Рекомендации по работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку на тему

В статье представленны методические рекомендации по работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы.

Как выучить стихотворение?

  1. Стихотворение начинают учить лишь после того, как стала понятна его мысль и прочувствовано настроение.
  2. Читая строку за строкой, строфу за строфой, воссоздайте в своём воображении всё то, о чём пишет поэт – картины, явления… Игре воображения помогает поэтический язык произведения – эпитеты, метафоры, сравнения. Выделяйте их при чтении интонацией.
  3. Мысленно отметьте про себя: здесь – раздумье, а здесь – гнев или боль…
  4. Расставь в малознакомых словах правильные ударения, карандашом отметь паузы, повышение и понижение голоса.

Когда пишите сочинение:

  1. Не злоупотребляйте цитатами, особенно большими.
  2. Избегайте повторяющихся слов.
  3. Употребляйте только те слова и выражения, которые вам хорошо понятны.
  4. Следите за правильностью связи слов в предложении.
  5. Не пишите обрывочных, незаконченных предложений.
  6. Следите, чтобы в сочинении прослеживалась основная мысль.
  7. Не отступайте от темы сочинения.
  8. В сочинении должны быть композиционные части: вступление, основная часть и заключение.

Как высказать мнение о литературном герое?

  1. Начните с портрета. Какое впечатление на вас произвёл внешний облик героя? Что прежде всего привлекло ваше внимание? Как это, по-вашему, его характеризует?
  2. Обратите внимание на речь героя: есть ли особенности? О чём они говорят?
  3. Проследите взаимоотношения героя с другими персонажами произведения: как он ведёт себя с разными людьми? Кто о нём говорит и как именно?
  4. Как в поступках проявляются его ум  характер, нравственные качества?
  5. Как вы полагаете, что думает о своём герое автор? Что он хотел сказать, изображая его таким?
  6. Наконец, что вы сами можете сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Каким он вам представляется? На какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?

Как знакомиться с новой книгой, чтобы составить о ней представление?

Вы взяли в руки новую книгу. На что следует обратить внимание при первом знакомстве с ней?

На заглавие, которое, как правило, указывает главную мысль. Нет ли у книги подзаголовка, который уточняет или дополняет заглавие?

Очень часто посвящение проясняет личность и идейные позиции автора. Обращаем внимание на эпиграф, который выражает главную мысль произведения.

Аннотация – предельно сжатое указание на тему, идею и главные проблемы книги; помещается обычно на обратной стороне титульного листа.

Книга может иметь предисловие, которое сообщит, с кем вы встречаетесь на трудном пути познания. Предисловие облегчает читателю понимание книги.

Послесловие чаще всего отвечает на вопросы, возникающие у читателей после прочтения книги.

Примечания, имеющие справочный характер, обычно даются в сносках. Объясняются специальные термины, малоупотребительные слова.

Указатели – это списки имён, названий, понятий, терминов, с обозначением страниц, на которых они упоминаются.

Таким образом, даже бегло просматривая книгу, можно получить довольно полное представление о её содержании и вопросах, в ней затронутых.

Готовимся к анализу лирического произведения

  1. Опорная лексика, лексические обороты и синтаксические конструкции для работы над анализом лирического произведения

Личностное отношение

Эмоционально-оценочное значение

Для рассказа о художественном своеобразии произведения

Я вижу…(слышу, полагаю, думаю…)

Перед моими глазами встаёт…

Часто наблюдается…

Одно из интересных…

На мой взгляд…

Можно заметить…

Как хочется…

Хотелось бы думать…

Гимн любви

Символ веры

Жизнеутверждение

Оптимизм

Пафос

Открытие прекрасного

Вера

Проникновение

Лиризм

Романтический взгляд

Идейно-художественное значение

Художественные средства

Исходная тема

Контрастные интонации

Строфика

Многообразие рифмы

Стиль

Ритмический рисунок

Народная лексика

  1. Синтаксические конструкции

Эмоционально-оценочные

Аналитические

Когда я впервые внимательно прочёл…

Стихотворение – одно из понравившихся, потому что …

Оно полно…

Неторопливо, быстро, раздумчиво, свободно, естественно движется ….

В каждой строке чувствуется….

Так постепенно поэт переходит к ….

Среди других произведений этих лет…

Это стихотворение – (жанр: исповедь, элегия и т.д.)

Первые строки… Но уже в следующей строфе…

Резкая смена интонации ведёт…

Что означают эти слова?

Нет, не случайно поэт….

Своеобразие этих строк в том …

Примерный план анализа лирического произведения

  1. История создания стихотворения. К какому периоду творчества оно относится? Входит ли в какой-нибудь цикл или сборник? В чем своеобразие этого цикла, сборника?
  2. Проблематика, основные темы, мотивы, настроения.
  3. Какова основная идея стихотворения (пафос)?
  4. Жанровое своеобразие стихотворения. Черты каких жанров нашли отражение в стихотворении?
  5. Особенности лирического сюжета.
  6. Образ лирического героя. Характер лирического переживания.
  7. Основные образы в стихотворении, приемы их создания.
  8. Композиция стихотворения. Своеобразие поэтической формы (строфика, ритмическая организация, стихотворный размер, рифма).
  9. Средства художественной изобразительности (тропы). Что можно сказать об их выборе и сочетании?
  10. Особенности поэтического языка (лексика, синтаксис).
  11. Звук, свет и цвет в стихотворении.
  12. Принадлежность стихотворения тому или иному творческому методу, направлению, течению. Связь с традицией мировой и отечественной культуры.
  13. Известные отзывы о стихотворении, его научные и художественные интерпретации. Какое из них ближе всего вам?
  14. Значение данного стихотворения в творческой эволюции поэта, истории русской литературы (русской культуры).

План работы над орфограммой

  1. Поставь в слове ударение.
  2. Подчеркни безударную гласную или согласную букву, которая находится в слабой позиции.
  3. Выдели морфему, в которой находится буква-орфограмма.
  4. Подбери проверочное однокоренное слово или примени правило, позволяющее выбрать правильное написание.
  5. Подчеркни двумя чертами условие орфограммы.

Требования к выполнению задания самоподготовки

  1. Перед выполнением самоподготовки сделай работу над ошибками в выданной тетради.
  2. Прежде чем выполнять упражнение, внимательно прочитай правило, заданное преподавателем.
  3. Ознакомься с заданиями к упражнению. Выполни устное задание (если есть).
  4. Начинай выполнять задания по порядку, не пропуская грамматических разборов.
  5. Старайся писать аккуратно. Использовать корректор нельзя!
  6. При выполнении грамматических заданий и обозначении орфограмм пользуйся простым карандашом.
  7. Проверь ещё раз написанное тобой. Уважай не только себя, но и того, кто будет читать твою работу.

Советы, пишущему сочинение-отзыв о прочитанном

Элементы, включаемые в отзыв:

  1. Автор произведения.
  2. Жанр произведения.
  3. Главные действующие лица.
  4. Место, время действия.
  5. Краткое содержание (сюжет, а не пересказ!).

В работе над отзывом вам помогут вопросы:

  1. Какова тема и основная мысль произведения?
  2. Где и когда происходят изображённые в нём события?
  3. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
  4. Кто из героев особенно понравился? Почему?
  5. Каков язык книги (что запомнилось, показалось смешным, новым)?
  6. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?
  7. Постарайтесь в заглавии отзыва отразить его основную мысль.

Композиция текста повествования

Зачин

Сюжет

Концовка

Завязка

Кульминация

Развязка

Лето я провёл в деревне.

Как-то раз…

Однажды…

Вдруг…

Неожиданно…

Внезапно….

Чем всё закончилось?

Все увидели, что это….

Оценка событий.

С тех пор…

Композиция текста-описания

  1. Общее впечатление о предмете описания. (Яркими красками расписала осень лес.)
  2. Описание деталей: внешности, помещения, природы. (Хрупким золотом желтеют берёзы. Вызывающе краснеют гроздья калины.)
  3. Отношение к описываемому предмету. (Красив лес осенью!)

Композиция текста-рассуждения

  1. Тезис (утверждение, которое нужно доказать). (Осень – моё любимое время года.)
  2. Доказательства.

Во-первых,….

Во-вторых,….

В-третьих,….

  1. Вывод (подтверждение тезиса).

Таким образом,….

Итак, ….

Памятка по работе с эпизодом

  1. Перечитайте выбранный эпизод.
  2. Последовательно ответьте на вопросы: о чём идет речь? Что произошло? Какие герои участвуют в этом эпизоде? Кто они? Как начинается эпизод? Как ведёт себя каждый из персонажей? Почему? Ваше отношение к данным героям и событиям. Как завершается эпизод? Основная мысль эпизода.
  3. Отметьте в эпизоде внесюжетные элементы: портрет, интерьер, пейзаж, речь героев.
  4. Найдите в тексте важные по смыслу художественные детали. Объясните их значение.
  5. Какие противоречия, проблемы, вопросы, изображённые в произведении, отразились в этом эпизоде?
  6. Какова авторская позиция по отношению к героям, событиям в рамках эпизода?
  7. Соотнесите эпизод с основной проблемой произведения.
  8. Сделайте вывод о художественном значении эпизода в произведении в целом.

Программа индивидуально-педагогического движения суворовца

Данная программа оформляется индивидуально на каждого слабоуспевающего в отдельных папках и хранится до выпуска.

Структура программы:

  1. Психолого-педагогическая характеристика суворовца с указанием причин отставания. Рекомендации психолога.
  2. Входной контроль.
  3. Основные темы, по которым наблюдается отставание.
  4. План работы по схеме:

Тема

Формы ликвидации пробелов

Сроки сдачи выполненных заданий

Вид контроля

Оценка

Типы подчинительной связи в словосочетании

  1. Усвоение правила
  2. Тренировочные упр.
  3. Самостоятельная работа.

24.09.

24.09.-26.09.

27.09.

тест

3

5.Промежуточный контроль, АКР и др.

6. Повторный контроль.

7. Диаграмма роста.

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся

I.        Эмоциональные методы:

1)        поощрение;                                  

2)        порицание;                                  

3)        учебно-познавательная игра;

4)        стимулирующее оценивание;

5)        создание ярких наглядно-образных представлений;

6)        создание ситуации успеха;

7)        свободный выбор задания;

8)        удовлетворение желания быть значимой личностью.

II.        Познавательные методы мотивации:

1)        опора на жизненный опыт;

2)        познавательный интерес;

3)        создание проблемной ситуации;

4)        побуждение к поиску альтернативных ситуации;

5)        выполнение творческих заданий;

6)        «мозговая атака»;

7)        развивающаяся кооперация.

III.        Волевые методы мотивации:

1)        предъявление учебных требований;

2)        информирование об обязательных результатах обучения;

3)        рефлексия поведения;

4)        формирование ответственного отношения к учению;

5)        самооценка деятельности и коррекция;

6)        познавательные затруднения;

7)        прогнозирование будущей деятельности.

VI.        Cоциальные методы:

1)        развитие желания быть полезным Отечеству;

2)        побуждение подражать сильной личности;

3)        создание ситуации взаимопомощи;

4)        поиск контактов и сотрудничества;

5)        заинтересованность в результатах коллективной работы;

6)        взаимопроверка;

7)        рецензирование.      

Психологические требования к уроку

К ним относятся:

- учет возрастных особенностей;

- учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).

Гигиенические требования к уроку

- температурный режим;

- освещенность;

- критические точки усвояемости.

Время

1-4 мин.

5-23 мин.

23-34 мин.

35-45 мин.

Усвояемость

60 %  

80 %

45-60 %

6 %

Кризисы внимания:

1 - на 14-18-ой минуте

2 - через 11-14 минут

3 - через 9-11 минут

4 - через 8-9 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".

Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

«Эффективные методы и приёмы при работе с текстом на уроках русского языка и литературы».

Наиболее успешные приёмы и методы технологии проблемного обучения и развития критического мышления,которые можно использовать на уроках русского языка и литературы при работе с текстом....

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...

Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагментов произведений И.А. Бунина)

Выступление на МО учителей русского языка и литературы Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагм...