Рефлексия на уроках не только русского языка.
методическая разработка

Перевощикова Виктория Викторовна

Что такое рефлексия? Когда удобно проводить ту или иную рефлексию? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Что же понимается под рефлексией?

Существуют несколько подходов к определению рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)

Рефлексия (в самом общем виде) – способность понимать, оценивать мысли и действия свои и другого человека. *

Психологи утверждают, что рефлексия это свойство человеческой психики, способность мышления к критическому самоанализу поступков, мыслей, чувств. Подобное свойство, позволяет, образно говоря, «оглянуться назад» и сделать необходимые выводы.

Мы же будем рассматривать особенности педагогической рефлексии в системе «учитель - ученик» по отношению к содержанию образования к формированию метапредметных умений в образовательном процессе. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия позволяет ученику и учителю оценивать свои действия и мысли, планировать деятельность, выбирать стратегию обучения.

Таким образом, рефлексия является обязательным условием развития таких качеств человека как:

  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности;
  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их;

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:

  • диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
  • проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
  • организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
  • коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
  • смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
  • мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
  • коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

Рефлексивные умения, с помощью которых происходит осмысление, конструирование и оценка реальной деятельности, управление ею, называют метакогнитивными умениями. Выше названные педагогические функции рефлексии отображаются в следующих метакогнитивных умениях учащихся:

  • Умение диагностировать то, что уже знает и то, что ещё не знает;
  • Умение ставить перед собой определённую учебную задачу и продумывать программу её осуществления;
  • Умение реализовывать намеченные планы (подбирать необходимый учебный материал, прорабатывать его);
  • Умение регулировать процесс собственного учения и контролировать успешность своих действий;
  • Умение анализировать результаты своих учебных действий, сопоставлять их с намеченными целями;
  • Умение определять направление дальнейшей работы над собой.

Итак, мы видим, что рефлексия это то средство, которое позволяет нам достичь тех метапредметных результатов, о которых говорится ФГОС. Рефлексия - это тот инструмент,  который позволяет нам воспитать человека – думающего, умеющего анализировать ситуацию, умеющего критически оценивать обстановку, находить пути решения, что так важно в условиях современного мира.

Рефлексия, с неё урок начинается, ею урок и заканчивается. Начиная урок, мы задаемся вопросом, что мы делали на прошлом уроке, что узнали, чему научились, решая определенную задачу, мы сталкиваемся с проблемой нехватки знания и начинаем планировать, что же ещё надо узнать, чему надо научиться. Заканчивая урок мы вновь задумываемся, а удалось ли нам достичь того что было запланировано, что успели сделать чего не успели, что получилось, а что наоборот вызвало затруднения. На мой взгляд, окончание урока должно быть похоже на не дописанную книгу, не досмотренный фильм, чтобы ученики понимали, что им есть ещё к чему стремиться.

Рефлексия может осуществляться по итогам различных временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

Выше мы уже обговаривали, что рефлексия это способность, а значит, как любую способность её можно развивать.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения

- анализ своих успехов

2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)

3 этап – анализ работы одноклассников

4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:

  • цель занятия;
  • содержание и трудности учебного материала;
  • тип занятия;
  • способы и методы обучения;
  • возрастные и психологические особенности учащихся.

Какая рефлексия бывает?

Однозначного подхода к определению классификации рефлексии нет. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся в различной литературе.

В педагогике различают рефлексию

  • по содержанию: устная и письменная;
  • по форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная;
  • по способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок;
  • по функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала;

Так же различают рефлексию собственной деятельности субъекта. Она рассматривается в трех формах:

-перспективная рефлексия проводится, как правило, в начале выполнения каждого практического задания и включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе планирования, выборе наиболее эффективных способах и приемов достижения поставленной цели

- ситуативная рефлексия проводится как правило, в процессе выполнения упражнения и предназначена для выявления непосредственной включенности обучающегося в проблему или ситуацию, осмысления её элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь» и «теперь». Как правило, такой вид рефлексии осуществляется в процессе диалога.

- ретроспективная рефлексия, как правило, служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности в конце занятия. Этот вид рефлексивной работы должен быть направлен на более полное осознание, понимание, обобщение и структурирование полученного результата.

Приемы организации рефлексии на уроке.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности

Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Рефлексия содержания учебного предмета

Рефлексия осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Этот приём рефлексии способствует осмыслению помех и затруднений в определённой ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Урок русского языка по теме "Вводный урок. Слово о русском языке"

Цели: познакомить уч-ся с учебником русского языка;Показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом;Развивать языковой вкус, творческие способности уч-ся;Совершенс...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...