Выступление «Пути и способы формирования финансовой грамотности как одной из компетенций обучающихся в современной школе»,2.01.2021
статья

Кудрявцева Светлана Юрьевна

Финансовая грамотность – это инструмент, а наша задача научить школьников пользоваться этим инструментом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_29.01.21_kudryavtseva.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему:

 «Пути и способы формирования финансовой грамотности как одной

из компетенций обучающихся в современной школе»

29.01.2021г.                                                                                 Кудрявцева С.Ю.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Свое выступление я начинаю словами итальянского экономиста Анны Марии Лусарди: «Финансовая грамотность «не впитывается с молоком матери», даже если мать – жена олигарха. Это значит, что финансовой грамотности надо учить, она не возникает у человека сама по себе, просто так.

И еще  высказывание Роберта Кийосаки - родоначальника теории финансовой грамотности: «Деньги – это одно из воплощений силы. Но еще большей силой обладает финансовое образование».

Сегодня трудно себе представить мир без денег. Ежедневно  мы говорим об ипотеке, банковских процентах, страховке, кредитах, инфляции, то есть о том, что стало реальностью большинства граждан.

Поэтому экономическому образованию сегодня уделяется большое внимание на самом высоком уровне. Частью его является финансовая грамотность. В 2017 г. Правительством РФ утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023гг.

В  настоящее время  финансовая грамотность включена в исследования компетенций обучающихся по системе PISA.

Для лучшего понимания данной темы, необходимо более подробно рассмотреть само понятие «финансовая грамотность». Перед вами три определения.

Как видим, финансовая грамотность предполагает принятие  собственных  решений по вопросам финансового обеспечения.

В исследовании PISA финансовая грамотность в целом понимается как личная финансовая грамотность, т.е. способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

По своему содержанию финансовая грамотность является многоаспектным и многокомпонентным понятием. 

Основными ее компонентами являются:

  • финансовые знания;
  • когнитивные и практические умения в работе с финансовыми материалами в конкретных ситуациях;
  • способы действия (навыки), отвечающие финансовым требованиям повседневной жизни в современном обществе.

Финансовая грамотность оценивается PISA с точки зрения трёх составляющих: содержания, познавательных действий и контекста.

Перед вами пример самой простой задачи по финансовой грамотности из сборника открытых заданий PISA-2018.

Как видим, выполнение задачи требует от обучающихся быть компетентными в различных аспектах содержания финансовой тематики, демонстрировать различные умения, а также ориентироваться в разнообразных социальных контекстах применения этих умений.

Финансовая грамотность формируется среди обучающихся целым комплексом предметов, но особая роль принадлежит обществознанию. Вместе с тем его изучение не предполагает введение специального раздела «Финансовая грамотность», хотя задания  ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию включают проверку знаний по ее основам.

Например, задание № 6 в огэ по обществознанию с 2020 года проверяет уровень финансовой грамотности обучающихся в сфере оказания банковских услуг,  противодействия финансовому мошенничеству. Такой вид заданий не подразумевает расчетов, но требует владения базовыми компетенциями финансовой грамотности.

В егэ  вопросы финансовой грамотности включены с 2018 года. Элементы содержания, проверяемые на экзамене, прописаны в кодификаторе под номером 2.16 «Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина».

Перед вами образцы заданий, над которыми мы работаем при подготовке к ГИА. Как видим, эти задания с задачей по системе PISA вроде бы похожи, но в то же время отличаются. Поэтому необходима дополнительная подготовка школьников для успешного выполнения заданий системы PISA.

В 2018 году наша школа стала опорной по реализации проекта «Содействие повышению уровня  финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Мы получили учебные пособия в количестве 30 штук, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя на безвозмездной основе. С использованием переданного УМК под ред. Чумаченко и Горяева в школе третий год  ведется элективный курс «Основы финансовой грамотности».

Приоритетными направлениями при изучении финансовой грамотности является работа с ресурсами сети Интернет. Тем более, что все УМК по финансовой грамотности доступны в электронном виде на порталах.

Предлагаю список цифровых ресурсов для организации работы со школьниками  1-11 классов.

Дружи с финансами - https://вашифинансы.рф/

Финансы просто - https://finagram.com/prostye-finansy-ot-sberbanka/

Все о банковских картах MasterCard - http://www.finuse.ru/karta-platezhnoj-sistemy-mastercard.html

Жизненные ситуации от пенсионного фонда России - http://www.pfrf.ru/knopki/zhizn

Высшая школа экономики
https://fmc.hse.ru/methbank

ХОЧУ.МОГУ.ЗНАЮ.

Уроки тетушки Совы

Интерактивный мультфильм «Богатый Бобренок»

Учебные серии  на сайте edu.pacc.ru: «Любовь. Дружба. Экономика.»

Чтобы обеспечить качественное обучение основам финансовой грамотности, необходимы подготовленные кадры. Учителя  нашего методического объединения успешно проходят курсы повышения квалификации по преподаванию основ финансовой грамотности. Это Завьялов М.В., Чуйкова О.В., Кудрявцева С.Ю.

Социальное партнерство подразумевает привлечение к процессу воспитания работников финансовой сферы, предпринимательской общественности. Регулярными стали встречи с представителями Национального банка Республики Мордовия, Роспотребнадзора, организована  экскурсия в Национальный банк. В рамках сотрудничества с Национальным банком в декабре 2020 г. в целях апробации разработанного сценария мероприятия в 10а классе была проведена экономическая игра «Дом вести – не лапти плести».

Ежегодно в нашей школе проходят недели финансовой грамотности для обучающихся 5-11 классов. Этот год особенный. В первом полугодии мы не проводили очную неделю, планируем на апрель, приглашаем принять участи всех классных руководителей и учителей-предметников. В этом году в период с 24 по 31 октября 2020 г. состоялась он-лайн Всероссийская неделя финансовой грамотности 2020. Ученики школы совместно с учителями приняли самое активное участие в мероприятиях недели: поступили на онлайн курс по финансовой грамотности «Современные платежные системы», приняли участие в международной олимпиаде «Марафон финансовой грамотности», прошли  тестирование «Легко ли Вас обмануть мошенникам?», написали Кибердиктант, поучаствовали в квестах «Мир финансов», «Выгодная покупка», старшеклассники в интерактивном формате смогли подготовиться к безопасному использованию банковских карт, приняв участие в мероприятиях от платежной системы «Мир».

Материальная база нашей школы позволяет нашим обучающимся уже третий год принимать участие в проекте «Онлайн уроки по финансовой грамотности». Этот уникальный проект, рассчитанный на обучающихся 6-11 классов предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений. С 21 января открылась весенняя сессия он-лайн уроков, а, значит, вновь учителями нашего МО будет развернута активная работа по подключению и участию в он-лайн уроках по финансовой грамотности.

Подведем итоги. Финансовая грамотность – это инструмент, а наша задача научить школьников пользоваться этим инструментом. Обращаю ваше внимание, финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

В заключении предлагаю:

во-первых,  на следующий учебный год рассмотреть возможность корректировки рабочих программ по обществознанию, включив в них отдельны модулем «Финансовую грамотность».

во-вторых,  активнее включаться в работу учителей начальной школы, классных руководителей всех классов.

в-третьих, проводить просветительские  лектории для родителей, ведь их помощь неоценима в решении практических вопросов.

Только совместная работа на всех уровнях способна привести к хорошим результатам и  успешно выполнить задания по финансовой грамотности в исследовании PISA обучающимися нашей школы.

Немецкому писателю 19 века Бертольду Авербаху принадлежат слова: «Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».

Желаю  всем иметь высокую заработную плату, чтобы нажить много денег и овладеть искусством, как правильно ими распорядиться. И на последок пять советов:

  1. Всегда вести строгий учет и анализ своих финансов.
  2. Всегда формируйте подушку финансовой безопасности, откладывая 10 процентов от любого дохода.
  3. Ходите в магазин со списком продуктов и не делайте спонтанных покупок. Если вдруг что-то захочется купить, используйте два правила:
  4. Правило 10 секунд: если вдруг спонтанно захотелось сделать мелкую покупку, за 10 секунд назовите себе три причины, зачем вам это нужно сейчас. Если получилось, покупайте, нет – не стоит, вы можете прожить без нее.
  5. Правило 30 дней: если вдруг спонтанно вы захотели приобрести среднюю или крупную вещь, отложите ее покупку на 30 дней. Если желание не пропадет, смело покупайте.

Будьте богатыми и успешными! Повышайте свою финансовую грамотность и учите ей своих  учеников. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлено краткое  описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....

Педагогический проект "Формирование функциональной грамотности и читательской компетенции обучающихся средствами проектной деятельности на этапе реализации ФГОС ООО."

В своей педагогической практике авторский коллектив проектной группы   активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедилась в том, что проектная деятельность учащихся ...

Статья "Проблемы формирования читательской грамотности как метапредметной компетенции обучающихся 5-9 классов"

Основным умением, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, зависят не только его успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. За посл...

«Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»

laquo;Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»...

Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...