Авторский семинар «Использование аутентичного материала в развитии коммуникативной компетенции обучающихся»
учебно-методический материал по теме
В современной методике обучения иностранным языкам владение и процесс овладения иноязычной коммуникативной деятельностью квалифицируются как межкультурная коммуникация. К числу особенностей межкультурной коммуникации в условиях средней школы относится использование аутентичных материалов. Аутентичные тексты (т. е. специально не обработанные) должны быть информативными и интересными, чтобы ученики могли удовлетворить свои познавательные потребности, обогатить свое мироощущение, свои представления о культуре и истории страны изучаемого языка и получить удовольствие от чтения и обсуждения текста. Удачно подобранный текст максимально стимулирует языковую активность учащихся и их коммуникативную готовность, повышает уровень поликультурного образования.
Программный материал и построение учебных комплексов по иностранному языку дают возможность последовательно использовать аутентичные тексты в учебном процессе: например, добавить материал к недостаточно наполненному содержанию отдельных тем учебника для 10-11 классов „Deutsch. Kontakte“ Г. И. Ворониной, наполнить содержательной стороной «Страноведение» – важнейший культурологический аспект изучения иностранного языка, необходимый также для подготовки к олимпиадам разного уровня и т. д..
Курс учит подбирать и правильно сочетать различные формы и приемы работы над аутентичными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_pletnevoy_v._a.rar | 10.15 КБ |
soderzhanie.docx | 11.48 КБ |
1_chast.rar | 543.07 КБ |
2_chast_seminara.rar | 1.83 МБ |
3_chast.rar | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Башмак»
Программа курса
Использование аутентичного материала в развитии коммуникативной компетенции обучающихся
Составитель: В. А. Плетнева,
учитель немецкого языка,
победитель ПНПО 2008 г.
2011
Программа курса
«Использование аутентичного материала в развитии коммуникативной компетенции обучающихся»
Пояснительная записка
В современной методике обучения иностранным языкам владение и процесс овладения иноязычной коммуникативной деятельностью квалифицируются как межкультурная коммуникация. К числу особенностей межкультурной коммуникации в условиях средней школы относится использование аутентичных материалов. Аутентичные тексты (т. е. специально не обработанные) должны быть информативными и интересными, чтобы ученики могли удовлетворить свои познавательные потребности, обогатить свое мироощущение, свои представления о культуре и истории страны изучаемого языка и получить удовольствие от чтения и обсуждения текста. Удачно подобранный текст максимально стимулирует языковую активность учащихся и их коммуникативную готовность, повышает уровень поликультурного образования.
Программный материал и построение учебных комплексов по иностранному языку дают возможность последовательно использовать аутентичные тексты в учебном процессе: например, добавить материал к недостаточно наполненному содержанию отдельных тем учебника для 10-11 классов „Deutsch. Kontakte“ Г. И. Ворониной, наполнить содержательной стороной «Страноведение» – важнейший культурологический аспект изучения иностранного языка, необходимый также для подготовки к олимпиадам разного уровня и т. д..
Курс учит подбирать и правильно сочетать различные формы и приемы работы над аутентичными материалами.
Категория слушателей: учителя немецкого языка школ области.
Объем: 8 часов.
Сроки проведения: октябрь 2011 г.
Цель: повышение профессиональной компетентности учителей немецкого языка школ области, желающих использовать аутентичные материалы в учебном процессе.
Задачи курса:
- Повысить профессиональную компетентность учителя по внедрению инновационных коммуникативных технологий на уроках немецкого языка.
- Познакомить учителей с возможностями использования аутентичных источников, с новыми приемами работы по развитию коммуникативных навыков обучающихся.
Содержание
Курс включает лекции, практикумы, групповые формы работы с использованием большого объема материалов разнообразных зарубежных методических пособий, задание творческого характера.
В результате изучения курса
Слушатели узнают:
- как использовать инновационные коммуникативные технологии по немецкому языку,
- как активизировать лексический материал с использованием аутентичных источников,
- как использовать прием преднамеренного создания различий в объеме информации у партнеров по иноязычному общению для развития коммуникативных навыков.
Слушатели научатся:
- корректировать правописание в соответствии с новыми нормами,
- составлять разные типы заданий по развитию навыков чтения,
- создавать опорные схемы для развития навыков монологической речи,
- создавать методическое сопровождение для развития коммуникативной компетентности.
Планирование
№ | Тема | Всего часов | В том числе | |
ЛЗ | Пр. З | |||
Вводное слово. Роль использования аутентичного материала в современном учебном процессе. Источники аутентичного материала. Актуальность лексического наполнения. Причины отбора языкового материала. Возможности пополнения учебного материала. О возможности участия педагогов и обучающихся в различных конкурсах. | 1 | 1 | ||
Новое правописание. Теория. Практикум «Коррекция текста в соответствие с новыми нормами». Новые приемы обучения чтению на начальном этапе. | 1 | 0, 5 | 0, 5 | |
Приемы активизации лексического материала с использованием аутентичных источников. Дополнительные материалы по темам
По методическим материалам зарубежных издательств: Max Hueber Verlag, Inter Nationales, Ernst Klett Sprachen. | 1 | 1 | ||
Использование текстов комиксов для развития навыков чтения разных видов. Практикум «Составление заданий разного типа к тексту комикса». | 1 | 1 | ||
Систематизация грамматического материала
| 1 | 1 | ||
Развитие монологической речи с использованием опорных схем из журнала «коммуникативная методика». Практикум «Составление монологического высказывания по опорной схеме». Групповая работа «Составление опорной схемы, по теме, предложенной самими слушателями» | 1 | 1 | ||
Развитие диалогической речи с использованием приема преднамеренного создания различий в объеме информации у партнеров по иноязычному общению. Практикум «Развитие коммуникативных навыков на основе страноведческого материала с использованием приема преднамеренного создания различий в объеме информации у партнеров по иноязычному общению» | 1 | 1 | ||
Контроль. Творческое задание по созданию методического сопровождения для развития коммуникативной компетентности обучающихся. | 1 | 1 | ||
Всего часов | 8 | 3, 5 | 4, 5 |
Список литературы:
- Jutta Douvitsas-Gamst. Das Deutschmobil 3. – München: Klett Edition Deutsch, 1996 – 105 c.
- 30 Stunden Deutschland. – Stuttgart: Ernst Klett Sprachen GmbH, 2008 – 64 с.
- GOETHE.ZIP. - Goethe-Institut Russland, 2009. CD.
- Harald Ohlendorf. Umwelt und Gesellschaft. 2 Teile. – Bonn: Inter Nationales, 2005 – 104 с.
- Die neue deutsche Rechtschreibung. - Ismaning, Deutschland: Max Hueber Verlag, 2006.
- Werner Bönzi. Grammatikalische Liebeslider. Methodische Vorschläge und Kopiervorlagen.- Ismaning, Deutschland: Hueber Verlag, 2007 – 75 с.
- Werner Bönzi. Grammatikalische Liebeslider, 2007. DVD.
- Schrumdirum. Kinderzeitschrift. – Москва: ЗАО «МСНК-пресс», 2003-2006 гг..
- Савченко. Г. А. , Ковтун Н. Н. Развитие коммуникативных навыков на уроках немецкого языка. – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006 – 64 с.
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Вводное слово
Часть 1
Реформа немецкого правописания. Новое немецкое правописание. Практикум «Коррекция теста в соответствии с новыми нормами». Новые приемы обучения технике чтения на начальном этапе.
Часть 2
Приемы развития необходимых умений и навыков использования лексики и грамматики для понимания речи других и для выражения собственных мыслей (по материалам аутентичных источников).
Часть 3
Систематизация грамматического материала с использованием двигательной активности младших школьников. Развитие монологической речи с использованием опорных схем из журнала «Коммуникативная методика». Систематизация грамматического материала с использованием аутентичного материала по материалам методического пособия «Грамматические песни».
Предварительный просмотр:
Вводное слово
В современной методике обучения иностранным языкам владение и процесс овладения иноязычной коммуникативной деятельностью квалифицируются как межкультурная коммуникация. К числу особенностей межкультурной коммуникации в условиях средней и основной школы относится использование аутентичных материалов.
В последнее время слово «аутентичный» стало очень популярным, Говорят и об аутентичных текстах и аутентичных заданиях, даже об «аутентичном звучании» и «аутентичных учебниках».
К аутентичным материалам, т. е. специально не обработанным, относятся газетные статьи, брошюры, авиа/железнодорожные билеты, письма, рекламы, программы новостей радио и телевидения, объявления и т. д, Это те материалы, которые используются в реальной жизни тех стран, где говорят на том или ином иностранном языке, а не специально созданные материалы для условий обучения этому языку.
Аутентичные тексты должны быть информативными и интересными, чтобы ученики могли удовлетворить свои познавательные потребности, обогатить свое мироощущение, свои представления о культуре и истории страны изучаемого языка и получить удовольствие от чтения и обсуждения текста. Удачно подобранный текст максимально стимулирует языковую активность учащихся и их коммуникативную готовность, повышает уровень поликультурного образования.
Аутентичные задания это такие задания, которые предполагают реагирование на устные или письменные материалы, как в естественных ситуациях общения. Например, прочитать рекламные проспекты путешествий не для того, чтобы пересказать их содержание, а для того, чтобы выбрать наиболее привлекательный маршрут и написать письмо в турагентство с целью получить дополнительную информацию об условиях путешествия и отдыха и т. д.
С применением аутентичных материалов уменьшается опасность искажения иноязычной действительности: являясь свидетельствами современной цивилизации в стране изучаемого языка, они отражают идеи и суждения, распространенные в данный момент в обществе.
Благодаря отсутствию дидактической направленности, информация, предъявляемая с помощью аутентичных материалов в условиях неязыковой среды, обладает высоким уровнем авторитетности; естественность вызывает большую познавательную активность, в то время как учебные материалы выполняют чисто учебную функцию и отражают фиктивные ситуации, не существующие вне занятия, снижая тем самым мотивацию, достоверность представленных сведений, их использование может впоследствии затруднить переход к пониманию материалов, взятых из «реальной жизни».
В своей работе я использую различные источники аутентичного материла. Это и альтернативные учебники, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, детские журналы, методические журналы для учителей иностранных языков и т. д..
Часть современных учебно-методических и наглядных материалов по немецкому языку получены за участие во Всероссийском конкурсе «Учить немецкий – думать о будущем», который проводился «Немецким культурным центром им. Гёте в г. Москве» в 2009 г. за авторскую Программу развития немецкого языка в школе.
30 Stunden Deutschland. – Stuttgart: Ernst Klett Sprachen GmbH, 2008 – 64 с. |
Harald Ohlendorf. Umwelt und Gesellschaft. 2 Teile. – Bonn: Inter Nationales, 2005 – 104 с. |
Werner Bönzi. Grammatikalische Liebeslieder. Methodische Vorschläge und Kopiervorlagen.- Ismaning, Deutschland: Hueber Verlag, 2007 – 75 с. Werner Bönzi. Grammatikalische Liebeslieder, 2007. DVD. |
Jutta Douvitsas-Gamst. Das Deutschmobil 1, 2, 3. – München: Klett Edition Deutsch, 1996. |
Renate Lutscher. Wissen Landeskunde Deutschland. Orientierungskurs. – München: Verlag für Deutsch, 2008. |
Schrumdirum. Kinderzeitschrift. – Москва: ЗАО «МСНК-пресс», 2003-2006 гг.. |
Die neue deutsche Rechtschreibung. - Ismaning, Deutschland: Max Hueber Verlag, 2006. |
Журнал «Коммуникативная методика». – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002-2003 гг. |
Предварительный просмотр:
1 группа: задание на восстановление текста
2 группа: установление логической последовательности действий героев комикса
3 группа: установление соответствий между картинками и частями текста.
Die Aufgaben für die Schüler
- Lest die Texte. Ratet, wie heißt der Film.
- Füllt die Tabelle aus. Benutzt die Wörter unter zur Hilfe.
Tabelle 1
Der Titel des Films | № des Textes | Illustration … | Genre des Films | |||
Pearl Harbor | ||||||
Die Maske | ||||||
Star Wars: Episode III – die Rache der Sith | ||||||
Twilight – Bis zum Morgengrauen | ||||||
King-Kong | ||||||
Miss Marple | ||||||
Der Herr der Ringe | ||||||
Shrek | ||||||
Pretty Woman | ||||||
Harry Potter | ||||||
Terminator | 7 | A | k, q | |||
Wächter der Nacht | ||||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
|
Страноведение 42-43
Экология 8
Экология 13
Предварительный просмотр:
Систематизация грамматического материала
с использованием аутентичного материала по материалам методического пособия «Грамматические песни»
Die „Grammatikalischen Liebeslieder“ - это песни, которые содержат наряду с основной темой «Любовь», также определенную грамматическую структуру немецкого языка. Представляем две песни:
Песни | Главная грамматическая тема | Другие грамматические темы | Содержательная сторона |
Du bist so freundlich | Склонение прилагательных | Настоящее время 2 лицо единственного числа | Семья Первая любовь Описание внешности |
Lebenslauf | Перфект Сильные и слабые глаголы
| Склонение прилагательных Предлоги | Биография Жизненный путь Знаменитости Семья Школа |
Материалы содержат следующее:
- Фонограмма песни
- Текст песни
- Задания для учеников
- Пояснения для учителя
Этапы работы:
Песня | Anregung - создать необходимый уровень мотивации учащихся; - активизировать имеющиеся знания и опыт, в том числе языкового, peчевого и социокультурного характера. | Hinhören - продолжить формирование соответствующих языковых навыков и речевых умений; | Sprachbewusstsein - проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; | Sprachverwendung - использовать текст в качестве языковой/речевой/содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. - развивать умения интерпретации текста. |
Du bist so freundlich“ | Идеальные мужчина и женщина | Наличие и отсутствие окончаний прилагательных | Вставьте недостающее слов: глагол, артикль, прилагательное, существительное | Идеальные мужчина и женщина Счастливая семья |
Lebenslauf | Кто это? | Выбор вспомогательного глагола. Определение возможных временных пунктов в жизни. | Сильные и слабые глаголы | Моя биография |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Надпредметная программа " Дебаты и дискуссии как средство развития коммуникативных компетенций обучающихся"
Данная надпредметная программа как никогда актуальна в наши дни. Многие преподаватели уже давно используют технологию дебатов в своей деятельности. Я использовала работы разных авторов и разные источн...
Развитие коммуникативной компетенции обучающихся через различные формы и методы познавательной активности на уроке АЯ
методические разработки...
Статья "Развитие коммуникативной компетенции обучающихся 7-9 классов посредством использования виртуальных туров на уроках английского языка."
Данная статья раскрывает понятие виртуальный тур и преимущества его использования на уроках английского языка как эффективного метода развития монологической речи обучающихся....
Обобщение опыта по теме "Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через применение личностно-ориентированного подхода к обучению на занятиях по иностранному языку"
Для современной жизни, при убыстрении социальных ритмов и нарастании объёма информации, интенсификации социальных и профессиональных контактов между отдельными людьми, социальными группами и профессио...
Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно – диалоговой деятельности (опыт работы)
Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативных компетенций обучающихся определяется тем, что в процессе их использования в образовате...
Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности
В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...
Опыт работы по применению технологии развития критического мышления для развития коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО
В связи с тем, что важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика, а в социолого-педагогическом плане – переход от уч...