителя начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Координационный план взаимодействия учителя-логопеда, узких специалистов и воспитателей по реализации принципа преемственности в коррекционной работе и устранению речевой патологии.
Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и узких специалистов к активному участию в коррекционной логопедич...
Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.
Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...
Статья: "Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся"
В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменени...
"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".
I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ Секция 6 "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...
Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов, в условиях общеобразовательной школы.
Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов необходимо для оптимизации учебного процесса, и оказывает только положительное воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения....
Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"
Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя адаптивной физкультуры на занятиях с обучающимися в рамках реализации ФГОС
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре.Преемственность и взаимосв...