Рекомендации по работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку на тему
В статье представленны методические рекомендации по работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации по работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы.
Как выучить стихотворение?
- Стихотворение начинают учить лишь после того, как стала понятна его мысль и прочувствовано настроение.
- Читая строку за строкой, строфу за строфой, воссоздайте в своём воображении всё то, о чём пишет поэт – картины, явления… Игре воображения помогает поэтический язык произведения – эпитеты, метафоры, сравнения. Выделяйте их при чтении интонацией.
- Мысленно отметьте про себя: здесь – раздумье, а здесь – гнев или боль…
- Расставь в малознакомых словах правильные ударения, карандашом отметь паузы, повышение и понижение голоса.
Когда пишите сочинение:
- Не злоупотребляйте цитатами, особенно большими.
- Избегайте повторяющихся слов.
- Употребляйте только те слова и выражения, которые вам хорошо понятны.
- Следите за правильностью связи слов в предложении.
- Не пишите обрывочных, незаконченных предложений.
- Следите, чтобы в сочинении прослеживалась основная мысль.
- Не отступайте от темы сочинения.
- В сочинении должны быть композиционные части: вступление, основная часть и заключение.
Как высказать мнение о литературном герое?
- Начните с портрета. Какое впечатление на вас произвёл внешний облик героя? Что прежде всего привлекло ваше внимание? Как это, по-вашему, его характеризует?
- Обратите внимание на речь героя: есть ли особенности? О чём они говорят?
- Проследите взаимоотношения героя с другими персонажами произведения: как он ведёт себя с разными людьми? Кто о нём говорит и как именно?
- Как в поступках проявляются его ум характер, нравственные качества?
- Как вы полагаете, что думает о своём герое автор? Что он хотел сказать, изображая его таким?
- Наконец, что вы сами можете сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Каким он вам представляется? На какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?
Как знакомиться с новой книгой, чтобы составить о ней представление?
Вы взяли в руки новую книгу. На что следует обратить внимание при первом знакомстве с ней?
На заглавие, которое, как правило, указывает главную мысль. Нет ли у книги подзаголовка, который уточняет или дополняет заглавие?
Очень часто посвящение проясняет личность и идейные позиции автора. Обращаем внимание на эпиграф, который выражает главную мысль произведения.
Аннотация – предельно сжатое указание на тему, идею и главные проблемы книги; помещается обычно на обратной стороне титульного листа.
Книга может иметь предисловие, которое сообщит, с кем вы встречаетесь на трудном пути познания. Предисловие облегчает читателю понимание книги.
Послесловие чаще всего отвечает на вопросы, возникающие у читателей после прочтения книги.
Примечания, имеющие справочный характер, обычно даются в сносках. Объясняются специальные термины, малоупотребительные слова.
Указатели – это списки имён, названий, понятий, терминов, с обозначением страниц, на которых они упоминаются.
Таким образом, даже бегло просматривая книгу, можно получить довольно полное представление о её содержании и вопросах, в ней затронутых.
Готовимся к анализу лирического произведения
- Опорная лексика, лексические обороты и синтаксические конструкции для работы над анализом лирического произведения
Личностное отношение | Эмоционально-оценочное значение | Для рассказа о художественном своеобразии произведения |
Я вижу…(слышу, полагаю, думаю…) Перед моими глазами встаёт… Часто наблюдается… Одно из интересных… На мой взгляд… Можно заметить… Как хочется… Хотелось бы думать… | Гимн любви Символ веры Жизнеутверждение Оптимизм Пафос Открытие прекрасного Вера Проникновение Лиризм Романтический взгляд | Идейно-художественное значение Художественные средства Исходная тема Контрастные интонации Строфика Многообразие рифмы Стиль Ритмический рисунок Народная лексика |
- Синтаксические конструкции
Эмоционально-оценочные | Аналитические |
Когда я впервые внимательно прочёл… Стихотворение – одно из понравившихся, потому что … Оно полно… Неторопливо, быстро, раздумчиво, свободно, естественно движется …. В каждой строке чувствуется…. Так постепенно поэт переходит к …. | Среди других произведений этих лет… Это стихотворение – (жанр: исповедь, элегия и т.д.) Первые строки… Но уже в следующей строфе… Резкая смена интонации ведёт… Что означают эти слова? Нет, не случайно поэт…. Своеобразие этих строк в том … |
Примерный план анализа лирического произведения
- История создания стихотворения. К какому периоду творчества оно относится? Входит ли в какой-нибудь цикл или сборник? В чем своеобразие этого цикла, сборника?
- Проблематика, основные темы, мотивы, настроения.
- Какова основная идея стихотворения (пафос)?
- Жанровое своеобразие стихотворения. Черты каких жанров нашли отражение в стихотворении?
- Особенности лирического сюжета.
- Образ лирического героя. Характер лирического переживания.
- Основные образы в стихотворении, приемы их создания.
- Композиция стихотворения. Своеобразие поэтической формы (строфика, ритмическая организация, стихотворный размер, рифма).
- Средства художественной изобразительности (тропы). Что можно сказать об их выборе и сочетании?
- Особенности поэтического языка (лексика, синтаксис).
- Звук, свет и цвет в стихотворении.
- Принадлежность стихотворения тому или иному творческому методу, направлению, течению. Связь с традицией мировой и отечественной культуры.
- Известные отзывы о стихотворении, его научные и художественные интерпретации. Какое из них ближе всего вам?
- Значение данного стихотворения в творческой эволюции поэта, истории русской литературы (русской культуры).
План работы над орфограммой
- Поставь в слове ударение.
- Подчеркни безударную гласную или согласную букву, которая находится в слабой позиции.
- Выдели морфему, в которой находится буква-орфограмма.
- Подбери проверочное однокоренное слово или примени правило, позволяющее выбрать правильное написание.
- Подчеркни двумя чертами условие орфограммы.
Требования к выполнению задания самоподготовки
- Перед выполнением самоподготовки сделай работу над ошибками в выданной тетради.
- Прежде чем выполнять упражнение, внимательно прочитай правило, заданное преподавателем.
- Ознакомься с заданиями к упражнению. Выполни устное задание (если есть).
- Начинай выполнять задания по порядку, не пропуская грамматических разборов.
- Старайся писать аккуратно. Использовать корректор нельзя!
- При выполнении грамматических заданий и обозначении орфограмм пользуйся простым карандашом.
- Проверь ещё раз написанное тобой. Уважай не только себя, но и того, кто будет читать твою работу.
Советы, пишущему сочинение-отзыв о прочитанном
Элементы, включаемые в отзыв:
- Автор произведения.
- Жанр произведения.
- Главные действующие лица.
- Место, время действия.
- Краткое содержание (сюжет, а не пересказ!).
В работе над отзывом вам помогут вопросы:
- Какова тема и основная мысль произведения?
- Где и когда происходят изображённые в нём события?
- Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
- Кто из героев особенно понравился? Почему?
- Каков язык книги (что запомнилось, показалось смешным, новым)?
- Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?
- Постарайтесь в заглавии отзыва отразить его основную мысль.
Композиция текста повествования
Зачин | Сюжет | Концовка | ||
Завязка | Кульминация | Развязка | ||
Лето я провёл в деревне. | Как-то раз… Однажды… | Вдруг… Неожиданно… Внезапно…. | Чем всё закончилось? Все увидели, что это…. | Оценка событий. С тех пор… |
Композиция текста-описания
- Общее впечатление о предмете описания. (Яркими красками расписала осень лес.)
- Описание деталей: внешности, помещения, природы. (Хрупким золотом желтеют берёзы. Вызывающе краснеют гроздья калины.)
- Отношение к описываемому предмету. (Красив лес осенью!)
Композиция текста-рассуждения
- Тезис (утверждение, которое нужно доказать). (Осень – моё любимое время года.)
- Доказательства.
Во-первых,….
Во-вторых,….
В-третьих,….
- Вывод (подтверждение тезиса).
Таким образом,….
Итак, ….
Памятка по работе с эпизодом
- Перечитайте выбранный эпизод.
- Последовательно ответьте на вопросы: о чём идет речь? Что произошло? Какие герои участвуют в этом эпизоде? Кто они? Как начинается эпизод? Как ведёт себя каждый из персонажей? Почему? Ваше отношение к данным героям и событиям. Как завершается эпизод? Основная мысль эпизода.
- Отметьте в эпизоде внесюжетные элементы: портрет, интерьер, пейзаж, речь героев.
- Найдите в тексте важные по смыслу художественные детали. Объясните их значение.
- Какие противоречия, проблемы, вопросы, изображённые в произведении, отразились в этом эпизоде?
- Какова авторская позиция по отношению к героям, событиям в рамках эпизода?
- Соотнесите эпизод с основной проблемой произведения.
- Сделайте вывод о художественном значении эпизода в произведении в целом.
Программа индивидуально-педагогического движения суворовца
Данная программа оформляется индивидуально на каждого слабоуспевающего в отдельных папках и хранится до выпуска.
Структура программы:
- Психолого-педагогическая характеристика суворовца с указанием причин отставания. Рекомендации психолога.
- Входной контроль.
- Основные темы, по которым наблюдается отставание.
- План работы по схеме:
Тема | Формы ликвидации пробелов | Сроки сдачи выполненных заданий | Вид контроля | Оценка |
Типы подчинительной связи в словосочетании |
| 24.09. 24.09.-26.09. 27.09. | тест | 3 |
5.Промежуточный контроль, АКР и др.
6. Повторный контроль.
7. Диаграмма роста.
Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся
I. Эмоциональные методы:
1) поощрение;
2) порицание;
3) учебно-познавательная игра;
4) стимулирующее оценивание;
5) создание ярких наглядно-образных представлений;
6) создание ситуации успеха;
7) свободный выбор задания;
8) удовлетворение желания быть значимой личностью.
II. Познавательные методы мотивации:
1) опора на жизненный опыт;
2) познавательный интерес;
3) создание проблемной ситуации;
4) побуждение к поиску альтернативных ситуации;
5) выполнение творческих заданий;
6) «мозговая атака»;
7) развивающаяся кооперация.
III. Волевые методы мотивации:
1) предъявление учебных требований;
2) информирование об обязательных результатах обучения;
3) рефлексия поведения;
4) формирование ответственного отношения к учению;
5) самооценка деятельности и коррекция;
6) познавательные затруднения;
7) прогнозирование будущей деятельности.
VI. Cоциальные методы:
1) развитие желания быть полезным Отечеству;
2) побуждение подражать сильной личности;
3) создание ситуации взаимопомощи;
4) поиск контактов и сотрудничества;
5) заинтересованность в результатах коллективной работы;
6) взаимопроверка;
7) рецензирование.
Психологические требования к уроку
К ним относятся:
- учет возрастных особенностей;
- учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).
Гигиенические требования к уроку
- температурный режим;
- освещенность;
- критические точки усвояемости.
Время | 1-4 мин. | 5-23 мин. | 23-34 мин. | 35-45 мин. |
Усвояемость | 60 % | 80 % | 45-60 % | 6 % |
Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут
3 - через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".
Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...
Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"
Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....
Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"
Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
Новые ФГОС декларируют как основной приоритет образования формирования у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...
«Эффективные методы и приёмы при работе с текстом на уроках русского языка и литературы».
Наиболее успешные приёмы и методы технологии проблемного обучения и развития критического мышления,которые можно использовать на уроках русского языка и литературы при работе с текстом....
Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах
Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...
Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагментов произведений И.А. Бунина)
Выступление на МО учителей русского языка и литературы Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагм...