РМО "«Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста вусловиях дополнительного образования»
учебно-методический материал
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ПЕДАГОГОВ ДОО
Тема заседания:
«Инновационнаядеятельность в дополнительном образовании: проблемы, перспективы, находки»
Представлениеопыта работы по теме:
«Нетрадиционные техники изобразительного творчествакак путь развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста вусловиях дополнительного образования»
Подготовила: Долгова Елена Владимировна,
Педагог дополнительного образования
МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска.
Тайшет, 2022
Ценность дополнительного образования детейсостоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования,способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивациюобучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могутразвивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществеи получают возможность полноценной организации свободного времени.
Инновационной деятельностью можно назватьи нетрадиционные методы рисования. Нетрадиционное рисование - это большойтолчок к развитию воображения, самостоятельности, инициативы и индивидуальностикаждого ребёнка. Применяя и комбинируя разные техники рисования, дети учатся думать,самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы рисунок получился болеевыразительным. Если, к примеру, на обычном занятии по изобразительнойдеятельности, рисуя с детьми медвежонка, работы получаются похожими, то назанятии по нетрадиционному рисованию, работы, нарисованные в одной технике,например, печать поролоном, для создания пушистости, работы получаются,настолько разными и каждая работа имеет свою индивидуальность. А сколькоположительных эмоций видишь на лицах детей при изучении новой техникирисования. «Как это, рисовать пальцем? Вилкой? Палочкой?» Но, только стоитпоказать пример работы, предполагаемые результаты. Всё оказывается очень легкои просто. Работы, выполненные в нетрадиционной технике, не могут не получиться.Нетрадиционная техника рисования не позволяет копировать образец это даётбольшой толчок к проявлению фантазии, самостоятельности, самовыражения. Каждаяиз техник это маленькая игра их использование позволяет почувствовать себясмелее. Результат работы ребёнка также может зависеть и от егозаинтересованности. На занятии я использую дополнительные стимулы, такие каксюрпризный момент, эмоциональную речь, дидактические игры, ведь это основнойвид деятельности детей. Дидактические игры я оформила в лэпбук, с которымудобно работать как на занятии, так и давать в группы для взаимосвязи спедагогом. Лэпбук, также, считается инновационным средством в работе сдошкольниками. Он помогает быстро и в игровой форме закрепить изученныйматериал.
Намоих занятиях, всегда звучит классическая музыка. Музыкальное сопровождениеспособствует созданию психологического комфорта и эмоционального благополучиякаждого ребёнка. Считается, что классическая музыка способствует быстромуусвоению информации и влияет на работоспособность ребят.
Учитывая возрастные особенностей детей, мыуже изучили следующие техники нетрадиционного рисования.
· Кнетрадиционным методам относится кляксография – техника рисования длядетей, которая основана на превращении капель краски на бумаге в художественныеобразы. Кляксографиейназывается рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходиморазглядеть определенный образ, подключив фантазию. Эта техника идеальноподходит для детей, так как не требует особых навыков, задатков италантов. Ее можно сочетать с другими методиками, дополнять картины спомощью красок, бумаги, пластилина, раздувать кляксы через трубочку илипозволять им свободно растекаться.
· Монотипия -это графическая техника. Впереводе с греческого языка монотипия –один отпечаток. Рисунок наноситсясначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другуюповерхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый,неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, аможно дополнить новыми деталями. С помощью монотипии можно необычным способомотобразить симметричный предмет. Мы с ребятами рисовали осенний пейзаж втехнике монотипия. Где осенний лес отражался в воде.
· Печатьлистьями. Рисованиеотпечатками листьев относится к нетрадиционным техникам. Выполненные работысмотрятся всегда интересно и креативно. Творческое занятие приносит массу удовольствияи может заинтересовать даже тех малышей, которые не любят рисовать в принципе.
· Рисование мятой бумагой в детскомсаду — это новое, интересное, необычное занятие, которое способномаксимально раскрыть творческие способности ребенка. Оно также прекрасноразвивает мелкую моторику. Это замечательные упражнения для детских пальцев.Рисование мятой бумагой способствует и развитию воображенияу малышей. На мятый бумажный лист наносится краска и делаем отпечаток наработе. В этой технике мы с ребятами любим делать фон. И рисовали осеннийпейзаж.
· Печать упаковочной пупырчатой плёнкой. Вэтой технике работы получаются удивительными.
· Пуантилизм. Как очевидно из названия,пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). И, следовательно, этатехника вполне по силам детям дошкольного возраста.
Особенность техники — «пуантилизм»- этоотказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистыхцветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии.
· Печать поролоном. Рисованиепоролоновой губкой доступно даже малышам, так как позволяет быстро получитьизображение, широкими мазками. Использование при рисовании губки позволяетпередать шероховатость изображаемого, пушистость шкурки зверя, объёмность.
· Рисование пальчиком. Превращает рисованиев весёлую игру. Пальчиковое рисование – это не толькоинтересно и весело, но и очень полезно. С его помощью развивается мелкаямоторика.
Яне стою на месте. Так же планирую изучение с детьми и других техникнетрадиционного рисования.
После каждого занятияоформляется выставка детских работ. Куда в любое время приходят родители, педагоги.Так же все работы, родители могут посмотреть на моей странички в Telegram t.me/Usrebenok1 «Успешный ребёнок», которую я регулярнопополняю детскими работами.
Мыс ребятами довольно часто участвуем в конкурсах, и результат есть всегда.Первое наше участие было в муниципальной выставке творческих работ в рамкахВсемирного дня рукоделия, «Фантазия. Искусство. Мастерство!» Где ребятаполучили дипломы призёров 2 и 3 степени. В этом конкурсе участвовала и я, вноминации декоративно-прикладное творчество, получила диплом призёра 3 степени.
Участвовалис воспитанницей в областном конкурсе напротивопожарную тему «Безопасность-этоважно!», результаты будут позже.
Участвовалис детьми в муниципальной экологической акции «Покормите птиц!»
Участвовалив творческом конкурсе «Чудесные сказки Корнея!» посвящённые 140-летию со днярождения Корнея Ивановича.
Такжеприняли участие во Всероссийском детском творческом конкурсе «Обитатели рек,морей и океанов» где получили первые и вторые места.
Ятоже принимаю участие в разных конкурсах. «Диплом лауреата с отличаем» яполучила в конкурсе творческое эссе, который проводился под девизом «Познаваясебя, познаёшь мир».
Принялаучастие в районном конкурсе мастер-классов среди педагогов «ГородМастеров-2022»
Принялаучастие во Всероссийском конкурсе лэпбуков «Творим вместе»
Такжеготовлюсь к конкурсу «Мастер - Золотые руки».
Используя с детьми нетрадиционные техники рисования можносделать следующие выводы:
· Для развития творческих способностейнедостаточно использовать в работе с детьми только традиционные способырисования, важно систематическое использование и нетрадиционных техникрисования.
· Применение нетрадиционных техник рисованияспособствует развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, внимания,усидчивости, наблюдательности, изобразительных навыков и умений, эстетическоговосприятия, учатся свободно мыслить.
· Чувство удовлетворения от собственногорезультата, формирует адекватную самооценку детей.
Спасибо за внимание!
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/06/05/jio6br8a2go.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/16/picture-314116-1381917976.jpg)
Описание системы работы по применению творческих игр для развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речевой активности, активизация мыслительной деятельности, творческого воображения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/24/picture-49246-1406201574.jpg)
Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/20/picture-727602-1450629595.jpg)
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник аппликации
Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития творческого отношения у детей к окружающей действительности. Чтобы создать условия для лич...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-974767-1517421053.jpg)
Статья «Использование мультфильмов, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
На первом плане в условиях развития образования в современном обществе возникает вопрос творческой самореализации личности. Ребенок более, чем взрослый, отзывчив на все, что звенит, трещит, шелестит, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/08/picture-947879-1536395480.jpg)
Реализованный проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации» Кружковая работа «Умелые ручки» 2020-2021г.г.
Кружковая работа результат...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/18/picture-1170381-1571384203.jpg)
Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».
Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/10/picture-1046856-1665405213.jpg)
«Детская киностудия как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
В нашу повседневную жизнь быстрым темпом входят различные компьютерные технологии. Поэтому одной из основных задач педагога является подбор современных форм и методов работы с детьми, которые будут эф...