Методическая разработка: От «корней» до зрелых «плодов»
методическая разработка

Хитёва Ольга Игоревна

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

(Я.А.Каменский) Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и

педагоги. (А.С.Макаренко)Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

(Я.А.Каменский) Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и

педагоги. (А.С.Макаренко)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mrno1.docx139.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия

«От «корней» до зрелых «плодов»

Автор: Хитёва Ольга Игоревна

Санкт-Петербург , 2024 год

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

(Я.А.Каменский) Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и

педагоги.        (А.С.Макаренко)

Сегодня нередко в общении с родителями, в беседах с детьми, на педагогических советах и конференциях, родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка: семья или школа? Кто ответственен за то, чтобы социализация ребенка осуществлялась успешно, чтобы он мог нормально учиться, общаться и развиваться? Однозначного ответа нет.

Еще несколько лет назад гармоничное развитие ребенка в семье обеспечивалось системой обрядов, обычаев, передаваемых от поколения к поколению. Однако по мере отступления от традиционной культуры и развития цивилизации подобная психологическая поддержка исчезла.

И я предлагаю вам поговорить о вечном споре, который длится столько веков, сколько существует человечество. Это спор между родителями и детьми. Я предлагаю найти решения , как избежать этих споров.

Очень хочется, чтобы родители дети были самыми главными друзьями на всю жизнь. Но, анализируя опыт прошлых поколений, анализируя героев классической литературы, и даже наблюдая за знакомыми людьми, понимаешь, что редко у кого это получается. И

вовсе не потому, что кто-то «хороший» и «правильный», а кто-то наоборот «плохой» и «непослушный».

Наиболее успешного взаимодействия с родителями и детьми можно достичь в рамках проведения психолого-педагогический практикума. Этот метод позволяет создать проблемную ситуацию как для родителей так и для подростка, дает возможность получить информацию и проявить активность тем, кто захочет это сделать, осознать собственную позицию, сравнить ее со взглядами других . И самое главное практикум позволит обучить родителей способам оптимизации взаимодействия с детьми. Практикум - это встреча родителей и детей одного класса, которым для обсуждения предлагается значимая для них тема. Для стимулирования активности предусматриваются вопросы, практические задания и упражнения, анкеты, притчи, обязательно включение информационных блоков.

Цель методической разработки:

-

формирование

уважительных,

доверительных

взаимоотношений подростков и родителей

-повышение        педагогической,        социально-психологической компетентности родителей

-расширение        представления        об        особенностях        подросткового

возраста, методах выхода из конфликтных ситуаций.

Задачи:

  • познакомить родителей с особенностями подросткового возраста и определить значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений;

способствовать развитию практических знаний родителей

о шагах к взаимопониманию с детьми

познакомить со способами реагирования на различные

проявления подростковой агрессивности

  • познакомить с наиболее адекватными педагогическими

стратегиями детско-родительского взаимодействия;

  • обсудить определенные правила поведения родителей в период острого возрастного кризиса детей.
  • создать условия для активного участия родителей в обсуждении проблемы собрания.

Предварительная подготовка: подготовка теоритического материала для выступления, тестирование учащихся, слайдовая презентация, ручки, бумага, материал для творческой работы.

Участники: учащиеся 8 класса и их родители.

Форма проведения: смешанная (беседа, диспут, тренинг, практикум, совместная работа родителей с детьми, разработка правил взаимоотношений в семье)

Методы и приемы:

1.Словесный (с элементами дискуссии, обсуждение) 2.Наглядный (демонстрация видео-ролика)

  1. Практический        (инсценировка        конфликтных        ситуаций, совместная разработка правил дома)
  2. Творческий (создание коллажа идеальных отношений)

Ход практикума:

  1. Вступление. Информационный блок. 2.Игра узнай ребенка/родителя.
  2. Упражнение «Все мы родом из детства» 3.Игра сто к одному.

4.Упражнение «Невербальное общение» 5.Анализ и решение конфликтных ситуаций. 6.Фразы-барьеры.

  1. Совет-памятка
  2. Рефлексия: Разработка коллажа семейных взаимоотношений между ребенком и родителями. Домашнее задание.

Вступление

Добрый вечер. (фоном звучит музыка).Я вижу на нашей встрече много знакомых лиц. Не смотря на возраст, каждый из вас наверняка со своими мыслями, заботами, мечтами, тревогами, радостями…. (Обращение к одному из родителей) –У вас есть дети?...А какой он(она)?-А у Вас? А каким бы вы хотели ,чтоб он(она) был(а)? (Обращение к ребенку) -А ты, каким бы ты хотел(а) стать родителем?

Однажды молодая женщина пришла к мудрецу и спросила: «Как правильно воспитать моего ребенка?» И мудрец подвел женщину к виноградной лозе…

Мы пригласили вас на практикум под названием «От «корней» до зрелых «плодов», который, как вы поняли, будет посвящен особенностям подросткового возраста, взаимоотношениям между подростком и родителем, приемам и способам разрешения конфликтов, обсуждению проблем с которыми вы нередко встречаетесь.

И чтобы успешно пережить все приключения подросткового воз- раста, взрослым и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций, нужно набраться терпения и продолжать работать, разговаривать, любить и уважать друг друга.

Но для начала давайте разрядим обстановку, раскрепостимся и поиграем. Для того чтобы с полуслов понимать друг друга, нужно очень хорошо знать человека. А насколько же хорошо знаете друг друга Вы?

Игра « Насколько хорошо мы знаем друг друга»

Ребенок и родитель усаживаются на стулья. Каждому выдаются листочки и маркер для написания ответов. Во время игры задаются вопросы про ребенка или родителя на которые одновременно отвечают участники на листочке, после чего показывают свои ответы. Таким образом, ответы сравниваются и можно оценить, насколько родитель знает предпочтения своего ребенка и наоборот.

Вопросы: родителям

Вопросы: детям

1.Кем

ребенок?

хочет

быть

Ваш

1.Любимое блюдо вашего

папы.

2.Куда ваш ребенок мечтает

поехать?

2.Где после школы училась

ваша мама?

3.        Любимое        блюдо

ребенка?

3.Знак зодиака родителей?

4.Имена лучших друзей?

4.Назовите

бабушки?

отчество

5.Нелюбимый        предмет        в

школе?

5.Любимые

мамы?

цветы        вашей

6. Любимый вид спорта?

6.Детские

родителей?

кружки

7.Размер обуви?

7.В        каких

ваша мама?

странах        была

8.Любимый фильм?

8.Хобби родителей ?

Анализируем, кто насколько лучше знает друг друга. Степень совпадения ответов говорит, насколько хорошо дети знают своих родителей и наоборот. Для того чтобы хорошо знать интересы каждого члена семьи нужно несомненно проводить больше времени вместе.

Упражнение «Все мы родом из детства» ( для родителей)

(Включается песня «Детство»)

Уважаемые родители, а помните ли вы себя в возрасте ваших детей, какими вы были в 13-14 лет. О чем вы думали, что вас интересовало, что с вами происходило, что было важнее всего в тот момент. Мы ходили в школу, кого-то интересовала учеба, кого-то не очень. Мы дружили, и для нас было очень важно, что про нас думают наши друзья, как к нам относится тот или иной мальчик или девочка. У

нас были свои дела, заботы. Кого-то волновала двойка по алгебре, кого- то интересовали туфли на витрине соседнего магазина. Кто-то готовился к олимпиаде, кто-то смотрел на Ленку с соседней парты….

Сейчас я начну передавать мяч. Тот, у кого мяч, пожалуйста, представьтесь и скажите, что было важно для Вас, тринадцатилетнего. (Высказывание участников)

(Дети родителей обращают внимание на то, что учеба занимала далеко не первое место в списке интересов, и вообще для некоторых это был сложный период. Родителя замечают, что оказывается их подросткам тоже сейчас не просто (построение параллели от личного опыта взрослого к актуальному состоянию подростков).

Игра сто к одному

Переход от детства к юношеству часто бывает непростым и для самих детей, и для их родителей. Ласковые и спокойные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых, открытые и дружелюбные – в замкнутых и враждебных. Назовите   ваши   ассоциации   со словом ПОДРОСТОК. ( К этой игре были заранее подготовлены ответы детей. В то время как родители проговаривают свои ассоциации, на слайде высвечиваются только те, которые совпали с ответами подростков. Родители и дети анализируют, каким видят подростка они, а каким их родитель/ребенок.

Ведущему необходимо обратить внимание родителей, что они, как правило, называют полярные ассоциации, и положительные и отрицательные)

Все дело в том, что данный возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения.

Упражнение «Невербальное общение»

Общение родителей с детьми, осуществляется не только при помощи слов, но и посредством мимики и пантомимики, а также психоэнергетического воздействия. Причем информация, передаваемая по несловесным каналам, воспринимается мгновенно, гораздо быстрее, чем сами слова.

Поэтому, если вы, говорите своим детям необходимые и в целом правильные слова о том, что необходимо хорошо учиться и быть дисциплинированными, но через несловесные средства передаете им эмоционально отрицательный «заряд» (высокомерие, отчуждение, отстраненность), то подростки не услышат ваших слов, но сразу же, почувствуют ваше отношение к ним.

Они мгновенно займут «оборону перед боем». Именно так зачастую и начинается конфликт между взрослым и подростком.

Предложить двум - трем родителям проиграть сценку с детьми, в которой они хвалят подростка.

  • Скажите несколько фраз. (Например: Какой ты молодец! Ты получил "пять" по литературе! Ты выучил уроки! Как замечательно, что ты вымыл посуду, я так тебе благодарна! Ты так хорошо выступил на школьном мероприятии. Я гордилась тобой!).

Посмотрите в этот момент на свое лицо, руки. Что они выражают? Обратите внимание на интонацию своего голоса. Обратите внимание на своего ребенка, как он вас слушает, как к вам

расположен. (Ведущий указывает на то, что необходимо попробовать несколько раз и запомнить свой голос и состояние).

  • А теперь проиграйте сценку, в которой вы высказываете порицание. Произносите несколько критических и резких фраз, но выражение лица постарайтесь оставить прежним, из предыдущей сценки, открытым и доброжелательным. Не получается? Повторите еще раз.

Рекомендация: 3адумайтесь, может быть, в некоторых случаях сигнал к началу конфликта подаете именно вы? Конечно, неосознанно, не имея перед собой цели обострить отношения с подростками. Напряженность часто несут не ваши слова, но контексты, в которых они передаются: сердитое лицо, сжатые руки, вибрирующая интонация голоса. Меняйте контексты! Откажитесь от эмоционально отрицательных несловесных средств общения с подростком!

Анализ и решение конфликтных ситуаций.

А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем конфликтные ситуации. У вас на столе карточка с конфликтной ситуацией. Минуты две вы обсуждаете в группе, затем зачитываете ситуацию и предлагаете своё решение.

Раздать по группам (родитель-ребенок) подготовленные ситуации. Они их должны инсценировать, а остальные предлагают решение данной ситуации. Также можно попросить разыграть свои конфликты, домашние из жизни.

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”

Как вы поступите в такой ситуации?

- Есть ли другое мнение? Кто считает иначе?

Ситуация 2

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.

Как поступить в такой ситуации?

- Есть ли другое мнение?

Ситуация 3

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.

Как поступить в подобном конфликте?

- Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?

Ситуация 4.

Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть хочет каждый свое. Например, сын заядлый болельщик, и он рассчитывает

посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ждала»; сын никак не может отказаться от матча «он ждал его еще дольше!».

Ситуация 5.

Мама торопиться закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положении», дочка делает тоже. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются…

Обсуждение ситуаций. Родители и ребята пробуют объяснять поведение подростка. Находят причины нежелательного поведения и попытаются, как - бы оправдать подростка, учитывая при этом специфику возраста и особенности подростковых проблем, сконцентрируйтесь на оказание помощи ребенку в достаточно сложный для него жизненный период.

Барьеры общения.

Очень часто при общении между родителем и ребенком разговор заходит в тупик, мы не можем договориться. Здесь стоит задуматься, а те ли фразы мы используем для беседы?

Из предложенных фраз на доске (на магнитах) детям предлагается распределить фразы на подгруппы:

  1. фразы, которые детям приятно слышать от родителей
  2. фразы, которые не хотелось бы слышать, но они мотивируют (призывают к действиям)
  3. фразы, которые не хотелось бы слышать (после которых пропадает желание общаться с родителем)

Комментарий ведущего (классного руководителя) В списке можно выделить выражения – которые часто ведут к блокированию дальнейшего общения: они замедляют, тормозят или полностью останавливают двусторонний процесс общения, который так необходим при оказании помощи детям в разрешении проблем.

Фразы родителей.

«Сейчас же перестань!»,

«Убери!»,

«Замолчи!»,

«Чтобы я этого больше не слышал!»,

«Перестань жаловаться и заканчивай работу».

«Если ты не прекратишь, я уйду»,

«Смотри, как бы не стало хуже»,

«Еще раз повторится, и я тебя накажу»,

«Не сделаешь, пеняй на себя».

«Ты обязан вести себя, как подобает».

«Ты должен уважать взрослых»,

«Каждый должен трудиться»,

«Учение — это твоя работа».

«Я бы на твоем месте . . . »,

«Тебе нужно пойти и извиниться».

«Без конца отвлекаешься. вот и делаешь ошибки»,

«Сколько раз тебе говорили! Не послушался — пеняй на себя»,

«Пора бы знать, что...».

«Если будешь таким тихоней, то...»

«На что это похоже!»,

«Все из-за тебя»,

«Ты просто откровенно ленишься»,

«Опять все сделал не так!»

«Ну, просто дубина!»,

«Не будь лапшой»,

«Плакса»,

«Тупица и лентяй»,

«Тихоня».

«Ты просто хочешь отделаться от этого задания»,

«Я все равно вижу, что ты меня обманываешь»,

« Небось, опять подрался»,

«Я вижу тебя насквозь».

«Я знаю, это все из- за того, что.. . ».

«Ты самый умный в классе!».

«Ты просто гений!»,

«Ты самая красивая!»,

«Ты такой храбрый, тебе все нипочем».

«Успокойся»,

«Не обращай внимания»,

«У всех так бывает»,

«Ты не первый переживаешь это»,

«Это не так трудно, как тебе кажется».

«Нет, ты все-таки скажи»,

«Почему молчишь?»,

«Что все-таки случилось? Я все равно узнаю!»,

«Почему опять получил двойку?»

«Давай лучше поговорим о чем-нибудь более приятном».

«Ты что, встал не с той ноги?»

«Пустяки, дело житейское».

Совет-памятка

Для того, чтобы ваша беседа была плодотворной. Чтобы ребенок и родитель друг друга услышали. Для того чтоб вы могли найти компромисс – давайте мы с вами попробуем поучиться перефразировать наши «Ты –высказывания» и заменить их на «Я- высказывания».

Раздать родителям распечатанные памятки, которые подскажут, как будет правильней вести диалог со своим ребенком.

  1. Ты никогда меня не слушаешь (Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю);
  2. Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? (Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос – задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
  3. Вечно ты хамишь! (Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпеливой.)
  4. Ты всегда ужасно себя ведешь! (Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь сдержан).
  5. Ты всегда без спросу берешь со стола мои вещи!( Мне не приятно, когда без просу берут вещи. Предварительно, спроси меня, можно ли это сделать.
  6. Ты такой неряха! (Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей)
  7. Ты не мог бы сделать музыку потише? (Меня очень утомляет громкая музыка)

Ну и закончим мы наш практикум совместной творческой работой , чтобы закрепить приобретенные навыки, применить новые знания и в дальнейшем уметь создавать теплые дружеские отношения.

Создание коллажа

Перед каждой группой лежат журналы, ножницы, клей, фломастеры, листы бумаги. Предлагаю вам создать коллаж

,характеризующий идеальные взаимоотношения между детьми и родителями. Для этого можете выбирать, и вырезать из журналов те картинки , которые на ваш взгляд подходят для описания вашей позиции. И через несколько минут покажут созданный коллаж и дадут краткое описание, заложенной в этом коллаже идеи.

Заключительным этапом я хочу послушать Вас. Ответьте пожалуйста на вопросы:(отвечают и дети и родители)

  1. Счастливый ребенок это…
  2. Ребенку мешает быть счастливым…
  3. Что я могу сделать, чтобы ребенок/родитель был счастлив?( выслушиваем ответы каждого)

И в качестве домашнего задания в память о нашей встрече, мы хотим предложить вам дома всей семьей создать тематическую

памятку, в которой вы, в дополнение к сказанному, пропишите правила, которые необходимо учитывать взрослым и детям при взаимодействии. Правила обязательно помогут Вам грамотно организовать общение.

Перед каждой группой стоит задача выработать правила взаимоотношений, поведения, общения.

Главное не переборщить со строгостью. Правила должны соответствовать потребностям и ценностям вашей семьи. Будьте открыты для пересмотра списка правил по мере необходимости. Дети растут, взрослеют, поведение и ваши ожидания также будут меняться, поэтому можно правила при необходимости добавлять!

(Образец см. приложение 1)

Заключение ( возвращаемся к строчкам вступления)

…мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты тоже не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

(Выношу блюдо с гроздями винограда и угощаю всех присутствующих. Задаю вопрос - «А почему именно виноград?»

Оказывается вредитель не проникает в ягоду винограда, потому что виноград состоит полностью из воды, а вредителю для

существования нужен кислород . Получается, что главная задача родителей, чтобы ребенок был невосприимчивым ко всему дурному в окружающем мире.

Приложение 1

Образец правил, созданный совместно детьми и их родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Плоды"

данная разработка содержит в себе сценарий урока и презентацию. Яркая презентация поможет детям в более доступной форме усвоить материал....

Методическая разработка урока для 6 класса по теме "Распространение плодов и семян"

Урок построен в виде игры на основе разработки интерактиных заданий разработанных в программе Mimio studio 10.10. опубликованной мной       http://ims.edu-frn.spb.ru/index.php/mk/18-5i...

Методическая разработка урока по теме :"Плоды"

Методическая разработка урока по биологии, 6 класс, по теме "Плоды"...

Методическая разработка урока по биологии в 6 классе на тему:"Плоды"для конкурса "Учитель здоровья России - 2017"

Содержание: Строение, классификация и значение плодов.Цель урока: Познакомить учащихся с классификацией и значением плодов.Задачи урока:Образовательные:Познакомить учащихся в совместной деят...

Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьесе.

Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьес...

Методическая разработка к уроку: Особенности женского и мужского организма в зрелом возрасте

Методическая разработка к уроку:Особенности женского и мужского организма в зрелом возрасте...