Презентация "ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ"
презентация к уроку на тему

Мартынова Наталья Валентиновна
Основные направления экологического воспитания 
Экологизация воспитательного пространства общеобразовательного учреждения
Внедрение в образовательный процесс инновационных форм, методов и технологий, способствующих формированию экологической культуры обучающихся
Реализация непрерывного дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности процесса экологического воспитания
Взаимодействие ОДОД и семьи в экологическом воспитании обучающихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zashchita_op_martynova2.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Мартынова Наталья Валентиновна, методист ОДОД ГБОУ СОШ с. Елховка

Слайд 2

Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания – одна из задач государственной политики в области экологического развития

Слайд 3

Основные направления экологического воспитания Экологизация воспитательного пространства общеобразовательного учреждения Внедрение в образовательный процесс инновационных форм, методов и технологий, способствующих формированию экологической культуры обучающихся Реализация непрерывного дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности процесса экологического воспитания Взаимодействие ОДОД и семьи в экологическом воспитании обучающихся

Слайд 4

МОЙ КРАЙ ЛЮБИМЫЙ

Слайд 5

Министерство образования и науки Самарской области Отделение дополнительного образования детей ГБОУ СОШ с. Елховка Автор: Мартынова Н.В. методист ОДОД ГБОУ СОШ с. Елховка м.р. Елховский с. Елховка, 2013 г. Направленность деятельности: эколого-биологическая Продолжительность освоения программы: 4 года Программа основного общего образования (11-14 лет) и среднего (полного) общего образования (14-18 лет) «Мой край любимый» (или «Ольховские просторы»)

Слайд 6

ОП «Мой край любимый» Дипломант VIII Всероссийского конкурса педагогического мастерства «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ» (2010) Лауреат Vll областного конкурса педагогического мастерства «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ» (2009) Дипломант Vlll областного конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей (2009) Дипломант региональных конкурсов «ЭкоЛидер 2008», «Эколидер 2009»

Слайд 7

Актуальность программы Проблема взаимоотношений в системе «человек – общество – природа» достигла особой остроты на пороге третьего тысячелетия. Это обусловлено реальной экологической опасностью, которая является, во-первых, следствием нарастающего вмешательства человека в природу, во-вторых, низким уровнем экологической культуры личности В Самарском крае находится 275 заповедных зон, среди которых и памятники природы Елховского района – Зеленая гора, Лысая гора, родники – Березовский, Мордвинский, Чишмалинский. 14 % сельчан знают об этих особо охраняемых природных территориях

Слайд 8

Новизна, отличительные особенности программы Расширяет, углубляет и интегрирует школьные учебные предметы: «Окружающий мир», «Экология», Общая биология» и др. Носит гуманистический и практико-ориентированный характер Формирует у обучающихся экологическую компетентность Решает задачи допрофессионального эколого-биологического образования Предоставляет возможность развить исследовательские навыки Широко использует новые технологии – информационно-сетевые, коммуникативные, дистанционные, проектные и др.

Слайд 9

Цель программы Способствовать формированию экологической компетенции у подрастающего поколения

Слайд 10

Образовательные задачи сформировать эколого-биологические знания, умения и навыки содействовать формированию и развитию бережного отношения к природе родного края воспитывать у обучающихся стремление к духовно-нравственному, природосообразному законопослуш-ному поведению развивать качества ума: гибкость, позитивность и критичность, логичность и самостоятельность мышления

Слайд 11

Ожидаемые результаты

Слайд 12

Формы обучения Групповая Экспедиции Экскурсии Самостоя- тельная Индиви- дуальная Фронталь- ная Формы обучения

Слайд 13

Формы традиционных занятий Семинар Практи- ческая работа Викторина Тестиро- вание Занятие- путешес- твие Экскурсия Лекция Занятие Формы занятий

Слайд 14

Компетентностно-ориентированный подход информационные исследовательские научно-практические практические развивающие просветительские здоровьесберегающие досуговые

Слайд 15

Нетрадиционные формы занятий экологические практикумы олимпиады выставки выполнение и защита экологических проектов экскурсии в природу, походы учебные экологические тропы экологические акции круглые столы слеты брейн-ринги научно-практические конференции экологические десанты издание и распространение экологических газет и листовок и др.

Слайд 16

Инновационные формы индивидуальные домашние задания творческие дневники индивидуально-образовательные программы портфолио обучающихся дистанционное обучение

Слайд 17

Самостоя- тельная работа Защита реферата Участие в олимпиа- дах Защита учебного проекта Участие в конкурсах, слетах Участие в выставках Участие в конферен- циях Зачет Экологическая экспедиция Формы контроля

Слайд 18

Традиционные мероприятия Летопись добрых дел Акции практического характера Экологические фестивали, слеты Научно-практические конференции Олимпиады по экологии и биологии Конкурс детских творческих работ «Моя малая Родина» Конкурс творческих поделок «Зеркало природы» Конкурсы детского рисунка «Зеленая планета», «Мое любимое животное» и др. Брейн-ринг «Загадки нашей планеты» Дни защиты от экологической опасности

Слайд 19

I – Всероссийский II – Межрегиональный III – Областной IV – Зональный V – Районный Результативность программы

Слайд 20

Результативность программы 55 воспитанников награждены районной премией «Одаренные дети»

Слайд 21

Психолого-педагогические методики применяемые в ходе реализации программы Наименование методики Автор методики Цели, компоненты проведения диагностики Оценка способностей и личностных качеств детей Дж. Рензулли Определение характеристик: 1. Способностей к обучению. 2. Мотивационно-личностные. 3. Творческих способностей. 4. Лидерских качеств. Методика изучения уровня развития детского коллектива А.Н. Лутошкин Выявление степени сплоченности детского коллектива Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе Основоположник Дж. Моренко, адаптированный вариант Изучение межличностных отношений в группе Методика «Радости и огорчения» И.В. Цветкова Выявление места природы в системе ценностных ориентаций учащихся Осознанность моего отношения к природе А. Гагарин, С. Новиков Выявление оценки экологического сознания

Слайд 22

Содержание диагностики детского объединения демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие познавательные способности и особые (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера личности, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концепция

Слайд 23

Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А.Караковский Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности Цель – обеспечение раскрытия индивидуальных наличных и потенциальных задатков личности Принципы: Принятие ребенка таким, как он есть, со всеми положительными и отрицательными качествами; Создание каждому ситуации успешности; Включение каждого в ту деятельность, в которой он может реализовать себя, раскрыть себя для других; Создание каждому эффекта старшего друга, значимого другого

Слайд 24

Личностный рост – (Н.Р.Битянова) это явление саморазвития, как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей своей красе

Слайд 25

Механизмы личностного роста самопознание самопобуждение самопрограммирование самореализация

Слайд 26

"И в час досуга можно расти, если разумно его провести"

Слайд 28

Основание для перевода обучающихся Интерес и желание освоить данную программу Регулярное посещение всех занятий Знание теоретического и практического материала по курсам обучения Участие в мероприятиях объединения Положительные результаты тестирования и анкетирования

Слайд 29

СВИДЕТЕЛЬСТВО о прохождении четырехгодичной программы по экологии «Мой край любимый» или «Ольховские просторы» за 2010-2014 учебный год выдано Климовой Айгуль (ГБОУ СОШ с. Елховка) воспитаннице детского объединения «Мой край любимый» Директор ГБОУ СОШ с. Елховка О.Г. Свиридова Заведующий ОДОД А.А. Петрушин Педагог дополнительного образования Н.В. Мартынова

Слайд 30

Ресурсное обеспечение программы Кабинет Видеомагнитофон, телевизор, видеопроектор, видеокассеты Компьютер Доски (магнитная, интерактивная) Учебная литература: определители (птиц, рыб, млекопитающих, насекомых, растений), справочники, учебные пособия. Карты и атласы окружающей среды Самарской области Доступность Интернет-ресурсов Возможность выезда в экспедиции, на экскурсии Учебно-опытный участок

Слайд 31

Развитие социального партнерства детского объединения «Мой край любимый» ДО « Мой край любимый » Министерство природоохранной среды Самарской области ГБОУ г.о. Самара Учреждения Культуры Здравоохранения Спорта Родители обучающихся ГБОУ СОШ с.Красный Яр с.Кошки ЦСМ СОЦДЮТТ ОСЮН ЦПО СИПКРО

Слайд 32

Приоритеты 2013 – 2014 учебного года: Активизация воспитательного потенциала в процессе реализации программы эколого-биологической направленности «Мой край любимый» и обеспечение приоритетности ее развития.

Слайд 33

Чердымова З.И., О.И. Кондратьев и др. Методическое пособие для преподавателей. Основы экологии и охрана природы.- Самара, 2001. Алексеев С.В., Груздева Н.В., и др. Практикум по экологии. Учебное пособие. – М.,АО МДС, 1996. Бабочки. Мини – энциклопедия. – М.: АСТ – Астрель, 2002. Борейко В.Е. Введение в природоохранную эстетику. Киевский эколого-культурный центр. 2001. Д. Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. Центр экологического образования. – Обнинск, 1997. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов – на Дону, 1996. Законодательство России об использовании и охране биологического разнообразия. Под ред. А.С. Шестакова, ГЕОС. – М., 2000. «Зелёная книга Поволжья»: охраняемые природные территории Самарской области. Самара, 1995. В.В. Ерофеев, Е.А. Чубачкин. Самарская губерния – край родной. Самара: «Самарское книжное издательство», 2007 И.В. Цветкова. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. – М., 2000. Красная книга России: правовые акты. – М., 2000. Материалы местных периодических изданий. Методические пособия по полевой экологии для педагогов дополнительного образования и учителей. – М.: «Экосистема», 1996/98. Г.А. Фадеева. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. – Волгоград: Учитель, 2004. Окружающая среда и мировое сообщество. Учебное пособие. Региональная программа «Культура здоровья». – Новосибирск,1995. Петров В.В., Лес и его жизнь. – М.: «Просвещение»,1986. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. – М.: «Тоцикал», 1994. Пресноводные рыбы: справочник, М., ООО «Изд. Астрель», 2001. Райххолф Й. Млекопитающие. Справочник. М., АСТ, Астрель, 2002. Рахманов А.И. Птицы – наши друзья. – М.: Росагропромиздат, 1989. Самарская Лука на пороге третьего тысячелетия (материалы к докладу «Состояние природного и культурного наследия Самарской Луки»). – Тольятти: ИЭВБ РАН, ОСНП «Парквей», 1999. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2001. Человек – листочек. Экологические игры, конкурсы, викторины, тренинги, тесты. Авторы-составители А. Гагарин, С. Новиков. – Хабаровск, 1998. Журналы «Экологическое образование». Региональная экологическая газета «Живая вода». Список рекомендуемой литературы для педагога

Слайд 34

Список рекомендуемой литературы для учащихся Обзорный Атлас окружающей среды Самарской области. 2007. Атлас Самарской области. Федеральная служба геодезии и картографии. 1999. Газета «Заповедные острова» (газета о национальных парках, заповедниках). Детский экологический журнал «Свирель» для чтения в кругу семьи и в школе. Популярный литературно-художественный альманах экологической направленности «Лазурь». Региональная экологическая газета «Живая вода». Энциклопедии «Я познаю мир». – М.: Астрель, изд. АСТ, 2001. Акимушкин И.И. Мир животных. – М., «Мысль», 1999. Энциклопедии «Я познаю мир».

Слайд 35

Министерство образования и науки Самарской области Отделение дополнительного образования детей ГБОУ СОШ с. Елховка Автор: Мартынова Н.В. методист ОДОД ГБОУ СОШ с. Елховка м.р. Елховский с. Елховка, 2013 г. Направленность деятельности: эколого-биологическая Продолжительность освоения программы: 4 года Программа основного общего образования (11-14 лет) и среднего (полного) общего образования (14-18 лет) «Мой край любимый» (или «Ольховские просторы»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологические игры как средство формирования экологического сознания школьников

Огромная роль в формировании экологического мировозрения детей в школе принадлежит учителю биологии, поскольку именно на уроках биологии происходит формирование основ экологической культуры школьников...

Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся

Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...

Урок как средство формирования экологической культуры.

Урок как средство формирования экологической культуры....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В методических рекомендациях представлен алгоритм организации проектной деятельности, в ходе которой возможно осуществить формирование экологической культуры учащихся.  Для этого можно использова...

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся

В работе раскрывается  экспериментальная модель полевой экологической практики в курсе биологии основной школы и даётся её обоснование. Отдельно рассматриваются элементы новизны в методике органи...

экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...