«Современные формы организации работы с родителями в условиях СПО»
статья

                Одним из важных направлений в деятельности куратора группы  ОУ является работа с семьёй, в которой подросток  растёт и воспитывается. И какую бы сторону и ступень развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача куратора помочь и подсказать им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_formy_raboty_v_spo.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные формы организации работы с родителями

в условиях СПО»

Куратор группы 12 Сидельникова Т.Д.

2024г

                Одним из важных направлений в деятельности куратора группы  ОУ является работа с семьёй, в которой подросток  растёт и воспитывается. И какую бы сторону и ступень развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача куратора помочь и подсказать им.

Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.

Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. А ведь искусство быть куратором не изучается, поэтому в  лицеях, гимназиях найти куратора - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание – потеря времени»,  «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?

Родители должны видеть перед собой куратора, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы следующая ступень образования, колледж – стал для них вторым домом.

В практику работы педагога давно и прочно вошло понимание того, что если мы хотим эффективно, результативно и интересно обучать детей, нам нужно использовать активные методы обучения. Учащийся, чтобы эффективно и интересно учиться, не должен быть пассивным слушателем, он должен проявлять собственную активность, взаимодействовать с педагогом, товарищами. Мы давно умеем создавать интерактивные уроки и классные часы, выстраивать активное взаимодействие учащихся в деле добывания и усвоение знаний. Почему же так редко мы применяем эти методы при обучении взрослых? Почему в нашей учебе преобладают скучные лекции, сообщения? Мы не верим в возможность взрослых учиться по-другому? Не хотим делать учебу для них увлекательной и развивающей? Но законы психологии одинаковы для всех! Когда люди, неважно – взрослые они или дети, самостоятельно добывают знания, знания становятся для них личностно значимыми и используются в дальнейшем в практической деятельности с удовольствием.

Проблема заключается в том, чтобы каждый из педагогов определил для себя:

Работа с родителями – это одна из граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность?

Во взаимодействии с коллективом родителей куратор должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции, только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях. Практика работы с родителями показывает, что новые формы общения с семьей помогают родителям сконцентрировать внимание на детях, усиливает чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям нежность, одобрение и уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе.

Устарела форма общения центра и семьи - все родительские собрания, как правило, представляют собой монолог педагога, в котором он рассказывает об успехах или неудачах обучающихся. Хотелось бы изменить такое положение так, чтобы родители не просто выступали в роли пассивных слушателей, а проявляли активность, делились опытом воспитания, давали советы, строили общение.

Формы проведения родительских собраний просто необходимо искать новые, т.к. у родителей пропадает интерес к новизне обучения и воспитания. Родители считают, что основные навыки обучения у детей сформированы.

Чтобы поддерживать интерес у родителей к посещению собраний, необходимо разнообразить формы его проведения:

1. Круглые столы для родителей с целью формирования мотивации совместной деятельности. Родителям оказывается квалифицированная помощь от педагога, опытного, знающего, от того, кому они доверяют. Проведение круглых столов помогает куратору группы на начальном этапе работы выявить наиболее активных родителей и создать инициативные родительские группы.

2. Родительский час планируется и проводится с учетом трудностей, возникающих при обучении и воспитании обучающихся, а также пожеланий родителей. Это практическое занятие, на котором мы конкретно и доступно анализируем все возникающие проблемы, стараемся предупредить ошибки в семейном воспитании. Родительский час начинается с краткого сообщения, раскрывающего тему и цель данной встречи, затем идет практическая работа, в ходе проведения которой родители получают рекомендации. Если затронутый вопрос требует более тщательного рассмотрения, то он выносится на родительское собрание. Например, на родительском часе «Дети и телефоны» родители прослушали сообщение о вреде и пользе, в конце которого были даны рекомендации. В конце встречи родителям предлагается заполнить анкеты для планирования следующей встречи. Родительские часы способствуют более успешному обучению, а также сплочению коллектива родителей.

3. Родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. Родительский тренинг проводится, как правило, в конце родительских собраний.

4. Интересная и новая форма работы – брифинг, требует участия родителей и педагога. Брифинг – краткая встреча, на которой задаются короткие вопросы, требующие точного ответа. На вопросы студентов отвечают родители и педагоги. Организация данной работы не требует много времени. Заранее необходимо только познакомить обучающихся с правилами проведения брифинга.

5. Хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Полезность таких встреч родителей состоит еще в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.    

6. Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Переписка с родителями – помогает поздравить родителей с праздниками, информировать об успехах их детей, давать советы и т. д.

Также можно создать:

– консультационный пункт «Скорая педагогическая помощь», в котором родители могут получить квалифицированную помощь и совет педагогов разного профиля и психологов в индивидуальном порядке;

– родительский клуб как ассоциацию родителей, бабушек и дедушек, причем ведущими формами работы предполагаются свободные непринужденные встречи — беседы, родительские дебаты, решение прецедентов, ничем не ограниченный обмен мнениями. Пусть в этом клубе будет немного участников. Зато их общение не будет формальным. А потом «народ к вам потянется»;

– родительский университет, в рамках которого организуются как эпизодические лекции, так и систематические курсы. Кстати, хорошо зарекомендовало себя заранее вывешенное расписание лекций и консультаций педагогов и психологов по темам-проблемам. Они формируются на основе, как традиционных родительских вопросов-проблем, так и индивидуальных тревог, о которых родители, желая соблюдать анонимность, могут поведать педагогам через родительский почтовый ящик.

Куратор, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в группе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения обучающихся группы. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими обучающимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива

Функции куратора разнообразны, работа с семьями своих учеников – важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и куратора должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Неоспоримо, что на первый план сегодня должна выходить индивидуальная работа куратора. Именно в этом случае возможной становится беседа, обсуждение проблем именно одного-единственного студента. Но многие родители отторгают от себя даже возможность побеседовать с учителем в доверительном ключе, опасаясь, возможно, излишнего проникновения в личностно-эмоциональную сферу. И эти опасения естественны, с ними необходимо считаться.

Здесь можно воспользоваться маленьким «секретом»: во многих статьях можно прочитать совет начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. И это абсолютно правильный совет! Причем заканчивать разговор тоже лучше похвалой. Но мы хотим сказать вот о чем: скажите родителям, что вы просите их о встрече (обратите внимание – не «вызываете», а именно «просите о встрече»), так как очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше них не знает, какой подход нужен к их ребенку (и, в принципе, это действительно так!). И если родители поймут, что педагоги искренне заинтересованы в их мнении, а не являют собой «истину в последней инстанции», то охотно пойдут на контакт.

И в качестве первых «полезных мыслей» предлагаю:

Памятку по уважительному отношению к собственному ребенку.

Мой ребенок – уникален. Такого никогда не было и не будет. Но он есть!

Ребенок не «готовится к жизни». Он уже живет – «здесь и теперь». Пусть живет настоящей полной детской жизнью! (Когда еще ему это удастся?!)

Подросток  – это уже человек, только еще не выросший. Это растущий человек. А я – выросший человек. Два человека способны понять друг друга.

Подросток, как и я, имеет право быть самим собой.

Ребенок хочет быть независимым; уверенным в себе и в других; уметь самостоятельно разобраться во всем; иметь добрые взаимоотношения.

Закон, запрещающий бить своих детей, принят в Голландии в1850 г., во Франции – в 1888, в Финляндии – в 1890, в Норвегии – в 1935, в Швеции – в 1953, в Дании – в1968 г. (по данным А. Маркуши). Давайте примем такой замечательный закон у нас в стране и начнем с собственной семьи!

Не бывает виновных детей, бывают дети, нуждающиеся в нашей помощи.

Если родителю не к чему придраться, то он придирается к тону ребенка!

Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь и посоветуйтесь с самим ребенком.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы НОУ в условиях современной школы

В статье "Организация работы НОУ в условиях современной школы" представлен обобщённый опыт работы с одарёнными детьми...

Современные формы организации работы с одаренными детьми

Одаренный ребенок –это ребенок , который выделяется яркими красками, очевидными иногда выдающимися достижениями(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)в том или ином виде деятельности....

Научное общество обучающихся как одна из форм организации работы с одаренными детьми в условиях ФГОС

Лучшим тестом интеллектуальной одаренности является участие в исследовательской деятельности...

Формы организации работы учителя гимназии в условиях ФГОС. Подготовка к введению третьего поколения. Из опыта работы.

В статье представлен опыт работы методической учителя по подготовке к введению ФГОС третьего поколения в гимназии....

Выступление к семинару: «Современные формы организации работы с обучающимися в дополнительном образовании»

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм, мастерство педагога. Только рядом с мастером может ...

Современные формы организации работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации

ФГОС дошкольного образования определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, цель которого – «формирование у детей по...

Выступление на региональном семинаре по теме Современные формы организации работы детских общественных объединений в рамках реализации программы воспитания. Особенности взаимодействия ДОО с социальными партнерами.

Выступление проходило на региональном семинаре в рамках стажировочной площадки по направлению "Реализация программы воспитательной работы на основе федеральных требований".Цель семинара:...