Методические рекомендации по составлению и использованию ребусов на занятиях русского языка и литературы.
учебно-методический материал
Интеллектуальные игры играют значимую роль в развитии у обучающихся любознательности и стремления к знаниям. Эти игры, основанные на интересе, а не на обязательности, способствуют глубинному пониманию языковых явлений и формируют навыки общения. Словесные игры, в свою очередь, пробуждают любовь к языку и чтению.
Творческие игры позволяют изучать разнообразные темы и могут включать элементы конкуренции или ролевых игр. Например, обсуждение сложных вопросов через диалог сторонников разных мнений способствует повышению продуктивности групповой работы, когда участники берут на себя роли журналистов, артистов или исследователей.
Некоторые игры напоминают викторины и требуют командной работы, что способствует сплочению группы. Также стоит выделить ребусы, которые открывают новые аспекты словесной игры. Составление и разгадка ребусов в соревновательном формате не только развлекает, но и способствует более глубокому запоминанию терминов.
Таким образом, игровые методы обучения предлагают эффективные и увлекательные способы развития языковых и коммуникативных навыков у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 437.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕБУСОВ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Автор- составитель: Доржиева Сэсэг Доржиевна,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ КТИНЗ
Ребус как вид словесной игры в повышении
познавательных интересов обучащихся.
Интеллектуальные игры способствуют развитию врождённой любознательности и стремления к знанию. Увлекательные словесные игры помогают полюбить язык, оценить его красоту и испытать удовольствие от чтения. Игра — это не просто развлечение, а уникальный метод понимания сложных языковых явлений и обучения речевым навыкам. Эффективность игры заключается в том, что она интересна, а не обязательна; во всем мире творческие игры активно применяются в качестве мощного инструмента обучения. Их можно использовать для изучения любой темы, достаточно лишь добавить элемент конкуренции или предложить участникам принять на себя определённые роли.
При обсуждении затруднительных вопросов через диалог сторонников разных мнений (например, что такое текст), когда учащиеся выступают в роли журналистов, артистов или исследователей, игра становится более продуктивной. Некоторые игры напоминают викторины, где участники соревнуются, а другие требуют командной работы. Ребусы привлекают тем, что открывают новые грани слов и приносят радость открытия. Составление ребуса самостоятельно и его разгадка среди друзей доставляют особое удовольствие, особенно в формате соревнования между командами, что также способствует запоминанию сложных терминов.
В этом генераторе ребусов можно автоматически создать ребус, зашифровав там слово или фразу на русском языке. В текстовое поле можно вводить только русские буквы, пробелы и тире. При генерации ребуса вы можете изменять его сложность. С увеличением сложности добавляется новые изображения и новые способы составления ребуса (все возможные способы присутствуют уже на 3-ем уровне, и дальше, при увеличении сложности, добавляются только изображения). По умолчанию ребус составляется без учёта пробелов, то есть фраза шифруется как единое целое. Вы можете это изменить и шифровать слова по отдельности. В этом случае каждое новое слово в ребусе будет начинаться с новой строки. При необходимости вы также можете увеличить или уменьшить максимальную ширину ребуса (холста, на котором он будет нарисован). После создания ребуса вы можете скачать его как картинку.
Принципы составления и решения ребусов.
Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать правила, по которым их составляют и расшифровывают:
- В ребусе могут оставаться не зашифрованные буквы. Их нужно читать так, как есть. Если возле картинки нет ни запятых, ни букв, ни цифр, то вместо картинки нужно подставить название картинки (то, что там изображено).
- Запятые возле картинки означают, что из названия картинки нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. Если запятые находятся слева от картинки, то удалять нужно начиная с начала слова, если справа - то с конца.
- Перечёркнутые под картинкой буквы означают, что из названия картинки нужно эти буквы удалить.
- Если под картинкой перечёркнуты цифры, то удалить нужно буквы, располагающиеся в слове под этими номерами.
- Если возле перечёркнутых под картинкой букв стоят другие буквы, то нужно в названии картинки эти, стоящие рядом, буквы вставить вместо перечёркнутых букв. То же самое означают буквы со знаком равно (=) между ними (нужно буквы, что слева от знака равно заменить теми, что справа). В обоих случаях количество заменяемых и заменяющих букв может быть разным.
- Если под картинкой вместо буквы зачеркнута цифра или знак равенства стоит между цифрой и буквой, то заменять нужно буквы, располагающиеся в названии картинки под этими номерами.
- Если между буквами стоят две стрелки, направленные в противоположные стороны, то в названии картинки эти буквы нужно поменять местами.
- Если направленные в противоположные стороны стрелки стоят между цифрами, то менять местами нужно буквы, располагающиеся в названии картинки под этими номерами.
- Если под картинкой написаны только цифры, то из названия картинки нужно взять буквы, располагающиеся там под этими номерами.
- Если под картинкой написаны буквы и перед ними стоит знак плюс (+), то эти буквы нужно вставить в название картинки. Вставлять может потребоваться как в начало или конец слова, так и куда-то в его середину.
- Перевёрнутый вверх ногами рисунок означает, что название картинки следует читать задом наперёд.
- Если одни буквы стоят одни на других буквах, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлог "на".
- Если одни буквы стоят под другими буквами, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлоги "над" или "под".
- Если буквы стоят вместе и держатся за руки, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлог "с" или союз "и".
- Если держащиеся за руки буквы одинаковые, то это может означать, что читать нужно только одни из них, добавив впереди слово "пара".
- Если одни буквы каким либо образом держат другие буквы, то где-то по смыслу нужно подставить предлоги "с" или "у".
- Если одна буква прислонена к другим буквам, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлоги "к" или "у".
- Если одни буквы уходят от других букв, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлог "от".
- Если одни буквы идут к другим буквам, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлог "к".
- Если одни буквы гонятся за другими буквам, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлог "за".
- Если одни буквы идут по другим буквам, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлог "по".
- Если одни буквы находятся за другими буквами, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлог "за".
- Если внутри буквы находятся другие буквы, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлог "в".
- Если по какой-либо букве написана другая буква, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлог "по".
- Если буква состоит из другой буквы, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлог "из".
- Если одни буквы умножаются (× •) или делятся (– / : ÷) на другие буквы, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлог "на".
- Если одни буква делятся (– / : ÷) на два, то это означает, что перед этой буквой нужно подставить "пол" (т.е. половина)
- Если одни буквы прибавляются (+) к другим буквам, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлог "к" или союз "и".
- Если одни буквы отнимаются (-) от других букв, то это означает, что где-то по смыслу нужно подставить предлог "от".
- Перечеркнутые буквы означают, что перед ними нужно подставить отрицание "не".
- Если между буквами стоит знак неравенства (≠), то это означает, что между ними нужно подставить отрицание "не".
НАПРИМЕР:
Ответ: Преступление и наказание
Ответ: Война и мир
Ответ: Лексика
Ответ: Способы словообразования
Ответ: Сочинение
Ответ: Практическая работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения Урока Знаний "Наш великий могучий русский язык"
Сценарий Урока Знаний или классного часа«Наш великий могучий русский язык»...

Методические рекомендации. Подготовка учеников 9 класса к ОГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения. С 15.3.
Методические рекомендации для обучающихся 9-х классов по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (15.3) представляют собой презентацию по разбору структуры написания сочинения данного типа....

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...

Федеральный государственный образовательный стандарт. Составление программ для 5 класса по русскому языку и литературе
Составление программ для 5 класса по русскому языку и литературе...

Выступление на заседании кафедры учителей русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Работа с Интернет- ресурсами»
В статье рассматривается проблема использования ИКТ на уроках русского языка и литературы....
Рекомендации по работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы.
В статье представленны методические рекомендации по работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы....

Методические рекомендации по формированию функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка и литературы посредством использования инновационных образовательных технологий
В методических рекомендациях представлены технологические приёмы, используемые в технике продуктивного чтения....