Развитие устной речи у обучающихся с ЗПР
статья по теме
В статье рассмотрены вопросы о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР (задержкой психического развития).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_ustnoy_rechi_u_uchashchikhsya_s_zpr.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие устной речи у учащихся с ЗПР.
Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР (задержкой психического развития) определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза.
Исследования Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Валлона, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи, а также выделить наиболее принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи, а также выделить наиболее значимые вопросы этой проблемы. К ним следует отнести когнитивные предпосылки развития речи и языка, закономерности и направления развития речи и мышления в онтогенезе, отношение мысли к слову в процессе порождения речевого высказывания.
Центральным вопросом концепции Л. С. Выготского является вопрос об отношении мысли к слову. Л. С. Выготский рассматривал слово как единство звука и значения, которому присущи все признаки свойственные речевому мышлению в целом. По его мнению, значение может одновременно рассматриваться «как явление, речевое по своей природе, и как явление, относящееся к области мышления... Оно есть речь и мышление в одно и то же время, потому что оно есть единица речевого мышления». Анализируя развитие мышления и речи в онтогенезе, Л. С. Выготский приходит к выводу, что развитие речи и мышления не параллельно и неравномерно происходит и они имеют генетически совершенно различные корни.
На раннем этапе развития речи ребенка прослеживаются различные истоки (корни) мышления и речи. С одной стороны, ещё до начала формирования речи проявляются зачатки интеллектуальных реакций. С другой стороны, наблюдаются доинтеллектуальные корни речи (гуление, лепет).
Таким образом, до определенного периода линии развития мышления и речи проходят как бы независимо друг от друга. Однако в период около двух лет «линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой линии поведения, столь характерной для человека ... Ребенок как бы открывает символическую функцию речи. Однако для того, чтобы «открыть» речь, надо мыслить. Начиная с этого периода, речь выполняет интеллектуальную функцию, а мышление становится речевым.
Ж. Пиаже раскрыл когнитивный (интеллектуальный) базис развития речи. По его мнению, важнейшей предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта.
Развитие сенсомоторного интеллекта проходит несколько стадий. На начальной стадии, стадии сенсомоторной логики, ребенок усваивает логику действий с объектами, которые он воспринимает непосредственно.
В дальнейшем ребенок переходит от логики действий к «концептуальной» логике, которая основывается на представлении и на мышлении. Появляется способность мыслить о вещи, которая непосредственно не воспринимается. Именно в этот период и возникает семиотическая (знаковая), символическая функция. Этот период соответствует второму году жизни ребенка.
Язык, по мнению Ж. Пиаже, появляется на базе семиотической (символической) функции и является её частным случаем.
Ж. Пиаже делает вывод, что мышление предшествует языку, так как язык представляет собой лишь частный случай символической функции, которая формируется лишь к определенному периоду развития ребенка. Таким образом, возникновение речи основывается на определенном когнитивном базисе. Появившись, речь оказывает огромное влияние на мышление ребенка, существенно перестраивая его.
Соотношение речи и мышления на последующих этапах развития ребенка можно рассматривать в различных аспектах.
Прежде всего встает вопрос: каким образом интеллектуальное развитие ребенка оказывает влияние на процесс речевого развития. Отвечая на этот вопрос, можно выделить три основных плана когнитивных предпосылок развития речи.
При задержке психического развития имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом.
У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.
Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов (Н. Ю. Борякова, Е. В, Мальцева, Е.С. Слепович, Е. Ф. Соботович, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.).
Нарушения звукопроизношения у детей с задержкой психического развития встречаются гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития.
Так, Е. В. Мальцева выделяет три группы:
первая группа - дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикулярного аппарата, недоразвитием речевой моторики.
вторая группа - дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа.
третья группа - дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.
Как было уже выше сказано, ЗПР может сопровождать любое речевое нарушение.
ФФН было выделено Р. Е. Левиной в составе психолого-педагогической (педагогической) классификации.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В клинико-педагогической классификации фонетико-фонематическому недоразвитию речи соответствуют три нарушения речи - дислалия, дизартрия, ринолалия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Развивать устную речь учащихся — значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школ...
Рабочая адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального образования для обучающихся с умственной отсталостью. Развитие устной речи.
Рабочая программа начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью....
Развитие устной речи обучающихся через сюжетно-ролевые игры в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов НОО
Описание опыта работы на VIII городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений г.Нижневартовска «Образование – будущее города»...
Технологическая карта урока развития устной речи для обучающихся с УУО
Урок развития устной речи обучающихся класса "Особый ребенок"...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость), находящегося на индиви...
Развитие устной речи обучающихся через сюжетно - ролевые игры в условиях введения ФГОС НОО
система обучения английскому языку, основанная на развитии устной речи через коммуникативную деятельность. Примеры сюжетно-ролевых игр...
Статья по теме «Особенности развития связной устной речи у обучающихся с ОВЗ»
Статья по теме «Особенности развития связной устной речи у обучающихся с ОВЗ»...