Использование инновационных технологий в развитии коммуникативных компетенций обучающихся, направленных на качество обучения и воспитания.
материал

Строкова Ксения Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_koomunikativnyy_praktikum_strokova_k.s.docx437.98 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий в развитии коммуникативных компетенций обучающихся, направленных на качество обучения и воспитания.

Одним из основных навыков современной личности выступают коммуникативные навыки. Владение коммуникативными навыками на высоком уровне дает возможность эффективного взаимодействия с окружающими людьми.

Формирование коммуникативных компетенций у подростков проходит с применением инновационных технологий. В своей работе я использовала графические функции персонального компьютера для повышения наглядности преподаваемого материала, арт – технологии, игровые технологии, групповые технологии (прием перегруппировки, мозговой штурм).

Формирование наглядного представления материала способствует подготовки обучающихся к жизни, требующей самостоятельного поиска, анализа, организации и передачи информации, а также планировании своей деятельности. С этой целью мною посредством персонального компьютера и периферийных устройств были наглядно представлены рисунки, тесты, графики, схемы, видео и фотоматериал, что позволило сочетать и комбинировать визуальную и вербальную информацию, управлять ее потоком более эффективно.

Арт – технологии позволяют создавать благоприятные условия для развития коммуникабельности замкнутых подростков, обеспечивают эффективное эмоциональное реагирование подростков с агрессивным поведением, благоприятно влияют на осознание им собственных переживаний, на развитие произвольной деятельности и способности к саморегуляции поведения, на формирование позитивной «Я - концепции», уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного обучающимся. Мною были использованы такие упражнения как «Нарисуй свое настроение» «Групповой коллаж», «Рука» «Портрет друга».

Игровые технологии способствуют формированию навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации, формирование благоприятного психологического климата в группе и атмосферы доверия, воспитание качеств, необходимых для укрепления межличностных отношений в группе, в обществе, отражение своего внутреннего состояния через проигрываемые роли. Используемые упражнения «Интервью», «Теремок», «Встреча» и т.д.

Групповые технологии способствуют формированию благоприятного психологического климата в группе, осознание каждым участником своей роли, функций в группе, формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу, формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации, обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи.

Перед началом обучающего курса с обучающимися проводятся ряд диагностик, которые помогут обнаружить коммуникативные способности и уровень общительности представителей данной группы. По завершению занятий проводится повторная диагностика, для сравнения. К данным диагностическим методикам относятся:

1. Диагностика коммуникативных умений Л. Михельсона, перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха.

Диаграмма. Уровень развития коммуникативных компетенций до и после реализации тренинговой программы:

Вывод. Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой на современном этапе развития социальных отношений. В результате проведённого обучающего курса у участников группы повысились показатели коммуникативной компетентности. Использование инновационных технологий в развитии коммуникативных компетенций обучающихся является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении.

Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые тренинговые занятия интересны и актуальны для подростков. Обучающиеся стали более компетентными в общении, более независимыми в суждениях, менее агрессивными, более эмоционально стабильными, стали чаще брать инициативу в общении на себя, по отношению к собеседнику стали более внимательными и логичными в своих выводах.

После проведенных мероприятий наблюдались:

- снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности во всех взаимоотношениях;

- повышение позитивной напряженности в системе отношений подростка с самим собой, с окружающим миром, с другими людьми;

- данная программа способствовала развитию адекватной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

Авторский семинар «Использование аутентичного материала в развитии коммуникативной компетенции обучающихся»

В современной методике обучения иностранным языкам владение и процесс овладения иноязычной коммуникативной деятельностью квалифицируются как межкультурная коммуникация. К числу особенностей межкультур...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно – диалоговой деятельности (опыт работы)

Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативных компетенций обучающихся определяется тем, что в процессе их использования  в образовате...

Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности

В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ».

материал полезен с точки зрения предотвращения скуки на уроке, и вовлечение школьников в процесс обучения....

Опыт работы по применению технологии развития критического мышления для развития коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В связи с тем, что важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика, а в социолого-педагогическом плане – переход от уч...