РМО "«Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста вусловиях дополнительного образования»
учебно-методический материал
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ПЕДАГОГОВ ДОО
Тема заседания:
«Инновационнаядеятельность в дополнительном образовании: проблемы, перспективы, находки»
Представлениеопыта работы по теме:
«Нетрадиционные техники изобразительного творчествакак путь развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста вусловиях дополнительного образования»
Подготовила: Долгова Елена Владимировна,
Педагог дополнительного образования
МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска.
Тайшет, 2022
Ценность дополнительного образования детейсостоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования,способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивациюобучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могутразвивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществеи получают возможность полноценной организации свободного времени.
Инновационной деятельностью можно назватьи нетрадиционные методы рисования. Нетрадиционное рисование - это большойтолчок к развитию воображения, самостоятельности, инициативы и индивидуальностикаждого ребёнка. Применяя и комбинируя разные техники рисования, дети учатся думать,самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы рисунок получился болеевыразительным. Если, к примеру, на обычном занятии по изобразительнойдеятельности, рисуя с детьми медвежонка, работы получаются похожими, то назанятии по нетрадиционному рисованию, работы, нарисованные в одной технике,например, печать поролоном, для создания пушистости, работы получаются,настолько разными и каждая работа имеет свою индивидуальность. А сколькоположительных эмоций видишь на лицах детей при изучении новой техникирисования. «Как это, рисовать пальцем? Вилкой? Палочкой?» Но, только стоитпоказать пример работы, предполагаемые результаты. Всё оказывается очень легкои просто. Работы, выполненные в нетрадиционной технике, не могут не получиться.Нетрадиционная техника рисования не позволяет копировать образец это даётбольшой толчок к проявлению фантазии, самостоятельности, самовыражения. Каждаяиз техник это маленькая игра их использование позволяет почувствовать себясмелее. Результат работы ребёнка также может зависеть и от егозаинтересованности. На занятии я использую дополнительные стимулы, такие каксюрпризный момент, эмоциональную речь, дидактические игры, ведь это основнойвид деятельности детей. Дидактические игры я оформила в лэпбук, с которымудобно работать как на занятии, так и давать в группы для взаимосвязи спедагогом. Лэпбук, также, считается инновационным средством в работе сдошкольниками. Он помогает быстро и в игровой форме закрепить изученныйматериал.
Намоих занятиях, всегда звучит классическая музыка. Музыкальное сопровождениеспособствует созданию психологического комфорта и эмоционального благополучиякаждого ребёнка. Считается, что классическая музыка способствует быстромуусвоению информации и влияет на работоспособность ребят.
Учитывая возрастные особенностей детей, мыуже изучили следующие техники нетрадиционного рисования.
· Кнетрадиционным методам относится кляксография – техника рисования длядетей, которая основана на превращении капель краски на бумаге в художественныеобразы. Кляксографиейназывается рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходиморазглядеть определенный образ, подключив фантазию. Эта техника идеальноподходит для детей, так как не требует особых навыков, задатков италантов. Ее можно сочетать с другими методиками, дополнять картины спомощью красок, бумаги, пластилина, раздувать кляксы через трубочку илипозволять им свободно растекаться.
· Монотипия -это графическая техника. Впереводе с греческого языка монотипия –один отпечаток. Рисунок наноситсясначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другуюповерхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый,неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, аможно дополнить новыми деталями. С помощью монотипии можно необычным способомотобразить симметричный предмет. Мы с ребятами рисовали осенний пейзаж втехнике монотипия. Где осенний лес отражался в воде.
· Печатьлистьями. Рисованиеотпечатками листьев относится к нетрадиционным техникам. Выполненные работысмотрятся всегда интересно и креативно. Творческое занятие приносит массу удовольствияи может заинтересовать даже тех малышей, которые не любят рисовать в принципе.
· Рисование мятой бумагой в детскомсаду — это новое, интересное, необычное занятие, которое способномаксимально раскрыть творческие способности ребенка. Оно также прекрасноразвивает мелкую моторику. Это замечательные упражнения для детских пальцев.Рисование мятой бумагой способствует и развитию воображенияу малышей. На мятый бумажный лист наносится краска и делаем отпечаток наработе. В этой технике мы с ребятами любим делать фон. И рисовали осеннийпейзаж.
· Печать упаковочной пупырчатой плёнкой. Вэтой технике работы получаются удивительными.
· Пуантилизм. Как очевидно из названия,пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). И, следовательно, этатехника вполне по силам детям дошкольного возраста.
Особенность техники — «пуантилизм»- этоотказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистыхцветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии.
· Печать поролоном. Рисованиепоролоновой губкой доступно даже малышам, так как позволяет быстро получитьизображение, широкими мазками. Использование при рисовании губки позволяетпередать шероховатость изображаемого, пушистость шкурки зверя, объёмность.
· Рисование пальчиком. Превращает рисованиев весёлую игру. Пальчиковое рисование – это не толькоинтересно и весело, но и очень полезно. С его помощью развивается мелкаямоторика.
Яне стою на месте. Так же планирую изучение с детьми и других техникнетрадиционного рисования.
После каждого занятияоформляется выставка детских работ. Куда в любое время приходят родители, педагоги.Так же все работы, родители могут посмотреть на моей странички в Telegram t.me/Usrebenok1 «Успешный ребёнок», которую я регулярнопополняю детскими работами.
Мыс ребятами довольно часто участвуем в конкурсах, и результат есть всегда.Первое наше участие было в муниципальной выставке творческих работ в рамкахВсемирного дня рукоделия, «Фантазия. Искусство. Мастерство!» Где ребятаполучили дипломы призёров 2 и 3 степени. В этом конкурсе участвовала и я, вноминации декоративно-прикладное творчество, получила диплом призёра 3 степени.
Участвовалис воспитанницей в областном конкурсе напротивопожарную тему «Безопасность-этоважно!», результаты будут позже.
Участвовалис детьми в муниципальной экологической акции «Покормите птиц!»
Участвовалив творческом конкурсе «Чудесные сказки Корнея!» посвящённые 140-летию со днярождения Корнея Ивановича.
Такжеприняли участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Обитатели рек,морей и океанов» где получили первые и вторые места.
Ятоже принимаю участие в разных конкурсах. «Диплом лауреата с отличаем» яполучила в конкурсе творческое эссе, который проводился под девизом «Познаваясебя, познаёшь мир».
Принялаучастие в районном конкурсе мастер-классов среди педагогов «ГородМастеров-2022»
Принялаучастие во Всероссийском конкурсе лэпбуков «Творим вместе»
Такжеготовлюсь к конкурсу «Мастер - Золотые руки».
Используя с детьми нетрадиционные техники рисования можносделать следующие выводы:
· Для развития творческих способностейнедостаточно использовать в работе с детьми только традиционные способырисования, важно систематическое использование и нетрадиционных техникрисования.
· Применение нетрадиционных техник рисованияспособствует развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, внимания,усидчивости, наблюдательности, изобразительных навыков и умений, эстетическоговосприятия, учатся свободно мыслить.
· Чувство удовлетворения от собственногорезультата, формирует адекватную самооценку детей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание системы работы по применению творческих игр для развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речевой активности, активизация мыслительной деятельности, творческого воображения...
Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник аппликации
Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития творческого отношения у детей к окружающей действительности. Чтобы создать условия для лич...
Статья «Использование мультфильмов, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
На первом плане в условиях развития образования в современном обществе возникает вопрос творческой самореализации личности. Ребенок более, чем взрослый, отзывчив на все, что звенит, трещит, шелестит, ...
Реализованный проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации» Кружковая работа «Умелые ручки» 2020-2021г.г.
Кружковая работа результат...
Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».
Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки»....
«Детская киностудия как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
В нашу повседневную жизнь быстрым темпом входят различные компьютерные технологии. Поэтому одной из основных задач педагога является подбор современных форм и методов работы с детьми, которые будут эф...