Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьесе.
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная».
Автор программы Петлина В.А.
Л.Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьесе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l._tolstoy._plody_prosveshcheniya.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Западное управление министерства образования и науки Самарской области.
Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26
города Сызрани Самарской области.
Конкурс методических разработок «Лев Толстой – философ и просветитель».
Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная».
Автор программы Петлина В.А.
Л.Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьесе.
Петлина Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории.
Домашний адрес: 446012
ул. Днепропетровская, 14-1,
телефон: 8-927-772-48-33.
Вид занятия: усвоение нового материала.
Тип: с использованием коммуникативно-деятельноcтного подхода.
Цели занятия:
а) обучающая: дополнить сложившиеся представления учащихся о личности великого писателя, его творческой и общественной деятельности в 80-е годы XIX столетия; помочь увидеть проблематику комедии «Плоды просвещения», стилевые особенности;
б) развивающая: развитие исследовательских умений и навыков; навыков самостоятельного постижения и восприятия творчества Л.Н. Толстого, соотнесения их со своими внутренними представлениями;
в) воспитывающая: на примере творческой и общественной деятельности Л.Н. Толстого воспитывать уважение к народу; стремление отозваться на беды и страдания окружающих.
План занятия.
Содержание этапов. | Методы и формы работы. |
1. Мотивационное начало (обращение к эпиграфу). | Эвристическая беседа. |
2. Выход на тему урока. | Результаты проведенных исследований. |
3. Работа с текстом. | Выборочное чтение. Эвристическая беседа. Частичнопоисковая работа по теме. |
4. Актуализация новых знаний. | Кластер «Элементы комедийного стиля в пьесе». |
5. Итоги занятия. | Рефлексия. |
6. Домашнее задание. | Задания репродукционного характера. |
Наглядность и оборудование.
- Эпиграф к занятию: «Какая правдивость взглядов на жизнь, какая широта взмаха гениального художника видна во всей этой пьесе!» (И. Е. Репин.)
- выставка «Творчество Л.Н. Толстого в 20-е годы XIX века».
- Медиотека. Презентация к занятию.
- Словарь: комедия, спиритизм.
Ход занятия.
I. Мотивационное начало (обращение к эпиграфу).
− Прочитайте эпиграф к занятию. Соотнесите с вашими впечатлениями от чтения комедии Л.Н. Толстого «Плоды просвещения».
(Обмен мнениями).
II. Анализ исследовательской деятельности учащихся по творческой и общественной деятельности Л.Н. Толстого в 80-е годы XIX столетия (Самарский период).
1. 1883 год – последнее посещение Самарского Заволжья. Цель: ликвидация имения. Духовный кризис Льва Николаевича.
− В чем выразился этот кризис? (В разрыве со своим классом, в позиции патриархального крестьянства, в критическом отношении к государственному устройству, в кризисе официальной церкви. Как результат – свой образ жизни, граф приблизил к жизни трудового народа).
2. В переписке писателя с волжскими корреспондентами о голоде, нужде, бедственном положении крестьян, их безземелии, по словам М. Горького, «со страшной, почти чудесной силой открылась чуткая душа графа Толстого». Вот Лев Николаевич пишет: «Чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов, не праздное барство, увлеченное спиритизмом, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь…»
3. Работа со словарями; выяснение лексического значения слова «спиритизм».
4. Выводы учащихся по исследованиям переписки Толстого с крестьянами.
(Переписка с крестьянами – это жизненная основа пьесы «Плоды просвещения»).
Размышления о народе не оставляли писателя («мысль, очень занимающая меня в последнее время»); он знал насущные крестьянские нужды. Это ведет нас к словам мужиков в «Плодах просвещения» о том, что своего хлеба хватает только до рождества, а дольше его приходиться покупать, а для этого надо как-то зарабатывать деньги. Толстого тяготила мысль о своей земельной собственности, и только мысль о семье удерживала его от решительного шага («если бы я был один…»).
Пьеса сохранила связь с живой действительностью. Михаил Чиликин, Иван Кудрин – крестьяне, которых знал писатель и находился с ними в переписке. Именно Чиликин несколько раз произносит в пьесе фразу: «Земля наша малая, не то что скотину – курицу, скажем, и то выпустить некуда». Этот робкий герой решительно напоминает о крестьянской нужде: «Отец! Смилуйся. Как жить таперича».
Связь Толстого с Поволжьем не прошла бесследно не только для его широко известной общественной деятельности, но и для его художественного творчества.
5. Анализ переписки с управляющими имением В.И. Алексеевым и А.А. Бибиковым.
(«…Я давно уже решил, что деньги эти – аренда за землю должны поступить на пользу населения тех деревень, которые снимают эти земли, − на помощь нуждающимся, на школы, на учреждения зимних заработков…»).
6. Анализ благотворительности Л.Н. Толстого в период с 1883 по 1899 гг.
(Материалы презентации).
III. Выступления учащихся. «Судьба пьесы в Заволжье».
/В мае 1890 года в Самару пришло предписание, запрещающее «исполнение на сценах частных театров, как столичных, так и провинциальных, комедии в 4-х действиях графа Льва Толстого под заглавием «Плоды просвещения»; исполнение же этой комедии на любительских театрах может быть разрешимо».
Первого апреля 1891 года самарский губернатор рассылает новый циркуляр, запрещающий ставить пьесу даже профессиональным актером. «Слишком открыто и чересчур злобливо бьет по своему классу», − пишет губернатор в письме редактору газеты «Частные ведомости»/.
IV. Беседа по событийной основе пьесы.
− Почему действие в «Плодах просвещения» происходит именно в городе?
− Назовите черты, в высшей степени характерные для пореформенного русского крестьянства. Какое место нашли они в пьесе «Плоды просвещения»?
V. Эвристическая беседа.
− Какие проблемы затронуты автором в пьесе «Плоды просвещения»?
(Высмеяны увлечения «образованных» бар спиритизмом и другие пустые занятия. Сталкивая и сравнивая два мира – господский и народный, подчеркивая их непримиримую враждебность, писатель открыто выражает свои симпатии и антипатии. Одна из главных проблем – это проблема безземелия крестьян).
VI. Анализ исследований, проведенных по творческой истории пьесы.
Комедия «Плоды просвещения» была написана в 1890 году после «Власти тьмы». В ней Л.Н. Толстой изобразил праздное барство, увлекавшееся в ту пору спиритизмом. Это злая и очень остроумная сатира на господские причуды и господское безделье, которым противопоставляется острая нужда трудового безземельного крестьянства.
За работу над пьесой Толстой принялся под влиянием впечатления, испытанного им в 80-х годах от спиритического сеанса, бывшего в Москве на квартире его знакомого, князя Н.А. Львова. Спектакль предварительно поставлен был в домашнем театре в Ясной поляне 30 декабря 1889 года силами большей частью молодежи – детей Толстого и их знакомых и друзей. Непосредственно вслед за постановкой «Плодов просвещения» на яснополянской сцене Лев Николаевич взялся за основательную их доработку и переделку. Прототипом персонажей комедии послужили многие знакомые Толстого. Затем спектакль был повторен в Туле 15 апреля в 1890 года. Чтобы познакомиться с пьесой, из Москвы в Тулу специально приезжали А.И. Южин и В.И. Немирович-Данченко, высоко оценившие пьесу и ее постановку.
В 1891 году «Плоды просвещения» показывает общество искусства и литературы. Ставил спектакль К.С. Станиславский. Это была крупная режиссерская работа в драматическом театре будущего руководителя Московского Художественного театра и реформатора сценического искусства.
Первая постановка «Плодов просвещения» на профессиональной сцене состоялась 26 сентября 1891 года в петербургском Александровском театре.
Присутствующий на премьере И.Е, Репин на следующий день писал Т.Л. Толстой, дочери Льва Николаевича: «После второго акта стали кричать: автора! И так громко, что должен был выйти господин во фраке и сообщить со сцены, что автора в театре нет. Какая правдивость взгляда на жизнь, какая широта взмаха гениального художника видна во всей этой пьесе! Так освежило после всякой новой дребедени, которую дают в последнее время здесь, у нас. Спасибо Льву Николаевичу»,
По своей живости, сценичности, по несравненному юмору, брызжущему чуть ли не в каждой реплике действующих в ней персонажей, эта комедия занимает значительное место в мировом комедийном репертуаре.
VII. Стилистический эксперимент по содержанию пьесы.
− Определите жанр пьесы. (Комедия).
− Выделите элементы комедийного стиля в «Плодах просвещения». (Составление схемы. Сопоставление с материалами презентации).
VIII. Обобщение по теме. Рефлексия учащихся.
IX. Домашнее задание. Консультация.
Создание проекта пьесы на одну из тем:
- Мир семьи.
- В чем счастье человека.
- Образование и образованность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия в системе ОДОД по программе «Книга в моей жизни»
От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия....
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения»Занятия 15 – 16 . Стили речи
закрепить знания о стилях речи...
Методическая разработка занятия "Функциональные стили речи"
Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Русский язык и культура речи» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного ст...
Методическая разработка занятия по теме "Работа с документами" к образовательной программе дополнительного образования «Основы метода «слепой» печати с элементами делопроизводства»
Методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования в процессе преподавания основ современного делопроизводства, ориентированного ...
методическая разработка занятия по дополнительной общеобразовательной общеравивающей программе «Мой мир» "Город будущего"
Методическая разработка занятия по краеведению, ориентированно на учащихся в возрасте 7-11 лет....
Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Волга и Вазуза». Антитеза как прием раскрытия внутренних противоречий в характере героев. (5 класс. 2 часа).
Цели: а) ознакомление учащихся с творчеством Л.Н. толстого в период пребывания писателя в Самарском Заволжье (1871-1875 гг.); историей создания «Новой азбуки» и «Русских ...
Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Чем люди живы». Стремление писателя подчинить легенду законам притчи. (6 класс. 1 час).
Цели: а) познакомить учащихся с творческой и общественной деятельностью писателя в Самарский период 1881 года; расширить понятие легенды; выявить элементы сходства с притчей и сказкой...