Итоговое мероприятие инновационной площадки «Формирование читательской грамотности как необходимое условие развития метапредметных компетенций обучающихся и повышения качества образования»
учебно-методический материал

Садиҡова Лена Хайразый ҡыҙы

Сегодня  читательская грамотность считается одним из ключевых навыков, необходимых для успешной адаптации в современном мире 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие читательской грамотности на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Бочкарёва А.В.,

учитель высшей категории

Приёмы формирования читательской грамотности при изучении родного языка

Садыкова Л.Х.,

учитель первой категории

Читательская грамотность как основа повышения естественнонаучной грамотности

Рыжикова Т.З.,

учитель высшей категории

Подведение итогов работы инновационной площадки

Искужина Н.Г., доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарного образования ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, научный руководитель инновационной площадки

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.Архангельское муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан

ПРОГРАММА

итогового мероприятия инновационной площадки

«Формирование читательской грамотности как необходимое условие развития метапредметных компетенций обучающихся и повышения качества образования»

Picture background

Время

Место

Мероприятие

Ответственные

Мастер - классы

304

Выполнение заданий ОГЭ с развёрнутым ответом по обществознанию

Иштуганова Г.М., учитель высшей категории,

224

Раскрываем секреты текста в начальной школе (С.Козлов "Как ёжик и медвежонок протирали звёзды")

Галанова Т.А., учитель высшей категории

201

Эффективные приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка

Абзалилова В.Н., учитель высшей категории

305

Диалог с текстом на уроках литературы (Стихотворения в прозе И.С.Тургенева)

Вязовцева С.А., учитель высшей категории

301

Дорога в словесное творчество на уроке литературы (Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством")

Митрофанова О.А., учитель высшей категории

115

Индивидуальный проект как результат развития метапредметных компетенций обучающихся

Буктрейлер как средство повышения мотивации к чтению художественной литературы среди школьников

Харько Н.Н.,

молодой педагог

Лапина Е.С.,

зам.директора по УВР,

учитель высшей категории,

ученица 11 класса Богданова М

Презентация проекта

115

"Друзья мои, прекрасен наш союз!" (антология школьной поэзии)

Лапина Е.С., зам.директора по УВР,

учитель высшей категории,

ученицы 11 класса Малькова В. и Долгополова Ю.

Открытый педагогический совет

Акт.зал

Приветственное слово директора

Курунова Л.М., директор МОБУ СОШ №1 с.Архангельское, учитель высшей категории

Итоги реализации инновационного проекта «Формирование читательской грамотности как необходимое условие развития метапредметных компетенций обучающихся и повышения качества образования»

Лапина Е.С., руководитель инновационной площадки

Формирование и развитие читательской грамотности в начальной школе

Колоярцева М.И.,

учитель высшей категории


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Садыкова Лена Хайразыевна, учитель башкирского языка и литературы МОБУ СОШ №1 с. Архангельское Приёмы формирования читательской грамотности при изучении родного башкирского языка

Слайд 2

"Китап уҡыған баланың күңеле матур була" Мостай Кәрим

Слайд 3

Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Слайд 4

В процессе обучения чтению: - расширяется словарный запас ; - формируется умение понимать значения незнакомых слов в контексте ; -закрепляются грамматические конструкции ; - совершенствуются речевые навыки

Слайд 5

Методы интерпретации текста : - п остановка вопросов к тексту; - с оздание смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов ); - ф ормирование собственных суждений о прочитанном

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Приемы формирования читательской грамотности

при изучении родного башкирского языка

В центре внимания современной школы находится личность, которая воспитывается и развивается в поликультурном обществе. В нашей школе к языку и культуре башкирского народа приобщаются дети разных национальностей. Сегодня на уроках башкирского языка мы должны развивать коммуникативную компетентность учащихся, как одно из условий формирования функциональной грамотности.

Сегодня читательская грамотность считается одним из ключевых навыков, необходимых для успешной адаптации в современном мире.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Это значит, что школа должна учить школьников научить понимать учебные тексты, извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

На уроках башкирского языка наши школьники осваивают устную и письменную речь, знакомятся с богатым литературным наследием башкирских писателей и поэтов, поэтому навыки чтения очень важны.

Чтение на уроках:

  • увеличивает словарный запас,
  • учит понимать незнакомые слова из контекста, закрепить грамматические категории,
  • помогает улучшить навыки речи.

Работу с текстом на уроке стараюсь организовать так, чтобы он был интересен и понятен учащимся. При работе с письменными текстами на уроках использую следующие приемы работы:

- определение основной идеи текста, анализ названия текста, поиск ответа на вопрос «Почему текст так назван?»;

- выделение и фиксация ключевых слов из текста;

- умение находить в тексте необходимую информацию или факты, подтверждая их примерами из реальной жизни;

- составление плана.

Также целесообразно использовать такие методы, как составление и защита проектов, составление электронных презентаций и т.д.

В четвёртом классе мы изучаем текст «Шиханы — природные памятники Башкортостана». Сначала мы читаем текст, затем переводим его и обращаем внимание на название. Выделяем и записываем ключевые слова — названия всех шиханов. Затем мы изучаем презентацию, отвечаем на вопросы, которые были заданы после текста. ищем информацию о шиханах в тексте и подкрепляем её примерами из реальной жизни. Например, мы рассказываем о том, что знаем о шиханах, когда видели их.

Также обсуждаем, как важно защищать шиханы как уникальные природные памятники, и готовимся к созданию и защите проектов. Развитие читательской грамотности также требует работы над умением структурировать и систематизировать информацию, что является важным навыком для успешного обучения в старших классах. Учащимся необходимо научиться выделять ключевые идеи и тезисы, находить связи между отдельными частями текста, создавать собственные схемы и конспекты, которые помогут им лучше усваивать и запоминать материал. Предлагаю ученикам различные приёмы визуализации информации, такие как создание интеллект-карт, составление таблиц и диаграмм, которые способствуют более глубокому пониманию текста и облегчают его запоминание. На уроках, создавая проблемные ситуации, стараюсь пробудить интерес к знанию, и самостоятельно искать способы его решения.

В свободное от учёбы время мы ходим на концерты местных исполнителей, слушаем башкирскую музыку и смотрим фильмы на родном языке. Также мы активно участвуем в различных мероприятиях, таких как конкурсы, акции, научно-практические конференции и олимпиады. За свои достижения мы были награждены почётными грамотами, дипломами и сертификатами.

На уроках башкирского языка и литературы стараюсь привить любовь к художественным произведениям, научить понимать и разговаривать на родном языке, быть творческими личностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии как необходимое условие формирование метапредметных компетенций".

Статья является конспектом выступления на городской научно-практической конференции "На пути к реализации ФГОС ООО: тенденции, проблемы, перспективы", которая состоялась 14.03.2015 в ГБОУ гимназия №61...

Материал методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие для формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся»

Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения как необходимого условиядля формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся   Задачи:...

Доклад на педагогическом совете 09.01.2020 г. на тему«Формирование смыслового чтения - необходимое условие развития метапредметных компетенций»

Смысловое чтение является метапредметной компетенций. В самом начале доклада я сформировала понимание данной темы в общем смысле слова. А далее попыталась обобщить применение наиболее известных приемо...

Смысловое чтение -необходимое условие развития метапредметных компетенций

quot;Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, раз...

Презентация "Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций. "Выступление на педагогическом семинаре

Презентация посвящена проблеме сформированности  у старшекласссников навыков смыслового чтения. Задача- вынести проблему на пед.обсуждение и найти пути ее решения.Актуальность проблемы связана с ...

Развитие читательской грамотности на уроках информатики путем внедрения ИКТ как средства повышения уровня образованности учащихся информатики

Анализ результатов проверочных работ по информатике показывает, что значительная часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал&ra...

Проектная деятельность по иностранному языку как средство развития метапредметных навыков учащихся и повышения качества образования

Проектная деятельность - неотъемлемая часть урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку...