КИМы для оценки умений обучающихся воспринимать, анализировать, интерпретировать информацию в графической форме
учебно-методический материал по теме
В данном разделе представлены образцы заданий с помощью которых можно оценить умения обучащихся представлять различную информацию разными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kimy_dlya_otsenki_umeniy_obuchayushchihsya.docx | 288.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КИМы для оценки умений обучающихся
воспринимать, анализировать, интерпретировать информацию в графической форме
Критерии оценки | Содержание задания | Уровень сформированности |
2 младшая группа | ||
Группировка предметов по разным основаниям | Самостоятельная группировка Материал: Картинки с изображением различных предметов, в количестве не менее 10 штук. Например: игрушки, посуда, одежда, люди, животные и т.д. Задание: Разложи картинки на группы, как захочешь. Почему именно так разложил картинки? Сколько у тебя получилось групп? Как по другому можно разложить картинки на группы? | Высокий уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, выделяет несколько групп, основанием для группировки являются преимущественно внешние несущественные признаки (цвет, назначение, размер и т.д.). Средний уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, предлагает хотя бы один вариант деления на группы. Низкий уровень: Ребенок не проявляет интерес к заданию, не находит вариантов деления на группы. |
Группировка по заданному признаку Материал: Картинки с разными изображениями (не менее 15 штук), в том числе с изображением какого-либо времени года (не менее 5). Задание: Из множества картинок выбери те, на которых изображена зима (или другое время года). | Высокий уровень: Ребенок с интересом принимает задачу; проявляет умение анализировать информацию, представленную в картинках. Находит все 5 картинок. Средний уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, выполняет ее в соответствии с заданием. Находит менее 5 картинок. Низкий уровень: Ребенок не выполнил задачу. | |
Замещение предмета или группы предметов | Творческое задание на замещение Задание: к нам в гости пришла кукла Даша. Она очень любит рисовать. Но она потеряла кисточку и краски. Чем можно предложить порисовать Даше? Задание: Кукла Даша гуляла по лесу и увидела полянку с грибами, но не смогла их собрать, потому что у нее не было корзинки. Во что можно собрать грибы? | Высокий уровень: Ребенок с интересом принимает задачу; активно предлагает варианты ее решения. Предлагает несколько вариантов замещения (Например, карандаши, фломастеры, ручки, пальчиком, веточкой на песке и т.д.) Средний уровень: Ребенок с интересом принимает задачу; предлагает 1-2 варианта ее решения. Низкий уровень: Ребенок не выполнил задачу. |
Сравнение по количеству | Сравнение двух множеств Материал: Набор палочек Кюизенера, из него отдельно выложить белые палочки в количестве 7 штук. Задание: Воспитатель показывает ребенку палочки и говорит: «Это зверушки. Они поедут в лес на поезде. В каждом вагончике поедет только одна зверушка. Построй поезд из красных палочек. Вагончиков должно быть столько, сколько и зверушек. Как будешь делать?» | Высокий уровень: Ребенок с интересом принимает задачу; строит поезд с учетом требований. Ребенок ориентируется на количество белых палочек. Способ решения: попарное сопоставление, счет, зрительное сопоставление. Средний уровень: Ребенок с интересом принимает задачу; строит поезд с учетом требований, но допускает 1-2 неточности. Низкий уровень: Ребенок не выполнил задачу. |
Средняя группа | ||
Сравнение по количеству | Деление предмета на части Материал: Яблоко или контур яблока. Задание: Воспитатель рассказывает ребенку историю: «Ежик нашел яблоко и решил его съесть. Но к нему пришли в гости заяц, лиса и белка. Как ежику поступить в этой ситуации?» | Высокий уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, предлагает несколько вариантов решения задачи (например, предлагает поделить на равные части и каждому дать по одному кусочку; или порезать на мелкие кусочки и каждый возьмет, сколько захочет). Средний уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, предлагает один вариант решения задачи. Низкий уровень: Ребенок не выполнил задачу. |
Группировка предметов по разным основаниям | Комбинированное задание Материал: набор палочек Кюизенера. Задание: возьми из коробочки правой и левой рукой столько палочек, сколько поместится в руку. Выложи палочки на стол: слева положи палочки из левой руки, справа – из правой. Как думаешь, где больше палочек? Как узнать? Объедини палочки в одну общую группу. Придумай разные варианты составления групп. | Высокий уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, самостоятельно справляется с ее решением, придумывает несколько вариантов деления на группы Средний уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, с наводящей помощью воспитателя справляется с ее решением, придумывает хотя бы один вариант деления на группы. Низкий уровень: Ребенок не выполнил задачу. |
Применение знака, как варианта замещения объекта | Обозначение знаком объекта (замещение) Материал: Набор для игры-драматизации «Три медведя», геометрические фигуры разного цвета и размера. Задание: Маша хочет показать Мише сказку «Три медведя», но у нее не оказалось набора кукол для игры. Она придумала заменить персонажей сказки геометрическими фигурами, но не знает какие лучше выбрать, чтобы они были похожи на Машу, папу медведя, маму медведицу и медвежонка. Помоги ей. | Высокий уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, подбирает фигуры соответственно количеству персонажей сказки, сходные по каким-либо признакам (цвет, размер, форма) Средний уровень: Ребенок подбирает фигуры соответственно количеству персонажей сказки, но не ориентируется на сходные признаки (цвет, размер, форма) Низкий уровень: Ребенок не выполнил задачу. |
Старшая группа | ||
Группировка предметов по разным основаниям | Группировка предметов по разным основаниям Материал: Картинки с лицами людей, отличающихся возрастом, полом, внешним видом, расой и др. не менее 20. Задание: Разложи картинки по группам, как считаешь правильным. Почему так разложил? Придумай разные способы составления групп. | Высокий уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, самостоятельно справляется с ее решением, придумывает несколько вариантов деления на группы, основываясь на существенные признаки (например, пол, возраст) Средний уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, самостоятельно придумывает хотя бы один вариант деления на группы и другие способы с наводящей помощью воспитателя (основываясь на существенные признаки). Низкий уровень: Ребенок не выполнил задачу. |
Умение анализировать информацию, высказывать предположения | Анализ информации, предположения на основе анализа Задание: Воспитатель говорит: «Кот Матроскин надоил очень много молока и разлил его в разные емкости. Занял все бидоны, ведра, банки, тазы и даже ванну. Он очень хозяйственный кот. Как ты думаешь, что он будет делать с таким количеством молока, как будет его использовать? | Высокий уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, активно включается в обсуждение, высказывает несколько предположений с учетом ситуации. (Возможные варианты ответов: продать, поделиться с кем-нибудь, выпить, переработать в молочную продукцию, т.е. сделать сметану, сыр…) Средний уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, активно включается в обсуждение, высказывает 1-2 предположение самостоятельно, остальные по наводящим вопросам педагога. Низкий уровень: Ребенок не выполнил задачу. |
Использование знака для замещения свойства предмета или группы предметов | Обозначение знаком свойства предмета Материал: Группа, состоящая из разных предметов (игрушки, посуда, предметы гигиены и т.д.). Задание: Будем загадывать друг другу загадки, но не словами, а на бумаге. Выбери себе несколько предметов (2-3), рассмотри их, обозначь для каждого предмета по 5 качеств (какого цвета, размера, назначения, вкуса, вес, где обычно лежит, красивый или не очень). Эти свойства изобрази на бумаге. Покажи рисунок с обозначениями, мы будет отгадывать. | Высокий уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, выполняет задание. Средний уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, самостоятельно и с незначительной помощью педагога выполняет задание. Низкий уровень: Ребенок не выполнил задачу. |
Подготовительная к школе группа | ||
Группировка предметов, отражение результата группировки в пиктограмме | Материал: Карточка небольшого размера, без рисунка. Задание: Педагог предлагает детям собрать информацию о предпочтениях дошкольников группы: что больше любят - шоколад или мороженое, обозначь первой буквой выбор и напечатай ее на карточке (Ш – шоколад, М – мороженое). Собранные карточки выкладываются в две вертикали попарно. Полученная пиктограмма анализируется, делаются выводы о том, что дети группы больше любят. | Высокий уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, собирает информацию, организует создание пиктограммы. Делает выводы о предпочтениях в выборе сладостей. Средний уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, собирает информацию, с наводящей помощью педагога выполняет пиктограмму. При обсуждении с педагогом полученных результатов, делает выводы. Низкий уровень: Ребенок не выполнил задачу. |
Умение анализировать информацию, высказывать предположения | Материал: Плакат с пиктограммой из трех столбцов. Каждый столбец состоит из изображения глаз: первый – голубые глаза, второй – карие, третий – зеленые. Задание: Воспитанникам предлагается рассмотреть плакат и высказать свои предположения, о чём он «рассказывает». | Высокий уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, рассуждает вслух об изображенном, высказывает свои предположения, кого больше – голубоглазых, кареглазых, зеленоглазых, пытается аргументировать свои предположения. Средний уровень: Ребенок с интересом принимает задачу, рассуждает вслух об изображенном, высказывает свои предположения, кого больше – голубоглазых, кареглазых, зеленоглазых, свои предположения не аргументирует. Низкий уровень: Ребенок не выполнил задачу. |
1 класс | ||
Оценка умения группировать объекты, графически отображать группы с использованием знаков – обозначений оснований для группировки. | Материал: Картинки представителей животного мира: птицы, рыбы, насекомые, звери. Задание: Для альбома «Жизнь животных в природе», нам необходимо определить, по каким признакам можно разбить этих животных на группы. Найдите все возможные варианты. Графически представьте ответ на листе бумаги. | Высокий уровень: Ребенок находит все основания для группировок (Птицы, рыбы, звери. Дикие и домашние животные. Водоплавающие и те, которые не умеют плавать. Животные, которые умеют летать и не умеют). Использует рисунок-схему или условные обозначения. Средний уровень: Ребенок находит 2-3 основания для группировок. Использует рисунок-схему или условные обозначения, допуская при этом неточности. Низкий уровень: Ребенок находит 1-2 основания для группировок. Не смог схематично отобразить свойство, нарисовал не схему, а рисунок. Этим детям требуется совместная с педагогом деятельность. |
Оценка умения выделять значимые характеристики. Отражать информацию в диаграмме. | Материал: Лист бумаги, ручка, карандаши (или персональный нетбук). Задание: Ты давно мечтал о котёнке или щенке, но мама сказала, что нужно время, чтобы ухаживать за животным и что это большая ответственность! Изобрази в круге, какие действия ты понимаешь под словами «ухаживать и ответственность» и сколько места будет занимать твоя забота о животном. | Высокий уровень: Ребенок определяет не менее 4-5 позиций, находит способ отражения (по типу круговой диаграммы). С желанием выполняет задание, несмотря на его сложность и новизну. Размышляет. Средний уровень: Ребенок определяет не менее 3-4 позиций, пытается найти способ отражения (по типу круговой диаграммы). Не отказывается выполнять задание, несмотря на его сложность и новизну. Размышляет. Низкий уровень: Ребенок приступает к выполнению задания, с помощью ориентира учителя определяет позиции. Не может объективно представить графически информацию. |
2 класс | ||
Оценка умения проводить небольшое исследование, отображать его результаты в схеме, графике, таблице. | Материал: Лист бумаги, ручка, карандаши (или персональный нетбук). Задание: Определи, сколько времени должен тратить ученик на общение с друзьями, родителями, чтение книг, компьютерные игры? Изобрази в круге, сколько места занимает у тебя время на каждое занятие. Отобрази полученные данные графически. Сделай выводы. | Высокий уровень: Учащийся с интересом выполняет задание, представляет графически результат в виде круговой схемы. Формулирует выводы о том, сколько времени ребёнок должен проводить с друзьями, родителями, за чтением книг, за компьютером. Средний уровень: Ребенок необъективно распределяет время для каждой позиции, зная при этом, например, что нельзя проводить длительное время за компьютером. Графически представляет результат в виде круговой схемы (с незначительными неточностями) Низкий уровень: Ребенку требуется совместная с педагогом деятельность. Не может сформулировать выводы. Испытывает трудности в построении диаграммы. |
Оценка умения воспринимать графически представленную информацию. | Материал: Линейный цветной график (или столбчатая диаграмма) с легендой. Подбирается легенду с понятными для ребёнка словами. Задание: Рассмотри график. О чём он говорит? Расскажи (запиши). | Высокий уровень: Ребенок пытается интерпретировать представленную информацию, высказывает предположения, опираясь на графические данные. Аргументирует предположения опираясь на предложенные факты. Средний уровень: Ребенок пытается интерпретировать представленную информацию, высказывает предположения, опираясь на графические данные. Может ошибаться, но старается аргументировать предположения опираясь на предложенные факты. Низкий уровень: Ребёнку необходима совместная с педагогом деятельность. Учащийся испытывает существенные затруднения в выполнении задания, не ориентируется на представленный материал. |
3 класс | ||
Оценка умения делать выбор на основе рефлексии, графически его представлять, интерпретировать результаты | Материал: Лист бумаги / ручки, карандаши (или персональный нетбук) Задание: Проанализируй, какие виды деятельности ты любишь и степень предпочтения каждому из них. Построй диаграмму «Мир моих увлечений». Сделай вывод. | Высокий уровень: Ребенок принимает задание, выделяет не менее 5 видов деятельности (увлечений), определяет степень их предпочтения, выстраивает диаграмму. Средний уровень: Ребенок принимает задание, выделяет несколько видов деятельности (увлечений), определяет степень их предпочтения, с наводящей помощью учителя представляет графически информацию. Низкий уровень: Ребенок принимает задание, выделяет несколько видов деятельности (увлечений), определяет степень их предпочтения на основании не собственной рефлексии, а ориентируясь на позицию взрослого; не может адекватно представить графически информацию. |
Оценка умения проводить небольшое исследование на основе практических заданий, отражать его в виде диаграммы | Материал: Лист бумаги / ручки, карандаши (или персональный нетбук) Задание: Выполни замеры скорости решения различных видов примеров (на сложение, вычитание, умножение, деление). Отобрази результаты в виде диаграммы. Сделай вывод. | Высокий уровень: Ребенок принимает задание, предлагает адекватные способы замера скорости решения примеров, выделяет степень успешности, выстраивает диаграмму. Средний уровень: Ребенок принимает задание, с помощью учителя определяет способы замера скорости решения примеров, выделяет степень успешности, с наводящей помощью учителя представляет графически информацию. Низкий уровень: Ребенок принимает задание, с помощью учителя определяет способы замера скорости решения примеров, выделяет степень успешности на основании не собственной рефлексии, а ориентируясь на позицию взрослого; не может адекватно представить графически информацию. |
Оценка умения выполнять небольшое исследование и отражать его результаты в виде графика, интерпретировать результаты | Материал: Лист бумаги / ручки, карандаши (или персональный нетбук) Задание: Выясните, какие способы укрепления здоровья применяет твоя семья. Представьте их графически. Проанализируйте свой график, сделайте вывод. | Высокий уровень: Ребенок с интересом воспринимает задание, собирает информацию, составляет график (таблицу), включает легенду. Формулирует вывод. Средний уровень: Ребенок принимает задание, собирает информацию, под руководством учителя систематизирует собранную информацию и представляет её графически. Низкий уровень: Ребенок принимает задание, собирает информацию, под руководством учителя систематизирует собранную информацию, не может адекватно представить графически информацию. |
4 класс | ||
Оценка умения группировать предметы, составлять на основе групп график (диаграмму) | Материал: Лист с изображением музыкальных инструментов. Лист бумаги / ручки, карандаши (или персональный нетбук) Задание: Распредели музыкальные инструменты на группы по разным признакам, поищите разные варианты. Выразите их в графиках (диаграммах). Объясните график (диаграмму). | Высокий уровень: Ребенок выделяет 2-3 деления на группы. Составляет график (диаграмму) с легендой на каждый вариант. Формулирует вывод. Средний уровень: Ребенок выделяет не менее двух вариантов деления на группы. Составляет график (диаграмму), допускаются недочеты (например, отсутствие легенды). Формулирует вывод. Низкий уровень: Ребенок выделяет хотя бы один вариант деления; составляет график (диаграмму), допуская неточности в представленной графически информации. Формулирует выводы с наводящей помощью взрослого. |
Оценка умения кодировать и декодировать информацию, представлять закодированную информацию в разных вариантах | Материал: По выбору ребенка (бумага, инструменты и материалы для рисования и составления диаграммы; или персональный нетбук) Задание: Отрази на бумаге (нетбуке), о чем думал Э. Григ, когда сочинял музыку для Дагни (По произведению К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»). Предложи свой вариант одноклассникам, чтобы они отгадали. | Высокий уровень: Обучающийся предлагает варианты кодирования информации (например, в виде нотного письма, рисунка, в виде презентации, в виде математической записи и в др. вариантах). Пытается отгадать информацию, представленную другими учащимися. Средний уровень: Обучающийся определяет варианты кодирования информации после наводящей помощи педагога. Пытается отгадать информацию, представленную другими учащимися. Низкий уровень: Обучающийся не может определить способы кодирования информации, ориентируется только на позицию взрослого. Пытается отгадать информацию другими учащимися. |
Оценка умения делать выбор на основе рефлексии, графически его представлять, интерпретировать результаты. | Материал: Лист бумаги / ручки, карандаши (или персональный нетбук) Задание: Выясните, какие способы укрепления здоровья применяет твоя семья. Представьте их графически. Проанализируйте свой график, сделайте вывод. | Высокий уровень: Ребенок с интересом воспринимает задание, собирает информацию, составляет график (таблицу), включает легенду. Формулирует вывод. Средний уровень: Ребенок принимает задание, собирает информацию, под руководством учителя систематизирует собранную информацию и представляет её графически. Низкий уровень: Ребенок принимает задание, собирает информацию, под руководством учителя систематизирует собранную информацию, не может адекватно представить графически информацию. |
Приложение
В Приложении приведены примеры реализации КИМов с обучающимися МАОУ «Прогимназия «Центр детства»
Пример 1. Задание «Группировка предметов по разным основаниям».
Ребенку предлагаются картинки, которые необходимо разложить на группы по собственному видению. Обосновать способ деления на группы. Найти разные основания для группировки.
Важно, чтобы ребенок при выполнении задания рассуждал, устанавливал связи между изображениями, мог объяснить свой выбор.
Пример 2. Задание «Группировка предметов, отражение результата группировки в пиктограмме».
Создание пиктограмм - предпосылка к представлению информации в графическом виде.
Ребенок самостоятельно проводит сбор информации. Систематизирует его и представляет в виде пиктограммы. Полученные результат анализирует и делает вывод.
Пример 3. Задание «Группировка объектов, графическое отображение группы с использованием знаков – обозначений оснований для группировки».
Первоклассник кодирует каждого представителя животного мира в виде какого-либо значка. Затем графически отображает способы группировки животных (птицы, звери, рыбы, насекомые; дикие и домашние; взрослые животные и детеныши).
Пример 4. Задание на «Оценку умения проводить небольшое исследование, отображать его результаты в схеме, графике, таблице».
Обучающиеся 2 класса проводят небольшое исследование по заданию и представляют полученную информацию в графическом виде (схема, график, диаграмма по выбору).
Пример 5. В задании «Мои успехи» необходимо было проанализировать свои результаты обучения по четвертям (сколько «5», «4», «3») и представить в графическом виде (график, схема, диаграмма). Сделать вывод.
В другом варианте задания, обучающимся предлагалось проанализировать свои занятия в течении дня и отобразить наблюдения в графическом виде. По желанию эту работу можно было выполнить на листе бумаги, можно было воспользоваться персональным нетбуком.
Пример 6. В третьем классе обучающиеся способны совершать более сложные исследования, совершать сравнительный анализ собранной и отображенной в графическом виде информации. Но часто испытывают трудности в четкой формулировке выводов.
При составлении графиков, диаграмм обучающиеся могут использовать не только подручные материалы (бумага, карандаши, чертежные инструменты), но и персональные нетбуку.
Пример 7. К 4 классу школьники совершают достаточно сложный анализ графической информации, а также могут самостоятельно отображать информацию в графическом виде.
Ниже представлены размышления четвероклассников на темы «Главные качества успеха обучения в начальной школе» и «Важные качества, которые я ценю в дружбе». По содержанию ответы у учащихся получились разные, по ним можно судить о степени социальной компетентности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование умения отбора и обработки информации на экскурсиях при реализации деятельностного подхода в обучении физике учеников предпрофильных классов
Высокие темпы развития современного общества диктуют необходимость уметь находить, отбирать и обрабатывать информацию. Для этого современный человек должен владеть такими видами деятельности как анали...
Обработка графической информации. Инструменты графического редактора.
План-конспект второго занятия по теме «Обработка графической информации. Инструменты графического редактора» дополнительной общеобразовательной программы "Компьютерная графика и анимация"На занятии уч...
Умения представлять информацию из одной формы в другую
В работе представлены решения некоторых задач из контрольно-измерительных материалов основной школы на умения создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диагр...
Мастер-класс по теме : "Активизация творческого мышления учащихся начальных классов на уроках музыки с использованием технологии УДЕ посредством применения опорных сигналов, графических форм выражения информации"
Мастер-класс учителя музыки...
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность ...
Технологическая карта урока в 10 классе по теме «Пресса: умение читать, анализировать, дискутировать, представлять резюме статьи»
В современном обществе важнейшими гарантиями его стабильности, эффекивности управления обществом является наличие развитых, демократически организованных средств массовой коммуникации, объективно осве...
Развивать умение детей анализировать, сравнивать, обобщать .
Развивать умение детей анализировать, сравнивать, обобщать ....
- Мне нравится (1)