Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно – диалоговой деятельности (опыт работы)
материал по географии
Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативных компетенций обучающихся определяется тем, что в процессе их использования в образовательной среде школы, деятельность обучающихся приобретает характер критического осмысления различных проблем в общении, что обеспечивает развитие способности к обоснованной аргументации, оценке доводов в принятии решения в сложных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 83.9 КБ |
prilozhenie.docx | 1009.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложения
1. Приложение 1 Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся……………………………………………………… 2. Приложение 2 Урок географии по теме «Антарктида»……………… 3. Приложение 3 Фрагмент урока в 11 классе по теме «Канада»…….. 4. Приложение 4 Задание к уроку по теме «Антропогенное воздействие на природу. Особо охраняемые территории России», 8 класс……………………………………………………...………………… 5.Приложение 5 Урок географии по теме: «Ориентирование на Земной поверхности» (5 класс)……………………………………………. 6. Приложение 6 Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах……………………………………………………………………. | …....2 ……4 …..23 …..26 …..27 …..39 |
Приложение 1
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой
Методика Р.В. Овчаровой предназначена для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы
- Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
- Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
- Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
- Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовываться своими товарищами различные игры и развлечения?
- Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
- Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
- Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
- Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
- Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
- Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
- Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
- Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
- Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
- Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
- Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
- Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
- Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
- Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
- Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1 | 6 | 11 | 16 |
2 | 7 | 12 | 17 |
3 | 8 | 13 | 18 |
4 | 9 | 14 | 19 |
5 | 10 | 15 | 20 |
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
1.Низкий уровень - 0,1-0,45;
2.Ниже среднего - 0,46-0,55;
3.Средний уровень - 0,56-0,65;
4.Выше среднего - 0,66-0,75;
5.Высокий уровень - 0,76-1.
Приложение 2
Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Антарктида»
Предмет, класс | География, 7 класс | ||
Учитель | Пендик Юлия Николаевна | ||
Тема урока | Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование. Природа. | ||
Цель урока | Способствовать формированию представлений учащихся об Антарктиде, ее особенностях, географическом положении, истории открытия, рельефе и природе | ||
Результаты урока | Образовательные (предметные результаты) | Развивающие (метапредметные результаты) | Воспитательные (личностные результаты) |
Научиться объяснять значение понятий: «Антарктика»,«антарктическая пустыня», «антарктические оазисы»; определять географическое положение, особенности рельефа и климата материка; выявлять особенности органического мира Антарктиды; приводить примеры использования территории Антарктиды человеком; описывать влияние природы материка на глобальные природные и антропогенные процессы. | Работать с текстовым и нетекстовым компонентом; сравнивать объекты по заданным критериям, создавать описание; выделять главные, существенные признаки понятий. Развитие коммуникативных компетенций; развитие навыков взаимодействия и сотрудничества; освоение способов решения проблем творческого характера; формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к обучению и исследовательской деятельности; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира; выражение положительного отношения к процессу познания. Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества. | |
Дата проведения | 8.02.2017 год | ||
Тип урока | Открытие новых знаний | ||
Форма проведения | Урок-путешествие | ||
УМК | Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева Учебник: География: Материки, океаны, народы и страны.7 класс/ И.В.Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа, 2014. -398 с Рабочая тетрадь к учебнику И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География: материки, океаны, народы и страны 7 класс, издательство Дрофа, 2016 год |
Приложения к уроку по теме: «Антарктида»
Задание для 1 группы («опрос в форме диалоговой пары»)
1.Площадь материка…
2.Антарктида расположена в полушариях…
3.Расположена относительно нулевого меридиана…
4.Антарктида расположена по отношению экватора, тропиков и полярных кругов…
5.Антарктида расположена в климатических поясах…
6.Океаны, омывающие Антарктиду…
7.Моря, омывающие Антарктиду…
8.Полуострова Антарктиды …
9.Проливы…
10.Крайняя точка материка…
Шаблон для работы учащихся 2 группы
(«тонкий» и «толстый» вопросы):
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ МАТЕРИКА ______________________________________________ ______________________________________________ __________________________________ ______________________________________________ |
Прием Шаблон для работы 3 группы «двойной дневник»:
Рельеф материка Антарктида
аргументы | факты |
1.Материк Антарктида самый высокий материк, почти в три раза больше средней высоты других материков 2.Почти весь материк покрыт льдом и содержит большие запасы пресной воды 3.Современные методы исследования позволили получить четкое представление о подледном рельефе материка 4. Для материка Антарктида характерно горообразование и в настоящее |
Климат материка Антарктида
аргументы | факты |
1.Антарктический воздух отличается удивительной прозрачностью и сухостью. Особенно суров климат во внутренних частях материка 2.В Антарктиде наблюдается большая разница температур и атмосферного давления как над внутренней областью, так и над омывающими океанами, что приводит к образованию постоянных ветров 3. В Антарктиде вблизи побережья полярниками обнаружены необычные участки с озерами, совершенно свободные ото льда. Эти участки получили название «антарктические оазисы». Площадь таких оазисов от нескольких десятков до нескольких сотен квадратных метров. |
Задания для работы 4 группы («круглый стол»)
ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР
_________________________
_________________________
__________________________
__________________________
__________________________
______________________
______________________
______________________
______________________
Приложение 3
Фрагмент урока в 11 классе по теме «Канада»
на этапе открытия новых знаний
Прочтите текст по теме урока, проанализирует его и представьте в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.
Канада
Географическое положение Канады (№ 1)
Площадь - 9,97 млн. км2. Население - 33,3 млн. человек. Государство в составе Содружества - десять провинций и три территории Столица – Оттава.
Канада расположена в северной части Северной Америки и занимает 2/5 ее территории. По площади - это вторая страна мира после России. Омывается она водами трех океанов: Северного Ледовитого на севере и Тихого на западе и Атлантического на востоке, имеет чрезвычайно длинный морской границе, который составляет почти 120 тыс км. Наибольшее значение для формирования экономических связей имеет побережья Атлантического океана и в частности эстуария реки Святого Лаврентия. На западе Канада омывается водами Тихого океана. Канада имеет сухопутную границу только с США. Территория Канады вытянулась с юга на север на 4600 км и расположена в умеренном, субарктическом и арктическом поясах. С востока на запад она простирается на 5200 км и размещается в шести часовых поясах. Территория Канады охватывает множество островов и полуостровов, которые еще мало освоены и характеризуются экстремальными климатическими условиями. Главными элементами рельефа являются горы Кордильеры и расположенная между ними Лаврентийская возвышенность с прилегающей низменностями.
Полезные ископаемые (№ 2)
По разнообразию и общими запасами минеральных ресурсов Канада занимает одно из ведущих мест в мире. В ее недрах есть большие залежи энергетических, рудных и нерудных полезных ископаемых, она занимает пятое место в мире по запасам угля, имеет значительные залежи нефти и газа. Значительные залежи этих видов углеводородного топлива открыты в предгорьях Кордильер. Канада является богатой на урановые руды, которые составляют 2/5 от их запасов в развитых странах мира. Территория Канады богата запасами руд цветных металлов (никель, медь, цинк, свинец), железной руды, урана, нефти и природного газа, калийных солей, асбеста, угля. Сказочно богата полезными ископаемыми Лаврентийская возвышенность. Здесь находится уникальная рудная зона: месторождения железа, никеля, серебра, полиметаллов, урана. Месторождения разрабатываются в основном открытым способом. Канада является крупнейшим поставщиком минерального сырья в США и другие индустриально развитые страны. Канада обладает крупнейшими в мире запасами нерудных полезных ископаемых, а именно калийных солей, что является важной предпосылкой производства здесь калийных удобрений. Канада имеет значительные залежи разнообразной строительного сырья.
Природные ресурсы (№3)
Канада имеет огромные водные ресурсы, охватывающие Великие озера и реки Св. Лаврентия, Макензи, Юкон, Нельсон и занимает 2 место, после России. Значительные запасы пресных вод есть в центральных и особенно в северных регионах Канады, где много в пресноводных озер и полноводных рек. Но слабая освоенность этих регионов не способствует использованию имеющихся здесь водных ресурсов. В Канаде много горных рек, поэтому есть большие запасы гидроресурсов.
Примерно половина (43%) территории Канады покрыта лесами, большая часть которых расположена в доступных для освоения районах. По запасам леса (около 20% мировых) Канада занимает третье место в мире после России и Бразилии.
Только южные районы Канады имеют благоприятные почвенно-климатические условия для развития сельского хозяйства. Сдерживает это развитие на Великих равнинах недостаточное количество осадков (250-500 мм в год) На большей части Канады почвы подзолистые, на юге - серые лесные, черноземные и каштановые 15% территории страны пригодны для возделывания. Почти 70 млн. га используется в сельском хозяйстве.
Затем рассаживаются по группам экспертов (по номера), в группе изучают, составляют опорные схемы, планы и т.д.
После возвращаются в основные группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение.
Результаты работы учащихся могут выглядеть так:
Географическое положение Канады
Дополнить предложения:
- Площадь Канады – 9, 97 млн. км2.
- Место по площади в мире – 2 место после России.
- Столица - Оттава.
- Форма административно – территориального устройства – Содружество, возглавляемое Великобританией.
- Океаны, омывающие территорию – Тихий океан и Атлантический океан.
- Протяженность морских границ – 120 тыс.км.
- Соседи Канады – США (на юге).
- Расположена в климатических поясах - умеренном, субарктическом и арктическом.
- Часовых поясов – 6.
Полезные ископаемые Канады
Виды полезных ископаемых Канады (таблица)
№ п\п | Полезные ископаемые | Примеры |
1 | Рудные | цветные металлы (никель, медь, цинк, свинец), железные руды, полиметаллические руды, урановые руды, а так же серебро |
2 | Нерудные | калийные соли, строительные материалы (асбест) |
3 | Энергетические | уголь, нефть, природный газ |
Природные ресурсы (схема)
Водные ресурсы Канады
Россия (1 место)-Канада (2 место) – р.Св. Лаврентия, Макензи, Юкон, оз. Нельсон
Лесные ресурсы Канады
Россия (1 место)-Бразилия (2 место)- Канада (3 место) - 20 % мировых запасов
Почвенные ресурсы Канады
Подзолистые (1 место) – 50%-Серые лесные (2 место)-35 %-Черноземы и каштановые (3 место) – 15 %.
Приложение 4
Задание к уроку фрагменту урока (прием «перекрестная паутинка»)
в 8 классе по теме «Антропогенное воздействие на природу.
Особо охраняемые территории России»
Аргументы «за» да | Вопрос «Нужно ли прекращать антропогенные воздействия на природу?» | Аргументы «против» нет |
1. Внесение минеральных удобрений в почву без учёта осадков и др.факторов приводит к выносу минеральных веществ из почвы в реки, озёра. 2. При строительстве водохранилищ изменяется уровень грунтовых вод, происходит заболачивание территорий. 3. Образуется много карьеров, оврагов, терриконов. 4. Вырубка леса – изменение природного комплекса. 5. Нарушается естественный покров Земли, при бурении скважин и добыче полезных ископаемых – сдёргивается плодородный слой Земли. 6. Уничтожение ценных животных и растений. 7. «Озоновая дыра» 8. «Парниковый эффект» 9. «Химический дождь» | 1. Природа служит средой существования людей, основным и чаще всего единственным источником удовлетворения их разнообразных потребностей (потребности 1,2,3 группы) 2. Нужно строить системы небольших взаимодействующих водохранилищ, чем одно громадное. 3. Посадка деревьев. Есть специальные машины для посадки и ухода за молодыми насаждениями. 4.Рекультивация – восстановление нарушенных земель в районах развития горнодобывающей промышленности. 5. Охраняемые территории, заповедники, заказники. 6. Занесение редких животных и растений в Красную книгу. 7.Организации «Гринпис» и др. |
Приложение 5
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме «Ориентирование на Земной поверхности»
Предмет | География 5 класс | ||||
Учитель | Пендик Юлия Николаевна | ||||
Тема урока | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. | ||||
Цель урока | Сформировать у учащихся умение ориентироваться по плану и на местности; создать условия для развития и углубления знаний учащихся о плане и карте. | ||||
Результаты урока | Образовательные (предметные результаты) | Развивающие (метапредметные результаты) | Воспитальные (личностные результаты) | ||
Определять стороны горизонта; ориентироваться по компасу на плане и местности; понимать роль ориентирования для человека. | Высказывать предположения на основе учебного материала; устно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; находить и анализировать информацию; работать по плану; осуществлять самоконтроль. | Овладение географическими знаниями и умениями их применять в различных жизненных ситуациях. | |||
Дата проведения | 12.12.2016 год | ||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний. | ||||
Оборудование | Топографический план местности, компасы, учебники, атласы, транспортиры, раздаточный материал карточки, «смайлики» | ||||
УМК | Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы: И.И.Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е.Савельева Учебник: География. Землеведение.5-6 классы / В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – М.: Дрофа, 2013.- 283 с. Рабочая тетрадь к учебнику В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение» 5 кл., издательство Дрофа, 2016 г. | ||||
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1.Организационный этап 2. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся | Формирование мотивационной основы учебной деятельности Определение темы и целей урока | Приветствие обучающихся, проверка готовности обучающихся к уроку. Определение настроя на работу. Урок начинается с приветствия учащихся: Прозвенел звонок, Начался урок. На уроке будь старательным, Будь активным и внимательным. Все пиши не отставая, Слушай не перебивая. Говори, ты четко внятно. Чтобы было все понятно - Ребята, давайте разрешим проблемную ситуацию. Прослушайте текст и ответьте на вопрос: Что произошло с героем и как ему можно помочь? (прогнозирование с помощью открытых вопросов) Стояла прекрасная осенняя пора. Именно в такой день собирать грибы одно удовольствие. Я насобирал их целую корзину. Наконец я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошел я возле кустов, взобрался на холм и, вместо ожидаемой знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне не известные места. Я остановился в недоумении, оглянулся… «Эге! – подумал я, - да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо» - и, - сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. Да как же это я сюда зашел? Так далеко?.. Странно! Мне же нужно было на север. Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг» - Что случилось с героем отрывка рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»? - В какую сторону ему нужно было идти? - Как ему помочь найти север? А если бы он заблудился ночью? - Т.е. получается, что мы должны помочь герою рассказа. Помочь в чем? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? -Сформулируйте тему урока: «Ориентирование». (оценка своей деятельности). 1 – 3 балла - Что обозначает слово «ориентирование»? А, где можно точно узнать значение этого слова? (работа со словарем). - Ребята, а людям каких профессий необходимо уметь ориентироваться? - Молодцы! А теперь из предложенных географических понятий выберите те, которые вам уже знакомы, а с какими нам нужно будет познакомиться? - горизонт - компас - азимут - стороны горизонта (вывешены на доске – разделить на две группы) - А теперь скажите, какие цели мы перед собой поставим? Ключевые слова для постановки целей: определять, ориентироваться, узнать, научиться. Цель: 1.Ориентироваться на местности 2.Определять стороны горизонта 3.Узнать, что такое «азимут», как его определять 4.Научиться работать с компасом (оценка своей деятельности)1 – 3 балла - Теперь давайте составим план помощи нашему герою. 1. Ориентирование по местным признакам. 2. Направление сторон горизонта. 3. Ориентирование с помощью компаса. 4. Подведение итогов урока (оценка своей деятельности). 1 – 2 балла | Ученики приветствуют учителя с помощью смайликов. Проверка готовности к уроку. Самооценка Мысленное восприятие ситуации. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что надо усвоить. Учащиеся предполагают, что произошло с героем из отрывка произведения. Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно формулируют тему (записывают в тетрадь) Формулируют цель, задачи урока и план урока | ||
3.Изучения новых знаний и способов деятельности 4.Этап первичной проверки понимания изученного 5.Этап закрепления изученного | Определение понятий «ориентирование», ориентация по местным признакам, стороны горизонта Формулировка понятия «азимут», работа с картой раздаточного материала, его нахождение по карте Работают с фрагментом карты в парах по закреплению понятия «азимут" | -Итак, ребята, наш герой заблудился в лесу, как он может по местным признакам сориентироваться в незнакомой местности? - А теперь ребята в течение 3 минут обсудите, и приготовьте рассказ об одном из способов нахождения дороги по местным признакам, которые вы назвали в начале урока и которые помогут нашему герою. 1 группа – по муравейнику; 2 группа – по ветвям одиноко стоящего дерева; 3 группа – по Солнцу; 4 группа – по мху; 5 группа – по Полярной звезде (оценка своей деятельности). 1 – 2 балла -Скажите, по вашему мнению, сможет ли наш герой теперь ориентироваться в незнакомой местности? - Ребята скажите, а как еще может найти дорогу домой герой рассказа? - Есть более точные способы ориентирования. - Именно об этом способе мы и расскажем герою рассказа. Посмотрите на задание № 1: подпишите, где север, юг, запад, восток? (самоконтроль) - В предложенном задании отметьте, где с-в, ю-в,ю-з,с-з? -Какие направления сторон горизонта будут, по вашему мнению, основные, а какие промежуточные? - А могут ли быть такие направления сторон горизонта как: ссв? вюв?зюз? Где они находятся? (обозначить на листе задания № 1) (оценка своей деятельности)1 – 4 балла - Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, и надеюсь, наш герой тоже, но посмотрите на рисунок задания №2 -Вам, (обозначены крестиком) на плане предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? (с-в) - Правильно, покажите свое направление на станцию и на север. - Но ведь на с-в находится и железнодорожный мост! Как узнать, куда вам идти? - Для того, что бы определить, куда идти давайте обратимся к новому для вас слову, которое вы выделили в начале урока. Какое это слово? (азимут) -Обсудите в паре и сформулируйте определение «азимут» из предложенных слов: между, это, на север, угол, на объект, направлением. - А теперь проверьте его по учебнику (стр. 45). - Какая фигура у вас получилась? -Вспомните, в чем измеряется угол? Сколько градусов содержит окружность? - Каким прибором измеряется угол на плоскости? (транспортиром) - Выполните задание № 3, которое вам предложено. Что в нем нужно сделать? (определить азимут с помощью транспортира). - А если нужно определить азимут на местности, то каким прибором это можно сделать, ведь транспортиром ее измерять невозможно? (компасом) - Давайте расскажем нашему герою об устройстве компаса. Какой он формы? Как устроен? - Об истории возникновения компаса вам расскажет (ученик), которому было дано опережающее задание. Компас - это прибор, указывающий направление магнитного поля Земли (север). Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов. Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000 – летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов. В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это когда закрыто солнце и не видно звёзд, спасает от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути». Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в XXI веке арабские мореплаватели. -Ребята, посмотрите еще раз на компас и скажите, чему равна цена деления прибора? (от 0ْ до 360ْ). -Из представленных предложений составьте алгоритм работы с компасом. - Итак, чему будет равен азимут на север, юг, запад, восток? (работа с компасом).
- Если вы вышли из населенного пункта и шли все время на север, то по какому азимуту вы будете возвращаться домой? (180°). - Теперь давайте выполним задание № 5, где необходимо определить азимут. Прочтите правила определения азимута и используя его выполните это задание – работа в парах (оценка своей деятельности) 1 – 5 баллов Алгоритм определения азимута по плану: 1.Определить направление на север. 2.От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север. 3.Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке. | Дают ответы, используя личный опыт и знания из окружающего мира (ориентироваться по Солнцу, по звездам, по мху, по муравейнику т .д.). Отвечают, как сориентировался по Полярной звезде. Отвечают на вопросы учителя с учетом уже полученных знаний. Работа в группах, обсуждение материала, ответы на поставленные вопросы. Высказывают свои предположения Работа с текстом учебника, дополнительными источниками информации и раздаточным материалом. Работа с учебником. Практическая работа по группам с транспортиром Представление сообщения заранее подготовленного учащимся. Работа с компасом. Работают с раздаточным материалом по составлению алгоритма работы с компасом. Самостоятельная работа по группам с компасом и инструкцией по его применению. Работают с раздаточным материалом по составлению алгоритма по определению азимута | ||
Физкультминутка 6.Этап обобщения и систематизации 6.Контроль и самоконтроль 7.Этап коррекции
8.Этап информации о домашнем задании 9.Подведение итогов учебного занятия | Систематизируют и обобщают полученные знания Подведение итогов занятия На этапе подведения итогов урока учащиеся соотнесли полученный результат с поставленной целью деятельности Проверяют и корректируют полученные результаты при выполнении теста Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению Подведение итогов занятия | -Проверим вашу внимательность. - Когда я буду называть сторону горизонта, вы будете поворачиваться к ней лицом (учитель называет) Давайте предположим, что герой рассказа находится сейчас в классе, используя алгоритм работы с компасом, давайте на практике покажем ему, как определять азимут и направление сторон горизонта на предметы, например, в кабинете (каждая группа по одному предмету) Правило работы с компасом Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность Подождите, пока компасная стрелка установиться Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке 1 группа – подставка с цветами; 2 группа – компьютер; 3 группа – шкаф; 4 группа – дверь; 5 группа – стенд (проверка по ключу) (оценка своей деятельности).1–3 балла - Теперь давайте проверим, как вы усвоили новый материал и перейдем к выполнению теста (работа в парах с ноутбуками) (оценка своей деятельности. Тест для закрепления знаний, полученных на уроке (предлагается создать на ноутб 1.Углом между направлением на север и направлением на объект называется: А) азимут Б) компас В) угол 2.Умение находить стороны горизонта - это значит: А) двигаться в определенном направлении Б) работать с картой В) ориентироваться 3.По какому местному признаку можно ориентироваться ночь? А) по муравейнику Б) по дыму из трубы В) по Полярной звезде 4.Компас впервые появился в: А) Индии Б) Китае В) России 5. Чему равен азимут на север? А) 60ْ Б) 90ْ В) 0ْ 6.Двигаясь в направлении 90ْ, в каком направлении вы будете возвращаться? А) 18ْ Б) 270ْ В) 360ْ 7. Основные стороны горизонта – это А) север Б) ю-в В)ссв 8. Азимут на местности измеряется: А) транспортиром Б) компасом В) циркулем 9.Чему равен азимут на ю-в? А) 120ْ Б) 130ْ В) 140ْ - А теперь давайте вернемся к началу нашего урока. Какие цели мы с вами ставили. Достигли ли мы целей? А наш герой сможет выбраться из леса и найти дорогу домой? - Давайте подарим ему компас, чтобы в следующий раз он не заблудился. (работа с оценочными листами). - А теперь давайте оценим свою работу на уроке. Считаем сумму баллов, выставляем отметки: 22 – 20 баллов– «5» 19– 16 баллов– «4» 15 – 14 баллов– «3» - Поднимаем руку у кого «4» и «5». - Ребята, а как современные любители путешествий ориентируются в незнакомой местности? (используют навигатор). - А о том, как он работает и что собой представляет можно приготовить сообщение. Кто желает? § 12, прочитать, пересказать - На раздаточном материале, который вам предлагается взять домой домашнее задание, выполните его по желанию: 1.В каком направлении от школы находится ваш дом? 2.Назовите населенные пункты, которые находятся на севере, юге, востоке, западе от п. Ракитного. 3. Придумайте задание на определение направлений по плану местности в атласе Беседа с учащимися о предметных и личностных результатах учебного занятия На рефлексивном экране дополнить предложения: 1.На уроке мне было интересно, потому что… 2. На уроке мне было трудно, потому что… 3. На уроке я научился… 4. Меня удивило… 5. Мне захотелось… -Спасибо за урок, мне было приятно с вами общаться! - Какое настроение у вас после урока, покажите «смайлики» Выставляет и комментирует оценки за урок. | Дети поворачиваются в названную сторону. Учащиеся определяют по компасу, в какой стороне находятся указанные объекты. Выполняя задание, выявляют противоречие – ответы не совпадают. Обсуждают и высказывают предположения. Выполняя задание, выявляют противоречие – ответы не совпадают- проговаривают и осознают его. Решение теста по теме урока Взаимодействие с одноклассниками в ходе проверки материала Самоконтроль Самоутверждение, принятие других точек зрения Соотносят полученный результат с поставленной целью деятельности Взаимодействие с одноклассниками Оценка промежуточных результатов и саморегуляции для повышения мотивации учебной деятельности Самооценка своей работы в оценочных листах Выбор творческого задания Формулировка вопросов домашнего задания Вопросы для уточнения понимания домашнего задания Записывают домашнее задание Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Демонстрируют свое настроение. Оценивают результативность, качество и уровень знаний - самооценка |
Приложение 6
Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах
Учебный год | Наименование конкурса | Результат |
2013-2014 | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии | Призеры |
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии | Победитель, призер | |
Региональный этап Всероссийского открытого конкурса научно – исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке» | Призер | |
Всероссийский открытый конкурс научно – исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке | Призер | |
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по краеведению | Победитель | |
2014-2015 | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии | Призеры |
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии | Победитель, призер | |
Муниципальный этап регионального конкурса «Современный урок в рамках системно-деятельностного подхода» | Призер | |
Международная дистанционная олимпиада «Инфоурок» | Победители, призеры | |
2015-2016 | Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии | Победитель |
Муниципальный этап Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» | Призер | |
Муниципального этап конкурса туристических разработок своего края «Туристические ресурсы родного края»; | Победитель | |
Муниципальный этап Всероссийской акции «Голубая лента» | Призер | |
Региональный этап Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» | Призер | |
Всероссийский этап Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке | Призер | |
XXII Всероссийский конкурс научно – исследовательских творческих работ молодежи «Меня оценят в XII веке» | Победитель | |
Районный этапа областного конкурса «Сохраним природное и культурное наследие Белгородчины» | Победитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развития когнитивной компетенции обучающихся на уроках географии (на примере экономико-географической характеристики Испании)
Когнитивная (персональная) компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно п...
Обобщение педагогического опыта работы. Тема: «Формирование и развитие информационно – коммуникативных компетенций обучающихся на уроках физики»
Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений модернизации образования, с необходимостью перехода на профильное обучение и предоставлением возможности учащимся зани...
технология проектирования на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
главной задачей на уроках английского языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся по средствам современных технологий. одной из современных технологий является использование ме...
технология проектирования на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
главной задачей на уроках английского языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся по средствам современных технологий. одной из современных технологий является использование ме...
Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"
Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...
Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности
В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...
Цифровая грамотность. Использование сетевых сервисов веб 2.0 на уроках географии как средства формирования коммуникативных компетенций обучающихся
презентация для выступления на методическом объединении педагогов....