Рефлексия на уроках не только русского языка.
методическая разработка
Что такое рефлексия? Когда удобно проводить ту или иную рефлексию?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Что же понимается под рефлексией?
Существуют несколько подходов к определению рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)
Рефлексия (в самом общем виде) – способность понимать, оценивать мысли и действия свои и другого человека. *
Психологи утверждают, что рефлексия это свойство человеческой психики, способность мышления к критическому самоанализу поступков, мыслей, чувств. Подобное свойство, позволяет, образно говоря, «оглянуться назад» и сделать необходимые выводы.
Мы же будем рассматривать особенности педагогической рефлексии в системе «учитель - ученик» по отношению к содержанию образования к формированию метапредметных умений в образовательном процессе. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия позволяет ученику и учителю оценивать свои действия и мысли, планировать деятельность, выбирать стратегию обучения.
Таким образом, рефлексия является обязательным условием развития таких качеств человека как:
- Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности;
- Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их;
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
- диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
- проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
- организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
- коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
- смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
- мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
- коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.
Рефлексивные умения, с помощью которых происходит осмысление, конструирование и оценка реальной деятельности, управление ею, называют метакогнитивными умениями. Выше названные педагогические функции рефлексии отображаются в следующих метакогнитивных умениях учащихся:
- Умение диагностировать то, что уже знает и то, что ещё не знает;
- Умение ставить перед собой определённую учебную задачу и продумывать программу её осуществления;
- Умение реализовывать намеченные планы (подбирать необходимый учебный материал, прорабатывать его);
- Умение регулировать процесс собственного учения и контролировать успешность своих действий;
- Умение анализировать результаты своих учебных действий, сопоставлять их с намеченными целями;
- Умение определять направление дальнейшей работы над собой.
Итак, мы видим, что рефлексия это то средство, которое позволяет нам достичь тех метапредметных результатов, о которых говорится ФГОС. Рефлексия - это тот инструмент, который позволяет нам воспитать человека – думающего, умеющего анализировать ситуацию, умеющего критически оценивать обстановку, находить пути решения, что так важно в условиях современного мира.
Рефлексия, с неё урок начинается, ею урок и заканчивается. Начиная урок, мы задаемся вопросом, что мы делали на прошлом уроке, что узнали, чему научились, решая определенную задачу, мы сталкиваемся с проблемой нехватки знания и начинаем планировать, что же ещё надо узнать, чему надо научиться. Заканчивая урок мы вновь задумываемся, а удалось ли нам достичь того что было запланировано, что успели сделать чего не успели, что получилось, а что наоборот вызвало затруднения. На мой взгляд, окончание урока должно быть похоже на не дописанную книгу, не досмотренный фильм, чтобы ученики понимали, что им есть ещё к чему стремиться.
Рефлексия может осуществляться по итогам различных временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
Выше мы уже обговаривали, что рефлексия это способность, а значит, как любую способность её можно развивать.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения
- анализ своих успехов
2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)
3 этап – анализ работы одноклассников
4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
- цель занятия;
- содержание и трудности учебного материала;
- тип занятия;
- способы и методы обучения;
- возрастные и психологические особенности учащихся.
Какая рефлексия бывает?
Однозначного подхода к определению классификации рефлексии нет. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся в различной литературе.
В педагогике различают рефлексию
- по содержанию: устная и письменная;
- по форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная;
- по способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок;
- по функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала;
Так же различают рефлексию собственной деятельности субъекта. Она рассматривается в трех формах:
-перспективная рефлексия проводится, как правило, в начале выполнения каждого практического задания и включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе планирования, выборе наиболее эффективных способах и приемов достижения поставленной цели
- ситуативная рефлексия проводится как правило, в процессе выполнения упражнения и предназначена для выявления непосредственной включенности обучающегося в проблему или ситуацию, осмысления её элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь» и «теперь». Как правило, такой вид рефлексии осуществляется в процессе диалога.
- ретроспективная рефлексия, как правило, служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности в конце занятия. Этот вид рефлексивной работы должен быть направлен на более полное осознание, понимание, обобщение и структурирование полученного результата.
Приемы организации рефлексии на уроке.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности
Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Рефлексия содержания учебного предмета
Рефлексия осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Этот приём рефлексии способствует осмыслению помех и затруднений в определённой ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Урок русского языка по теме "Вводный урок. Слово о русском языке"
Цели: познакомить уч-ся с учебником русского языка;Показать значение и роль слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом;Развивать языковой вкус, творческие способности уч-ся;Совершенс...
Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»
Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...