доклад на МО классных руководителей апрель 2023 год
материал

Сухомлина Елена Викторовна

«Традиционные подходы в духовно-нравственном воспитании обучающихся, воспитанников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo_aprel_2023god.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области

 «Колушкинская специальная школа-интернат»

 

 

 

Выступление

 на заседании методического объединения  классных руководителей

 

 

«Традиционные подходы в

духовно-нравственном воспитании обучающихся, воспитанников»

 

 

 

 

Подготовила:  

 Сухомлина Е.В.

Руководитель МО классных руководителей

 

 

 

 

 

Апрель 2023год

«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает…» В. А. Сухомлинский

Нравственное развитие, воспитание человека всегда волновали общество, особенно воспитание молодого поколения. Во все времена в разных странах проблемам воспитания уделяли большое внимание. Например, в России - Екатерина Великая, в Греции - Тацит, Петроний, Вергилий, в Китае - Конфуций, в Германии - Кант, Гегель, во Франции - Жан-Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем, и каждый из них в своих трудах осветил эту тему, философски раскрыл свое понимание важности становления человеческой личности. Можно задаться вопросом: почему такой интерес?

Дело в том, что воспитание личности неразрывно связано с жизнью, общества, семьи, государства.

Если нет достойного воспитания, то рухнет даже могущественное государство.

Что мы понимаем под понятиями: воспитание, мораль, нравственность?

Слова «нравственность», «мораль», «этика» синонимы, слова, близкие по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» (происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай, ввел его в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели, проявляющиеся в поведении человека, (например, такие качества, как мужество, благоразумие, честность), а «этикой» назвал науку об этих качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения, образовано оно от лат. Mos, что означало примерно то же, что ethos в греческом — нравственный обычай.  

В.И.Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»

В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство возвышается над церковью, создается новый идеал воспитанного человека — "человек государственный, слуга царю и Отечеству". "Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла". Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.  

От характера воспитанности и нравственных убеждений представителей общества зависят иногда судьбы целых народов, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Еще К.Д. Ушинский заметил, что умственное развитие не предполагает и не гарантирует прочной общественной нравственности. Он был убежден, что «очень умный человек может быть и очень большим плутом».

В XIX в. происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу. Закону Божьему возвращается статус главного учебного и воспитательного предмета.

Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, появление юных наркоманов и алкоголиков, с этими пороками трудно бороться, их трудно искоренить. Следствием (или причиной?) всего этого является недостаточное нравственное воспитание или вообще его отсутствие, утрата духовных ценностей, нравственных ориентиров подрастающего поколения, которое впоследствии будет представлять наше общество.

Для того чтобы наше общество было духовным, высоконравственным, необходимо воспитать достойного гражданина, и в достижении этой цели школа играет большую роль.

Современная школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения

В настоящее время в Федеральном государственном стандарте общего образования духовнонравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Целью современного образования, одной из приоритетных задач общества и государства, является воспитание духовнонравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование такой личности, с одной стороны, задача простая (она может быть решена в отдельной семье), с другой стороны, предельно сложная, поскольку требует изменения самого уклада общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации страны в целом. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества.

Для того чтобы наше общество было духовным, высоконравственным, необходимо воспитать достойного гражданина, и в достижении этой цели школа играет большую роль.

Современная школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Нравственное воспитание в современной школе согласно требованиям Федеральных стандартов осуществляется по следующим направлениям:

  • урочная деятельность;
  • внеурочная деятельность (культурные практики);
  • внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);
  • семейное воспитание;
  • изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Урочная деятельность. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности), но и  особое воспитательное значение имеет литература, история, отечественная и мировая художественная культура. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Важен при этом и пример педагога, выдержанного и мудрого не только в передаче знаний и наставлений, но и в умении наладить взаимоотношения с учеником.

Внеурочная деятельность. 

Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: традиционных праздников, викторин, выставок, игр, в деятельности кружков, секций, в разных формах дополнительного образования. Участие  во внеурочных мероприятиях обогащает их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре Внешкольная деятельность. 

Внешкольные мероприятия: экскурсии, посещение музеев, театров, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика, которая позволяет школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности.  

Семейное воспитание. 

Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовнонравственного развития школьника. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. В. А. Сухомлинский писал, что отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий. 

Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный компонент программ воспитания и социализации школьников. Большое значение в воспитании школьников имеет введение в учебных заведениях уроков по ОРГКС. В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами могут быть включены также сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, раскрыто значение других традиционных религиозных организаций, конфессий в формировании единого российского народа, основ его культуры, повседневной жизни, авторитета в Европе и мире.

Все компоненты воспитательного пространства образовательного учреждения призваны обеспечивать достижение единой цели — духовно-нравственное развитие личности гражданина России.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит, нравственно богатая жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено и семейное, и школьное воспитание.

Жизнедеятельность учащихся в школе – это не только организация познавательного процесса, но и сфера разностороннего, нравственно направленного социального взаимодействия с окружающим миром, интенсивного культурного и морального становления, школа гражданственности и гуманизма.

Задача педагога – осуществлять нравственное воспитание в школе, объяснить родителям, что их педагогическая грамотность зависит, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Таким образом, для достижения поставленной цели: воспитания духовно- нравственной личности, необходимо:

  1. Продолжить урочную деятельность, основанную на принципах ценностного образования, нравственного развития личности не только на уроках гуманитарного цикла, но и на остальных уроках;
  2. Во внеурочной деятельности продолжить проведение традиционных мероприятий, проводимых в школе; выработать цикл классных часов, направленных на духовно - нравственное воспитание учащихся.
  3. Во внешкольных мероприятиях продолжить знакомство с краеведением, экскурсионные проекты должны иметь продолжение: фотомонтаж о городе, который посетили, обмен впечатлениями, сообщения в форме отзывов, презентаций.
  4. Привлекать родителей к активному совместному участию в подготовке и проведению мероприятий, направленных на духовно- нравственное воспитание учащихся.
  5. Россия имеет богатую культурологическую основу традиционных российских религий. Основываясь на самых гуманных заповедях, наша церковь имеет большое влияние на духовно- нравственное воспитание молодого поколения. Необходимо развивать совместные проведение традиционных праздников.

Для духовно-нравственного воспитания обучающихся рекомендуются следующие формы нестандартных уроков:  

  1. Интегрированный урок. Как правило, такой урок проводят два учителя. Они совместно, с элементами дискуссии с учениками, осуществляют актуализацию знаний по нескольким темам, связанным с духовно-нравственным воспитанием, включая изложение нового материала. Такой урок позволяет осознать ребёнку, что мир — это целостная система, где каждый компонент связан с другим. Также у всех появляется возможность рассмотреть одно и то же явление с различных точек зрения. Очень интересно, как, например, вода видится в химии, какой её описывают в литературе и изображают в живописи. Жаль, что таких уроков проводится мало из-за постоянной нехватки времени на усвоение программы.
  2. Исследовательский урок. Его цель заключается в получении знаний о пользе морали и нравственности из первоисточников. Эти уроки развивают способность к самостоятельному мышлению, стимулируют познавательную активность и самостоятельность. Ученики учатся работать с историческими документами, учебниками и периодической прессой. В учебниках литературы есть несколько фрагментов Библии, но этого явно недостаточно. Вся ответственность опять же ложится на учителя, который должен постараться найти необходимые материалы и организовать эффективную работу с ними.
  3. Ролевая игра. Она требует от учеников принятия конкретных нравственных решений в проблемной ситуации, на основе своего понимания моральных принципов, в пределах роли. Каждая игра имеет разработанную основу сценария, главную часть которого необходимо доработать ученикам. Следовательно, поиск нравственного решения проблемы остается за школьниками. Но здесь важно тактично направить своих воспитанников в нужное русло, если они начинают заблуждаться и явно уходят в ложные представления.
  4. Театральное (театрализованное) представление. В отличие от ролевой игры, спектакль предусматривает более четкий сценарий, который регламентирует деятельность учеников непосредственно на уроке и увеличивает их самостоятельность во время подготовки сценария. Театрализованные представления направленны на то, чтобы вызывать интерес к рассматриваемым примерам с точки зрения нравственности и морали. Они опираются на образ, фантазию и воображение учеников. Поразмышляйте о том, как сыграть того или иного героя. Подумайте, чем он мотивировался, когда совершал очередной благородный или недостойный поступок. Как к нему отнеслись бы сами дети, будь этот ученик в их классе. Легко ли и приятно было бы с ним общаться? Почему? Какой совет можно дать своему герою? И обязательный элемент — это рефлексия: насколько удалась роль и какое впечатление произвёл сыгранный персонаж.          Воспитание духовно-нравственных устоев в семье является частью широкого процесса воспитания, участником которого  обязательно является образовательное учреждение. Именно школа призвана быть активным участником семейного воспитания школьников. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Первые уроки нравственности дети получают в семье. Именно семья является первым важным социальным институтом на пути нравственного становления личности. Всё лучшее закладывается в семье: дети впитывают все жизненные впечатления и жизненный опыт получают вместе с любовью матери и её поддержкой, с отцовским уважением.  

 Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.  

Перед нашим центром образования ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Поэтому в нашей работе мы ставим следующие цели:

  • воспитание гражданско-патриотических чувств;
  • содействие духовному возрождению нынешнего поколения путем приобщения к православным и народным традициям;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование ценного отношения к здоровью;
  • воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде;
  • приобщение к духовным ценностям через художественную литературу, изобразительное искусство, музыку.

Учитель должен максимально сблизить интересы родителей и учителей по формированию развитой личности.

При работе с родителями реализуются следующие задачи:

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей;
  • вовлечение родителей в организацию внешкольной и внеклассной работы с детьми;

-создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса – педагогов, детей и родителей.

В работе с педагогами решаются задачи:

— формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;

— формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;

— освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.  Ожидаемые результаты:

  • использование возможности семьи, формирование и развитие у детей и молодежи личностных качеств труженика, творческого человека, способного разумно мыслить и целесообразно действовать в новых условиях. 
  • родители являются живым примером для своих детей и именно их усилия и старания формируют у детей уважительное отношение к семейным обязанностям, осознание национальных традиций.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых.  Мы считаем, очень важно для воспитания духовно богатой личности ребёнка правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей, своих предков.

Современные  родители  не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в нашей деятельности  занимает просветительская работа с родителями.

Для этого мы используем такие формы работы с родителями:

  • индивидуальные консультации;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии  по родному краю;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; - помощь родителей учителю в организации и подготовке праздников; - один раз в триместр проводится родительское собрание.

Совершенствование межличностных отношений педагогов, обучающихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», театральные постановки ко дню учителя и дню мамы и т.д.).

Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов обучающихся, проведения совместных экологических акций, написания заметок в школьную газету «Маршрут №42», освещения внеклассных и внешкольных мероприятий на сайте школы.

Взаимодействие учителей, обучающихся и их родителей можно увидеть в следующих направлениях: 

  • В качестве приоритетных выступают формы неопосредованного взаимодействия с семьей: индивидуальные встречи (в школе, посещение семей на дому), беседы, педагогическая поддержка родителей, помощь в решении проблем в воспитании детей.
  • Адресная помощь семьям «группы риска» оказывается на заседаниях административного совета педагогической поддержки обучающихся. Цель деятельности совета - воспитательнопрофилактическая работа с обучающимися и их родителями.
  • Деятельность совета, направленная на организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников, родителей, создает в школе определенный этический климат заботы о тех детях, которые в ней больше всего нуждаются.

В результате такого взаимодействия семьи и школы у ребят повышается интерес к истории и культуре Тульского края, расширяется их культурный кругозор. Они приобретают возможность реализовать свои творческие способности, становятся более активными, участвуют в общешкольных мероприятиях, что способствует сплочению детского коллектива. Однако необходимо помнить, что духовность невозможно воспитать определённым количеством проведённых мероприятий.  

 Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы. Поэтому, чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.

В заключении хотелось бы сказать, наша школа – интернат не только место, где учатся дети. Здесь дети живут яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность обучающихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей нашего центра образования, наполненная разнообразными делами,  организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

 

Литература:

  1. Е.Н. Ильин «Урок продолжается», «Искусство общения», «Как увлечь «Шаги навстречу», «Рождение урока», «Путь к ученику» - М., 1998
  2. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.
  3. Крутецкий В. А. Психология. – М., 1986.
  4. Ломоносов М.В. Для пользы общества. М., 1990. С. 42
  5. Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.
  6. Новиков Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей»// Умом и сердцем. – М., 1989.
  7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»

Доклад на ШМО классных руководителей на тему «Система воспитательной работы классного руководителя как условие социализации выпускников»...

Открытый доклад на XXXIV конференции ИТО 2023 «Создание модели кукольного домика на занятиях внеурочной деятельности с использованием ИКТ»

Развитие системы образования тесно связано с необходимостью овладения компетенциями выпускников школ. Сегодня это умение использовать информационно-коммуникационные возможности. Учащиеся ГБОУ ТРОЦ &la...

Классный час 2023

Классный час...

Доклад на окружном семинаре классных руководителей. 2023 год

Доклад на окружном семинаре классных руководителей...