Как научить неслышащего обучающегося воспринимать устную речь.
консультация
Выступление на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_neslyshashchego_obuchayushchegosya_vosprinimat_ustnuyu_rech.docx | 276.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Алтайская общеобразовательная школа № 1»
Как научить неслышащего обучающегося воспринимать устную речь.
доклад на МО
Выполнила: учитель математики
Чеукина Елена Михайловна
2024
Как научить неслышащего обучающегося воспринимать устную речь
Одной из задач обучения неслышащих и слабослышащих школьников является развитие слухового восприятия.
Содержанием занятий по развитию слухового восприятия
являются неречевые звуки и речь в виде слов, фраз, текстов и элементов речи. Наиболее трудным является речь в виде текстов.
Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Особое место занимает различение предложенных текстов и восприятие заданий к ним. Так как материал текстов является наиболее трудным для восприятия, то к этой работе нужно готовить учащихся постепенно.
Исследованиями доказано, что целесообразнее начинать с различения на слух слов, т. к. они несут определенную информацию, которая запоминается и соотносится с объектом, обозначаемым словом; это достаточно короткая речевая единица (одно-, двух-, трехсложное слово), легко воспринимаемая на слух по сравнению с предложением, нет той абстракции, которая соответствует изолированному звуку. После различения слов переходят к предложению, а затем к тексту. Предложения и текст – более сложные речевые единицы как по информации, заложенной в них, так и для восприятия на слух, т. к. каждое предложение состоит из нескольких слов, а текст – из нескольких предложений.
Подобранные тексты должны соответствовать речевому развитию учеников, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников. При необходимости учитель может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, не изменяя при этом типа фраз, объема предлагаемого материала. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые, значение которых объясняется контекстом.
В старших классах при обучении восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся. Тексты должны предъявляться учащимся сразу на слух (целиком и по фразам), сложные тексты после предварительной работы над словарем. Проводится работа по определению основного содержания или основной мысли текста. На занятиях используются различные виды деятельности (выполнение поручений, схематических зарисовок по содержанию текста, работа с деформированным текстом, проведение слуховых диктантов, использование иллюстраций), способствующие уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух и поддержанию у учащихся интереса к занятиям. Кроме того, необходимо проводить занятия по обучению восприятию текста в аудиозаписи с компьютера. Могут быть предложены художественные произведения и стихотворные.
Речевой материал по развитию слухового восприятия распределяется на виды:
а) Различение текста целиком /без названия/.
б) Ответы на вопросы:
- О чём (о ком?) рассказ?
- Какие слова ты услышал?
в) Вторичное различение текста (если ребёнок ничего не сказал).
г) Различение текста по предложениям.
б) Выборочное различение трудных фраз, словосочетаний, слов, плохо
воспринятых с первого раза.
г) Выполнение заданий по тексту.
д) различение речевого материала из текста без ЗУА
Речевой материал, предназначенный для различения на слух, необходимо предъявлять на рабочем расстоянии /для каждого ученика индивидуально/, постепенно увеличивая его до резервного. Необходимо, чтобы ребенок понял фразу, предъявляемую на слух. Если ребенок затрудняется при воспроизведении фразы, необходимо:
- уменьшить расстояние
- расчленить фразу на словосочетания, слова
- задать наводящий вопрос
Восприятие заданий по тексту разговорной громкости без индивидуальных слуховых аппаратов отводится не более одной трети времени, выделяемого на занятии на слуховую тренировку. Наряду с этим учащиеся, которым доступно восприятие шепотной речи, на занятии в течение 2-3 минут тренируются в восприятии слов и фраз, произносимых шепотом.
Очень сложным для восприятия является стихотворный текст. Самый
распространенный недостаток чтения стихотворных текстов детьми -
пренебрежительное отношение к паузам, к ритму, рифме и строфической организации стихотворения. Дети с нарушением слуха читают стихотворения как прозу, монотонно, проглатывая начало или конец слов, заменяют одни звуки другими, иногда объединяют слова в одно целое или же отделяют предлоги от слов. Стихотворная речь произносится тускло, прерывается частым дыханием.
На занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения в работе над текстом стихотворения уделяется особое место.
Использование остаточного слуха слабослышащих учащихся в работе над ритмом стихотворений строится в определенной последовательности:
- Нотирование стихотворного текста, что предполагает:
а) расстановку словесного ударения;
б) пауз;
в) орфоэпических надстрочных знаков.
- Работа над ритмом стихотворения (условное изображение ритма стихотворения, отработка темпа чтения).
- Индивидуальная работа над чтением стихотворения.
Стихотворение записывается без каких-либо надстрочных знаков. Учитель с помощью звукоусиливающей аппаратуры дает учащимся правильный образец чтения. После этого начинается поэтапная работа над текстом.
Педагог читает текст стихотворения вместе с ребенком вслух по фразам, объясняя содержание каждой фразы. Затем вновь прочитывают стихотворение.
После восприятия учеником текста стихотворения для отработки берется одна строфа (четверостишие). Прикрыв экраном лицо, учитель зачитывает целую строчку, ученик на слух различают ударение в словах.
После такой работы над текстом стихотворения, оно дается ребенку для
заучивания наизусть. Читая наизусть отобранные стихотворения, учащиеся
демонстрируют свои достижения в технике речи.
Особое внимание уделяет контролю за правильным дыханием детей.
Работа над стихотворением предусматривает полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения и его смысл.
Крайне важно учить детей вести диалоги и слушать такие тексты. Собеседником вначале может выступать и учитель, однако более ценно занятие с двумя учениками, ведущими беседу. Виды работы: переводить в диалоги уже знакомые ученикам тексты описательно-повествовательного характера, использование фигурок – двустороннее изображение различных «героев», детей и взрослых, они и будут «беседовать» между собой, превращая пересказ в драматизацию, сначала одним из участников беседы является учитель, затем диалоги ведут двое учеников, «рассыпной» текст.
Успех восприятия речи детьми с нарушениями слуха зависит от ряда факторов: уровня развития речи, состояния произносительной стороны речи, встречной речевой активности, умения моделировать высказывание по отдельным опорным признакам, сложности структуры речевого высказывания, контекста, догадки, ситуации.
Пример работы над текстами
Текст 1
- Читается обычный текст
Сегодня ребята убирали класс. Максим и Галя вытирали парты и стол. Артём, Саша и Рома мыли доску, стены и дверь. Сережа и Коля поливали цветы. Таня аккуратно сложила в шкафу книги и тетради. Наташа взяла тряпку и вытирала пол, а потом она открыла форточку и проветрила класс. В классе стало чисто.
- Затем вместо некоторых слов вставляются картинки, ребенок должен прочитать, заменяя картинки словами с правильными окончаниями.
Сегодня ребята убирали . Максим и Галя вытирали и . Артём, Саша и Рома мыли , и . Сережа и Коля поливали . Таня аккуратно сложила в шкафу и . Наташа взяла и вытирала , а потом она открыла и проветрила . В стало чисто.
- Затем дается задание подобрать картинки к предложениям.
- Ответить на вопросы по тексту:
- Что делали ребята сегодня?
- Кто складывал тетради и книги в шкафу?
- Что делали Максим и Галя?
- Что делала Наташа?
- Каким стал класс после уборки?
- Кто мыл доску, стены и дверь?
- Кто поливал цветы?
5. Работа с разрезными предложениями (составление по порядку) и разрезными фразами (составление предложений, а из предложений текста).
Обучение зрительному восприятию неслышащих школьников.
Проблема зрительного восприятия устной речи (чтение с губ, с лица) явилась предметом ряда исследований учёных А.И.Метта, Ф.Ф.Рау, Н.А.Никитиной и др. Однако исследования далеко не исчерпали всей проблемы чтения с губ, и она до настоящего времени оказывается весьма актуальной. В современной коррекционной школе 1,2 вида обучаются глухие, слабослышащие дети и дети с кохлеарной имплантацией. Основными методами обучения являются полисенсорный, аналитический с подачей речевого материала на слухо-зрительной основе. На уроках особое место занимает обучение чтению с губ. Учебные умения по этому предмету необходимы ученикам, как для освоения программного материала, так и для дальнейшей жизни в социуме, общения с окружающими.
Обучение представляет собой чрезвычайно сложный процесс, в котором можно выделить следующие компоненты: зрительное восприятие речевых движений; кинестетические раздражения, поступающие в кору головного мозга, связанные с отраженным повторением речевых движений; осмысливание зрительно воспринимаемой речи. Согласно классификации Ф.А.Рау, аналитические методы обучения чтению с губ делятся в свою очередь на статический (Шмальц 1841г, Фишер 1890г), динамический (Мюллер 1893г) и кинестетический (Браукман (1925г). Позднее был сформулирован комплексный метод (Ф.Ф.Рау). Этот метод был построен с учётом следующих трёх основных моментов: зрительное восприятие речевых движений; рефлекторное подражание этим движениям; догадка, основанная на смысловом контексте.
Освоение глухими чтения с губ зависит от степени потери слуха, объёма словарного запаса, владения грамматическим строем и произносительными навыками учащихся. В начальных классах вспомогательным средством служит дактильная и жестовая речь. В старших классах в основе навыка считывания с губ говорящего произносимых им слов лежит механизм подражательного рефлекса. Глухой не воспринимает на слух произнесённую речь говорящего. Но видит движение его речевых органов. Главными направлениями работы по обучению глухих учащихся являются: зрительные упражнения; выработка связи между зрительным восприятием речевых движений и их кинестетическими ощущениями; развитие догадки (речевая практика).
На первом этапе изучаются оральные образы хорошо видимых звуков и опорных слов в наиболее употребительных фразах обиходного языка. На втором этапе закрепляются опорные и все остальные звуки, изучается расширенный речевой материал, продолжается тренировка зрения. Третий этап - это речевая практика, которая включает изучение оральных образов некоторых грамматических форм и наиболее употребительных конструкций предложений (А.И.Метт «Зрительное восприятие устной речи», М.Просвещение,1974г).
Знание особенностей восприятия на слух слов и других речевых единиц детьми с недостатками слуха позволяет выполнять единые требования к коррекционной работе на общеобразовательных уроках, индивидуальных занятиях и во внеурочное время.
1.Речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выдержанной в ровном темпе, произносимой голосом нормальной силы.
2.При подготовке урока или занятия необходимо планировать объём и качество речевого материала, который будет дан обучающимся на слух и который требует работы над словесным ударением и орфоэпическим произношением слова.
3.Постоянно следует проводить работу со словосочетаниями при исправлении аграмматизмов в речи.
4.На всех уроках необходимо проверять понимание значения слов, уточнять их значения, вводить малознакомые слова с целью расширения уровня речевого развития обучающихся.
5.Развивать слуховое восприятие на достаточно знакомом материале, развивать связную речь на материале пересказа, ответа на вопросы, диалога.
6. Весь речевой материал, хорошо усвоенный детьми, должен воспроизводиться ими только в устной форме. Называя какое-либо хорошо знакомое слово самостоятельно, ребёнок может в первый раз воспользоваться одновременно дактильной и устной формами речи, но затем и учитель, и воспитатель обязаны потребовать: «Говори без руки».
7.Произношение педагога и воспитателя всегда должно быть только слитным. Можно произносить слова в замедленном темпе, но нельзя делить их на отдельные слоги и звуки. Особенно это требование относится к формированию устной речи у школьников на первом году обучения.
За выполнение программных требований по развитию слухового восприятия в равной степени отвечают учитель класса, учитель индивидуальных занятий и воспитатель. Только их совместная работа создаёт оптимальные условия для развития речевого слуха глухих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Развивать устную речь учащихся — значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школ...
Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе
Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...
Развитие устной речи у обучающихся с ЗПР
В статье рассмотрены вопросы о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР (задержкой психического развития)....
Компьютерная поддержка в системе обучения устной речи неслышащих старшеклассников.
В качестве одного из средств коррекционной работы по повышению качества произношения старшеклассников с нарушениями слуховой функции мы использовали современные технические средства обучения. Ко...
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального образования для обучающихся с умственной отсталостью. Развитие устной речи.
Рабочая программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью....
Развитие устной речи обучающихся через сюжетно-ролевые игры в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов НОО
Описание опыта работы на VIII городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений г.Нижневартовска «Образование – будущее города»...
КИМы для оценки умений обучающихся воспринимать, анализировать, интерпретировать информацию в графической форме
В данном разделе представлены образцы заданий с помощью которых можно оценить умения обучащихся представлять различную информацию разными способами....